Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


закономерности соединения различных элементов эзоте­рического характера в конкретно-функциональную орга­низационную структуру, обладающую определенной воз­можностью по оказанию влияния в социально-полити­ческой и духовной сфере;

• закономерности устойчивости социально-психологичес­ких стереотипов в сфере общественного сознания.

Основу воспроизводства эзотерического знания составляет не только личное общение, но и межгрупповые, социальные от­ношения людей. Средством трансляции, передачи этого типа зна­ния становится не только доверие к личности Учителя (Гуру, Ар-хата), показывающей пример, сколько убеждение, апеллирующее к социально-психологическим стереотипам, нравственному и эс­тетическому чувству. Формы эзотерического знания включают в себя образное описание, нормирование, целеполагание, построе­ние идеалов. Для формулировки и демонстрации обобщенных об­разцов поведения и мышления избираются не абстрактно-поня­тийные средства (хотя на высоких уровнях посвящения применя­ется и это), но в основном наглядно-образные — легенда, притча, ритуальное действие, символическое изображение.

В эзотерических системах часто используется феномен по­нимания на внелогическом уровне. Записывая различные концепту­альные построения в абстрактно-символической форме, учителя и профессионалы-эзотерики понимают, что сама символическая за­пись — это еще не запись самого знания, а лишь способ провоци­рования этого знания в нашем сознании. На это нацелены много­численные техники медитации, прямо обращенные к конти­нуальным потокам сознания. Призыв к молчанию как средству познания себя и мира — Будда, Чжуан-цзы, Р. Тагор, Д. Криш-намурти и даже Л. Витгенштейн — это непосредственное обраще­ние к континуальному мышлению в его чистом виде. Техника ме­дитаций — умение управлять континуальными потоками сознания без обращения к языковым средствам.

В этом смысле показателен пример дзэн-буддизма, являю­щегося большим, чем религиозно-философской системой. Вне-языковая культура философии дзэн действительно своеобразна. Основной мотив мировоззрения дзэн — это внеязыковой опыт, восприятие мира вне логического осмысления, без словесной коммуникации. Реальность, как утверждается в этом учении, надо


пережить — бесполезно выражать ее в словах.

В ходе работы над словарем эзотерических терминов (см. Приложение), мы пришли к выводу, что эзотерический язык име­ет свою особую систему входа в континуальные потоки сознания. Понятно, что интеллектуальное общение между людьми невоз­можно без использования логически грамотно построенных вы­сказываний. Это в свое время подчеркивалось В.В. Налимовым и рядом других ученых.1 Но в тоже время, эзотерические тексты становятся необычайно выразительными и значительными, если им удается придать внутренний ритм. В частности, религиозные тексты всегда организованы так, чтобы в них ощущался внутрен­ний ритм. Именно эта ритмическая организация придает им осо­бую убедительность: "Система заповедей может быть не совсем логичной, но она непременно подчинена единому ритму, она по­этически организована..."2

Сформированный на протяжении большого исторического периода "механизм живучести" и функционирования эзотеризма как культурно-исторического явления, имеет все признаки особого рода телеологической системы. Как таковая она включает в себя:

1) вставшего на "путь" ученика, адепта, "просветляющегося";

2) учителя-наставника, "гуру", "махатму" и т.д., передающе­го опыт;

3) эзотерические знания о мире, природе, человеке, боге, красоте...;

4) средства постижения (чувственные, рациональные, меди­тативные; экспериментальные, теоретические и др.);

5) организационную структуру (община, секта, орден, шко­ла и др. объединения);

6) различные виды эзотерической деятельности (познава­тельную, организаторскую, пропагандистскую, обрядовую и т.д.);

1 См.: Налимов В.В. "Спонтанность сознания: Вероятностная тео­
рия смыслов и смысловая архитектоника личности". М.: Прометей, 1989;
"Бессознательное: функции, природа, методы исследования". Тбилиси, 1978.
С. 286-291; Винокуров И., Гуртовой Г. "Психотронная война". М., 1993.

2 Померанц Г.С. "Иконологическое мышление как система и диа­
лог семиотических систем". // Историко-философские исследования. М.,
1974. С. 423.


 




Глава II!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...