Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заявление тхолувара Велаюдхама Мудельяра, второго тамильского 4 страница




«Мир, где материя существует в четвертом состоя­нии, где находит подтверждение корпускулярная тео­рия света; где свет не всегда движется по прямой ли­нии; мир, в который мы никогда не сможем проникнуть и вынуждены будем довольствоваться наблюдени­ем и исследованием его только снаружи».

На это оккультисты могут ответить, что «если невозможно воспринимать эти сферы физически­ми чувствами, то мы уже давно проникли туда и даже глубже с помощью наших духовных способ­ностей и духовных тел».

Мне хотелось бы завершить эту уже слишком пространную статью следующими размышлениями. Древние никогда не придумывали свои мифы. Тот, кто знаком с оккультной символикой, всегда сумеет распознать научный факт под маской гротеска. Так, если рассмотреть легенду об Электре – одной из семи Атлантид – в свете оккультной науки, то вскоре можно установить истинную природу элект­ричества и понять, что совершенно неважно, как мы его называем – силой или материей, поскольку оно и то и другое, но пока что оба эти термина, в том смысле, который вкладывает в них современная на­ука, являются неверными. Мы знаем, что Электра была женой и дочерью титана Атласа, сына Азии и Плейоны, дочери Океана... Как правильно заметил профессор Ле Конт, «многие видные ученые с иронией относятся к термину жизненная сила, или жизненность, как к отголоску былых суеверий; од­нако эти же ученые используют слова «гравита­ция», «магнитная сила», «химическая сила», «фи­зическая сила», «электрическая сила» и т. д. [99] и при этом не в состоянии понять, что есть жизнь или даже электричество; так же, как дать вразумитель­ное объяснение хорошо известному факту, что после гибели физического тела от удара молнии кровь в нем не сворачивается. Химическая наука, которая показывает нам каждый атом, – органи­ческого и неорганического происхождения, спо­собный к поляризации как в массе, так и порознь, – и соотносит инертную материю с гравитацией, а свет с теплотой и т. д. (поскольку в них содержит­ся потенциальное электричество), все же настаи­вает на различии между органической и неоргани­ческой материей, хотя обе они существуют благо­даря одной и той же таинственной энергии, неус­танно творящей свои оккультные процессы в естественной лаборатории жизни – с одинаковой интенсивностью как в минеральном, так и в рас­тительном царствах. Поэтому оккультисты утверж­дают, что философская концепция о духе, как и концепция о материи, должны базироваться на идентичных феноменах, и добавляют, что Сила и Материя, то есть Дух и Материя, или Бог и Приро­да хотя в своих проявлениях и могут быть рассмот­рены как противоположные полюса, все же по сво­ей истинной сути едины; и что жизнь присутствует в равной мере как в мертвом, так и в живом веще­стве, в органической и неорганической материи. По­этому, пока наука все еще ищет ответ на вопрос «Что такое жизнь? » (и, вероятно, вечно будет заниматься этим поиском), оккультисты могут не утруждать себя подобной проблемой, ибо они заявляют с не меньшим основанием, чем их оппоненты, что жизнь в скрытой или активной форме присутству­ет всюду; что она так же бесконечна и неуничтожима, как сама материя, поскольку обе они не мо­гут существовать друг без друга, и что электриче­ство является подлинной основой и источником самой жизни.

«Пуруша» не существует без «пракрита», как и пракрити, или пластичная материя, не имеет бы­тия без пуруши, или духа, жизненной энергии, жизни. Одним словом, пуруша и пракрити являют­ся синонимами и двумя полюсами одного вечного элемента. Наши физические тела, как конгломерат органических тканей, в действительности пред­ставляют собой «неустойчивую организацию хими­ческих сил» плюс некую молекулярную силу, – как назвал электричество профессор Бейн, – яро­стно бушующую и разрывающую на куски частицы живой материи, а при наступлении смерти посте­пенно преобразующуюся в химическую силу и за­тем снова возрождающуюся как электрическая си­ла, или жизнь, в каждом отдельном атоме. Следо­вательно, называют ли электричество силой или материей, оно всегда будет оставаться вездесущим Протеем[100], Вселенной, единым элементом: Жиз­нью-Духом, или Силой на ее отрицательном полю­се, и Материей – на положительном; первая явля­ется материально-духовной Вселенной, а после­дняя – материально-физической, то есть Приро­дой, Свабхаватом, или Неуничтожимой Материей.

