Методические рекомендации.
Каким образом композиция романа «Братья Карамазовы» служит систематике нравственно-этических позиций персонажа? Как поставлена проблема будущего России в романе «Братья Карамазовы»? Сопоставьте сцены двух судов – монастырского и уголовно-юридического. Выявление связи двух судов позволит уяснить важнейшие проблемы романа. В келье у старца Зосимы обсуждается не только распря Фёдора Павловича с сыном – намечаются пути к разрешению «загадок» всех Карамазовых, пути к возрождению русского человека. В процессе над Дмитрием также осуществляется суд над русским человеком вообще, осуществляются исторические прогнозы России, основанные на различном толковании национальной ментальности. Вопросы к разбору сцен двух судов. 1 Суд в монастыре: -Как построено повествование о монастырском суде? -Какие противоречия в поведении всех Карамазовых, явившихся на суд старца Зосимы, фиксирует повествователь? Укажите примеры несоответствующего поведения, разлада между словом и жестом, обличающего ложь посетителей. -Каковы цель и функция религиозных «обличений» Фёдора Павловича? -Почему Иван выступает в роли защитника церковного суда? -Как определяет религиозные искания Ивана старец Зосима? -Каков смысл благословения старцем Дмитрия Карамазова? -Определите итоговое значение смыслосозидающих «приговоров» и благословений старца Зосимы. 2 Суд над Дмитрием Карамазовым: -В чём своеобразие процесса, основанного на психологических «уликах» и расследовании психологии «преступника»? -Каково сходство и различие психологических свидетельств на суде и душевных разбирательств старца Зосимы? -Чему служат характеристики участников процесса?
-Определите характер достоверности субъективных мотивов обвинения и защиты: правду и ложь в речах прокурора и адвоката. -Как в процессе суда выявляются опасные духовные искушения и ложное понимание национальных традиций? -Укажите на антитезу итоговых заявлений адвоката и Дмитрия Карамазова. -Каковы, на ваш взгляд, причины «судебной ошибки»? -Почему суд над Карамазовыми воспринимается как писательское завещание России?
Рекомендуемая литература: 1 Фридлендер Г. М. и др. (Примечания к роману «Братья Карамазовы») // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.15.Л., 1976. С.399-604. 2 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (гл. 5, раздел 3 – любое издание). 3 Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995. 4 О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост. Предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М., 1992. 5 Розанов В. В. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157. 6 Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л, 1977. 7 Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983. 8 Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М., 1996. 9 Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007. 10 Долинин А. С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л., 1963. Задание: Прочитайте статью В. Кантора «Кого и зачем искушал чёрт? (Иван Карамазов: соблазны «русского пути»)» (Вопросы литературы. 2002. № 2) и подготовьтесь к собеседованию. Прочитайте книгу С. В. Белова «Жена писателя. Последняя любовь Ф. М. Достоевского» (М., 1986) и мемуары А. Г. Достоевской, сравните их.
Методические рекомендации: Господствующим направлением в современном достоеведении стало изучение религиозных основ творчества писателя, поскольку христианский гуманизм определяет целостность художественного мира писателя. Однако его творческая система одновременно и христоцентрическая и антропоцентрическая, основанная на вере в Человека, способного следовать заветам Христа. Кроме того, человек в его произведениях устанавливает себя не только в отношениях к Богу, но и к Бытию как ко всеобщему принципу истинного существования, зачастую осмысленному нерелигиозно, с позиций новейшей философской метафизики. Именно таково метафизическое самоопределение Раскольникова, Ипполита Терентьева, Ставрогина, Ивана Карамазова, бесконечно доверяющих только собственному сознанию и воле. И проблема, всегда решаемая писателем, при обращении к такому типу сознания, - это способность или неспособность человека встать в религиозные отношения к Бытию. Не все герои могут совершить этот экзистенциальный поворот.
Сегодня «религиозное литературоведение» уже упрекает Достоевского как не вполне последовательного христианина. Чтобы разобраться в спорах по поводу религиозности писателя, познакомьтесь со следующими работами:
Бочаров С. О религиозной филологии // Сюжеты русской литературы. М., 2000. Свительский В. «Сбились мы, что делать нам…» // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб, 2000. № 15. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных учёных под ред. Т. А. Касаткиной. М., 2001. Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. (Разделы «Предисловие», «К проблеме метафизического поля в мире Ф. М. Достоевского», «Метафизика романа «Идиот»). Русские философы и религиозные мыслители о творчестве Ф.М. Достоевского
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 107-223. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 23-45. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 215-233. Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 193-214. Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 398-406.
Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 264-277. Леонтьев К.Н. О всемирной любви по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 9-31. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. Лосский Н.О. О природе сатанинской (по Достоевскому) // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 294-315. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе. СПб., 1906. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М, 1988. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). – // Л.Шестов. Изб. соч. - М., 1993.
