Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Миметическое агрессивное поведение ребенка




Наконец, в возрасте 36‒ 42 месяцев ребенок вполне способен самостоятельно продемонстрировать имитацию агрессивного коммуникативного поведения, но при этом необходимо соблюдение двух условий: взрослые должны спровоцировать его на такое миметическое поведение и поддерживать к нему интерес при помощи демонстрации одобрения. Мишень агрессивного поведения все та же – это мать.

Рассмотрим данный тип интеракции на примере анализа видеозаписи диады 10: девочка, 37 мес., демонстрирует, как она ругает присутствующую здесь же маму.

На этапе идентификации когнитивного события, отвечая на вопрос «что происходит? », наблюдаем следующее: в гостиной присутствуют несколько взрослых людей: мама, бабушка (по-видимому, свекровь) и отец. Мама выговаривает дочери за плохое поведение; в разговор вмешивается бабушка:

(5) 1. бабушка: / Анюта/ а ты тоже мать поругай↓ / чего она только на тебя ругается↑ // (все присутствующие взрослые издают одобрительные возгласы)

2. ребенок (испытующе смотрит на взрослых, затем поворачивается к матери, откидывает корпус назад, подбоченивается: /#кричит# А ТЫ ЧЕГО ТО ЖЕ МНЕ/ САМА ВИНОВА та ЭЫТЬ/ ДА/Я ТЕБЕ ЩААААС ДАМ/ НУ ТЫ ЩААААС ПОЛУУУУЧИШЬ/(слышится реплика взрослого /Ой ну ты смотри//

3. мама: / #тихо# ну прости меня//

4. ребенок: /ДА/ ИШЬ/ Ыть ЗАХОТЕЕЛА (взрослые одобрительно смеются)

Ребенок продолжает не вполне разборчиво кричать на мать, но взрослые отвлекаются на свой разговор о бытовых делах, девочка подходит сначала к бабушке, та гладит ее по голове, затем к маме, слегка прислоняясь к ней15.

Видео аналогичного характера находим на видеоканале YouTube: девочка ориентировочно трех лет ругается на маму за то, что та ругала ее на кухне; взрослые одобрительно смеются; девочка делает резкие выпады вперед, по направлению к мишени

 

15 К сожалению, мы не можем предоставить видеокадры, поскольку мама девочки не дала разрешения на их публикацию.


агрессии, протягивает вперед руку с выпрямленным указательным пальцем (рис. 7а); затем она вспоминает, что на кухне сидела еще и бабушка и резко поворачивается в ее сторону (рис. 7 б, в) с репликой «Это что такое! »; в этот момент мама спокойно (игровым тоном) пытается возразить: «ну а что же, если за дело» - девочка вновь резко разворачивается к ней с криком «Что ты сказала? » (рис. 7г) и осыпает угрозами («Будешь спать на улице! »). Все взрослые, включая мать, одобрительно смеются.

 

 

Рис. 7 а, б, в, г. Видеофиксации наиболее важных моментов миметического агрессивного поведения девочки (пр. 5) (ориентировочно 3 года)

Рассмотрим траекторию развертывания когнитивного события, происходящего в рамках данной модели миметического поведения ребенка (пр. 5): ключевой момент взаимодействия ‒ одобрительный смех и внимание взрослых, которые получает ребенок в ответ на свои реплики в адрес матери, последняя из которых ‒ «Ыть ЗАХОТЕЕЛА»; два цикла предшествуют ключевому моменту ‒ первый сфокусирован на получении ребенком задания взрослого, второй представляет собой собственно имитацию агрессивного поведения в отношении матери; два цикла следуют за ключевым моментом – третий цикл включает в себя отрезок взаимодействия, когда ребенок чувствует одобрение своего поведения со стороны взрослых, наблюдает знаки их внимания (направленные взгляды, смех), и переходный цикл завершает интересующую нас часть интеракции – ребенок замечает потерю интереса к происходящему у взрослых, занимает свою обычную социально- коммуникативную позицию, ищет контакта со взрослыми (мамой и бабушкой)