Ч. К. М[ЭССИ] И «РАЗОБЛАЧЕННАЯ ИСИДА»

Мы печатаем нижеследующее письмо, полученное от «Н. Х. »[101], вопреки его настойчивому протесту. Другой документ, подписанный несколькими чела, – принят учениками и последователями наших Учи­телей, – который следует сразу за письмом «Н. Х. », покажет нашим читателям, что не мы одни испыты­ваем сожаление по поводу такой неблагородной и неуместной критики, которую с полным правом можно назвать самым односторонним выражением личного мнения. Всегда считалось несправедливым и нечестным, когда европеец судил об азиате, руко­водствуясь своими собственными западными мерка­ми и критериями, но насколько же бесчестнее при­менять такие же стандарты к совершенно исключи­тельному классу людей, которые благодаря своей признанной учености, удивительным способностям и особенно безупречному образу жизни находятся вне критики даже у своих собственных соотечест­венников – многонационального населения Азии с их религиями и кастами! Нашему корреспонденту наверняка должен быть известен тот факт, о кото­ром знает каждый индийский ребенок, что, Те, кого миллионы азиатов называют Махатмами – «Вели­кими Душами» – и почтительно склоняются перед Ними, стоят выше кастовой тирании, социальных или религиозных законов. Они являются настолько святыми в глазах даже самых ярых фанатиков, что многие века Их считают законом в законе: все обычные и прочие законы утрачивают свою силу над этими исключительными людьми. Vox populi, vox Dei – эта старая пословица свидетельствует о том, что интуиция народа всегда чувствует великие истины. И мы действительно не видим причины, почему прежде неизвестное и сокровенное Братство, – горстка людей, упорно избегающих контакта с внешним миром, которые никому не навязывают ни себя, ни свои учения, и уж менее всего европейцам, – должно быть так бесцеремонно вытащено на суд совершенно безразличной толпы (которой вообще нет никакого дела до Его существования). Неужели только для того, чтобы быть выставленным в лож­ном свете (ложном по причине его неполноты), а затем подвергнуться расчленению каким-нибудь ра­зочарованным учеником ради весьма сомнительной выгоды тех немногих, которые не являются даже мирскими чела! Но поскольку наши Учителя сами изъявили желание вынести подобную критику на суд общественности, – мнение которой интересует их в такой же мере, как великие пирамиды горячий ветер пустыни, обдувающий их древние вершины, – то мы обязаны повиноваться. И все же мы напоми­наем самым решительным образом, что не будь на то четких указаний, полученных нами от наших вели­ких Братьев, мы бы никогда не согласились опуб­ликовать такой, мягко выражаясь, неблагородный документ. Возможно, он принесет пользу в одном смысле; мы считаем, что он даст ключ к пониманию истинной причины, почему наши Братья не слиш­ком благосклонны даже к самым образованным ев­ропейским «мистикам».

