Тема 6. Техническое обслуживание дизеля.
Контрольные вопросы 1. Расскажите о последовательности операций при диагностировании двигателя с помощью прибора ИМД-Ц. 2. Перечислите порядок диагностирования системы питания и механизма газораспределения.
Тема 6. Техническое обслуживание дизеля.
Цели: Обучающая. Изучить техническое обслуживание системы питания, системы смазки, пускового двигателя и передаточного механизма. Воспитательная. Воспитание интереса к выбранной профессии, готовность к самостоятельной трудовой деятельности в с/х производстве. Развивающая. Развитие творческих способностей и самостоятельности. Материалы и оборудование: плакаты, учебная литература. Литература: Курчаткин В. В., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия, 2013. План. 1. Техническое обслуживание системы питания, системы смазки. 2. Техническое обслуживание пускового двигателя и передаточного механизма.
1. Техническое обслуживание системы питания, системы смазки. При ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3 заправляют топливный бак. Марка топлива должна быть при температуре воздуха выше + 5 °С ДЛ или Л -30... +5 " С — ДЗ или 3, а ниже -30 °С — ДА или А. По окончании заправки плотно завинчивают крышку бака. При ТО-1 сливают отстой топлива из топливного бака и топливных фильтров. По окончании слива прокачивают топливную систему ручным подкачивающим насосом до появления непрерывной струи топлива. При ТО-2 и ТО-3 заменяют элементы фильтров тонкой и грубой очистки, очищают и промывают фильтр и крышку топливного бака и заполняют систему топливом до полного удаления воздуха. Проверка и регулировка форсунок может производиться без снятия их с дизеля приспособлением КИ-16301П-ГосНИТИ или приспособлением КИ-9917-ГосНИТИ, а также со снятием. При снятии места соединения топливопроводов очищают от пыли и грязи, а отверстия топливопроводов, насоса и форсунок закрывают колпачками. С форсунки удаляют нагар и для испытания и регулировки устанавливают на приспособление КИ-15706-ГосНИТИ или КИ-ЗЗЗЗ-ГосНИТИ. Распыливаемое топливо должно иметь туманообразное состояние без заметных на глаз капелек, сплошных струй и сгущений. Впрыск должен быть четким и сопровождаться резким звуком. Подтекание топлива на торце распылителя в виде капли перед началом и после окончания впрыска не допускается. Давление впрыска должно соответствовать марке двигателя. При невозможности отрегулировать давление впрыска или в случае подтекания топлива форсунку направляют в ремонт. Для чистки распылителей нельзя применять острые и твердые предметы и шлифовальную шкурку. Нагар удаляют щеткой из латунной проволоки или специальными чистиками. Момент затяжки гайки, контргайки и колпака форсунки составляет 70... 80 Нм. При установке на двигатель снятых форсунок следят за тем, чтобы они имели одинаковые прокладки, а затяжка гаек на шпильках крепления форсунок была равномерной, в пределах 20... 25 Н-м. Необходимо снять колпачки с топливопроводов, штуцеров и форсунок и присоединить топливопроводы к форсункам. Поставить скобы их крепления, заполнить систему топливом, прокачать его до полного удаления воздуха и убедиться в отсутствии подтекания в местах соединения трубопроводов.
При TО-2 и ТО-3 проверяют и регулируют угол опережения подачи топлива. Проверку проводят с помощью приспособления КИ-13902-ГосНИТИ. Если длина дуги на шкиве не соответствует номинальному значению для данного двигателя, то выворачивают болты, крепящие шлицевой фланец к ступице шестерни привода топливного насоса и проворачивают фланец. Поворот на одно отверстие изменяет угол опережения подачи топлива примерно на 3°.
Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива описанным способом может осуществляться у топливных насосов с новыми или малоизношенными плунжерными парами. У топливных насосов с изношенными плунжерными парами в первую секцию вместо рабочей пружины нагнетательного клапана устанавливают специальную пружину, входящую в комплект прибора КИ-4941- ГосНИТИ. Техническое обслуживание системы смазки. При ЕТО и ТО-1 проверяют уровень и заправляют картер двигателя, корпус топливного насоса и регулятора маслом и очищают фильтр центробежной очистки масла. При ТО-2 и ТО-3 заменяют масло в картере двигателя с промывкой смазочной системы, проверяют пропускную способность фильтрующих элементов грубой очистки масла, очищают фильтр центробежной очистки масла и заменяют фильтрующие элементы фильтра турбокомпрессора. Уровень масла проверяют не ранее чем через 15 мин после остановки двигателя. Он должен быть между верхней «В» и нижней «Н» метками щупа. Для промывки смазочной системы используется передвижная установка ОМ-2871А, которой при неработающем двигателе и температуре моющей жидкости 70... 75°С промывают под давлением масляные каналы блока цилиндров, коленчатого вала, масляного радиатора и другие полости. После окончания промывки смазочную систему заправляют свежим маслом из другого бака установки. Давление масла на работающем двигателе контролируют по манометру. Падение давления ниже значения, которое указано в инструкции по эксплуатации каждой машины, не допускается. При ТО фильтра грубой очистки и масляной центрифуги очищают наружную поверхность колпака от грязи, снимают колпак и вынимают наружную и внутреннюю секции фильтра, закрывают заглушками каналы в камере корпуса. Промывают керосином внутреннюю полость камеры корпуса, колпак и нажимную гайку и вынимают заглушки. Фильтрующие элементы промывают капроновой щеткой или волосяной кистью. Применять металлические скребки или щетки, а также обтирочный материал не допускается. Поврежденную навивку фильтров ремонтируют пайкой, общая площадь которой не должна превышать 10 см2 на одну секцию. После окончания ТО и пуска двигателя течь масла через уплотнение колпака не допускается.
При ТО реактивной масляной центрифуги ее разбирают, промывают в керосине корпус ротора, предохранительные сетки и при необходимости прочищают медной проволокой отверстия форсунки. После проведения ТО центрифуги двигатель пускают и проверяют частоту вращения ее ротора при температуре масла 70... 80" С и давлении в масляной магистрали не ниже 0, 17 МПа специальным вибрационным прибором или по времени вращения ротора после остановки дизеля, работавшего на номинальной частоте вращения. Ротор исправной центрифуги должен вращаться после остановки дизеля не менее 35 с. Регулировку клапанов смазочной системы производят на специальном стенде совместно с проверкой работы масляных насосов, фильтров и манометров. 2. Техническое обслуживание пускового двигателя и передаточного механизма (редуктора) заключается в своевременной доливке масла в корпус редуктора, проверке, регулировании и смазывании трущихся поверхностей, проверке и регулировании систем пускового двигателя и механизмов его выключения. Состояние кривошипно-шатунного механизма проверяют по стукам, создаваемым с помощью компрессорно-вакуумной установки при неработающем пусковом двигателе. В системе питания пускового двигателя проверяют работу карбюратора и воздухоочистителя. Неисправностями карбюратора могут быть: засорение жиклеров, неправильное регулирование винта холостого хода, ненормальный уровень топлива в поплавковой камере, повреждение мембраны у беспоплавковых карбюраторов. При ТО-2 в карбюраторе проволокой прочищают отверстие крышки топливного бака, снимают и промывают отстойник. Вывертывают из корпуса карбюратора и очищают штуцер подвода топлива. У поплавкового карбюратора снимают крышку поплавковой камеры, вынимают поплавок и вывертывают пробку сливного отверстия. Детали карбюратора промывают в бензине. При работе пускового двигателя с перебоями вывертывают винт холостого хода и винт колодца жиклера-распылителя. Промывают в бензине и продувают сжатым воздухом каналы холостого хода и отверстия главного жиклера. У беспоплавковых карбюраторов снимают крышки диафрагменного механизма, предварительно очистив карбюратор от грязи. При сборке диафрагму необходимо установить так, чтобы большой металлический диск ее находился внутри камеры топливной полости. После установки карбюратора на двигатель регулируют длину тяги автоматического управления дроссельной заслонкой. Для этого полностью открывают заслонку (до упора ограничителя в прилив корпуса карбюратора) и, не изменяя положения рычагов, присоединяют к рычагу заслонки. При ТО воздухоочистителя снимают колпак и воздухоочиститель в сборе, вынимают фильтрующие элементы, прополаскивают их в дизельном топливе, продувают сжатым воздухом и смачивают маслом. После сборки воздухоочиститель проверяют на герметичность соединений.
