Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


В специальной литературе зафиксированы сообщения лю­дей, которые во время болезни, а также под воздействием ле­карств, наркотиков, музыки или танца осуществляли переход в "иные состояния сознания", путешествуя в пространстве и вре­мени. По-видимому, только комплексное исследование предель­ных способностей человеческого организма способно раскрыть природу этих явлений и тем самым показать, каковы психофизио­логические основания и механизмы деятельности экстрасенсов, колдунов и магов.

Следует обратить внимание на то, что обучение эзотериче­ской практике совершенно непохоже на образование и воспита-. ние в общепринятом понимании — как усвоение традиционных стандартов культуры. Сердцевину посвящения составляет преобра­зование сознания адепта, что нередко описывается как кризис лич­ности, трагическая, пограничная ситуация, коренным образом пе­рестраивающая мировоззрение и способы восприятия мира. Ацепт под руководством учителя-наставника вводится в особый мир, со своими обычаями и традициями, раскрываемыми постепенно, по уровням посвящения. У ученика-неофита создается впечатление внутреннего духовного роста, расширения и углубления сознания, утончения "видения" и чувствования, совершенствования внима­тельности и наблюдательности. У многих эзотериков это является не только мнимыми, но и реальными качественными характери­стиками сознания.

Иногда это сопровождается организацией испытания, в ходе которого вновь обращаемому приходится проявлять выдержку, хладнокровие, мужество и другие качества характера. Он может заболеть, пережить состояния, близкие к смерти, интерпретируе­мые как "отлет духа из тела", "приключение в мире духов" и т.д. Часто для этой цели применяются наркотические вещества.

Данная экстатическая часть инициации дает возможность овладевать особым типом восприятия, способностью переходить произвольно от "обычного", по определению современных магов и мистиков типа Л. Грея, М. Харнера, К. Кастанеды, к "необыч­ному" состоянию сознания.

Такие способы магического общения (с природой, демона­ми, другими людьми), осуществляющиеся на "ином уровне реаль­ности", в "другом измерении", описываемом в современных эзо­терических доктринах, были характерны для шаманизма в древно-


сти. Причастность к этой "реальности" якобы позволяет эзотери­кам не только видеть и слышать не так, как другие, но и стано­виться невидимым, летать, произвольно менять свой облик и фи­зические способности, существовать одновременно в двух местах и т.п. Принимая представление о двух реальностях, слаборазвитое, болезненное или мистически ориентированное сознание легко сми­ряется с самыми невероятными способностями шамана или Махатмы. Действия человека зависят от его потребностей. Занятия эзотерикой призваны удовлетворять различные потребности, на­пример, выступать средством психологической защиты от трудно­стей жизни в кругу единомышленников, углубления знаний о ми­ре и его законах, получения удовольствия от общения с неорди­нарными людьми, в конце концов быть способом удовлетворения любопытства.

Посвящение, т.е. ускорение эволюционного процесса лично­сти путем изучения и освоения эзотерических знаний, можно ус­ловно разделить на три ступени.

Ступень этическая — нравственное очищение; изменение характера; полный контроль над эмоциями и мыслями; овладение техникой медитации, то есть концентрация и размышление о фи­зических формах, умственных образах и отвлеченных идеях; дос­тижение осознания сущности своего бессмертного "Я"; перерож­дение в новую духовную личность с просветлением — первой ста­дии сверхсознания.

Ступень техническая — "совершенство"; экстатическое ви­дение, осознание и единение со сверхличным, с творцом, то есть то, что называется божественным, или космическим сознанием. Достигается созвучной вибрацией бессмертного "Я" с Душой ми­ра, известной под названием Божественный центр.

Ступень мастера, сверхчеловека, приведшего свое бессмерт­ное "Я" (Дух, Монаду, Божественную Искру — т.е. индивидуаль­ность) в гармонию с Мировым "Я" (Творцом, Богом).

Посвящение базируется на так называемых "арканах" или тайнах. Выяснение разницы в терминах, характеризующих раз­личные аспекты таинственного, уместно провести с помощью таблицы 4 (см. с. 140).


 




 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...