В своем письме к редактору «Н. Х. » вначале говорит о «Разоблаченной Исиде», которая, по его мнению, «для всех, кроме адептов и чела, изобилует фактическими ошибками». Главное недовольство корреспондента связано с тем, что Е. П. Блаватская и Учителя открыли истину неполностью; он считает, «что с их стороны грешно не сообщать миру обо всех имеющихся у них знаниях – речь, разумеется, не идет о передаче недо­стойным людям сведений об оккультных силах, кото­рыми они, вероятно, могли бы воспользоваться». Да­лее, он полагает, что «Ч. К. М[эсси] и другие британские теософы» должны быть готовы ко всякого рода голос­ловным заявлениям и действиям Братьев, которые, в их представлении, совершенно не допустимы для таких сущностей, как Адепты, или, точнее, не совпадают с их идеалом Адепта». По мнению «Н. Х. », «перед нами от­крыты три пути:

1) Принять Братьев такими, какие они есть...;

2) Отказаться от Братьев и их скупых подачек в виде мучительно отрываемых от себя искр тайного высшего знания...;

3) Совершенно порвать все отношения как неперс­пективные в плане практических результатов... »

Помимо прочего «Н. Х. » пишет: «... За одну неделю я мог бы научить любого неглупого человека тому, что всем нам за 18 месяцев удалось выжать из них», то есть Братьев.

На это Е. П. Блаватская замечает:

Без сомнений, без сомнений. Любой «неглупый человек» может научиться за час, или, пожалуй, за меньшее время пользоваться телефоном или фоно­графом. Но сколько лет потребовалось для того, что­бы сначала открыть тайные силы, затем применить их, изобрести и усовершенствовать эти два чудесных инструмента!

«Н. Х. » говорит о совершенном состоянии адепта, «на которое наши непосредственные Учителя-Адепты, по их же словам, не могут претендовать». На это Е. П. Бла­ватская дает следующий комментарий:

Совершенным Адептом является: Тот, кто успеш­но прошел самую высокую степень посвящения, за которой следует ступень совершенного Ади-Будды, выше которой нет на нашей земле.

Не связано ли частично такое признание наших Братьев с еще одним их качеством, которое почти не встречается у слишком «образованных европейцев», –с честностью!

Далее следует «Протест» против статьи «Н. Х. », под­писанный рядом «принятых» и «находящихся на испытании» индусских чела.

 

ПРОТЕСТ

Мы, нижеподписавшиеся, «принятые» и «находя­щиеся на испытании» индусские чела Гималайских Братьев, Их ученики в Индии и Северном Кашми­ре, со всей ответственностью заявляем о своем пра­ве выступить с протестом против тона, которым на­писана вышеупомянутая статья, и самодовольных критических высказываний Н. Х., мирского челы. Тот, кто однажды назвал себя учеником, не имеет никакого права открыто критиковать и обвинять наших Учителей только на основании своих собственных непроверенных гипотез и предвзятых суж­дений. Мы вежливо напоминаем о том, что не приличествует человеку, которому была оказана поис­тине исключительная благосклонность, выставлять Братьев на всеобщее обсуждение так же бесцеремон­но, как если бы речь шла об обычных людях.

Принадлежа к так называемой «низшей» азиат­ской расе, мы не можем не испытывать безграничной преданности нашим Учителям, которая европей­цам может показаться рабством. Западным народам следует понять, что если некоторые бедные азиаты и достигли таких высот знаний о тайнах природы, то только благодаря тому, что чела всегда беспрекословно следовали указаниям своих Учителей и никог­да не ставили себя выше или даже на одну ступень с Ними. В результате, рано или поздно, в соответ­ствии со своими способностями и заслугами, они всегда вознаграждались за свою преданность теми, кто, благодаря многолетнему самопожертвованию и преданности своим Гуру, в свою очередь, стали Адептами. Мы считаем, что наши благословенные Учителя сами прекрасно знают, как вести обучение. Большинство из нас видели Их или были лично с Ними знакомы, а двое из нижеподписавшихся жи­вут вместе с досточтимыми Махатмами и поэтому знают, сколько Их сил тратится на благо и процве­тание человечества. И если, по известным только Им соображениям, которые, мы уверены, продикто­ваны доброжелательностью и мудростью, наши Гуру воздерживаются от передачи «миру всех имеющихся у них знаний», то это не дает права «мирским чела», которым известно о Них еще очень немного, назы­вать это «грехом» и присваивать себе право публич­но поучать Братьев, как Им следует выполнять свой долг. И тот факт, что они являются «образованны­ми европейскими джентльменами», – не меняет дела. Более того, наш ученый Брат, который жалу­ется, что так мало получил от наших Учителей, ка­жется, упустил из вида то незначительное для него обстоятельство, что европейцы, не менее туземцев, должны быть благодарны даже за те «крохи знаний», которые они могут получить, ибо не наши Учителя первыми предложили свое наставничество, а мы сами, страстно желая учиться, многократно просили Их об этом. И каким бы бесспорно умным и талан­тливым с литературной и интеллектуальной точки зрения ни было бы письмо Н. Х., пусть его автора не удивляет, что мы, туземцы, несмотря на весь его ум, обнаруживаем в нем прежде всего высокомерный дух деспотизма, – совершенно чуждый нашей соб­ственной природе, – дух, который диктовал бы свои собственные законы даже тем, кто никогда не может находиться у кого-либо в подчинении. Не менее удручающее впечатление произвело на нас полное отсутствие в этом письме хоть какого-либо намека на благодарность, даже за то малое, что, по его собственному признанию, было сделано.

