Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Гендерно-дифференцированная миметическая модель ориентирующего поведения матери и реагирования ребенка




В возрасте 18‒ 24 месяцев ребенок уже играет более активную роль в интеракциях со взрослыми, демонстрируя первые успехи в той самой «культурной настройке», о которой мы рассуждали выше.

Так, в записях взаимодействия диад 1, 6, 8 нами зафиксирована модель, которую на идентифицирующем этапе мы можем описать так: ребенок и мама находятся в привычной обстановке, но в присутствии 1 или 2 друзей семьи или родственников; мама или другой взрослый человек с заговорщическим видом просит ребенка «покажи, как папа ругается» ‒ ребенок спокойным голосом говорит «айяяй» и грозит пальчиком или кулачком; затем мама (или другой взрослый в присутствии матери) просит «а покажи, как мама ругается», и ребенок начинает истошно кричать, выпучивает глаза, наклоняется вперед; взрослые одобрительно поддерживают малыша, смеются; ребенок имеет довольный вид.

Рассмотрим речевую, паравербальную и невербальные составляющие интеракции в диаде 8: мама в окружении родственников общается с сыном в возрасте 24 месяцев.

(4) 1. взрослый (не мать): /покажи↓ как ↑ папа ругается ↓ //

2. ребенок (рис. 5а, б): (ребенок вопросительно смотрит на мать, та слегка улыбается; ребенок слегка откланяется назад, улыбается, грозит пальцем, при этом смотрит на взрослого): / айяяяй↓ //

3. взрослый: /а покажи↓ как↑ мама ругается ↓ //

4. ребенок (рис. 5 в): (наклоняется вперед, выпучивает глазки, поднимает обе руки перед собой и сжимает кулачки) #громко с надрывом кричит# ААААААААААААААА (затем замолкает, краешком глаза наблюдает за мамой и с довольным видом отклоняется назад, прижимаясь к ней (рис. 5 г).


 


 

пр. 4


Рис. 5 а, б, в, г. Видеофиксации наиболее важных моментов взаимодействия в диаде 8,

 

 

Анализ интеракции показывает, что ключевым ее моментом (рис. 6) является  момент


удовольствия и единения, которое испытывают вместе и мама, и ребенок (рис. 5г). Причиной положительного эмоционального переживания является социальное одобрение, объектом которого стала диада. Данному моменту предшествуют еще две точки, определяющие важные моменты взаимодействия: первая (за 9000 мс до ключевого момента (eventpivot)) ‒ мальчик поворачивается к маме и вопросительно смотрит на нее, мама и ребенок 20 мс находятся в визуальном контакте, мать едва заметно кивает, как бы давая разрешение; вторая

‒ (за 3500 мс до ключевого момента) получение первой одобрительной реакции присутствующих за имитацию поведения папы. Таким образом, мы выделяем четыре основных цикла, в границах которых разворачивается взаимодействие: первый цикл ‒ получение задания от взрослого члена семьи, поиск и получение поддержки матери; второй цикл – первая имитация, получающая по окончании сдержанное одобрение присутствующих; третий цикл – получение второго задания, вторая имитация, получение бурной одобрительной реакции от всех взрослых; четвертый цикл, совершающийся после ключевого момента интеракции, ‒ наслаждение социальным успехом, удовлетворение от него.

 

Первый цикл                 Второй цикл               Третий цикл    Четвертый цикл

 

Event pivot

 

Получ ение задания взрослого и поддержки матери Имитация 1 Получение второго задания и имитация 2 Получение социального удовлетворения

Рис. 6 Траектория развертывания гендерно-дифференцированной миметической модели ориентирующего поведения матери и реагирования ребенка.

Описанная выше модель поведения матери и ребенка была названа нами гендерно- дифференцированным мимесисом, поскольку в ней отчетливо просматривается противопоставление ролей отца и матери в моделях агрессивного поведения, принятых в русском лингвокультурном сообществе: отец сдержан и терпелив, а мать является инициатором агрессии, она несдержанна и нетерпелива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...