Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Смазочные материалы.. 3. Специальные жидкости.




2. Смазочные материалы.

Различают жидкие (моторные, трансмиссионные, индустриаль­ные и гидравлические масла), пластичные и твердые смазочные материалы. Наибольшее распространение в технике получили жид­кие и пластичные смазочные материалы.

Каждый вид материала характеризуется своими основными свойствами. Например, моторные масла — вязкостью, ее индек­сом, температурами застывания и вспышки, щелочным числом и зольностью; трансмиссионные масла — вязкостью, ее индексом, температурой застывания и смазочной способностью; пластичные смазочные материалы — реологическими свойствами и их ста­бильностью в условиях эксплуатации.

Моторные масла. Система их обозначения регламентируется ГОСТ 17479. 1 — 85. В зависимости от области применения они под­разделяются на группы. Маслам для карбюраторных двигателей присваивают индекс 1, для дизелей — 2. Универсальные мотор­ные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют.

Масла различных групп различаются концентрацией и эффек­тивностью введенных присадок. В каждой группе в зависимости от кинематической вязкости масла делятся на классы.

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В! — моторное масло, класс вязкости 8, для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-10-Г2 — моторное масло, класс вязкости 10, для высоко­форсированных дизелей без наддува;

M-63/IO-B — моторное масло, класс вязкости б3/10, универ­сальное, для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей.

Обкаточные масла. Для обкатки двигателей разработаны масла ОМД-8, ОМД-11, ОМД-14, ОМД-20 с композицией присадок С-150, ДФ-11, АФК. Приработочный компонент — присадки МОД или МИКС, позволяющие улучшить качество обкатки и сокра­тить время обкатки в 1, 5... 2 раза.

Трансмиссионные масла. Условия их работы характеризуются высокими удельными нагрузками: давлением от 1500... 2000 МПа в цилиндрических и до 3500... 4000 МПа в гипоидных передачах, температурой в силовых передачах 120... 140 °С, в местах контакта зубчатых зацеплений — 250 °С и более. В обозначении трансмисси­онных масел ГОСТ 17479. 2 — 85 предусматривает буквенные абб­ревиатуры: ТМ — трансмиссионное масло из — загущенное мас­ло. Пример обозначения: ТМ-5-93 — загущенное трансмиссион­ное масло 5-й группы 9-го класса вязкости.

Индустриальные масла. В зависимости от назначения они под­разделяются на четыре группы: JI — легконагруженные узлы. (шпиндели, подшипники и др. ), Г — гидравлические системы, Н — направляющие скольжения, Т — тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи). Пример обозначения индустриальных масел: И-Л-А-7, что обозначает: И — индустриальное, Л — легконагру­женные узлы, А — без присадок, 7 — класс вязкости.

Гидравлические масла. Давление в гидросистемах достигает 40 МПа, рабочая температура составляет 60... 80 °С, скорость сколь­жения — 20 м/с. Для обеспечения эффективной работы гидросис­темы вязкость масла должна составлять 12... 100 мм2/с, максимально допустимая — 3000... 7000 мм2/с, в зависимости от конструкции насоса и системы. Для работы гидросистемы предназначены гид­равлические масла. Система обозначения гидравлических масел регламентирована ГОСТ 17479. 3 — 85. Пример обозначения гид­равлических масел: МГ-15-В — минеральное масло (МГ) с анти­окислительными, антикоррозионными и противоизносными при­садками 15-го класса вязкости.

Пластичные смазочные материалы. Это трехкомпонентные кол­лоидные системы: жидкая основа (70... 90%), загуститель (10... 15 %), присадки и наполнители. В качестве основы использу­ют минеральные масла, обеспечивающие хорошие противоизнос- ные свойства и обладающие высокой стойкостью к окислению; загустители — жировые или синтетические мыла; добавки — гра­фит или дисульфид молибдена.

3. Специальные жидкости.

К специальным жидкостям относятся тормозные, амортизаторные, охлаждающие и смазочно-охлаждающие жидкости.

Для гидравлических приводов тормозных систем применяют жидкости БСК, ГТЖ-22М, «Нева», «Томь», «Роса» и другие, со­держащие антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные присадки, ингибиторы коррозии и красители.

В телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах при­меняют жидкость АЖ-12Т с противоизносными и антиокисли­тельными присадками. Кинематическая вязкость жидкости при 50 °С составляет 12 мм2/с, при -40 °С — 6500 мм2/с, температура засты­вания -52 °С, температура вспышки 165 °С. Она устойчиво рабо­тает при повышенных температуре (до 90 °С) и давлении, обла­дает хорошей термической и механической стабильностью. Ис­пользуется в системах, где детали выполнены из маслостойкой резины. Минимальная рабочая температура составляет -50 °С. Пер­спективным сортом является АЖ-170 с интервалом температур -60... +130°С.

Для всесезонной работы гидравлических амортизаторов авто­мобилей предназначено масло МПГ-10, являющееся смесью транс­форматорного масла и полиэтилсилоксановой жидкости с добав­лением животного жира, антиокислительной и противопенной присадок. Кинематическая вязкость при +50 °С составляет 10 мм2/с, при 20 °С — 1000 мм2/с, температура застывания -40 °С, темпера­тура вспышки 145 " С.

В производственных условиях при отсутствии специальных ма­териалов амортизаторные жидкости можно приготовить путем смешивания примерно равного количества трансформаторного и турбинного масел. Такие смеси обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами, хотя и уступают специальным жидкостям.

Для систем охлаждения автотракторной техники применяют пресную воду, антифриз. Недостатком воды как охлаждающей жидкости является не только склонность к образованию накипи, коррозии теплопередающих поверхностей, но и низкая темпера­тура кипения (100 °С), что не обеспечивает надежного охлажде­ния современных высокофорсированных двигателей.

Для всесезонной эксплуатации форсированных двигателей наи­большее распространение получили антифризы марок 40 и 65 (светложелтые), «Тосол-А40», «Тосол-А65», «Лена-40» (зелено-голубые). Антифризы токсичны, срок их службы два года, температу­ра застывания -40° С и -65 " С, температура кипения 105 " С. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емкости системы охлаждения, так как он имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения.

В системе охлаждения для размещения излишков охлаждаю­щей жидкости, образующихся при ее нагреве, применяют смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), которые подразделяют на два вида: на основе минеральных масел, используемые в нату­ральном виде; эмульсолы, применяемые в виде водомасляных эмульсий. Их вводят в воду в концентрации 2... 10 % в зависимос­ти от типа и условий применения. Широко используют СОЖ при механической обработке деталей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...