Учитывая вышеизложенные причины, мы, ниже­подписавшиеся, просим наших Братьев из журнала «The Theosophist» опубликовать наш протест.

ДЕВА МУНИ…

ПАРАМАХАНСА ШУБ ТУНГ…

Т. Субба Роу, бакалавр искусств, бакалавр

правоведения, член Теософского Общества …

Дарбхагири Натх, член Теософского Общества;

С. Рамасвамир, бакалавр искусств, член Теософского Общества;

Гуала К. Деб, член Теософского Общества;

Нобин К. Банерджи, член Теософского Общества;

Т. Т. Гурудас, член Теософского Общества;

Бхола Дева Сарма, член Теософского Общества;

С. Т. К.   Чари, член Теософского Общества;

Гарджия Дева, член Теософского Общества;

Дамодар К. Маваланкар, член Теософского общества.

ЭТО БЫЛ «ДУХ» ИЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?

Корреспондент, подписавшийся «Озадаченный тео­соф», просит объяснить некоторые предостерегающие сны и видения, которые имели место в связи со смертью одной из его племянниц. Е. П. Блаватская от­вечает так:

Хотя наше строгое следование обязанностям ок­культиста в наших редакторских примечаниях и пояснениях и встречает понимание у немногих наших соучеников, но только не в глазах наших спиритуалистически настроенных друзей. Последние считают, что наши теории относительно некоторых феноме­нов не идут ни в какое сравнение с концепциями спиритуалистов. Они обвиняют нас в двойном пре­ступлении: не только в личном неприятии их толко­ваний спиритических сообщений и отказе признавать участие «духов» во многих удивительных явле­ниях, в подлинности которых мы и не сомневаемся, но также в том, что мы подобными рассуждениями вводим наших читателей в заблуждение и ересь. Спиритуалисты упрекают нас в том, что мы не удов­летворяемся простым признанием фактов и свиде­тельских показаний посредников, принимающих участие в феноменальных явлениях, которыми изо­билует хроника современного спиритуализма, но обуянные гордыней пытаемся проникнуть в непостижимые тайны, не только чтобы выяснить природу связи между причиной и следствием, или, другими словами – между медиумом и необычными явлени­ями, – но даже разгадать тайны, которые сами духи считают недоступными их пониманию. Наши амери­канские и европейские друзья-спиритуалисты пола­гают, что слишком усердные размышления на неко­торые темы приведут ум в океан заблуждений и его волны неизбежно вынесут нас «на берег Лжи». Если люди откажутся от рассуждений и будут просто придерживаться фактов, то признание истины на­много упростится.

