4.3. Гендерно-дифференцированная миметическая модель ориентирующего поведения матери и реагирования ребенка
В возрасте 18‒ 24 месяцев ребенок уже играет более активную роль в интеракциях со взрослыми, демонстрируя первые успехи в той самой «культурной настройке», о которой мы рассуждали выше. Так, в записях взаимодействия диад 1, 6, 8 нами зафиксирована модель, которую на идентифицирующем этапе мы можем описать так: ребенок и мама находятся в привычной обстановке, но в присутствии 1 или 2 друзей семьи или родственников; мама или другой взрослый человек с заговорщическим видом просит ребенка «покажи, как папа ругается» ‒ ребенок спокойным голосом говорит «айяяй» и грозит пальчиком или кулачком; затем мама (или другой взрослый в присутствии матери) просит «а покажи, как мама ругается», и ребенок начинает истошно кричать, выпучивает глаза, наклоняется вперед; взрослые одобрительно поддерживают малыша, смеются; ребенок имеет довольный вид. Рассмотрим речевую, паравербальную и невербальные составляющие интеракции в диаде 8: мама в окружении родственников общается с сыном в возрасте 24 месяцев. (4) 1. взрослый (не мать): /покажи↓ как ↑ папа ругается ↓ // 2. ребенок (рис. 5а, б): (ребенок вопросительно смотрит на мать, та слегка улыбается; ребенок слегка откланяется назад, улыбается, грозит пальцем, при этом смотрит на взрослого): / айяяяй↓ // 3. взрослый: /а покажи↓ как↑ мама ругается ↓ // 4. ребенок (рис. 5 в): (наклоняется вперед, выпучивает глазки, поднимает обе руки перед собой и сжимает кулачки) #громко с надрывом кричит# ААААААААААААААА (затем замолкает, краешком глаза наблюдает за мамой и с довольным видом отклоняется назад, прижимаясь к ней (рис. 5 г).
пр. 4 Рис. 5 а, б, в, г. Видеофиксации наиболее важных моментов взаимодействия в диаде 8,
Анализ интеракции показывает, что ключевым ее моментом (рис. 6) является момент удовольствия и единения, которое испытывают вместе и мама, и ребенок (рис. 5г). Причиной положительного эмоционального переживания является социальное одобрение, объектом которого стала диада. Данному моменту предшествуют еще две точки, определяющие важные моменты взаимодействия: первая (за 9000 мс до ключевого момента (eventpivot)) ‒ мальчик поворачивается к маме и вопросительно смотрит на нее, мама и ребенок 20 мс находятся в визуальном контакте, мать едва заметно кивает, как бы давая разрешение; вторая ‒ (за 3500 мс до ключевого момента) получение первой одобрительной реакции присутствующих за имитацию поведения папы. Таким образом, мы выделяем четыре основных цикла, в границах которых разворачивается взаимодействие: первый цикл ‒ получение задания от взрослого члена семьи, поиск и получение поддержки матери; второй цикл – первая имитация, получающая по окончании сдержанное одобрение присутствующих; третий цикл – получение второго задания, вторая имитация, получение бурной одобрительной реакции от всех взрослых; четвертый цикл, совершающийся после ключевого момента интеракции, ‒ наслаждение социальным успехом, удовлетворение от него.
Первый цикл Второй цикл Третий цикл Четвертый цикл Event pivot
Рис. 6 Траектория развертывания гендерно-дифференцированной миметической модели ориентирующего поведения матери и реагирования ребенка. Описанная выше модель поведения матери и ребенка была названа нами гендерно- дифференцированным мимесисом, поскольку в ней отчетливо просматривается противопоставление ролей отца и матери в моделях агрессивного поведения, принятых в русском лингвокультурном сообществе: отец сдержан и терпелив, а мать является инициатором агрессии, она несдержанна и нетерпелива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|