Тема 15. Сборка и обкатка машин.
Контрольные вопросы 1. Расскажите о порядке разборки каретки трактора класса 30 кН на стенде УПР-1402М. 2. Перечислите способы восстановления опорных катков. Какие способы применяют при восстановлении зубьев ведущих колес гусеничных тракторов. 3. Как восстанавливают проушины звеньев гусеничных цепей. 4. Расскажите о технологии ремонта распределителей. 5. Как испытывают насос, распределитель и силовой цилиндр на стенде КИ-4200-ГосНИТИ или КИ-4815М-ГосНИТИ?
Тема 15. Сборка и обкатка машин.
Цели: Обучающая. Изучить процесс сборки объектов ремонта, обкатки и испытания машин после ремонта. Воспитательная. Воспитание интереса к выбранной профессии, готовность к самостоятельной трудовой деятельности в с/х производстве. Развивающая. Развитие творческих способностей и самостоятельности. Материалы и оборудование: плакаты, учебная литература. Литература: Курчаткин В. В., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия, 2013. План. 1. Сборка объектов ремонта. 2. Обкатка и испытание машин после ремонта.
1. Сборка объектов ремонта. Сборка — это процесс последовательного соединения деталей, входящих в сборочные единицы или агрегат. В зависимости от трудоемкости сборки, объема работ и технической оснащенности рабочих мест применяют следующие организационные формы сборочных процессов: подвижная поточная сборка с перемещением объекта по рабочим постам; стационарная неподвижная, осуществляемая на одном рабочем месте. При сборке машин нужно придерживаться последовательности операций, предусмотренной технологическим процессом. Общий принцип последовательности сборочных операций состоит в следующем. Сначала собирают соединения из деталей, затем сборочные единицы из соединений и деталей, после этого агрегаты из сборочных единиц и деталей и, наконец, машину из агрегатов, сборочных единиц и деталей.
Детали и сборочные единицы, поступающие на сборку, должны быть чистыми, сопрягаемые поверхности деталей — гладкими, без царапин и задиров. Размеры деталей, их масса, а также овальность и конусность должны соответствовать техническим требованиям. Трущиеся поверхности деталей перед сборкой смазывают маслом, используемым в процессе эксплуатации. Поверхности деталей, окраска которых после сборки невозможна, красят до сборки. Детали, не взаимозаменяемые по условиям их изготовления или восстановления, собирают нераскомплектованными по соответствующим меткам, поставленным при изготовлении, восстановлении или разборке. Если одну из сопрягаемых деталей зап-рессовывают (втулка, подшипник скольжения и др. ), то окончательно подгоняют ее рабочую поверхность после запрессовки. Маслораспределительные канавки и маслопроводящие отверстия в деталях перед сборкой должны быть прочищены и промыты. Маслопроводящие отверстия в корпусах и втулках при сборке должны совпадать. Не допускается после сборки подтекание топлива, масла и воды в местах соединений трубопроводов и из-под прокладок, фланцевых соединений и др. Сегментные шпонки устанавливают в паз вала с натягом, а в паз ступицы — с более свободной посадкой. Клиновидные шпонки забивают молотком до получения нужного натяга. Собирают шпоночные соединения в следующей последовательности. Подгоняют шпонку к пазу вала и пазу отверстия ступицы, затем легкими ударами медного молотка шпонку устанавливают в паз вала и щупом проверяют, нет ли бокового зазора между сопрягаемыми поверхностями паза и шпонки. Затем насаживают на вал охватывающую деталь (шестерню, шкив, ролик) и проверяют радиальный зазор. Посадка ступенчатых и утолщенных шпонок ремонтных размеров, устанавливаемых в паз валика и канавку детали, должна соответствовать техническим требованиям посадки шпонок нормальных размеров.