Мы сожалеем, что своим «слепым отрицанием» вынуждены задеть чувства тех из наших друзей, кто сделал спиритуализм новым «Откровением», «чудес­ной верой», как они его называют. Но истина в наших глазах выше любых других земных рассужде­ний; и именно истина – по крайней мере, как мы ее понимаем – вынуждает нас отвечать тем, кто об­ращается к нам, в соответствии с оккультными уче­ниями, вместо того, чтобы говорить им, как это сде­лали бы спиритуалисты, что все подобные феноме­ны производятся развоплощенными смертными, или духами.

То, что спиритуалисты выявляют законы, по ко­торым происходят психо-физиологические явления, без сомнения, очень важно, но мы, оккультисты, этим не ограничиваемся. Наряду со вторичными, мы пытаемся понять первичные причины; объяснить реальную, а не видимую природу силы, которая совершает такие странные действия, кажущиеся сверхестественными; и мы думаем, что раскрыли некоторые тайны и объяснили многое из непонятого до сих пор. На этом основана наша убежденность, что сила, которую спиритуалисты рассматривают как разумный принцип, как силу, которая никогда не может быть проявлена вне магнетичной ауры сенситива, – в большинстве случаев, просто слепая энергия, а не сознательное действие каких-либо существ или духов, и эту силу можно заменить сознательной волей живого человека, одного из тех посвященных, которых все еще можно встретить на Востоке. Нас не удовлетворяет распространенная теория о возвра­щающихся духах. Мы ею уже сыты. А поскольку мы твердо убеждены, что почти все, касающееся этого таинственного посредника – «астрального дракона», по Элифасу Леви, – было изучено столетия тому назад, то какими бы незначительными были наши личные познания, все же мы знаем достаточно, на наш взгляд, чтобы давать в целом правильную оцен­ку его влияния и прямых связей с живыми машина­ми, именуемыми медиумами; а также о его взаимо­связях с аурой каждого человека, присутствующего на спиритическом сеансе. Более того, мы придержи­ваемся мнения, что в этом вопросе намного разум­нее следовать единому учению одной школы, чем беспомощно блуждать в потемках в поисках истины, раздробляя наш ум тысяча и одним «учением» о предполагаемых обитателях «мира духов».

Если бы наш корреспондент попросил объяснить пророческие феномены, только что произошедшие в их семье, человека, имеющего опыт в этой сфере, то, без сомнения, получил бы правильный ответ о том, что же случилось на самом деле и как эти фе­номены проявлялись (если бы, конечно, адепт стал тратить свое время на довольно болезненное дей­ствие и счел нужным открыть всю истину во всеуслышание). Пока же нашему другу придется доволь­ствоваться несколькими общими положениями. Мы можем сказать ему с уверенностью, чем это не было, но не берем на себя смелость говорить о том, чем это было на самом деле, поскольку аналогичные следствия могут вызываться сотней различных при­чин.

Мы не будем затрагивать вопрос о пророческих снах, ибо их существование очевидно для всех, кро­ме неисправимых скептиков, и вполне понятно каж­дому, кто верит и знает, что внутри физического тела, грубого футляра, находится истинное, в обыч­ном состоянии невидимое тело, состоящее из эфирных элементов, Эго, вечно бодрствующий наблюда­тель. Похоже, что описанные факты, скорее всего, относятся к классу феноменов, которые считаются «духовными» и происходят в семьях, где есть один или несколько медиумов. Регулярные и периодичес­кие трансы, в которые родственница нашего корреспондента неожиданно начала впадать в течение не­скольких ночей подряд, указывает на то, что эта леди являлась причиной, главным генератором фе­номенов. Но поскольку мы ничего не знаем о предшествующем состоянии ее здоровья и не располага­ем подробностями, которые могли бы дать дополни­тельный ключ к разгадке, то наше объяснение нуж­но рассматривать как простое предположение. Хотя оккультисты не признают, в целом, теорию о появ­лении развоплощенных Эго после смерти, все же они допускают определенные возможные присутствия реального духа либо до, либо непосредственно пос­ле физической смерти, особенно, если таковая была внезапной, как в случае с племянницей автора пись­ма. Те, кому мы полностью доверяем, нас учат, что в случаях быстрой кончины тело может быть мерт­вым и похороненным, и все же мозг – хотя он пе­рестал функционировать – может сохранять скры­тый проблеск воли или желания, связанный с ка­ким-то преобладающим при жизни чувством, кото­рый дает эффект прорыва в объективную реаль­ность, так сказать, вталкивания в определенный магнитный поток притяжения астрального эго, или доппелгенгера [102], мертвого тела. Нам говорят, что в тех случаях, когда смерть наступает от удушья, апоплексии, сотрясения мозга, кровоизлияния и тому подобных причин, то «треножник жизни» – как его называли греки, то есть сердце, легкие и мозг, яв­ляющиеся фундаментом, на котором строится любая животная жизнь – одновременно поражается во всех трех своих частях. Легкие и сердце, органы, самым тесным образом связанные с кровообращени­ем, утрачивают свою активность, и потому кровь недостаточно насыщается кислородом, в результате чего очень часто происходит внезапная остановка работы мозга и, таким образом, прекращение жизни.