5 Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники (1 ч.) Изображение экономического распада и морального вырождения дворянства. Художественно-сатирическая обрисовка семьи (жизнь, быт, мораль) и её судьба, символический конец. Лицемерие, пустословие и стяжательство Иудушки Головлёва. Художественное своеобразие романа-хроники. Сказки Салтыкова-Щедрина. Обличение самодержавия, бюрократизма и либерализма. Критика социального неравенства. Раздумья о народе. Своеобразие жанра сказки у Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин – литературный критик, публицист. Философско-эстетические взгляды. Место и значение сатиры Салтыкова-Щедрина в русской литературе. Литература о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: 1 Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М.;Л., 1966. 2 Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. №2. 3 Бухштаб Б.Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1962. 4 Бушмин А. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1959. 5 Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. 6 Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. 7 Григорьян К. Н. «Господа Головлёвы – роман Салтыкова-Щедрина». М.;Л., 1962. 8 Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М., 1957. 9 Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.
10 Макашин С. А. Салтыков-Щедрин: Середина пути. 1860-1879-годы. М., 1984. 11 Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. М., 1989. 12 М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975. 13 М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959. 14 Николаев Д. Сатира Салтыкова-Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. 15 Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. 16 Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска// Вопросы литературы. М., 1971. №2. 17 Покусаев Е. «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. 18 Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогах «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Русская литература. 1981. №1. 19 Турков А. Ваш суровый друг: Повесть о Салтыкове-Щедрине. М., 1988. 20 Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. М., 1989. (Серия ЖЗЛ). 21 Эйхенбаум Б. М. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Комментарий) // О прозе. Л., 1969. С. 455-502. .
6 Мастерство и самобытность Лескова-писателя (1 ч.) Исследование особенностей русского национального характера. Бытовые повести и жанр «русской новеллы» («Леди Макбет Мценского уезда»). Своеобразие образа Екатерины Измайловой. Особенности построения сюжета. Образы правдоискателей и народных праведников в творчестве Лескова («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Левша» и др.). Внимание писателя к самобытным героям, к необычности их судеб. Хроника «Соборяне». Новизна тематики и особенности основного конфликта произведения. Особенности жанра. Традиции древнерусской литературы. Мастерство и самобытность Лескова-писателя. Излюбленные жанры творчества. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Творчество Лескова в сознании поколений.
Литература о творчестве Н. С. Лескова 1 Анненский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982. 2 Видуэцкая И. П. С. Лесков. М., 1979. 3 В мире Лескова. М., 1983. 4 Воспоминания о Н. С. Лескове. 5 Горелов А.А. Н. Лесков и народная культура. Л., 1988. 6 Гроссман Л. Н. С. Лесков. Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945. 7 Дыханова Б. С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. 8 Капитанова Л. А. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002. 9 Лесков А. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984. 10 Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978. 11 Троицкий В. Лесков-художник. М., 1974. 12 Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974. 13 Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993. 14 Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель» // О прозе. Л., 1969.
7 Раннее творчество Чехова (1 ч.)
Вопросы и задания: В чём состоит спор Чехова с традиционным изображением «маленького человека»? Прочитайте в Приложении главу из учебника И. Н. Сухих о раннем Чехове.
8 Новаторство драматургии Чехова (1 ч.). Русский театр до Чехова. Поэтика чеховских драм. Особенности жанра, новый характер конфликта, быт и бытие в его пьесах, лаконизм деталей, соотношение текста и подтекста. Чехов и МХТ. Драматургия Чехова и современный театр. Драматургические жанры в раннем творчестве Чехова. Пьеса без названия. Водевили. Сцены. «Чайка» – пьеса об искусстве, о любви. Особенность пьесы – изображение на сцене повседневной жизни, слабо развитое действие, глубокий смысл малозначительных, на первый взгляд, эпизодов и реплик как характерные черты чеховских пьес вообще. Сценическая судьба «Чайки». «Дядя Ваня». Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие жанрового определения Чехова. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова. Образы Раневской, Лопахина, Гаева, Трофимова. Художественное своеобразие пьесы, её лиризм и символика. Значение Чехова. Чехов и искусство его времени. И. Левитан, П. И. Чайковский. Чехов и мировая литература, театр. Чехов на экране. Вопросы и задания: В чём поэтическое новаторство пьесы «Чайка»? Проблематика пьесы и судьбы талантливых героев. Как показано столкновение духовности с воинствующим мещанством в пьесе «Три сестры». Символы в пьесе. В чём состоит проблема жанра пьесы «Вишнёвый сад»? Как в содержании пьесы проявляется расхождение между авторским определением жанра и реально происходящими событиями? Определите основные черты поэтики чеховской драматургии. Ознакомьтесь со статьями М. Андреева «Комедия в драме Чехова» (Вопросы литературы.2008. № 3) и С. Сендеровича С. «Вишнёвый сад – последняя шутка Чехова (Вопросы литературы. 2007. № 1), И. Н. Сухих «Жизнь и судьба чеховского подтекста» (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию по ним. Литература о творчестве А. П. Чехова 1 Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.. 1988. 2 Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. 3 Кулешов В. Реализм Чехова и натурализм и символизм в русской литературе его времени // Кулешов В. Этюды о русских писателях. М., 1982. 4 Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975. 5 Паперный З. Вопреки всем правилам... Пьесы и водевили А. Чехова. М., 1982. 6 Полоцкая Э. А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979. 7 Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. 9 Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. 11 Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. 12 Чеховиана: Сборники статей. 13 Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1976. 14 Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. План работы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|