4.1. Предвосхищающий мимесис в коммуникативном поведении матери
4. Результаты и обсуждение: от моделей миметического ориентирующего поведения матери, формирующего паттерны агрессивного поведения в опыте ребенка, до реализации миметических моделей агрессивного поведения самим ребенком Наблюдение показало, что мимесис ‒ это, по большому счету, настраивание на настраиваемое поведение и понимание. Иными словами, это сочетание моделей материнского коммуникативного поведения, ориентирующих ребенка на миметическое поведение, провоцирующих его, и собственно миметических моделей поведения самого ребенка, которые постепенно проявляются все рельефнее по мере приращения опыта взаимодействия с матерью и другими членами семьи. Дальнейшее описание миметических моделей будет следовать в диахроническом порядке: от наиболее ранних моделей такого ориентирующего миметического поведения матерей к их более поздним вариантам. Это позволит нам проследить как ориентирующее миметическое поведение матери, 1) сначала изображающей, как следует вести себя ребенку, если он хочет выразить недовольство ее, материнским, поведением; 2) затем выражающей одобрение вокализаций ребенка, напоминающих просодические модели агрессивного коммуникативного поведения, и приписывающей им миметическое значение «вот так мама ругается»; 3) наконец, провоцирующей ребенка показать другим членам семьи, как она ругается, что в итоге приводит к дальнейшему сознательному и интенциональному миметическому действию ребенка, когда он по просьбе других членов семьи начинает ругать мать под одобрительные возгласы домочадцев. 4. 1. Предвосхищающий мимесис в коммуникативном поведении матери Первый из вышеупомянутых видов ориентирующего миметического поведения матери мы наблюдаем в видеозаписях общения матери и ребенка в диадах 4, 15, 23 (табл. 1), где девочкам по 2 (диады 15, 23) месяца, а мальчику ‒ 3 (диада 4).
На этапе идентификации когнитивного события отмечаем общие для трех видеофрагментов наблюдаемые изменения в интеракции (что происходит? ). Мать сначала обращается к ребенку с контактной репликой, но, замечая беспокойство ребенка (активные движения руками и ногами, отворачивание головы, покрикивание), начинает говорить как бы от его имени, выражая как бы его недовольство, обиду на поведение матери, маркируя условность такого псевдодиалога коммуникативным коннектором скажи. Ребенок еще более оживляется: покрикивает уже громче, сильнее двигает ручками и ножками. Взаимодействие происходит в привычных для младенца условиях – на пеленальном столе или на кровати. При интеракции, в двух случаях из трех, присутствует третий человек – член семьи или подруга матери. Рассмотрим особенности реализации данной модели материнского поведения на двух примерах. Так, в диаде 23 (пр. 1) мать подстригает дочери ногти на руках. Девочка вначале лежит спокойно, откинув свободную ручку (рис. 1а), мать хвалит ее, продолжая сосредоточенно обрезать ноготки; затем ребенок начинает достаточно резко двигать ручкой, то отводя ее от лица, то приближая, одновременно она активно двигает ножками. Мама интерпретирует данный комплекс оживления как проявление недовольства и, как бы разыгрывая роль недовольного ребенка, будто подсказывает необходимые для проявления негативных эмоции реплики: (1) (диада № 23: мать – 22 года, дочь – 2 мес. ) /Вот так↓ вот↑ / вот так↓ / ах ты моя ↑ умница↓ / скажи ↓ / вот мать издевается↓ / то ей ногти/ то ей уши чистить [0, 2]…то еще чонибудь ↓ //;
пр. 1 Рис. 1 а, б, в, г. Видеофиксации наиболее важных моментов взаимодействия в диаде 23,
При этом мимика матери, хотя и в слабой степени, имитирует выражение лица недовольного человека: она слегка хмурит брови, сильнее наклоняет лицо вниз, выдвигает вперед губы, наподобие того, как это делает обиженный человек. Девочка сильнее начинает пинать маму, пытается отвернуть от нее лицо. Женщина останавливает свои действия, ищет взгляда девочки, устанавливает контакт, улыбается и спокойно говорит: «Ну, не пинайся, успокойся». Затем переходит к другой деятельности, отвлекая ребенка. Описанную выше модель материнского миметического ориентирующего поведения мы назвали «предвосхищающим мимесисом»: интерпретируя поведение ребенка