Тема 4 Основные этапы жизни и творчества Л. Н. Толстого.
Обстоятельства жизни Толстого – Ясная Поляна, Казань, Кавказ, участие в Крымской войне. Раннее творчество Толстого. Трилогия «Детство», «Отрочество», "Юность". Тематика, основные идеи и персонажи. Толстой в 60-ые годы. «Война и мир». Толстой в 70-ык годы. «Анна Каренина». Толстой в 80-е годы. Роман «Воскресение». Толстой в последние годы жизни. Общественная деятельность писателя. Трагический конфликт в семье писателя и уход из Ясной Поляны. Литература о творчестве Л. Н. Толстого: 1 Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981. 2 Бабаев Э. Г. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». (Любое издание) Тула, 1975. 3 Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир» (любое издание). 3-е изд. М., 1978. 4 Бурсов Б.И. Л. Толстой и его русский роман. М., 1963. 5 Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Диалектика души в «Войне и мире» Л., 1977. 6 Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого: 1828-1890. М.. 1958. 7 Днепров В.Д. Искусство человековедения: из художественного опыта Льва Толстого. Л., 1985. 8 Жданов В. Уход и смерть Льва Толстого. М., 1993. 9 Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. М., 1981. 10 Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М., 1972. 11 Мейлах Б.С. Уход и смерть Льва Толстого. М.- Л., 1979. 12 Кандиев В. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967. 13 Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва толстого; «Анна Каренина» Льва толстого; «Воскресение» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т.2. М.; Л., 1964. 14 Лебедев Ю. В. От «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру» // В середине века. М., 1988. 15Лесскис Г. А. Лев Толстой (1852-1896). М.. 2000. 16 Ломунов К. Н. Концепция Бога в религиозно-философском учении Л. Н. Толстого // Толстой о Толстом. Материалы и исследования. М., 2202
17 Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого (1880-1900-е годы). М., 2000. 18 Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. (любое изд.). 19 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Толстого «Война и мир». М., 1987. 20 Роман Л. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л.,1989. 21 Сабуров А. «Война и мир» Толстого. М., 1959. 22 СкафтымовА. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого; Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П.Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 23 Л. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 тт. М.. 1955; 1960. 24 Шкловский В. Б. Л. Н. Толстой (ЖЗЛ). М.. 1963. 25 Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983. 26 Эйхенбаум Б. Лев Толстой: 70-е годы. Л., 1974. 27 Цимбаева Е. Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир») // Вопросы литературы. 2004. № 5. 28 Кац Б. Четыре музыкальные подсветки к литературным текстам. Какую музыку слышал во сне Стива Облонский? // Вопросы литературы. 2005. № 5. 29 Касаткина Т. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого // Вопросы литературы. 2001. № 4. 30 Басинский П. Лев Толстой: бегство из рая. М., 2011. Тема 5 Основные этапы жизни и творчестве А.П. Чехова. Раннее творчество молодого Чехова. Условия, в которых формировались взгляды молодого Чехова, – семья, учёба на медицинском факультете университета, сотрудничество в юмористических журналах «Будильник», «Осколки», «Стрекоза». Тематическое и жанровое разнообразие творчества Антоши Чехонте. Чехов в конце 80-х годов. Идейные и художественные искания Чехова. Повесть «Степь» – лирические раздумья о родине, о жизни, о природе. Повести и рассказы 90-х гг. Своеобразие творчества. Русская действительность 80-90-х гг. в рассказах Чехова. «Маленькая трилогия» Чехова. Поэтика прозы Чехова. Сюжет и деталь. Юмор. Лиризм. Язык. Чехов – драматург.
Литература о творчестве А. П. Чехова 1 Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.. 1988. 2 Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. 3 Кулешов В. Реализм Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени // Кулешов В. Этюды о русских писателях. М., 1982. 4 Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975. 5 Паперный З. Вопреки всем правилам... Пьесы и водевили А. Чехова. М., 1982. 6 Полоцкая Э. А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979. 7 Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. 8 Скафтымов А. К вопросу о принципах построения пьес Чехова. Саратов, 1958. 9 Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. 10 Турков А. Чехов и его время. М., 1987. 11 Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. 12 Чеховиана: Сборники статей. 13 Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1976. 14 Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. Практические занятия (10 час) Практическое занятие № 1 Спасла ли мир красота? (роман Ф. М. Достоевского «Идиот») – 2 часа 1.История создания романа. 2.Олицетворение в образе «князя Христа» идеи любви и всепрощения. Явные и неявные «двойники князя: Дон Кихот, пушкинский «рыцарь бедный», Акакий Акакиевич. Фольклорные истоки образа (герой «дурак»). 3. «Апостолы» «князя Христа»: а) Друзья-предатели. Любовь – ненависть антипода Рогожина, «иуда» Ганя Иволгин; б) Родственные души – «дитя» Елизавета Прокофьевна и её дочери, юные последователи князя Коля Иволгин и Вера Лебедева; в) «Карнавальная» толпа. 4. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений. «Двойная любовь» князя. «Безумная» и «идиот». Трагедия «мечтательницы». «Любовь-жалость» князя. Земная любовь князя. 5. Сюжетные намёки, умолчания, пророчества в романе. Литература. 1.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 2.Скафтымов А. П. Нравственная композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 3.Ермилова Г. Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993. Задание для срс: Прочитайте следующие статьи о романе «Идиот»: 1 Попова И. «Ты не бог, ты осёл, но ты несёшь бога». Архитектоника краха князя Мышкина // Вопросы литературы. 2009. № 5. 2 Степанян К. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности // Вопросы литературы. 2009. № 5.
