Батура В. В. Понятие об элитах: определение, система, практика. Использования
Батура В. В. ПОНЯТИЕ ОБ ЭЛИТАХ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СИСТЕМА, ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ " Элита" - популярный сегодня термин, ставший обозначать людей особого ранга и миссии в умах человеческого сообщества. Важно понимать насколько оправданно и уместно употребление этого термина, выводящего обычных (с точки зрения биологии и антропологии), людей за рамки обычного восприятия и требований. Термин и понятие “элита” является на сегодняшний момент многозначным и поэтому используется часто как инструмент манипуляций, что само по себе содержит потенциал деструктивности. Лингвистически термин “элита” относится к латыни (eligere — выбирать) и французскому языку (elite — лучший, отборный, избранный). Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина, ” - отмечает патриарх науки об элитах - элитологии - Г. К. Ашин. Ввел же в научный обиход это понятие Тойнби и понимал под ним лиц, получивших наивысший индекс в своей области деятельности, достигших высшего уровня компетентности (“Трактат о всеобщей социологии”). Также, он отмечал принадлежность элиты к власти. Сейчас, можно выделить два наиболее популярных подхода к определению элиты: политический (принадлежность к власти) и меритократический (т. е. ценностный, который фокусируется на уровне индивидуальных способностей и компетенций). В настоящее время политический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано, - считают ДаронАджемоглу и Джеймс А. Робинсон (ДаронАджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты). [1]
Ключевым отличием “элиты” от “лидера” является ее командно-групповая сущность. Для нее характерно активное внутреннее взаимодействие и устойчивость. Закон трех “С” Мейзеля характеризует элиту по трем признакам: сплоченность, спаянность, сговор. Элита делится по сферам (на духовную, интеллектуальную, политическую, экономическую, военную, культурную и т. д. ), по масштабу (местная, городская, национальная, глобальная, корпоративная и т. д. ), и по другим существенным или менее существенным категориям. В глубинной системе ценностей, психологии общества виден следующий смысл использования этого понятия: элита — меньшая часть общества, которой другая часть этого общества готова доверить свою судьбу. Предметно в сознании социума элита может представляться в образах: крыши, брони, ствола дерева, стержня, тягача, вычислительной машины, ледокола, солнца и т. д. Технически, элита - это признак людей способных выдерживать сильное давление и преодолевать препятствия на пути к целям. Технологически же элита отражена в системе представительной демократии: депутаты/народные представители — свободные личности, избранные свободными людьми на свободных выборах для представления своих интересов, т. е. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Выделяются следующие свойства элиты: качество-продуктивность (фактическая - мнимая), влияние-власть (управляющая-управляемая), этичность (положительная- отрицательная). Табл. 1. К основным ее характеристикам можно отнести: направленность, локализация, профессионализм, доверие общества. Смещение элит происходит по двух основным причинам: 1. Окостенение элит и размежевание их с массами; 2. Раскол внутри элит и замещение их новым организованным социальным актором.
Время выдвигает на передний план новые элиты и требования к ним. Сегодня новым вызовам соответствуют т. н. контурные элиты - по аналогии с контурной демократией. Контурная демократия — новый термин, предлагаемый как маркирующая альтернатива прямой и централизованной демократии; предложен на основе разработанной ранее Конфликтологической модели социального развития [2]. Демократия (“демос” и “кратос”) - власть народа. Контур - специфическая графическая условность, в идеале: 1. Выражающая очертания предмета, 2. Имеющая замкнутый вид. Контурный характер предполагает отсутствие жестких границ, а разделения имеют условный характер, но при этом предполагают принятие ответственности за выбранную область жизнедеятельности, выделение своих интересов. Основная задача такого рода демократии и элиты - это защита ментальной общности, целостности и безопасности общества - как среды гуманистического развития, эффективной системы воспитания и реализации человеческого потенциала. Менталитет – это (лат. mens - ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков. Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми [3]. В каждом социуме существует свой собственный, уникальный, характерный только для него конгломерат идеалов, образующих исторически преходящую, получающую закрепление в менталитете систему ценностей со своей иерархией, понять и постичь которые способен только представитель данного общества, способный переключиться с материальной оболочки идеала на его сверхчувственное духовное значение... Наиболее важные и значимые идеалы социума, прошедшие адаптацию в менталитете составляют основу структуры менталитета как системы - его «твердое ядро». [4]
