Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
7) постигнутое — идеальный образ (Высшей реальности, Космоса, Эволюции, сакрального центра, Иерархии, Абсолюта и т.д.); 8) создание новых образов и идей по мере исторической необходимости; 9) средства материальной поддержки эзотерической системы и реализации идеальных образов в виде материальных предметов (произведений искусства, эзотерических текстов, культовых сооружений и др.) Данный "механизм живучести", основанный на внутренних закономерностях функционирования и устойчивости эзотерических систем (что хорошо описывается синергетикой), позволил эзотеризму занять весомое место в общечеловеческой культуре. Несмотря на традиционное резко отрицательное отношение и резко отрицательную и во многом, конечно, справедливую критику эзотеризма, он оказал величайшее (в том числе положительное) влияние на мифологию, религию, философию, искусство, науку, на все стороны жизни человечества, что было показано нами в первой и второй главах монографии. Именно в области эзотерики в годы тяжелейших социально-экономических кризисов сохранялась живая душа культуры, стратегемы национальных менталитетов, которые впоследствии позволяли перейти на новый эволюционный виток развития. Важной особенностью этого механизма являлся религиозный плюрализм и тактичная терпимость к иным религиозным системам с помощью устоявшихся традиций. Именно потому эзотерический генотип столь устойчив, пластичен и многообразен. Содержательную сторону феномена эзотеризма можно представить с помощью структурно-логической схемы 5 (см. с. 135). Мало знакомые массе поверхностных критиков семь основных принципов эзотеризма — ментальности, соответствия, всеобщего движения и вибрации, полярности, ритма, причинности, двойственности — вполне обоснованы теоретически и философски.
Кратко охарактеризуем эти принципы. Действительно, не все в нашей жизни словесно-логически постигаемо и передаваемо, роль трансцендентной интуиции, соответствующей внутренней явности причин, которые предшествуют любому опыту, признается многими направлениями современной науки. Принципы духовной иерархии Принципы инициации УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТЕ
Учение об эволюции Законов, Управляющих
Вселенной
Медиативная практика Схема 5. Основные элементы содержания эзотерического знания, передаваемого устно от учителя к ученику Принципы соответствия — утверждение о существовании соответствия между явлениями и законами трех миров — духовного, умственного и физического; полярности — утверждение о раздвоенности любого единого на противоположности и о единстве этих противоположностей; ритма — утверждение о существовании глубинной периодической повторяемости при смене состояний, — доказаны в рамках общей теории систем (ОТС)1 в виде строгих общесистемных математических теорем: законов системного соответствия, системного изоморфизма, системной противоречивости и системной симметрии; принцип ментальности — "Все (Абсолютное, Целое, Всеединое) есть ум" — принят идеализмом; 1 См.: Лекторский В.А., Садовский В.Н. "О принципах исследования систем (В связи с общей теорией систем Л. Берталанфи)" // Вопросы философии, 1960, № 8; Урманцев Ю. Эволюционика. Пущино, 1988.
Глава III Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
принципы всеобщего движения, причинности и двойственности — философией и наукой; используемая эзотериками медитативная психотехника по своей природе реальна и в настоящее время начинает активно использоваться в современных психотехнологиях (нейро-лингвистическом программировании, рефрейминге, ребё-финге, лайфспринге, психоанализе и психосинтезе); мифологические, религиозно-мистические, мистико-философские, художественные откровения и озарения, таинственные парапсихологиче-ские каналы информации подтверждают рабочую гипотезу о множестве форм бытия.
В результате анализа выявлены основные факторы, влияющие на формирование эзотерической культуры. Ими являются: • идеальные цели; • господствующие идеи, теории и ценности; • выдающиеся деятели-эзотерики и ролевые модели; • принятые в эзотерическом объединении стандарты и правила поведения; • неформальные каналы коммуникации. Знание, которым исключительно владеют Учителя высоких уровней посвящения и достижение которого требует значительных усилий, является знанием о технике трансиндукции, медитации, психорегуляции, т.е. о том, как переходить от "обычного" к "необычному" состоянию сознания. Трансиндукция, экстатическое состояние — это этап перед вхождением в транс (своеобразный обморок), особая форма психофизиологического состояния, соответствующая "пребыванию" на ином уровне реальности. Развитие современной физики и психологии парадоксальным образом сближает научное знание и древнее, мистическое восприятие реальности. В книге Е.А. Файдыша "Измененные состояния сознания. (Краткий путеводитель по внутренним мирам)" представлена гипотеза о рассмотрении рационального, научного и мистического знания не как двух взаимоисключающих альтернатив, а двух равноправных способов описания мира, дополняющих друг друга. Современные подходы к пробуждению глубинного бессознательного, интеграции и духовной трансформации человека излагаются в русле новых научных направлений, сделавших возможным понимание природы реальности, стоящей за древними мистическими представлениями. Это, прежде всего, трансперсональная психология, квантовая механика, неравновесная термо- динамика и синергетика. В книге Е.А. Файдыша описываются свойства пространства и времени, тонкоматериального мира, воспринимаемые в измененных состояниях сознания (ИСС).
На наш взгляд, описания многомерных пространств, принципов перехода из нашего мира в параллельные вселенные, картография тонкоматериальных планов реальности (и даже навигационных карт, предназначенных для путешествия по параллельным мирам в измененных состояниях сознания!), сведения о специфических свойствах сущностей и объектов, населяющих тонкоматериальные миры и ряд других сведений, приводимых в вышеназванной книге, носят весьма умозрительный характер, являются псевдонаучными измышлениями. Несмотря на то, что читается все это с большим интересом и является популярным среди чита-телей, тем не менее данную книгу и ряд других такого же типа в лучшем случае можно отнести к жанру научной фантастики. В то же время надо отметить, что некоторые данные по вопросам глубинного бессознательного, приводимые в книге, являются результатом современных научных исследований. В пятой главе приводятся новейшие результаты о психоэнергетической природе устойчивых травматических переживаний (систем конденсированного опыта). Описывается новое поколение интегра-тивных техник, являющихся дальнейшим развитием пневмокатар-сиса, созданного в США С. Грофом. Даются сведения об организации психоэнергетической среды в месте будущего погружения, возможности использования современных технических средств (биорезонаторов, психотропных генераторов и т.д.) Рассматриваются также проблемы духовной трансформации, являющейся необходимым условием саморазвития, пробуждения глубинных резервов и сверхспособностей; проблемы добра и зла как в древних эзотерических учениях, так и в современной философской и психологической традиции. Приводится набор критериев, позволяющих гармонизировать собственную психику, контролировать темные, "демонические" аспекты собственного "Я". Даются простейшие способы, позволяющие вовремя распознать контакт с человеком или тонкоматериальной сущностью, несущей разрушительное, демоническое начало, избежать зомбировки и вампиризма. Мы повторяем нашу авторскую позицию — несмотря на занимательность всего вышеперечисленного, ничего общего с наукой оно не имеет. Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|