Заключение
Проведенное и представленное в монографии исследование дало существенные результаты для осмысления сущности социокультурных угроз в современном мире. Социокультурные угрозы называются таковыми не потому, что их источником является общество и культура, а потому что они воздействуют на общество и культуру. В этом смысле все угрозы в какой-то мере являются социокультурными, в том числе природные, техногенные и т. д. Социокультурные угрозы имеют комбинированные источники и многоаспектные проявления. Можно выделить:
· Угрозы, связанные с трансформациями государственных и межгосударственных отношений, в том числе нарушениями национальной безопасности(войны, локальные конфликты, революции, терроризм и т. д. ). · Угрозы, связанные с трансформациями (деформациями и диспропорциями) в системе социальных отношений (угроза углубления социального и культурного неравенства, приводящая к конфликтам между социальными и культурными группами (национальными, этническими, религиозными, гендерными, возрастными, социальными) в виде революций, бунтов; угроза атомизации общества (разрыв социальных связей), рост агрессии и нетерпимости, появление асоциального поведения, нарастание региональных диспропорций и т. д. ) · Угрозы, связанные с трансформациями (деформациями, девальвациями) или сменой ценностных ориентиров (угроза деформации/потери идентичности, в том числе разрушение культурно-конфессиональной самоидентификации, размывание/девальвация ценностей и искажение ценностных ориентиров и ценностных культурных кодов, деформация традиционных моделей поведения, моделей семьи, архаизация, варваризация, примитивизация и т. д. )
· Угрозы, связанные трансформациями (деформациями) культуры мышления и способов бытования знания в обществе (нарастание кризиса научной рациональности и научной картины мира, нарастание кризиса фундаментальной науки и образования, особенно гуманитарного; размывание грани между наукой и лженаукой, снижение интеллектуального и культурного уровня общества, информационной грамотности; и т. д. )
· Угрозы, связанные с изменениями информационной культуры и нарушениями в сфере информационной безопасности (манипуляции общественным мнением, распространение заведомо ложной информации, деформации культурной и исторической памяти, мемориальные войны, фальсификации истории, пропаганда расовой, национальной и религиозной нетерпимости) Осмысление и вербализация указанных угроз осуществляется с опорой на метафорические модели (схемы), в которых выявляется концепт, который выступает в качестве области цели (целевого домена), концептуализируемого в результате проецирования на него когнитивной структуры и свойств области источника (исходного домена) – напр., целевой концепт «революция» и концепт «дикое животное». На данном примере показано, что концептуальная область цели – концепт «революция» – отличается значительной степенью детализации и включает в качестве интегральных элементов субконцепты (подфреймы), аккумулирующие представления о каузирующих факторах (причинах), вызвавших реализацию угрозы, об объектах (пациенсах) угрозы, об агентах, осуществляющих угрозу, о последствиях осуществления угрозы. Для каждого из субконцептов существует, как правило, несколько областей источника, отражающих отдельные аспекты концептуализируемого явления. Исследовательский алгоритм поиска и анализа концептуальных метафор социо- культурных угроз и их языковых репрезентаций состоит в следующем:
1) Выявляются языковые единицы, содержащие сему «угроза» в интенсионале или жестком импликационале значения (напр. революция); данные лексемы рассматриваются как номинирующие концептуальную область цели в рамках когнитивной метафорической схемы; – в ряде случаев концептуализируемая угроза известна участникам коммуникации и может оставаться в тексте не названной, но подразумеваемой («темой» в терминах актуального членения предложения); – в тех случаях, где происходит осмысление входящих в концепт «революция» субконцептов («агент, осуществляющий угрозу», «факторы, каузирующие угрозу» и т. д. ), сема «угроза» не является устойчивым (системным) свойством семантической структуры номинирующей концепт лексемы, но может быть спроецирована на неё конситуацией речи; 2). Выявляются метафорически переосмысленные языковые единицы, актуализирующие область источника – концептуальную область, служащую источником аналогии для осмысления угрозы; наряду с конкретными предметно-логическими семами
указанные лексемы содержат в структуре значения сему отрицательной оценки (напр., разгром, крушение, яд, заражаться); 3). Выявленные в различных текстах лексемы одной тематической группы (напр., лексемы ярмо, порабощенный, раб, эксплуататор – тематическая группа «Рабство») рассматриваются как единицы-репрезентанты определенного концепта-источника; 4). Формулируется когнитивная метафорическая схема, отражающая процесс концептуализации угрозы и её отдельных составляющих, напр. РЕВОЛЮЦИЯ – ПОРАБОЩЕНИЕ; 5). Осуществляется верификация выявленных когнитивных метафорических схем в процессе сопоставительного анализа текстов нескольких авторов. Перспективной задачаей в области исследования социокультурных угроз по линии «концептосфера – язык – общество» является комплексное исследование когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий, сопряженных с осмыслением и преодолением социокультурных угроз. Дальнейшие направления изучения могут быть представлены в нескольких аспектах: - создание корпуса исторических и современных текстов, репрезентирующих социокультурные риски; определение и типология базовых социокультурных концептов, являющихся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз;
- выявление и типология доминирующих нарративных стратегий, моделирующих представления о происхождении, смысле и возможных последствиях предполагаемых опасностей, а также описывающих пути их предотвращения; - нейролингвистическое картографирование головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз. Исследование будет осуществляться в аспекте исторической аналитики когнитивных механизмов концептуализации угроз и их преодоления. Актуальность дальнейшего исследования социокультурных угроз и их преодоления обусловлена отсутствием в современном социально-гуманитарном знании интегрального мультидисциплинарного подхода, который позволил бы исследовать концептуализацию, вербализацию и нарративное оформление угроз на различных уровнях когнитивно-дискурсивной деятельности – в спектре от нейропроцессов до сложной семантики историографических и художественных текстов. Кроме того, сегодня нет исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение социального и культурного конструирования угроз, анализ исторического опыта их преодоления, и при этом были бы направлены на поиск критических инструментов анализа и
механизмов нормализации современного коммуникативного пространства в отношении стрессовых и кризисных ситуаций. (Будут добаления до конца страницы)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|