Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


7) постигнутое — идеальный образ (Высшей реальности, Космоса, Эволюции, сакрального центра, Иерархии, Аб­солюта и т.д.);

8) создание новых образов и идей по мере исторической не­обходимости;

9) средства материальной поддержки эзотерической систе­мы и реализации идеальных образов в виде материальных предметов (произведений искусства, эзотерических тек­стов, культовых сооружений и др.)

Данный "механизм живучести", основанный на внутренних закономерностях функционирования и устойчивости эзотериче­ских систем (что хорошо описывается синергетикой), позволил эзотеризму занять весомое место в общечеловеческой культуре. Несмотря на традиционное резко отрицательное отношение и резко отрицательную и во многом, конечно, справедливую крити­ку эзотеризма, он оказал величайшее (в том числе положитель­ное) влияние на мифологию, религию, философию, искусство, науку, на все стороны жизни человечества, что было показано нами в первой и второй главах монографии. Именно в области эзотерики в годы тяжелейших социально-экономических кризисов сохранялась живая душа культуры, стратегемы национальных менталитетов, которые впоследствии позволяли перейти на новый эволюционный виток развития.

Важной особенностью этого механизма являлся религиоз­ный плюрализм и тактичная терпимость к иным религиозным системам с помощью устоявшихся традиций. Именно потому эзо­терический генотип столь устойчив, пластичен и многообразен. Содержательную сторону феномена эзотеризма можно предста­вить с помощью структурно-логической схемы 5 (см. с. 135).

Мало знакомые массе поверхностных критиков семь основ­ных принципов эзотеризма — ментальности, соответствия, всеоб­щего движения и вибрации, полярности, ритма, причинности, двой­ственности — вполне обоснованы теоретически и философски.

Кратко охарактеризуем эти принципы. Действительно, не все в нашей жизни словесно-логически постигаемо и передавае­мо, роль трансцендентной интуиции, соответствующей внутрен­ней явности причин, которые предшествуют любому опыту, при­знается многими направлениями современной науки.


Принципы духовной иерархии

Принципы инициации

УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТЕ

 

Учение об эволюции

Законов,

 

Управляющих

Принципы служения

Вселенной

 

Медиативная практика

Схема 5. Основные элементы содержания эзотерического знания, передаваемого устно от учителя к ученику

Принципы соответствия — утверждение о существовании соответствия между явлениями и законами трех миров — духовно­го, умственного и физического; полярности — утверждение о раз­двоенности любого единого на противоположности и о единстве этих противоположностей; ритма — утверждение о существова­нии глубинной периодической повторяемости при смене состоя­ний, — доказаны в рамках общей теории систем (ОТС)1 в виде строгих общесистемных математических теорем: законов систем­ного соответствия, системного изоморфизма, системной противо­речивости и системной симметрии; принцип ментальности — "Все (Абсолютное, Целое, Всеединое) есть ум" — принят идеализмом;

1 См.: Лекторский В.А., Садовский В.Н. "О принципах исследова­ния систем (В связи с общей теорией систем Л. Берталанфи)" // Вопро­сы философии, 1960, № 8; Урманцев Ю. Эволюционика. Пущино, 1988.


 




Глава III


Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена


 


принципы всеобщего движения, причинности и двойственности — философией и наукой; используемая эзотериками медитативная психотехника по своей природе реальна и в настоящее время на­чинает активно использоваться в современных психотехнологиях (нейро-лингвистическом программировании, рефрейминге, ребё-финге, лайфспринге, психоанализе и психосинтезе); мифологиче­ские, религиозно-мистические, мистико-философские, художест­венные откровения и озарения, таинственные парапсихологиче-ские каналы информации подтверждают рабочую гипотезу о мно­жестве форм бытия.

В результате анализа выявлены основные факторы, влияю­щие на формирование эзотерической культуры. Ими являются:

• идеальные цели;

• господствующие идеи, теории и ценности;

• выдающиеся деятели-эзотерики и ролевые модели;

• принятые в эзотерическом объединении стандарты и правила поведения;

• неформальные каналы коммуникации.

Знание, которым исключительно владеют Учителя высоких уровней посвящения и достижение которого требует значитель­ных усилий, является знанием о технике трансиндукции, медита­ции, психорегуляции, т.е. о том, как переходить от "обычного" к "необычному" состоянию сознания. Трансиндукция, экстатиче­ское состояние — это этап перед вхождением в транс (своеобраз­ный обморок), особая форма психофизиологического состояния, соответствующая "пребыванию" на ином уровне реальности.

Развитие современной физики и психологии парадоксаль­ным образом сближает научное знание и древнее, мистическое восприятие реальности. В книге Е.А. Файдыша "Измененные со­стояния сознания. (Краткий путеводитель по внутренним мирам)" представлена гипотеза о рассмотрении рационального, научного и мистического знания не как двух взаимоисключающих альтерна­тив, а двух равноправных способов описания мира, дополняющих друг друга. Современные подходы к пробуждению глубинного бессознательного, интеграции и духовной трансформации челове­ка излагаются в русле новых научных направлений, сделавших возможным понимание природы реальности, стоящей за древни­ми мистическими представлениями. Это, прежде всего, транспер­сональная психология, квантовая механика, неравновесная термо-


динамика и синергетика. В книге Е.А. Файдыша описываются свойства пространства и времени, тонкоматериального мира, вос­принимаемые в измененных состояниях сознания (ИСС).

На наш взгляд, описания многомерных пространств, прин­ципов перехода из нашего мира в параллельные вселенные, кар­тография тонкоматериальных планов реальности (и даже навига­ционных карт, предназначенных для путешествия по параллель­ным мирам в измененных состояниях сознания!), сведения о спе­цифических свойствах сущностей и объектов, населяющих тонко­материальные миры и ряд других сведений, приводимых в выше­названной книге, носят весьма умозрительный характер, являются псевдонаучными измышлениями. Несмотря на то, что читается все это с большим интересом и является популярным среди чита-телей, тем не менее данную книгу и ряд других такого же типа в лучшем случае можно отнести к жанру научной фантастики.

В то же время надо отметить, что некоторые данные по во­просам глубинного бессознательного, приводимые в книге, явля­ются результатом современных научных исследований. В пятой главе приводятся новейшие результаты о психоэнергетической природе устойчивых травматических переживаний (систем кон­денсированного опыта). Описывается новое поколение интегра-тивных техник, являющихся дальнейшим развитием пневмокатар-сиса, созданного в США С. Грофом. Даются сведения об органи­зации психоэнергетической среды в месте будущего погружения, возможности использования современных технических средств (биорезонаторов, психотропных генераторов и т.д.) Рассматрива­ются также проблемы духовной трансформации, являющейся не­обходимым условием саморазвития, пробуждения глубинных ре­зервов и сверхспособностей; проблемы добра и зла как в древних эзотерических учениях, так и в современной философской и пси­хологической традиции. Приводится набор критериев, позволяю­щих гармонизировать собственную психику, контролировать тем­ные, "демонические" аспекты собственного "Я". Даются про­стейшие способы, позволяющие вовремя распознать контакт с че­ловеком или тонкоматериальной сущностью, несущей разруши­тельное, демоническое начало, избежать зомбировки и вампиризма.

Мы повторяем нашу авторскую позицию — несмотря на за­нимательность всего вышеперечисленного, ничего общего с нау­кой оно не имеет.


Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...