Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
Следует обратить внимание на то, что обучение эзотерической практике совершенно непохоже на образование и воспита-. ние в общепринятом понимании — как усвоение традиционных стандартов культуры. Сердцевину посвящения составляет преобразование сознания адепта, что нередко описывается как кризис личности, трагическая, пограничная ситуация, коренным образом перестраивающая мировоззрение и способы восприятия мира. Ацепт под руководством учителя-наставника вводится в особый мир, со своими обычаями и традициями, раскрываемыми постепенно, по уровням посвящения. У ученика-неофита создается впечатление внутреннего духовного роста, расширения и углубления сознания, утончения "видения" и чувствования, совершенствования внимательности и наблюдательности. У многих эзотериков это является не только мнимыми, но и реальными качественными характеристиками сознания. Иногда это сопровождается организацией испытания, в ходе которого вновь обращаемому приходится проявлять выдержку, хладнокровие, мужество и другие качества характера. Он может заболеть, пережить состояния, близкие к смерти, интерпретируемые как "отлет духа из тела", "приключение в мире духов" и т.д. Часто для этой цели применяются наркотические вещества.
Данная экстатическая часть инициации дает возможность овладевать особым типом восприятия, способностью переходить произвольно от "обычного", по определению современных магов и мистиков типа Л. Грея, М. Харнера, К. Кастанеды, к "необычному" состоянию сознания. Такие способы магического общения (с природой, демонами, другими людьми), осуществляющиеся на "ином уровне реальности", в "другом измерении", описываемом в современных эзотерических доктринах, были характерны для шаманизма в древно- сти. Причастность к этой "реальности" якобы позволяет эзотерикам не только видеть и слышать не так, как другие, но и становиться невидимым, летать, произвольно менять свой облик и физические способности, существовать одновременно в двух местах и т.п. Принимая представление о двух реальностях, слаборазвитое, болезненное или мистически ориентированное сознание легко смиряется с самыми невероятными способностями шамана или Махатмы. Действия человека зависят от его потребностей. Занятия эзотерикой призваны удовлетворять различные потребности, например, выступать средством психологической защиты от трудностей жизни в кругу единомышленников, углубления знаний о мире и его законах, получения удовольствия от общения с неординарными людьми, в конце концов быть способом удовлетворения любопытства. Посвящение, т.е. ускорение эволюционного процесса личности путем изучения и освоения эзотерических знаний, можно условно разделить на три ступени. Ступень этическая — нравственное очищение; изменение характера; полный контроль над эмоциями и мыслями; овладение техникой медитации, то есть концентрация и размышление о физических формах, умственных образах и отвлеченных идеях; достижение осознания сущности своего бессмертного "Я"; перерождение в новую духовную личность с просветлением — первой стадии сверхсознания.
Ступень техническая — "совершенство"; экстатическое видение, осознание и единение со сверхличным, с творцом, то есть то, что называется божественным, или космическим сознанием. Достигается созвучной вибрацией бессмертного "Я" с Душой мира, известной под названием Божественный центр. Ступень мастера, сверхчеловека, приведшего свое бессмертное "Я" (Дух, Монаду, Божественную Искру — т.е. индивидуальность) в гармонию с Мировым "Я" (Творцом, Богом). Посвящение базируется на так называемых "арканах" или тайнах. Выяснение разницы в терминах, характеризующих различные аспекты таинственного, уместно провести с помощью таблицы 4 (см. с. 140).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|