Как средство реализации ФГОС дошкольного образования
Стр 1 из 19Следующая ⇒ РАДУГА Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ПРОЕКТ Москва «Просвещение»
Авторы: С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, Е.А.Екжанова (материалы, посвященные особенностям психолого-педагогической поддержки детей от 2 месяцев до 8 лет с разным уровнем нормативного развития в условиях дошкольной образовательной организации, организации работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися и обучающимися в условиях дошкольной ступени инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, а также организации работы с детьми от 2 месяцев до 2 лет в условиях дошкольной образовательной организации)
Научный руководитель Е.В.Соловьева
Целевой раздел Пояснительная записка Общая характеристика Программы «Радуга» Примерная основная образовательная программа как средство реализации ФГОС дошкольного образования Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт)1[1] является следствием принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[2], в котором за дошкольным образованием впервые закрепляется статус уровня общего образования в системе непрерывного образования Российской Федерации3[3]. В новом законодательстве Российской Федерации об образовании образование декларируется как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства[4], рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества и как ресурс его развития.
Стандарт дошкольного образования принимается в России впервые. Он является наукоёмким и отражает современные достижения отечественной и мировой психологической и педагогической науки и практики. Стандарт позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребёнка, а с другой — обеспечить целостность и преемственность системы российского образования.
Цель ФГОС ДО — выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьёй в интересах растущей и развивающейся личности. В самом общем виде они выглядят так: · повышение социального статуса дошкольного образования; · сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации от- · носительно уровня дошкольного образования; · обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в полу- · чении качественного дошкольного образования; · обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования · на основе единства обязательных требований к условиям реализации обра зовательных · программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения[5]; · обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного · и начального общего образования; · обеспечение вариативности содержания программ дошкольного образования[6]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования фиксирует совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В его основе лежат следующие принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; 3) уважение к личности ребёнка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка[7] Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей[8]. Стандарт включает в себя требования к: · структуре основной образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой дошкольной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учётом Примерных основных образовательных программ[9], и её объёму; · условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; · результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС ДО является также основой[10] для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, которые, в свою очередь, используются дошкольными организациями в качестве обязательной части своей образовательной программы. Таким образом, следуя положениям Стандарта дошкольного образования и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», примерная основная образовательная программа должна соответствовать ФГОС ДО и обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, а также должна быть направлена на решение задач, установленных Стандартом, и на: · создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности; · создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей[11].
Примерная основная образовательная программа «Радуга» (далее — Программа «Радуга») создана как психологически ориентированная программа. Перечисленные выше принципы были положены в её основу при создании, и в настоящий момент новая редакция Программы «Радуга» использует многолетний продуктивный опыт реализации на практике этих принципов во всех регионах России (Краснодар, Ставрополь, Мурманск, Пермь, Вологда, Вятка, Псков, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тольятти, Челябинск, Лангепас, Нижневартовск, Тюмень, Уфа, Нефтекамск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Тула, Тверь, Москва, Когалым, Якутск, Екатеринбург, Сочи, Курск, Орёл и др.) в самых разнообразных условиях. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя: · описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей — социально-коммуникативное развитие, · познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, · физическое развитие; · описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности — игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности; · формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам; · комплект пособий для детей по всем возрастным группам; · описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет · обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого-педагогических условий. Вместе с тем данная редакция Программы «Радуга» представляет актуальные результаты работы авторского коллектива, которые отражают требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребёнка. «Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|