2. Смазочные материалы.. 3. Специальные жидкости.
2. Смазочные материалы. Различают жидкие (моторные, трансмиссионные, индустриальные и гидравлические масла), пластичные и твердые смазочные материалы. Наибольшее распространение в технике получили жидкие и пластичные смазочные материалы. Каждый вид материала характеризуется своими основными свойствами. Например, моторные масла — вязкостью, ее индексом, температурами застывания и вспышки, щелочным числом и зольностью; трансмиссионные масла — вязкостью, ее индексом, температурой застывания и смазочной способностью; пластичные смазочные материалы — реологическими свойствами и их стабильностью в условиях эксплуатации. Моторные масла. Система их обозначения регламентируется ГОСТ 17479. 1 — 85. В зависимости от области применения они подразделяются на группы. Маслам для карбюраторных двигателей присваивают индекс 1, для дизелей — 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Масла различных групп различаются концентрацией и эффективностью введенных присадок. В каждой группе в зависимости от кинематической вязкости масла делятся на классы. Примеры обозначения моторных масел: М-8-В! — моторное масло, класс вязкости 8, для среднефорсированных карбюраторных двигателей; М-10-Г2 — моторное масло, класс вязкости 10, для высокофорсированных дизелей без наддува; M-63/IO-B — моторное масло, класс вязкости б3/10, универсальное, для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей. Обкаточные масла. Для обкатки двигателей разработаны масла ОМД-8, ОМД-11, ОМД-14, ОМД-20 с композицией присадок С-150, ДФ-11, АФК. Приработочный компонент — присадки МОД или МИКС, позволяющие улучшить качество обкатки и сократить время обкатки в 1, 5... 2 раза.
Трансмиссионные масла. Условия их работы характеризуются высокими удельными нагрузками: давлением от 1500... 2000 МПа в цилиндрических и до 3500... 4000 МПа в гипоидных передачах, температурой в силовых передачах 120... 140 °С, в местах контакта зубчатых зацеплений — 250 °С и более. В обозначении трансмиссионных масел ГОСТ 17479. 2 — 85 предусматривает буквенные аббревиатуры: ТМ — трансмиссионное масло из — загущенное масло. Пример обозначения: ТМ-5-93 — загущенное трансмиссионное масло 5-й группы 9-го класса вязкости. Индустриальные масла. В зависимости от назначения они подразделяются на четыре группы: JI — легконагруженные узлы. (шпиндели, подшипники и др. ), Г — гидравлические системы, Н — направляющие скольжения, Т — тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи). Пример обозначения индустриальных масел: И-Л-А-7, что обозначает: И — индустриальное, Л — легконагруженные узлы, А — без присадок, 7 — класс вязкости. Гидравлические масла. Давление в гидросистемах достигает 40 МПа, рабочая температура составляет 60... 80 °С, скорость скольжения — 20 м/с. Для обеспечения эффективной работы гидросистемы вязкость масла должна составлять 12... 100 мм2/с, максимально допустимая — 3000... 7000 мм2/с, в зависимости от конструкции насоса и системы. Для работы гидросистемы предназначены гидравлические масла. Система обозначения гидравлических масел регламентирована ГОСТ 17479. 3 — 85. Пример обозначения гидравлических масел: МГ-15-В — минеральное масло (МГ) с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками 15-го класса вязкости. Пластичные смазочные материалы. Это трехкомпонентные коллоидные системы: жидкая основа (70... 90%), загуститель (10... 15 %), присадки и наполнители. В качестве основы используют минеральные масла, обеспечивающие хорошие противоизнос- ные свойства и обладающие высокой стойкостью к окислению; загустители — жировые или синтетические мыла; добавки — графит или дисульфид молибдена.
3. Специальные жидкости. К специальным жидкостям относятся тормозные, амортизаторные, охлаждающие и смазочно-охлаждающие жидкости. Для гидравлических приводов тормозных систем применяют жидкости БСК, ГТЖ-22М, «Нева», «Томь», «Роса» и другие, содержащие антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные присадки, ингибиторы коррозии и красители. В телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах применяют жидкость АЖ-12Т с противоизносными и антиокислительными присадками. Кинематическая вязкость жидкости при 50 °С составляет 12 мм2/с, при -40 °С — 6500 мм2/с, температура застывания -52 °С, температура вспышки 165 °С. Она устойчиво работает при повышенных температуре (до 90 °С) и давлении, обладает хорошей термической и механической стабильностью. Используется в системах, где детали выполнены из маслостойкой резины. Минимальная рабочая температура составляет -50 °С. Перспективным сортом является АЖ-170 с интервалом температур -60... +130°С. Для всесезонной работы гидравлических амортизаторов автомобилей предназначено масло МПГ-10, являющееся смесью трансформаторного масла и полиэтилсилоксановой жидкости с добавлением животного жира, антиокислительной и противопенной присадок. Кинематическая вязкость при +50 °С составляет 10 мм2/с, при 20 °С — 1000 мм2/с, температура застывания -40 °С, температура вспышки 145 " С. В производственных условиях при отсутствии специальных материалов амортизаторные жидкости можно приготовить путем смешивания примерно равного количества трансформаторного и турбинного масел. Такие смеси обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами, хотя и уступают специальным жидкостям. Для систем охлаждения автотракторной техники применяют пресную воду, антифриз. Недостатком воды как охлаждающей жидкости является не только склонность к образованию накипи, коррозии теплопередающих поверхностей, но и низкая температура кипения (100 °С), что не обеспечивает надежного охлаждения современных высокофорсированных двигателей.
Для всесезонной эксплуатации форсированных двигателей наибольшее распространение получили антифризы марок 40 и 65 (светложелтые), «Тосол-А40», «Тосол-А65», «Лена-40» (зелено-голубые). Антифризы токсичны, срок их службы два года, температура застывания -40° С и -65 " С, температура кипения 105 " С. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емкости системы охлаждения, так как он имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения. В системе охлаждения для размещения излишков охлаждающей жидкости, образующихся при ее нагреве, применяют смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), которые подразделяют на два вида: на основе минеральных масел, используемые в натуральном виде; эмульсолы, применяемые в виде водомасляных эмульсий. Их вводят в воду в концентрации 2... 10 % в зависимости от типа и условий применения. Широко используют СОЖ при механической обработке деталей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|