Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям по 5 модулю «История отечественной литературы третьей трети XIX века»




План работы

 

Лекция 1 Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского

СРС ауд. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа (1 ч.)

СРС ауд. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1 ч.).

Практическое занятие № 1

Спасла ли мир красота? (роман Ф. М. Достоевского «Идиот») – 2 часа

СРС ауд. Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.). Мышкин и Христос. Причины поражения Мышкина. Система образов романа. Виды любви в романе. Идейный смысл романа.

 

Практическое занятие № 2 Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» как «объяснение начистоту» с молодым поколением – 2 часа.

 

Лекция 2 Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговый роман

СРС ауд. Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)

 

СРС ауд. Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники. Сказки Салтыкова-Щедрина (1 ч.)

Лекция 3 Основные этапы жизни и творчества Л. Н. Толстого

 

Практическое занятие № 3 «Война и мир» как роман «большого дыхания» - 2 часа.

Практическое занятие № 4 «Роман вопросов» «Анна Каренина» - 1 час

Практическое занятие № 5 «Роман ответов» «Воскресение» - 1 час.

СРС ауд. Мастерство и самобытность Лескова-писателя (1 ч.)

Лекция 4 Основные этапы жизни и творчестве А.П. Чехова.

СРС ауд. Раннее творчество Чехова (1 ч.)

Практическое занятие № 6 Поэтика чеховского рассказа

(на примере рассказа «Ионыч») – 1 час.

СРС ауд. Новаторство драматургии Чехова(1 ч.).

Практическое занятие (по выбору)1 час

«Наше положение<…> безнадёжно» (по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»).

Лекция 5 Литературно-общественная ситуация 70-80-ых гг. 19 века

Модуль 5 «ИОЛ: третья треть 19 века»

Теоретические (лекционные) занятия (5 часа)

Тема 1 Литературно-общественная ситуация 70-80-ых гг. 19 века.

Тема 2 Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

Тема 3 Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговый роман. Система образов. Проблематика.

Тема 4 Основные этапы жизни и творчества Л. Н. Толстого.

Тема 5 Основные этапы жизни и творчестве А.П. Чехова.

Практические занятия (10 час)

Практическое занятие 1 (2 час) Спасла ли мир красота? (роман Ф. М. Достоевского «Идиот»).

Практическое занятие 2 (2 часа) Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» как «объяснение начистоту» с молодым поколением.

Практическое занятие 3 (2 часа)«Война и мир» как роман «большого дыхания».

Практическое занятие 4 (1 час) Роман вопросов «Анна Каренина».

Практическое занятие 5 (1 час) Роман ответов «Воскресение».

Практическое занятие 6 (2 часа) Поэтика чеховского рассказа.

Аудит. срс – 8 ч.

1 Роман «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа (1 ч.)

2 Роман «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1 ч.).

3 Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.).

4 Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)

5 Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники. Сказки Салтыкова-Щедрина (1 ч.).

6 Мастерство и самобытность Лескова-писателя (1 ч.)

7 Раннее творчество Чехова (1 ч.)

8 Новаторство драматургии Чехова(1 ч.).

 

 

Контрольные вопросы:

Общественно-литературное движение 1870-х годов. Общая характеристика.

Общая характеристика общественно-литературной ситуации 80-ых годов.

«Христианский социализм» Достоевского. Почвенничество Достоевского. Их отражение в художественной системе романов Достоевского, особенно «Преступления и наказания».

Теория Раскольникова. Ее происхождение и развенчание в романе Достоевского.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» в контексте творчества Достоевского.

«Маленький человек» в литературе ХIХ века.

«Положительно прекрасный» человек в романе Достоевского «Идиот».

Анализ «Исповеди» Ипполита в романе Достоевского «Идиот» в контексте романа.

Проблема «отцов и детей» в «Бесах» Достоевского.

Анализ 6 главы романа «Бесы» Достоевского.

«Братья Карамазовы» как философский роман.

Анализ «Легенды о великом инквизиторе» в контексте романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Покажите своеобразие конфликта в романах Ф. М. Достоевского (на примере одного или нескольких произведений).

Анализ монографии о Достоевском.

Человек и мир. Этико-философская концепция Толстого в романе «Война и мир» и его «любимые» герои.

Принципы создания характеров и система образов в «Войне и мире» Л.Толстого.

Анализ эпизода «Наташа и Анатоль» (конец 2 тома) в «Войне и мире» Толстого в контексте романа.

Анализ эпизодов с Платоном Каратаевым в романе Толстого «Война и мир» в контексте романа.

Анализ эпилога романа «Война и мир» в контексте романа.

Раскройте своеобразие жанра романа-эпопеи.

Раскройте своеобразие психологического анализа как приёма создания образа персонажа в романах Л. Н. Толстого (на примере одного или нескольких произведений).

Образ Анны Карениной. Трагическое в романе в связи с этим образом.

Анализ 8 части романа Л.Толстого «Анна Каренина» в контексте романа.

Анализ эпизода болезни Анны в романе Толстого «Анна Каренина» в контексте романа.

Анализ эпизода скачек в романе Толстого «Анна Каренина» в контексте романа.

Смысл философских исканий К. Левина в романе Л. Толстого «Анна Каренина».

Человек перед лицом смерти в произведениях Л. Толстого.

Особенности психологического анализа в творчестве Толстого, Достоевского. Сравнительная характеристика.

Любовь и страсть в романах Достоевского «Идиот» и «Анна Каренина» Толстого.