Шлицевые соединения изготовляют с высокой точностью, и подгонка таких соединений не требуется. На поверхности шлицов не должно быть заусенцев, забоин, задиров и острых краев. В легкоразъемных и подвижных шлицевых соединениях детали устанавливают на место с небольшим усилием от руки. Соединение шлицов проверяют по краске. В тугоразъемных соединениях охватывающую деталь обычно напрессовывают на вал приспособлением. После сборки соединение проверяют на биение. Перед сборкой конусного соединения подбирают охватывающую деталь по конусу вала, проверяют по краске и глубине посадки охватывающего конуса на валу. Конусное соединение собирают на прессе с тарированным усилием на штоке. В правильно собранном конусном соединении, затянутом гайкой, торец конусной части вала должен утопать в ступице, что свидетельствует о наличии натяга между валом и ступицей охватывающей детали. Сборка соединений трубопроводов должна обеспечивать герметичность. Плотность стыков штуцеров, фланцев и других деталей получают при постановке легкодеформируемых алюминиевых, медных, медно-асбестовых и фибровых прокладок. Резьбовые соединения уплотняют свинцовыми или цинковыми белилами, графитовой смазкой или анаэробными герметиками. При сборке таких соединений необходимо соблюдать следующие правила. Внутренний диаметр шланга должен быть на 0, 5... 1, 0 мм меньше наружного диаметра трубки. Концы труб перед сборкой развальцовывают и перед натягиванием шланга смазывают машинным маслом. Расстояние между концами соединяемых труб должно составлять 0, 25... 2, 0 наружного диаметра соединяемых труб. Между торцом хомута и концом шланга должно быть не менее 10 мм, а между концами хомута (после затяжки) — менее 3 мм. Трубопроводы высокого давления собирают главным образом при помощи фланцев и накидных гаек. Герметизация плоских стыковочных соединений осуществляется уплотняющими прокладками, изготовленными из картона, резины, поронита и др. Они заполняют все риски, царапины, неровности и препятствуют просачиванию масла, топлива и воздуха через стык. Лучшей герметизации соединений при сборке добиваются использованием силиконовых (автогерметик, герме- сил) и анаэробных герметиков.
При сборке шестерен важно добиться параллельности осей цилиндрических шестерен и совпадения образующих и вершин делительных конусов конических шестерен. Зазор в зацеплении проверяют индикаторной головкой часового типа или прокатыванием между зубьями шестерен тонкой свинцовой проволоки с последующим измерением деформированных участков микрометром. Качество зацепления новых и бывших в эксплуатации шестерен проверяют с помощью краски (берлинской лазури, сажи). Ее наносят тонким слоем на зубья одной из зацепляющихся шестерен, затем шестерни прокручивают. Полученный отпечаток краски на зубе шестерни должен составлять 50... 75 % длины зуба и 30... 40 % его ширины. Отпечаток должен располагаться симметрично линии зацепления зуба. Зацепления конических шестерен регулируют перемещением их в осевом направлении, а цилиндрических шестерен — заменой одной из них или корпуса. Сборка соединений с натягом осуществляется с применением винтовых или гидравлических устройств. В случае ударной запрессовки молотком необходимо использовать оправку, изготовленную из меди. При запрессовке деталей в соединениях с большим натягом охватывающую деталь нагревают или охватываемую охлаждают. Для охлаждения используют лед с солью, жидкую или твердую углекислоту, жидкий азот. При напрессовке подшипника на вал усилие следует прикладывать к его внутреннему кольцу, а при запрессовке в гнездо — к наружному кольцу, используя при этом подкладные кольца, монтажные стаканы или специальные оправки. Сборка резьбовых соединений производится в соответствии с оговоренным в технической документации усилием затяжки резьбового соединения. Его контролируют специальными ключами, тарированная головка которых при приложении усилия, превышающего заданное, проворачивается, или динамометрическими, показывающими момент затяжки, Н-м. При затяжке групповых резьбовых соединений (головки блока и др. ) необходимо соблюдать последовательность затяжки согласно инструкции и проводить ее в три приема: каждый на 1/3 от крутящего момента полной затяжки. Так, если момент затяжки составляет 210 Н-м, то за первый прием гайки затягивают с усилием, создающим крутящий момент 70 Н-м, за второй — 140 Н-м и за третий (окончательно) — 210 Н-м. Для предупреждения самовольного отвинчивания резьбовые соединения закрепляют проволокой, шплинтами, пружинными шайбами, пластинчатыми замками и др.
