Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
§ 1. Социально-психологические и гносеологические детерминанты эзотеризма Для того, чтобы разобраться в хаосе разнообразных форм и видов эзотеризма, необходимо попытаться внести в этот конгломерат определенную систему для распределения всего изучаемого материала по категориям и группам. Методологические принципы такого анализа были изложены нами в главе I. Основой типизации послужило выделение видовых, а не единичных понятий. Причины жизнеспособности и устойчивости эзотеризма в разные исторические эпохи заключается в его особенностях, в самой сущности этого явления. В механизм функционирования ("живучести") мы включаем функционно-ролевую сторону феномена; элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям; социально-психологические и гносеологические корни явления; закономерности развития. Описание теоретической модели эзотеризма, основу которой составляет механизм функционирования ("живучести"), целесообразно начать с выяснения социально-психологических и гносеологических причин возникновения и существования эзотеризма. Социальные корни эзотеризма скрыты в соответствующих видах человеческой деятельности. Однако важной причиной может также быть своеобразный поиск выхода за пределы общепринятых в обществе знаний, идей, теорий, получение нетрадиционного эмпирического опыта. Поскольку человечество прошло большую школу насилия, многие его представители сознательно стремятся к власти над другими людьми, в том числе к власти духовного порядка, ключи от которой часто лежали в эзотерической области. Социальные корни феномена заключаются также в выполнении эзотеризмом ряда функций, среди которых можно выделить мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и функцию идеологического обеспечения социального управления.
Мировоззренческую функцию эзотеризм реализует благодаря, прежде всего, наличию в эзотерических доктринах и концепциях определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Эзотерические взгляды включают миропонимание, миросозерца- ние, мирочувствование, мироотношение и пр. Эзотерическое мировоззрение задает "рамочную конструкцию" представлений о смысле Бытия, в центре которой стоит категория Абсолюта как "предельного" критерия, включающего также целеполагание и смыслополагание человеческой жизнедеятельности. Компенсаторная функция эзотеризма состоит в том, что он восполняет зависимость людей от материальных условий существования, всех бед и несправедливостей социального бытия. Реальное угнетение и социальное неравенство преодолевается "свободой в духе", материальной поддержкой общины нуждающихся. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение от познания "закрытых" тайн. Эзотеризм активно выполняет коммуникативную функцию. Во многих объединениях эзотерического характера эта функция становится главной, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, объединения людей по интересам, восприятия человека человеком. Общение строится по двум планам: 1) членов эзотерической общины друг с другом; 2) эзотериков с высшими Мирами, трансцендентальными сущностями — в медитации, "тайнозрении", литургии, молитве. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, ритуалов, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, поведенческих стандартов и ценностных ориентаций, контроля (слежения за реализацией предписаний).
Эзотеризм, являясь культурно-историческим феноменом, выполняет культуртранслирующую функцию. Он способствует развитию определенных слоев культуры, особенно искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религии, осуществляет передачу накопленного духовного наследия от поколения к поколению. Функция идеологического обеспечения социального управления состоит в том, что эзотерические доктрины служат разработке духовно-идеологических систем, формируют ценностные ориентации и ментальные установки определенной части элиты общества, способствуют устойчивости или дестабилизации (в зависимости от реализуемых целей) отдельных социальных групп, учреждений и
Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|