Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


§ 1. Социально-психологические и гносеологические детерминанты эзотеризма

Для того, чтобы разобраться в хаосе разнообразных форм и видов эзотеризма, необходимо попытаться внести в этот конгло­мерат определенную систему для распределения всего изучаемого материала по категориям и группам. Методологические принципы такого анализа были изложены нами в главе I. Основой типиза­ции послужило выделение видовых, а не единичных понятий. Причины жизнеспособности и устойчивости эзотеризма в разные исторические эпохи заключается в его особенностях, в самой сущности этого явления.

В механизм функционирования ("живучести") мы включаем функционно-ролевую сторону феномена; элементы, определяю­щие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым исто­рическим условиям; социально-психологические и гносеологиче­ские корни явления; закономерности развития.

Описание теоретической модели эзотеризма, основу которой составляет механизм функционирования ("живучести"), целесооб­разно начать с выяснения социально-психологических и гносео­логических причин возникновения и существования эзотеризма.

Социальные корни эзотеризма скрыты в соответствующих видах человеческой деятельности. Однако важной причиной может так­же быть своеобразный поиск выхода за пределы общепринятых в обществе знаний, идей, теорий, получение нетрадиционного эм­пирического опыта. Поскольку человечество прошло большую школу насилия, многие его представители сознательно стремятся к власти над другими людьми, в том числе к власти духовного порядка, ключи от которой часто лежали в эзотерической области.

Социальные корни феномена заключаются также в выпол­нении эзотеризмом ряда функций, среди которых можно выде­лить мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, ре­гулятивную, культуротранслирующую и функцию идеологического обеспечения социального управления.

Мировоззренческую функцию эзотеризм реализует благодаря, прежде всего, наличию в эзотерических доктринах и концепциях определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Эзотерические взгляды включают миропонимание, миросозерца-


ние, мирочувствование, мироотношение и пр. Эзотерическое ми­ровоззрение задает "рамочную конструкцию" представлений о смысле Бытия, в центре которой стоит категория Абсолюта как "предельного" критерия, включающего также целеполагание и смыслополагание человеческой жизнедеятельности.

Компенсаторная функция эзотеризма состоит в том, что он восполняет зависимость людей от материальных условий сущест­вования, всех бед и несправедливостей социального бытия. Ре­альное угнетение и социальное неравенство преодолевается "сво­бодой в духе", материальной поддержкой общины нуждающихся. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаж­дение от познания "закрытых" тайн.

Эзотеризм активно выполняет коммуникативную функцию. Во многих объединениях эзотерического характера эта функция становится главной, включая процессы обмена информацией, вза­имодействия, объединения людей по интересам, восприятия чело­века человеком. Общение строится по двум планам:

1) членов эзотерической общины друг с другом;

2) эзотериков с высшими Мирами, трансцендентальными сущ­ностями — в медитации, "тайнозрении", литургии, молитве.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью опре­деленных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, тра­диций, ритуалов, институтов осуществляется управление деятель­ностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, поведенческих стандартов и ценностных ориентаций, контроля (слежения за реализацией предписаний).

Эзотеризм, являясь культурно-историческим феноменом, выполняет культуртранслирующую функцию. Он способствует раз­витию определенных слоев культуры, особенно искусства, обеспе­чивает охранение и развитие ценностей религии, осуществляет пере­дачу накопленного духовного наследия от поколения к поколению.

Функция идеологического обеспечения социального управления состоит в том, что эзотерические доктрины служат разработке ду­ховно-идеологических систем, формируют ценностные ориента­ции и ментальные установки определенной части элиты общества, способствуют устойчивости или дестабилизации (в зависимости от реализуемых целей) отдельных социальных групп, учреждений и


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...