 

Первый цикл                 Второй цикл                          Третий цикл    Переходный

цикл

 

Event pivot

 

Полу чение Актуализация и реализация миметической модели агрессивного Получ ение Потеря внимания взрослых,

задания взрослого поведения социального одобрения переключение

Рис. 6 Траектория развертывания миметической модели агрессивного поведения ребенка

Сравнительный анализ четырех моделей поведения (Табл. 2) в диадах мать‒ ребенок показывает, что в двух из них мама и другие взрослые ориентируют ребенка на модель агрессивного социального поведения, в которой мама является субъектом и инициатором агрессивного поведения, а в двух – его мишенью. Уже отмечалось, что мимесис, в отличие от простой имитации, это всегда намеренное копирование некоторого поведения, поэтому в столбце 5 условно отмечен уровень интенциональности поведения ребенка для каждой из моделей: у ребенка в возрасте 2‒ 3 месяцев интенциональность пока сводится лишь к фиксации внимания на поведении матери; в 3‒ 4 месяца ребенок уже пытается намеренно, ожидая одобрения, повторить вокализации, на которые его провоцируют; в 18‒ 24 месяца он предвосхищает то одобрение, которое вызовет его имитация «как мама ругается», осознавая при этом и то, что на такое поведение нужна «санкция» взрослого (в наших видеозаписях – матери); наконец, в 36‒ 42 месяца ребенок при условии соответствующей санкции взрослого способен реализовать интенцию «ругать» не только невербальными, но и вербальными средствами, хотя последние подобраны еще безотносительно к контексту конкретной ситуации.

В ориентирующем миметическом поведении матери присутствуют просодический, мимический, проксемический и вербальный компоненты (Табл. 2, столбец 6), в миметических же паттернах, демонстрируемых ребенком, сначала появляется просодический компонент, затем по нарастающей ‒ добавляется мимический, проксемический и, наконец, вербальный. Это наблюдение возвращает нас к основному постулату теории распределенной когниции ‒ взаимная настройка, достижение взаимопонимания между познающими субъектами происходят первоначально благодаря учету мультимодального контекста взаимодействия, вербальная же составляющая является структурой «второго порядка», становясь своеобразным «якорем» для уже сформировавшейся модели поведения.

 

Табл. 2. Сравнительные характеристики четырех рассмотренных моделей миметического поведения в диадах мать‒ ребенок.

 

 

Модель В озраст Ма ть         – М ать       – Уровень интенционально Состав ляющие

  ребенк а мес. субъект (инициато р) агрессии объект (мишен ь) агресси и сти       поведения ребенка миметическо го поведения (М – матери; Р ‒ ребенка)
«предвосхищающий мимесис» ‒ 3   + - М: вокализации, проксемика, мимика, вербальный компонент
«миметическая интерпретация» -4 +   + М: просодика, мимика, вербальный компонент Р: просодика.
«гендерно- дифференцированный мимесис» 8‒ 24 +   ++ Р: просодика, мимика, поза
миметическоеповеден иеребенка 6‒ 42   + +++ Р: просодика, мимика, поза, проксемика вербальный компонент

 

Наблюдения за развертыванием траектории четырех типов интеракций, рассматриваемых как когнитивные события, в результате которых происходит существенное изменение в когнитивном опыте ребенка, показывают, что ключевой точкой каждой такой интеракции является момент совпадения когнитивных ожиданий взрослого и когнитивных предвосхищений этих ожиданий ребенком: мать настраивает ребенка на определенную


модель «недовольного» поведения, провоцирует ее, а ребенок, в свою очередь, ожидая момента социального одобрения, старается предвосхитить то, чего от него ожидают и сделать именно так. Если в первые месяцы жизни тонкий момент «смычки» ожиданий и предвосхищений на интуитивном уровне чувствует только мать, то, чем взрослее малыш, тем более выражено одобрение и других взрослых по отношению к его «обрастающей» все новыми узнаваемыми деталями модели агрессивного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...