Сборка заклепочных соединений осуществляется в следующей последовательности: подгоняют соединяемые детали, соединяют их и сверлят отверстия, устанавливают в отверстия заклепки и склепывают детали. Клепка выполняется холодным, горячим и специальным способами. При горячем способе нагревают всю или концевую часть стержня стальной заклепки до 1100 °С. Длина стержня заклепки зависит от толщины склепываемых деталей. Выступающая часть стержня заклепки для образования полукруглой головки должна составлять 1, 25... 1, 50 диаметра стержня, а для потайной головки — 0, 8... 1, 2 диаметра. Общая длина стержня за клепки между головками не должна превышать пяти диаметров стержня. Если это условие не выполняется, заклепочное соединение заменяют резьбовым или сварным. Диаметр заклепок при холодной клепке должен быть меньше диаметра отверстия на 0, 1... 0, 2 мм, а при горячей — на 0, 3... 1, 0 мм. Перед установкой вкладышей разъемных подшипников проверяют правильность их прилегания к корпусу (постели) щупом (щуп толщиной 0, 05 мм не должен входить в зазор) или на краску (площадь отпечатка должна быть не менее 80 % от общей площади). Зазор между валом и вкладышем должен соответствовать техническим требованиям. При необходимости поверхность подшипника шабрят. Перед установкой соединительных муфт проверяют соосность валов с помощью линейки и щупа и другими методами. При монтаже жестких муфт биение концов валов не должно превышать 0, 02 мм, радиальное и торцевое биение смонтированных муфт — 0, 04 мм, торцевое биение полумуфт фланцевых муфт — 0, 03 мм. У пальцевых муфт щупом проверяют прилегание пальцев к поверхности отверстий. Зазор между соприкасающимися поверхностями у отдельных пальцев не должен превышать 0, 6 мм. При сборке цепных и ременных передач необходимо обеспечить параллельность валов и совпадение средних плоскостей звездочек или шкивов. Совпадение средних плоскостей проверяют по боковым поверхностям звездочек или шкивом с помощью линейки или струны. Звездочки или шкивы устанавливают на валы и закрепляют, надевают цепь (ремни) и натягивают ее до необходимого значения. Натяжение цепи проверяют по стреле провисания, которая для горизонтальных и наклонных (до 45°) цепных передач должна быть не более 2 % межцентрового расстояния. Натяжение ремня проверяют по стреле прогиба при прикладывании определенного усилия в соответствии с техническими требованиями. После сборки проводится балансировка сборочных единиц, имеющих значительные вращающиеся массы и большие угловые скорости (коленчатые валы с маховиками, карданные валы, валы турбокомпрессоров, молотильные барабаны, шкивы вариаторов и др. ). Она выполняется статическим и динамическим методами.
Статическая балансировка проводится на призмах или роликах с малым сопротивлением трения в опорах. Изделие или сборочная единица самоустанавливается неуравновешенной массой в крайнее нижнее положение. Неуравновешенность устраняют снятием металла, ввертыванием штифтов, постановкой дополнительных шайб, передвижением специальных грузиков (у колес легковых автомобилей, абразивных кругов шлифовальных станков). Динамическая балансировка проводится в том случае, если неуравновешенные массы расположены не в одной плоскости, перпендикулярной оси, а центр масс совпадает с осью изделия. В этом случае при вращении возникает неуравновешенный момент, который выявляют только динамическим методом на специальных стендах БМ-У4, КИ-4224-ГосНИТИ и др. Дисбаланс устраняют высверливанием части металла в противовесах (коленчатый вал), в нерабочей части маховика (при балансировке коленчатого вала в сборе с маховиком), изменением массы гаек и шайб (при балансировке молотильного барабана). После окончания балансировки в одной плоскости приступают к балансировке в другой плоскости. Балансировку считают законченной, если дисбаланс детали находится в пределах допуска, указанного в технических требованиях. Статической балансировке подвергают детали, у которых диаметр значительно превышает длину (шкивы, маховики и др. ). Динамической балансировке подвергают протяженные детали (коленвалы и др. ). Общую сборку машины выполняют на одном рабочем месте (тупиковый метод) или на нескольких рабочих местах (поточный метод). Она состоит из установки отремонтированных агрегатов, сборочных единиц и деталей на раму машины и их окончательной регулировки. Сборочные единицы и агрегаты после ремонта регулируют, а такие, как двигатель, топливные, масляные и гидравлические насосы, задние мосты, коробки передач и другие, обкатывают и испытывают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|