Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказывание логопедом русской народной сказки




«Репка» с иллюстрированием на коврографе..

Цели. Развитие речевого слухаслухоречевой памяти. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них.

Логопед приглашает детей на стульчики, с. Стоящие перед

коврографом, и рассказывает сказку, иллюстрируя ее на коврографе.

Л о г о п е д. Посадил дед репку. Выросла репка большая-

пребольшая. (На коврограф помещается изображение репки). Стал дед репку тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. (На коврографе появляется фигурка деда). Позвал дед бабку. (На коврографе появляется фигурка бабки). Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку. (На коврограф выставляется фигурка девочки). Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. (На коврограф выставляется фигурка собаки). Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку. (На коврограф выставляется фигурка кошки). Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку. (На коврограф выставляется фигурка мышки). Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут-потянут – вытянули репку.

2. Беседа по сказке. Совершенствование диалогической речи,

умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них с опорой на картинки.

Не убирая фигурки с доски, логопед организует с детьми беседу по сказке. Оборудование. Фланелеграф, иллюстрации к сказке для фланелеграфа.

Описание. Логопед рассказывает сказку, сопровождая рассказывание показом действий на фланелеграфе, затем задаёт детям вопросы и побуждает детей к ответам:

 

Л о г о п е д. Что посадил дед?

Д е т и. Репку.

Л о г о п е д. Какая выросла репка?

Д е т и. Большая.

Л о г о п е д. ЧЧто стал делать дед?

Д е т и. Тянуть репку.

Л о г о п е д. Тянет-потянет. Может вытянуть репку?

Д е т и. Не может.

 

Л о г о п е д. Кого позвал дед?

Д е т и. Бабку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут. Могут вытянуть?

Д е т и. Не могут.

Л о г о п е д. Кого позвал дед?

Д е т и. Бабку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-

потянут. Могут вытянуть?

Д е т и. Не могут.

Л о г о п е д. Кого позвали?

Д е т и. Внучку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за

бабку, тянут-потянут. Могут вытянуть?

Д е т и. Не могут.

Л о г о п е д. Кого позвали?

Д е т и. Жучку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, Жучка за

бабку, тянут-потянут. Могут вытянуть?

Д е т и. Не могут.

Л о г о п е д. Кого позвали?

Д е т и. Кошку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за

бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, тянут-потянут. Могут вытянуть?

Д е т и. Не могут.

Л о г о п е д. Кого позвали?

Д е т и. Мышку.

Л о г о п е д. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за

Бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут-потянут. Вытянули репку?

Д е т и. Вытянули репку!

Л о г о п е д. Почему вытянули репку? Как они тянули?

Д е т и. Вместе. Дружно.

Л о г о п е д. Правильно. Любое трудное дело можно

сделать, если работать дружно, вместе. И т.д.

 

3. Подвижная игра «РепкаКонь» (повторение). Координация речи с движением.

Логопед приглашает детей в центр кабинета и предлагает выполнить знакомое упражнение.

Дедка репку посадил, Бегут по кругу. Держатся на руки.

Всем домашним угодил.

Стал тянуть ее старик. Останавливаются, показывают, как

старик тянет репку.

Силы нету. Поднял крик. Прикладывают руки рупором ко рту.

Стал своих домашних звать. Удары кулачками и хлопки в ладоши

попеременно.

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики на руках, начиная

с больших.

Бабка, внучка, Жучка, кошка Загибают по 4 пальчика на каждой руке.

Прибежали по дорожке, Удары кулачками и хлопки в ладошки.

Поспешили на подмогу. Вновь бегут по кругу.

Репку вытянуть не могут.

Мышку кошка позвала,

Та за хвост ее взяла,

Тянут сильно. Держат крепко. Встают друг за другом. Держат друг

Раз! И вытянули репку! друга за пояс. На последнее слово

вскидывают руки вверх

4. Игра «Кого не хватает?» Развитие зрительного

восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в косвенных падежах ). Совершенствование умения выполнят трехступенчатую инструкцию.

Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед коврографом.

Л о г о п е д. А сейчас поиграем. Внимательно посмотрите на героев сказки, запомните, кто за кем стоит. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу фигурку одного из героев сказки. Вы откроете глаза и скажете, кого нет.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает фигурку внучки.

