Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава X Неоконченные споры




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие........................ 9

Глава I Детство как предмет психологического исследования

1. Исторический анализ понятия "детство"........13

2. Детство как предмет науки............... 22

3. Специфика психического развития ребенка.......26

4. Стратегии исследования психического развития ребенка 28

Глава II Преодоление биогенетических подходов к исследова­нию психики ребенка

1. Биогенетический принцип в психологии........33

2. Нормативный подход к исследованию детского развития 35

3. Отождествление научения и развития..........38

4. Теория трех ступеней детского развития........41

5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития..........................43

6. Подходы к анализу внутренних причин психического

развития ребенка...................51

Глава III Психоаналитические теории детского развития

1. Теория Зигмунда Фрейда................65

2. Развитие классического психоанализа в работах

Анны Фрейд.....................73

Эпигенетическая теория развития личности

Эрика Эриксона...................79

Глава IV Теория социального научения

1. Отход от классического бихевиоризма........ 103

2. Воспитание и развитие................ 108

3. Поощрение и наказание как условия формирования

нового поведения......... 119

4. Роль подражания в формировании нового поведения. 123

5. Ребенок и взрослый................. 126

6. Семья как фактор развития поведения ребенка.... 128

Глава V Учение Жана Пиаже об интеллектуальном

Развитии ребенка

1. Этапы научной биографии.............. 133

2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже....... 139

3. Открытие эгоцентризма детского мышления..... 145

4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка 158

Глава VI Л. С. Выготский и его школа

1. Смена научного мировоззрения........... 177

2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским 186

Глава VII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства

1. Кризис новорожденное™.............. 193

2. Стадия младенчества................. 200

3. Ранний возраст..................... 212

4. Кризис трех лет................... 222

Глава VIII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства

1. Дошкольный возраст................. 231

2. Кризис семи лет и проблема готовности

к школьному обучению............... 255

3. Младший школьный возраст............. 260

Глава IX Подростковый возраст в свете разных концепций

1. Влияние исторического времени........... 275

2. Классические исследования кризиса

подросткового возраста............... 277

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выгот-

ский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович)....... 287

Глава X Неоконченные споры

1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже............. 295

2. О закономерностях функционального и возрастного разви-

тия психики ребенка................ 311

3. Формы и функции подражания в детстве....... 317

4. Проблема общих и специфических закономерностей

психического развития слепоглухонемого ребенка.. 327

Заключение........................ 341

Библиография...................... 342

Именной указатель.................... 349

Ребенок долго учится жить; он учится самоуч­кой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить, существовать. Наблю­дать за развитием сознания в ребенке и за осве­домленностью его в окружающей неизвестной действительности составляет для нас радость.

Андрей Платонов

 


Предисловие

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный запад­ный университет имеет свой оригинальный вариант. Как прави­ло, это объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобща­ющие огромное количество научных исследований. Некоторые из них переведены на русский язык. Однако ни в одной из этих, по-настоящему интересных книг мы не встретили анализа цело­стной концепции детского развития, разработанной Л. С. Вы­готским и его последователями, которая является истинной гордостью и подлинным достижением отечественной психоло­гии. Отсутствие знаний о столь существенной концепции за­ставляет нас считать, что любой зарубежный учебник не отра­жает современный уровень психологических знаний о развитии ребенка в полной мере.

Отечественные учебники по детской психологии невелики по объему и бедны иллюстративным материалом. К тому же, им тоже присущ содержательный недостаток: обобщая опыт, на­копленный в нашей науке, они дают весьма слабое представле­ние о достижениях современной зарубежной психологии.

Предлагаемая вниманию читателя книга и создавалась в ос­новном для того, чтобы восполнить эти пробелы и представить в уравновешенном и полном виде многообразные подходы к пониманию психического развития ребенка, которые были раз­работаны в XX веке, то есть за весь период существования детской психологии как отдельной научной дисциплины.

Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет как бы нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные историче­ские периоды времени. В книге анализируется происхождение понятия "детство", прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки.

Второй принцип, положенный в основу выбора анализируе­мых концепций детского развития, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического раз­вития. Изменения в представлениях о психическом развитии всегда связаны с появлением новых методов исследования. "Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка, — писал Л. С. Выгот­ский. —...Опереться по-настоящему на метод, понять его отно­шение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и вырабо­тать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейше­му изложению важнейших проблем детской психологии в аспек­те культурного развития" [35, с. 42].

Именно этот принцип, эта установка Л. С. Выготского позво­лила проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о периоде детства до совре­менного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влиянием факторов среды и наследственности в теории конвер­генции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития — все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концеп­ций психического развития и методов его исследования.

Третий принцип касается анализа развития основных аспек­тов человеческой жизни — эмоционально-волевой сферы, пове­дения и интеллекта. Теория классического психоанализа 3. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию психосоциального развития жизненно­го пути личности Э. Эриксона. Проблема развития в классиче­ском бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения — самом мощном направлении современной амери­канской психологии развития. Исследования познавательного развития также претерпевают изменения — наблюдается пере­ход от изучения эпистемического субъекта к изучению конкрет­ного ребенка в реальных условиях его жизни.

На фоне всех этих выдающихся достижений западной психо­логии все же подлинно революционный переворот в детской психологии совершил Л. С. Выготский. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики, дви­жущих сил психического развития ребенка; он описал стадии детского развития и переходы между ними, выявил и сформули-

ровал основные законы психического развития ребенка. Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психоло­гию сознания. Он назвал ее "вершинной психологией" и проти­вопоставлял ее трем другим — глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и дина­мику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития Учение о психологическом возрасте позволяет избе­жать биологического и средового редукционизма при объясне­нии детского развития.

Анализ концепции Л. С. Выготского составляет смысловое ядро данной работы. Однако, было бы ошибкой считать, что идеи Л. С. Выготского застыли, превратились в догму, не пол­учили закономерного развития и логического продолжения. От­метим, что не только достоинства, но даже и некоторая ограни­ченность идей Л. С. Выготского стимулировали развитие отече­ственной детской психологии. Теоретический анализ идей Л. С. Выготского и его последователей показывает, что сущест­вует совсем иная детская психология, до сих пор мало известная большинству психологов.

Большой раздел учебника посвящен характеристике стабиль­ных и критических периодов психического развития ребенка. Здесь анализ фактов детского развития осуществляется на ос­нове учения Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста. Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и ос­новных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе проти­воречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в воз­никновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуа­ции развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противо­речие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой соци­альной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ре­бенка в новый психологический возраст. В этом самодвижении проявляется динамика детского развития. Такова схема рас­смотрения всех возрастных периодов детской жизни от рожде­ния до подросткового возраста, такова логика их развития.

и, '

 

В заключительном разделе книги рассматриваются некото­рые дискуссионные проблемы детской психологии — о причи­нах многоликости подражания в детстве, о закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка, о механизмах формирования психических процессов, об общем и специфическом в развитии нормального и аномального ребен­ка.

На наш взгляд, такое построение учебника будет способство­вать не только усвоению теории, фактов, проблем и методов их изучения, но и развитию научного мышления в области детской психологии. Пользуюсь случаем выразить глубокую призна­тельность за помощь студентам и аспирантам факультета пси­хологии МГУ, с которыми мне выпало удовольствие работать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...