Следовательно, прежде чем дать оценку какого-либо видения, любой оккультист всегда удостоверится, наступила ли окончательная смерть по при­чине поражения легких, сердца или же мозга. Из них последний – ввиду его двойных функций, ду­ховных и физических – самый стойкий. Прекращение дыхания и пульса, остановка сердца, похолодение и бледность кожного покрова, пленка на глаз­ном яблоке и утрата гибкости суставов не являются бесспорными признаками действительной физичес­кой смерти, и fades Hippocratica обмануло не одно­го опытного врача, поэтому даже полная физическая смерть еще не является свидетельством того, что со­кровенная духовная жизнь мозга тоже умерла.

Активность мозга продолжается до последнего; и последняя физическая функция мозга, связанная с каким-либо чувством или страстью, может передать обескураженному астральному Эго нечто вроде посмертной энергии и таким образом заставить его продолжать динамическое, кажущееся сознательным действие даже в течение нескольких дней после смерти. Импульс, посланный все еще живым моз­гом, умирает намного позже окончательного прекра­щения мозговых функций. Во время жизни астраль­ное Эго зависит от физического мозга и полностью подчинено его воле. Оно действует автоматически и в соответствии с нервными связями, установленны­ми нашими тренированными либо нетренированны­ми мыслями. Но после смерти – которая является рождением духовной сущности в мире или условии следствия, а оставленный мир становится для нее миром причин – астральной сущности должно быть предоставлено время для развития и созревания ее собственного мозга, прежде чем она сможет действо­вать самостоятельно. Какова бы ни была ее после­дующая судьба и что бы ни происходило в данное время, ее действия нельзя рассматривать как прояв­ление сознательной мыслящей воли, точно так же, как жесты новорожденного младенца нельзя считать результатом определенного и осознанного желания. Следовательно, поскольку умершая молодая леди потеряла сознание за некоторое время до смерти, будучи такой юной и любимой членами своей семьи, то вряд ли в момент смерти ее мысли могли быть за­няты чем-нибудь другим, кроме ее близких – мыс­ли непроизвольные и, возможно, несвязные, как в снах, но все же являвшиеся прямым продолжением ее привычных мыслей и чувств – каждая ее способность, парализованная так неожиданно и резко во время полной активности и жизнеспособности в сво­ем естественном проводнике, то есть теле, вероятно, оставила свой астральный оттиск в каждом уголке дома, где она так долго жила и умерла. Следователь­но, это могло быть всего лишь «астральное» эхо ее голоса, направленное ее последней мыслью и маг­нитно притянутое к ее дяде, автору письма, что прозвучало в его «правом ухе так, будто кто-то шептал» или пытался разговаривать с ним; и то же самое ас­тральное эхо «ее собственного голоса» велело его матери «повернуться». Ее появление перед ее дедушкой «в своем повседневном платье» свидетельствует о том, что он увидел ее астральное отражение в ат­мосферных волнах, в противном случае он едва ли увидел бы реальный, только что развоплощенный дух в таком одеянии. Наличие «повседневного пла­тья» у призрака, естественно, привело бы к необходимости согласиться с тем, что эта одежда творится духом, или освобожденным Эго, добровольно и со­знательно – если бы, конечно, мы верили бы в раз­умных призраков и независимую «призрачную одежду», появляющуюся вместе со своими владельцами. Это мог бы быть и заранее спланированный волевой акт, который маловероятен для все еще ошеломлен­ной человеческой «души», только что вырвавшейся из своей тюрьмы. Даже многие из наиболее прогрес­сивных современных спиритуалистов признают, что, независимо от последующего состояния, освобож­денный дух никогда не может понять произошедшей с ним кардинальной перемены, по крайней мере, в течение нескольких земных дней. Несмотря на вышеизложенное, мы прекрасно понимаем, что бу­дем не только осмеяны учеными мужами и невежественными скептиками, но снова дадим спиритуали­стам повод для обид. Они хотели бы, чтобы мы ска­зали: «Это был дух вашей покойной племянницы, ее голос и реальное присутствие и т. д. », и затем почи­вали бы на лаврах, не предпринимая дальнейших попыток привести доказательства или дать разъясне­ния. Если данное объяснение кажется неубедитель­ным, пусть спиритуалисты и скептики предложат свое, а непредвзятые судьи вынесут решение. Пока же мы хотели бы спросить первых – если все эти действия производились сознательным духом покой­ной, почему они прекратились сразу же после пере­езда этой семьи со станции в Аллахабад? Означает ли это, что дух решил больше не приходить или что медиумы в этой семье неожиданно утратили свою силу или же просто, как выражается автор письма, что «феномены иссякли и с тех пор больше ничего не происходило»?