3 Мильдон В. Раскольников и Мышкин (К художественной идеологии Достоевского) // Вопросы литературы. 2005. №3. 4 Касаткина Т. «Идиот» и «чудак»:синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. 2001. № 2. 5 Ребель Г. Кто «виноват во всём этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» // Вопросы литературы. 2007. № 1. 6 Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского: Князь Мышкин и Рахметов как ипостаси Христа; Образ земного Рая у Достоевского и Чернышевского («Сон смешного человека» и Четвёртый сон Веры Павловны в «Что делать?») // Вопросы литературы. 2001. № 3.
Практическое занятие № 2 Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» как «объяснение начистоту» с молодым поколением – 2 часа.
1. История создания романа. Влияние «нечаевского» процесса на замысел романа 2. Проблема «отцов и детей» (поколений 40-ых и 60-ых гг.) в трактовке Достоевского: а) ирония и сочувствие в изображении «человека сороковых годов» Степана Трофимовича Верховенского; б) «нувеллист» Кармазинов – шаржированный образ «отцов» в) «социалисты» в романе: карикатурное снижение идей. «Пётр Верховенский как продукт «случайного семейства». Собирательный образ «наших».Шигалёвщина в контексте идей социального утопизма. 3.Двуликий Ставрогин и тема самозванства в романе. Религиозные метания Ставрогина («между верой и безверием»). «Двойники» Ставрогина. 4.Носитель «почвеннической» идеи Иван Шатов. 5.Религиозный нигилизм и «беспочвенность» Ставрогина. 6. Поэтика романа (повествовательные особенность романа, слово Хроникёра, щедринское начало в романе, библейский пласт романа. Смысл названия и эпиграфа. Эсхатологическая тема и эсхатологический финал) Литература. 1.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 2.Булгаков С. Н. Русская трагедия. О «Бесах» Ф. М. Достоевского…// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990. 3.Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990. Подготовьте ответы на вопросы: Как решается Достоевским в романе проблема «отцов» и «Детей»? Выделите философский пласт романа «Бесы».
Какова в романе роль главы «У Тихона»?
Практическое занятие № 3 «Война и мир» как роман «большого дыхания» - 2 часа. 1.Из истории создания и восприятия романа. От «Декабриста» к «Войне и миру». 2. Особенности повествования в романе: а) «всеведение» и компетенция автора во всех событиях жизни; б) особенности изображения исторических событий; в) герои романа как личности. 3. Историософская концепция романа как объяснение главных закономерностей человеческого бытия: а) соотношение в истории «свободы» и «необходимости» по Толстому; б) роль личности в истории в трактовке автора. 4. Архитектоника романа. 5. Проблема жанра романа. Литература. 1. Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978. 2. Кандиев В. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого: Комментарий. М., 1967. 1. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. 2. Чичерин А. В.. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. Задание: Ознакомьтесь со статьёй Е. Цимбаевой «Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир»)» (Вопросы литературы. 2004. № 5)и подготовьтесь к собеседованию по ней. Вопросы для самопроверки: «Война и мир». Творческая история романа, его источники. «Война и мир» как многопроблемный роман-эпопея. Широта охвата и глубина анализа различных сторон русской жизни начала ХIХ века. История и современность в романе. «Мысль народная» в «Войне и мире». Изображение событий войны 1812 года как войны Отечественной. Философия истории Толстого. Образы Кутузова и Наполеона. Россия народная в изображении Толстого. Тушин, Щербатый, Каратаев как воплощение различных сторон русского народного характера в понимании Толстого. Картины жизни русского дворянства. Антинародность, паразитизм, праздность, лицемерие великосветского общества. Патриархальный быт семьи Ростовых. Высокие интеллектуальные и нравственные достоинства членов семьи Болконских. Жизненный путь Андрея Болконского, поиски истины, правды и справедливости. Этапы духовного развития Пьера Безухова. Его сближение с народом. Женские характеры в романе Судьба Наташи Ростовой. Народное, национальное начало в её характере. «Война и мир» как произведение нравственно-психологического характера. Композиция эпопеи, роль философских и публицистических отступлений. Значение романа «Война и мир».
Практическое занятие № 4 «Роман вопросов» «Анна Каренина» - 1 час 1. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги «великих реформ». 2. «Цвет и запах эпохи» 1870 гг. в романе Толстого: а) герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии; разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства;
б) отголоски в романе культурной и умственной жизни 70-ых гг. 3. «Мысль семейная» в романе. 4. Любовь-страсть как разрушительная стихия. «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе. 5. «Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет) 6. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий в романе. 7. Композиционная роль символов в романе. Смысл эпиграфа и его художественная реализация в романе. Литература. 1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978. 2. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957. 3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974. Задание: Ознакомьтесь со статьёй Т. Касаткиной «Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого» (Вопросы литературы. 2001. № 4) и подготовьтесь к собеседованию по ней.
Практическое занятие № 5 «Роман ответов» «Воскресение» - 1 час. 1. История создания романа. «Коневская повесть» как ядро замысла, расширение первоначального замысла. 2. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого: а) антитеза как основной архитектонический принцип; б) комментарий как средство выражения авторской позиции; в) особенность изображения человека поздним Толстым: борьба «духовного» и «животного» начал. г) параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» и духовности. 3. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого. 4. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого (идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и организации сюжета; преломление эпиграфа в духовных исканиях главного героя и сюжете романа; эпиграф и финал романа). Литература. 1.Бахтин М. М. Предисловие («Воскресение» Л. Н. Толстого) // Литературно-критические статьи. М., 1986. 2.Кузина Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение. Историко-функциональное исследование. М., 1991. 3.Маймин Е. А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1959.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|