Л о г о п е д. Кого не хватает?

Д е т и. Внучки.

Л о г о п е д. Правильно.

Логопед помещает фигурку внучки на место. Игра проводится до тех пор, пока по два раза не ответит каждый ребенок. Затем логопед убирает фигурки с ковографа.

5. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Улыбка» и «Мостик» (повторение). Развитие артикуляционной моторики.

Логопед приглашает детей к большому зеркалу.

Л о г о п е д. Давайте изобразим героев сказки «Репка». Сначала сделаем упражнение «Улыбка» вместе с Жучкой, а потом упражнение «Мостик» с рыжим котом.

Логопед показывает детям игрушечную собаку, скалящую зубы. Под руководством логопеда дети выполняют упражнение «Улыбка» 3-4 раза. Затем логопед показывает рыжего кота, выгнувшего спину. Дети делают упражнение «Мостик» 3-4 раза.

6. Упражнение «Где пищит мышка?» Развитие слухового внимания и восприятия (совершенствование навыка определения направления звука).

Логопед убирает игрушечную кошку и достает мышку-пищалку.

Л о г о п е д. А с мышкой мы поиграем в знакомую вам игру. Вы повернетесь лицом к двери, будете внимательно слушать и показывать рукой, где пищит мышка.

Игра проводится до тех пор, пока она интересна детям.

Организация окончания занятия.

По предложению логопеда дети вспоминают, в какие игры они играли на занятии; рассказывают, какие игры им особенно понравились. Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка

 

Март 3-я неделя

Дикие птицы

Занятие 1

Коррекционно-образовательные задачи. Развитие импрессивной речи. Формировании обобщающего понятия дикие птицы. Развитие экспрессивной речи. Расширение глагольного (предикативного словаря). Совершенствование грамматического строя речи (формы единственного и множественного числа существительных). Совершенствование навыка выполнения трехступенча-той инструкции. Совершенствование умения проговаривать потешку сопряжено.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, речевого слуха, артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к организованной образовательной деятельности, активности, любознательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Коврограф, мольберт, большое зеркало,цельные

и разрезные картинки с изображениями диких птиц: воробья, вороны, голубя, грача; предметные картинки с изображениями диких птиц (рис. 28 (нужно рисовать!) и 29 из пособия «Дидактический материал»), подносы с манкой по числу детей, резиновый гусь.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Ворона» в совместной с воспитателями деятельности. Выполнение упражнения серый гусь на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Что умеют гуси?» Развитие речевого слуха. Расширение глагольного (предикативного словаря). Создание эмоциональногоположительного фона занятия. Понедельник

Логопед приглашает детей в кабинет и организует

приветствие с ними. Он предлагает детям сесть на стульчики.

Л о г о п е д. Сегодня мы с вами будем говорить о диких птицах. И первая игра называется «Что умеют гуси?» Не удивляйтесь. Гуси могут быть и домашними, и дикими. Сейчас я буду читать вам стихотворение и выставлять на коврограф картинки, которые помогут вам ответить на вопрос, что умеют гуси.

Логопед читает стихотворение, иллюстрируя действия гусей (иллюстрация 28).

Гуси могут гоготать,

Бегать, плавать и летать,

Хлопать крыльями, щипаться,

И шипеть, и даже драться,

И гуськом гулять ходить,

И на пруд гусят водить,

Много разного всего

Могут делать гуси!

(А. Богдарин)

Так что умеют делать гуси?

Д е т и. Гоготать, бегать, плавать, летать, хлопать крыльями, щипаться, шипеть, драться, гуськом ходить, гусят водить.

Если дети затрудняются в подборе глаголов по картинкам, логопед называет действия гусей, а дети повторяют глаголы вслед за ним.

Разрезные картинки.

Цели. Развитие зрительного гнозиса и

конструктивного праксисавнимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Формирование в импрессивной речи обобщающего понятия дикие птицы. Совершенствование грамматического строя речи (формы единственного и множественного числа существительных).

Оборудование. Цельные и разрезные картинки с изображениями диких птиц: воробья, вороны, голубя, грача.

 

       
   

 


Описание. Логопед ставит на мольберт картинки, показывает и называет их.демонс

Л о г о п е д. Рассмотрите картинки. Это воробей, ворона, голубь и грач. Это дикие птицы. Они живут в дикой природе и заботятся сами о себе, сами строят гнезда, сами добывают еду. Назовите птиц.