Русский и восточный деспотизм в повести Толстого «Хаджи-Мурат».

Анализ монографии о Толстом.

Проанализируйте рассказ Чехова («Дачники») с точки зрения способов выражения авторской иронии в данном рассказе: система образов, функции пейзажа, роль деталей и т.д.

Проанализируйте рассказ Чехова «Смерть чиновника». Охарактеризуйте способы выражения авторской иронии в рассказе (система образов, роль деталей, функции диалога, приём градации и др.)

Анализ рассказа А.Чехова «Палата № 6» в контексте творчества писателя.

Анализ рассказа А.Чехова «Дама с собачкой» в контексте творчества Чехова.

«Скучная история» А. Чехова и «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого - сопоставительный анализ.

Философская проблематика прозы Чехова. Проблема свободы и ориентации человека в мире. Замкнутость и открытость миру, футлярность как жизненное явление (дом-сад-мир). Трагичность человеческого бытия и проблема счастья в прозе Чехова.

Анализ одной из пьес Чехова в аспекте ее драматургического новаторства.

Анализ монографии о творчестве А.П. Чехова.

Эзопов язык «Истории одного города».М.Салтыкова-Щедрина (на примере 1 главы на выбор).

Анализ главы «Органчик» в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина в контексте произведения.

Народ и власть в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина.

Идейно-художественная функция финала «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина.

Художественные особенности произведений Лескова – на выбор на примере одного произведения.

 

 

Список для чтения:

Минимум

Ф. М. Достоевский

Бедные люди. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы.

Л.Н. Толстой

Война и мир. Анна Каренина. Воскресение.

А. П.Чехов

Смерть чиновника. На гвозде. Толстый и тонкий. Маска. Шуточка. Враги. Степь. Попрыгунья. Скучная история. Скрипка Ротшильда. Студент. Святою ночью. Учитель словесности. Дом с мезонином. Мужики. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Дама с собачкой. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Вишнёвый сад.

 

Максимум

 

Ф. М. Достоевский

Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Господин Прохарчин. Белые ночи. Записки из Мёртвого дома. Село Степанчиково и его обитатели. Униженные и оскорблённые. Записки из подполья. Игрок. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Подросток. Братья Карамазовы. Дневник писателя.

Л.Н. Толстой

Детство. Отрочество. Юность. Набег. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Казаки. Люцерн. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Отец Сергий. Крейцерова соната. Воскресение. Холстомер. Хаджи-Мурат. После бала. Отец Сергий. Исповедь. В чем моя вера? Царство божие внутри нас. Не могу молчать.

Живой труп. Власть тьмы - 1 пьеса на выбор.

А. П.Чехов

Письмо к учёному соседу. Который из трёх? Цветы запоздалые. Ушла. Загадочная натура. Смерть чиновника. Дочь Альбиона. На гвозде. В ландо. Толстый и тонкий. Экзамен на чин. Хирургия. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Маска. Егерь. Злоумышленник. Горе. Тоска. Счастье. Ведьма. Шуточка. Хористка. На пути. Святою ночью. Враги. Рассказ госпожи NN. Степь. Припадок. Попрыгунья. Скучная история. Дуэль. Палата № 6. Чёрный монах. Скрипка Ротшильда. Студент. Святою ночью. Учитель словесности. Три года. Анна на шее. Дом с мезонином. Моя жизнь. Мужики. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Случай из практики. Душечка. Новая дача. Дама с собачкой. В овраге. Невеста. Архиерей. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад.

 

 

Экзаменационные вопросы:

Общественно-литературная ситуация 70-80-ых годов. Основные журналы.

Основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского

Раннее творчество Ф. М. Достоевского

Проблематика и система образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Ф. М. Достоевский «Идиот». Образ «положительно-прекрасного» человека в романе.

«Бесы» - роман-пророчество.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговый роман.

Основные этапы жизни и творчества Л. Н. Толстого

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Основная проблематика.

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Роман «Воскресение» Толстого».

Основные этапы жизни и творчества А. П. Чехова

Раннее творчество А.П. Чехова.

Основная проблематика рассказов Чехова (конца 1880 – начала 1890-х голов).

Поэтика рассказов Чехова конца 90-начала 900ых годов

Новаторство Чехова-драматурга. «Чайка».

Лирическая комедия Чехова «Вишнёвый сад»

 

Учебники:

 

История русской литературы ХIХ века. 70-90-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л.Д.Громовой, В.Б. Катаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001

Щенников Г. К. История русской литературы ХIХ века (70-90 годы): Учеб. Пособие / Г. К. Щенников, Л. П. Щенникова. М.,.: Высш. шк., 2005.

История русской литературы ХIХ века. В 3 ч. Ч.3. (1870-1890 годы): учеб. Для студентов вузов / (А. П. Ауэр и др.); под ред. В. И. Коровина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Русская литература ХIХ века. 1870-190-е годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Аношкиной и В. П. Зверева. М., 2005.

 

Интернет ресурсы

1. http://www.philology.ru/

2. http://www.philol.msu.ru/~ref/001_26_arhiv08.htm

3. http://slovari.yandex.ru/dict/litenc

4. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5419

5. http://www.infoliolib.info/philol/orlov/orl0.html

6. http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update&cid=2

7. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN_A.HTM

8. http://ru.wikipedia.org

 

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям по 5 модулю «История отечественной литературы третьей трети XIX века»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...