Защита ментальной общности от разрушения является сегодня ключевой задачей организационных единиц в системе управления и безопасности. Как показывают примеры из практики, именно разрушение ментального согласия, диалога, взаимопонимания и доверия становятся катализатором разрушительных, дезорганизационных и деградационных процессов в обществе в целом. Ментальное единство (не путать с единомыслием), в этом контексте, можно приравнять к нравственным, охранительным задачам общества. Развитие концептов “Контурная элита” и “Контурная демократия” под новым углом проясняет понятия нравственности и морали. Системное восприятие элиты возможно только в связке с долгосрочными и масштабными, всеохватывающими целями, поэтому требование к такой системной элите наиболее жесткие. Представитель системной элиты должен быть компетентен в трех уровнях-этапах развития субъектов социальных систем: становление-развитие, продуктивность, концентрация и передача опыта. Табл. 2. В основе эффективности системной элиты лежит выполнение как минимум трех базовых функций: осознание реальной ситуации; выделение объема ответственности и принятие решений по стоящим задачам. И все это должно быть подкреплено позитивной по отношению к обществу мотивацией. Рис. 1:
Контурная демократия (к. д. ) обозначает формат организации социального управления, где ведущую проводящую роль играют субъекты общественной системы, в первую очередь граждане, находящиеся на границе ментальной общности социума. Основной функций субъектов к. д. является защита субъектов соцсистемы от внешней агрессии, создание генеративного внутреннего напряжения системы, гармоничного самораспределения субъектов в системе. Их выделяет ориентация не на очерчивание границ-барьеров между субъектами, а определение границ ответственности, внося определенность и мотивацию в социальные отношения.
К. д. позволяет создать творческую, деловую, гуманитарную среду развития социума; защитить интересы добросовестных, продуктивных граждан, создать предпосылки гармоничного взаимодействия субъектов соцсистемы. К. д. отличается от централизованной своей гибкостью, устойчивостью в широком диапазоне времени и рисков воздействия, не требует широкой мобилизации, продуцирует целый класс творческих, продуктивных, гуманистических элит. В отличие от прямой или либеральной демократии к. д. устойчива к внешним вызовам, управляема в интересах широких слоев общества, обладает мобилизационным потенциалом и свободой личности и творчества. Важной характеристикой к. д. является уважение личной и коллективной ответственности в их гармоничном взаимодействии, ведущей компетенцией - управление конфликтами и развитие человеческого потенциала. Элиты к. д. — это одновременно патриоты, лидеры и эксперты соцсистемы. Они дуально располагают внутренним и внешним знанием, синтезируют их в себе и гармонизируют отношения в социуме.
Список литературы: 1. Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. — М., 2016. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http: //lifeinbooks. net/read-online/pochemu-odni-stranyi-bogatyie-a-drugie- bednyie-proishozhdenie-vlasti-protsvetaniya-i-nishhetyi-daron-adzhemoglu-dzheyms-robinson/ – Дата доступа: 11. 05. 2018. 2. Батура, В. В. Конфликтологическая модель социального развития / В. В. Батура // Управление в социальных и экономических системах: м-лы ХXVI международной научно- практической конференции, Минск, 18 мая 2017 г. / Минский инновационный ун-т; редкол.: Н. В. Суша [и др. ]. – Минск, 2017. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http: //elibrary. miu. by/conferences! /item. uses/issue. xxvi/article. 59. html – Дата доступа: 11. 05. 2018. 3. Большой толковый словарь по культурологи. Составитель: Кононенко Б. И., 2003г. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http: //cult-lib. ru/doc/dictionary/culturology- dictionary/fc/slovar-204-3. htm#zag-74 - Дата доступа: 11. 05. 2018. 4. Лутцев, М. В., Менталитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил: Социально-философский анализ.: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09. 00. 11 / М. В. Лутцев; Военный университет МО РФ. – Москва, 2005. – 217 с. [Электрон. ресурс] – Режим доступа : http: //cheloveknauka. com/mentalitet-i-mentalnost-kak-fenomeny-bytiya-lichnosti-obschestva-i- vooruzhennyh-sil – Дата доступа: 11. 05. 2018.
Таблица 1
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|