Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Миметическая интерпретация матерью поведения ребенка




Вторая модель материнского миметического поведения, ориентирующего на усвоение паттернов агрессивной коммуникации, наблюдается в общении женщин с детьми 3‒ 4 месяцев. В нашем корпусе были выявлены 3 диады, в общении которых наблюдалась подобная модель: диады 19, 21, 22. Возраст детей 3‒ 4 месяца.

На этапе идентификации когнитивного события отмечаем следующие наблюдаемые изменения в социальном и предметном контексте, общие для трех диад, ставших объектом наблюдения: ребенок и мама находятся в хорошем настроении; ребенок лежит в кроватке, на диване или на пеленальном столике; мать и подруга матери или другая женщина-член семьи склоняются над ним; установив зрительный контакт с матерью, ребенок проявляет комплекс оживления; мать стимулирует его подбадривающими репликами, а когда ребенок начинает издавать громкие вокализации, мать, а затем третий участник взаимодействия одобрительно характеризуют эти крики как «вот так мама ругается»; после каждой такой реплики ребенок начинает кричать еще сильнее, затем ребенка успокаивают, отвлекают игрушкой или берут на руки.

Рассмотрим подробнее видеофиксацию интеракции в диаде 19:

(3) /Ай ты батюшки↑ / ай ты батюшки↑ #крик ребенка#/ ой ты батюшки #ребёнок молчит#/ оття↑ (контактный взгляд матери) #ребенок кричит#/ вот так↓ мама орет↑ /вот так↑ мама ругается ↓ (контактный взгляд)/ как↑ мама ругается↓ (ребенок сначала молчит, мама продолжает на него смотреть, затем кричит+контактный взгляд)/вот так↓ мама ругается//


 


 

пр. 3


Рис. 3 а, б, в, г Видеофиксации наиболее важных моментов взаимодействия в диаде 19,

 

 

Ключевой момент когнитивного события (eventpivot) наступает, когда благодаря


взаимодействию происходит модификация когнитивного опыта, прежде всего, ребенка ‒ он предпринимает попытку произвести то действие, которое от него ожидают. Данный момент маркирован инициирующей репликой матери «как мама ругается? », на которую ребенок реагирует повторением еще более усиленного крика при сохранении визуального контакта с матерью.

Относительно данного момента мы выделяем четыре цикла взаимодействия, три из которых предшествуют ему, а один – следует за ним. Во время первого цикла мать устанавливает контакт с ребенком (рис. 3 а), ничего не говорит, но ловит его взгляд, улыбается ему, он же, в свою очередь, издает первую в интеракции вокализацию (рис. 3 б). Второй цикл мы обозначили как «поддразнивание», поскольку мать провоцирует ребенка, чтобы он производил вокализации («ох ты батюшки, ох ты матушки! »). Третий цикл ‒ самый важный: мать приписывает социальное значение уже интенциональному крику ребенка (так мама ругается! ). Кроме того, именно в этот момент маме вторит присутствующий третий коммуникант-женщина. Наконец, четвертый цикл интеракции начинается сразу после реплики мамы, приглашающей ребенка продемонстрировать, как он усвоил подсказанное матерью социальное значение поведенческого паттерна мама так ругается – собственно показать, как мама ругается. Ребенок сначала молчит и внимательно смотрит на мать (рис. 3 в), а затем кричит сильнее, чем он это делал до того, при этом усиливаются все его мимические движения: он приподнимает головку, чтобы было удобнее смотреть на мать, выпучивает глазки (рис. 3г). За этой реакцией следуют восторженные крики мамы и другой женщины.

 

Первый цикл                Второй цикл               Третий цикл    Переходный цик
Первый цикл  Второй цикл Третий цикл        Четвертый цикл
л

 

Event pivot


Установ ление контакта Поддразнивание ребенка матерью Миметичес кая интерпретация матерью               крика ребенка:                «так мама ругается» Миметическое повторение крика ребенком – одобрение матери

Рис. 4 Траектория развертывания «миметической интерпретации» в общении матери с ребенком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...