Д е т и. Воробей, ворона, голубь и грач.

Логопед раздает детям по одной картинке.

Л о г о п е д. Назовите каждый свою картинку.

Дети называют картинки. Логопед раздает им аналогичные разрезные картинки.

Л о г о п е д. Соберите такие же картинки, как те, что у вас уже есть.

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Теперь назовите две картинки.

Д е т и. Воробьи, вороны, голуби и грачи.

Если дети затрудняются, логопед сам образует форму множественного числа, а дети повторяют слова вслед за логопедом.трирует картинки с изображениями диких птиц, называет их, обобщает, предлагает детям сначала показать, потом назвать их. Далее каждый ребёнок выбирает себе одну из картинок, ещё раз называет её, получает аналогичную разрезную картинку и составляет её.

Упражнение «Кто кричит?»

Цели. Развитие речевого слуха.

Упражнение в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. Совершенствование навыка выполнения трехступенча-той инструкции.

Логопед убирает разрезные картинки.

Л о г о п е д. А теперь послушайте, как подают голос эти птицы. Воробей: «Чик-чирик!» Ворона: «Кар-кар!» Голубь: «Гру-гру!»

Грач: «Крак-крак!» сейчас я закрою лицо листом бумаги и буду кричать, как кричат птицы. Кто услышит голос своей птицы, поднимет картинку.

Логопед экранирует лицо и произносит звукоподражания, картинку поднимает ребёнок, который узнал свою птицу.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями диких птиц (иллюстрация 21).

Описание. Логопед демонстрирует детям предметные картинки, предлагает детям показать, назвать птиц, выбрать по одной картинке. После этого логопед показывает, как кричат эти птицы.

Воробей: «Чик-чирик!» Ворона: «Кар-кар!» Голубь: «Гру-гру!»

Грач: «Крак-крак!» Затем логопед экранирует лицо и произносит звукоподражания, картинку поднимает ребёнок, который узнал свою птицу.

 

Подвижная игра «Ворона».

Цели. Координация речи с движением.

СовершенствованиеЗакрепление умения проговаривать потешку сопряжено.договаривать словосочетания за логопедом.

Логопед приглашает детей в центр кабинета. Д Описание. Дети выполняют

движения и проговаривают текст вместе с договаривают словосочетания вслед за логопедом.

На фонарь ворона села, Приседаютли.

Посидела, посмотрела. Повороты головы влево-вправо.

«Кар!» – она сказала громко. Нахмуривают брови, грозят

указательным пальчиком правой руки.

пальчиком правой руки.

«Не капризничает Ромка?» Грозят указательным пальчиком левой

руки.

5. Игра «Нарисуй птичку». Развитие тактильной

чувствительности.Формирование умения рисовать предметы по подражанию логопеду.

Логопед приглашает детей к столу, на котором

стоят подносы с тонким слоем манки.. Логопед берет в руки фломастер и рисует на магнитной доске круг – тарелку.

Л о г о п е д. Сегодня мы с вами будем рисовать птиц на волшебных подносах. Как вы бумаете, кого я нарисовала?

Д е т и. Гуся.

Л о г о п е д. Нарисуйте такого же гуся на своих волшебных подносах указательным пальцем.

Дети выполняют задание, рисуют указательным пальцем ведущей руки.

Л о г о п е д. Отлично!

Логопед стирает рисунок на магнитной доске.

Л о г о п е д. Сотрите рисунок ладошкой и разровняйте манку.

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Теперь нарисуем грача. Вот так. Рисуйте вслед за мной.

Логопед выполняет показ. Дети рисуют вслед за ним. Когда дети выполнят задание и протрут руки влажными салфтками, логопед убирает подносы.

6. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Серый гусь». Развитие артикуляционной моторики.

Логопед приглашает детей к большому зеркалу и берет в руки резинового гуся.

Л о г о п е д. Клюв разинул серый гусь.

Очень я его боюсь.

Больно щиплет гусь за пятки!

Убегайте без оглядки.

Видите, как широко раскрыл клюв серый гусь? Попробуйте так же широко открыть рты.

Дети выполняю упражнение 3-4 раза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...