Практическое занятие № 6 Поэтика чеховского рассказа
(на примере рассказа «Ионыч») – 1 час. Задание: внимательно прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и проанализировать с точки зрения особенностей поэтики.
Литература. 1. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979. 2. Паперный З. Испытание героя // Русская классическая литература. Сост. Н. Устюжанин. М., 1969. 3. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1979. 4. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987. 5. Тюпа. В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. 6. Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986. См. списки рекомендованной литературы Практическое занятие (по выбору)1 час «Наше положение<…> безнадёжно» (по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»). 1. Как из комедии «Леший» получились «Сцены из деревенской жизни»: переработка или новая пьеса? 3. Характерные черты чеховской драматургии II половины 1890- начала 9000-х гг. в «Дяде Ване»: а) новый тип сценического действия (внешняя бессобытийность, передача «обычного хода жизни»; преобладание внутреннего драматизма над интригой; неявное, но целенаправленное развитие конфликта с кульминацией в III акте); б) «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (В. И. Немирович-Данченко) (драма без героев: как это следует понимать? Персонажи пьесы – носители общего чувства неудовлетворённости жизнью; лейтмотивная партия каждого персонажа; в) персонажи пьесы во взаимо- и самооценках; г) особенности чеховских диалогов; д) атмосфера бесплодных страстей и нереализованных желаний. 4.Проблема жанра чеховских пьес. Литература. 1.Берковский Н. Я. От рассказов и повестей к драматургии // Литература и театр. М., 1969. 2.Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988, 2001. 3.Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
Аудит. срс – 8 ч. 1 Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа (1 ч.) Раннее творчество Достоевского. Внимание к «маленьким», обездоленным людям города. Роман «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, их художественные особенности. Правдивое изображение безысходности положения бедных людей, их душевной чистоты, благородства, сознания своего человеческого достоинства. Его литературные предшественники. Влияние Гоголя (традиции Гоголя и натуральной школы в раннем творчестве Достоевского). Акакий Акакиевич и Макар Девушкин. Белинский о «Бедных людях» «как о первой попытке у нас социального романа». Высокое психологическое мастерство в раскрытии внутреннего облика действующих лиц романа, характер гуманизма Достоевского, своеобразие языка и композиции романа. Вопросы: Что сближало и разделяло Достоевского с Белинским? В чём состояло притяжение к Гоголю и полемика с ним в творчестве молодого Достоевского («Бедные люди», «Двойник»)? В чём своеобразии разработки Достоевским темы «маленького человека»? Укажите типы романтической личности в творчестве раннего Достоевского Задание: Прочитать статью К. Степаняна «Тайна человека в романе «Бедные люди» (Вопросы литературы. 2004. № 6) (см. Приложение) и М. Эпштейна «Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова» (Вопросы литературы. 2005. № 6) (см. Приложение) и приготовиться к собеседованию по ним.
2 Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1 ч.). Спор Достоевского с современной ему общественной мыслью. Проблема преступления и наказания. Герой-индивидуалист и его трагедия. Образ Раскольникова. Теория и «живая жизнь». Сонечка Мармеладова. Изображение человеческих страданий и утверждение культа страдания, терпения, смирения. Образ Петербурга. Особенности жанра романа. Художественное своеобразие романа, мастерство психологической обрисовки действующих лиц и построения романа. Место произведения в русской литературе.
Достоевский в 70-е годы Пребывание за рубежом. Достоевский как журналист. Публицистика писателя («Дневник писателя»), её основные темы и идеи. Задание: Прочитайте внимательно книгу С. В. Белова «Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1985. Для лучшего понимания романа ознакомьтесь со следующей литературой: Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976. Кирпотин. В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. Кожинов В. В. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» // Три шедевра русской классики. М., 1968. Ознакомьтесь со статьёй Т. Касаткиной «Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»» (Вопросы литературы. 2003. № 1) (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию.
3 Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.). Мышкин и Христос. Причины поражения Мышкина. Система образов романа. Виды любви в романе. Идейный смысл романа. Вопросы: Определите неомиф в романе Достоевского «Идиот». Задание: Прочитайте следующие статьи о романе «Идиот»: 1 Попова И. «Ты не бог, ты осёл, но ты несёшь бога». Архитектоника краха князя Мышкина // Вопросы литературы. 2009. № 5. 2 Степанян К. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности // Вопросы литературы. 2009. № 5. 3 Мильдон В. Раскольников и Мышкин (К художественной идеологии Достоевского) // Вопросы литературы. 2005. №3. 4 Касаткина Т. «Идиот» и «чудак»:синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. 2001. № 2. 5 Ребель Г. Кто «виноват во всём этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» // Вопросы литературы. 2007. № 1. 6 Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского: Князь Мышкин и Рахметов как ипостаси Христа; Образ земного Рая у Достоевского и Чернышевского («Сон смешного человека» и Четвёртый сон Веры Павловны в «Что делать?») // Вопросы литературы. 2001. № 3.
4 Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|