как проявление недовольства, мать, предвосхищая события, демонстрирует модель агрессивного коммуникативного поведения, используя которую, он мог бы в дальнейшем проявить свое недовольство в общении как с непосредственной мишенью агрессии, так и обсуждая ситуацию с другими людьми. При этом в позицию мишени мать помещает себя. На рис. 2 изображена линия времени интеракции, на которую наложены важные точки взаимодействия (графически – это треугольники). За нулевую точку взят момент, который рассматривается нами как ключевой: мать низко склоняется к ребенку, делает недовольное лицо (рис. 1 б), имитирует то, как бы ребенок мог высказать свое возмущение матерью; младенец начинает пинаться, отворачиваться от нее. Он как бы принял «вызов», дразнящей его матери, понял, чего от него ожидают, настроился на то поведение, на которое его настраивают. От нулевой точки (eventpivot) идет обратный отсчет в миллисекундах к предыдущей точке взаимодействия: мать хвалит ребенка за спокойное поведение (рис. 1а). От нуля отсчитывается время до следующей точки – момента, когда мать устанавливает с ребенком зрительный контакт и просит успокоиться (рис. 1 г). В дальнейшем женщина пытается отвлечь малышку. Таким образом, мы выделили в анализируемой интеракции, названной «предвосхищающий мимесис», четыре цикла: первый соответствует кооперативной стадии взаимодействия в диаде мать‒ ребенок – он спокоен, она его хвалит; второй ‒ ребенок проявляет признаки беспокойства, мать, интерпретируя их как манифестации недовольства,
как бы «разжигает» его, показывая, как ребенок мог бы выразить свое возмущение, если бы умел это делать, и ребенок реагирует на действия матери; на третьей стадии женщина пытается успокоить слишком активное поведение «недовольного», а переходный цикл включает в себя действия матери, направленные на то, чтобы отвлечь ребенка.
Рис. 2. Траектория развертывания «предвосхищающего мимесиса» в общении матери с ребенком. В следующей диаде (пр. 2) мама аналогичным образом интерпретирует активные взмахи мальчика ручками и ножками как проявление гнева, недовольства, в качестве мишени которого мать видит саму себя: (2) (диада № 4: мать – 23 года, сын – 3 мес. ) /а ты чего, что такое↑ / мама/ скажи↓ / покушать не дает↓ / вот я уже 15 минут лежу↑ / прошу↑ / а она не дает↓ /скажи↓ я тут язык тебе показываю↓ / а ты мне не даешь покушать↓ / скажи↓ / давай есть быстрей↓ / я хочу есть/ страх как хочу↓ / а она не дает↓ //. В обоих случаях (пр. 1‒ 2) мы наблюдаем, как интонационному выделению подвергаются языковые единицы, номинирующие женщину или указывающие на нее (выделены более крупным шрифтом ‒ мама, она). Ей приписываются действия, вызывающие недовольство как ребенка, так других членов семьи, если предположить, что они стали бы тому свидетелями, (как можно издеваться над ребенком? не давать ему покушать? ) ‒ издевается, покушать не дает. Во втором случае (пр. 2) женщина сначала имитирует диалог ребенка с матерью (я тут язык тебе показываю, а ты мне не даешь покушать, давай быстрее), вкладывая «в уста» ребенку директивный речевой акт, включающий глагол в повелительном наклонении и интенсификаторбыстрее, а затем переходит к имитации разговора ребенка с третьим лицом (я есть страх как хочу, а она не дает), в ходе которого малыш как бы демонстрирует свое возмущение другому члену семьи (воображаемому сообществу), обозначая мать посредством местоимения третьего лица она.
Важно, что в этом, втором, видеофрагменте взаимодействие матери и ребенка строится в присутствии другого, старшего, члена семьи, по-видимому бабушки или свекрови, которая в кадре не видна, но слышны ее одобрительные вокализации. Затем мать берет малыша на руки и уносит кормить. Ключевой момент второй из анализируемых интеракций аналогичен ключевому моменту первого примера – женщина «разжигает» недовольство ребенка, имитируя то, как он мог бы возмутиться, если бы умел говорить, а ребенок «отвечает» еще более беспокойным поведением. Если в первом из рассмотренных примеров на стадии успокаивания (рис. 2. ) мама просит ребенка не пинаться, то во втором примере та же стадия (цикл) реализуется при помощи кормления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|