В системе зажигания пускового двигателя проверяют контакты прерывателя магнето, свечи зажигания и угол опережения зажигания. При проверке контактов прерывателя снимают крышку и протирают замшей, смоченной в бензине, детали прерывателя. Если на поверхности контактов имеется нагар, то его удаляют бархатным надфилем. Контакты прерывателя должны быть чистыми, без следов износа и плотно прилегать друг к другу на всей поверхности. Зазор между контактами должен быть 0, 25... 0, 30 мм. При необходимости его регулируют. Если при нормальном соединении контактов прерывателя магнето работает неудовлетворительно, то его снимают и направляют в ремонт. При проверке свечей зажигания их вывертывают, а в отверстие головки цилиндров пускового двигателя ставят заглушки. При наличии нагара свечи кладут на 3... 5 мин в бензин, а затем изолятор очищают волосяной щеткой, а электроды и корпус свечи — стальной пластинкой. Зазор между электродами должен быть 0, 5... 0, 7 мм. Регулируют его за счет подгибания бокового электрода. После этого проверяют работу свечи, для чего кладут ее на пусковой двигатель, присоединяют провода и прокручивают коленчатый вал. Искра должна быть яркой, светло-голубой и давать характерный треск. При проверке угла опережения зажигания отсоединяют от свечи провод и вывертывают ее. Снимают с магнето крышку прерывателя. Далее опускают в цилиндр глубиномер штангенциркуля и, прокручивая коленчатый вал по направлению вращения, устанавливают поршень в ВМТ. После этого провертывают коленчатый вал в обратную сторону и устанавливают поршень на 5, 1 мм ниже ВМТ (двигатель ПД-8М), что соответствует положению коленчатого вала 29° до ВМТ. В данном положении поршня контакты прерывателя должны начать размыкаться.
При необходимости регулировку момента зажигания (момента размыкания контактов прерывателя) производят поворотом магнето вокруг своей оси. Смазочную систему пускового двигателя проверяют перед пуском двигателя и при необходимости доливают масло до верхней метки на масломерной линейке. При ТО-1 заменяют масло при подогретом двигателе. Для слива отработанного масла вывертывают две сливные пробки. Одновременно с заменой промывают набивку сапуна и смачивают ее моторным маслом. Обслуживание и проверка механизма газораспределения пускового двигателя заключается при ТО-1 в проверке и регулировании зазоров клапанов. Вывертывают свечу. Устанавливают поршень в ВМТ, затем проверяют щупом зазоры между торцами стержней клапанов и регулировочных болтов. Допустимый зазор у холодного двигателя — 0, 25 мм, а у прогретого — 0, 20 мм. При необходимости зазоры регулируют. Работу пускового двигателя проверяют в следующей последовательности. Двигатель должен начинать работать после двух-трех попыток при прикрытой воздушной заслонке. При работе вхолостую не должно быть черного дыма и пропусков в сгорании топлива. Для проверки работы зажигания снимают провод со свечи и, удерживая его наконечник на расстоянии 57 мм от стержня центрального электрода, наблюдают за качеством искры. При нормальной работе системы зажигания искра должна появляться бесперебойно и иметь светло-голубой цвет. Причинами перебоев в работе двигателя при исправном зажигании могут быть неисправности карбюратора. Проверяют минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала. В случае неустойчивости работы двигателя регулируют карбюратор. Для этого устанавливают винт упора рычага дроссельной заслонки так, чтобы можно было полностью закрыть заслонку. Затем, постепенно прикрывая заслонку и вывертывая винт холостого хода, добиваются минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала. Удерживая рычаг ручного управления дроссельной заслонки, ввертывают винт упора до соприкосновения его с приливом корпуса карбюратора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|