Что касается скептиков, то ответ наш еще проще. Для каждого здравомыслящего человека не сущест­вует дилеммы – происходят или не происходят по­добные вещи; его интересует только истинная при­чина таких аномалий. Вот случай, который ни один скептик – если он только не отвергает всю эту историю a priori – никогда не сможет объяснить ина­че, чем это делает одна из двух имеющихся теорий, а именно, оккультная или спиритуалистическая. Это случай, в котором все члены семьи, уважаемые люди разного возраста, выступили в роли свидетелей. Это уже нельзя классифицировать как единичную галлюцинацию. И при наличии таких участившихся случаев каждый рассудительный человек должен возмутиться против иррациональных доктрин, вы­двигаемых теми, кто осуждает, не увидев, отрицает, не услышав, и оскорбляет тех, кто видел и слышал, за то, что они верят собственным глазам и ушам. К нам поступают тысячи и тысячи свидетельств умных и серьезных людей, доказывающих, что такие вещи происходят и – очень часто. Если не доверять вос­приятию этих людей, тогда чему еще можно верить? Какой более надежной проверкой истины мы распо­лагаем? Как мы можем быть уверены в истинности того, что слышим или даже видим собственными глазами? Как же тогда совершать самые обычные житейские дела и полагаться на них? Как сказал некий гипнотизер одному скептику: «Если бы требования, которые отрицатели месмерических фено­менов упорно к ним предъявляют, были бы введены повсеместно, то жизнь общества остановилась бы». Действительно, никто не смог бы верить утверждениям другого человека; судопроизводство стало бы невозможным по причине недоверия к свидетельс­ким показаниям, и весь мир стал бы с ног на голо­ву. Следовательно, поскольку наука не будет рас­сматривать такие аномальные явления, то между теориями, дающими естественное и противоестествен­ное объяснение их причин, должна произойти вели­кая битва, участниками которой будут только оккультисты и спиритуалисты. Пусть каждый из нас предоставит свои факты и даст свои объяснения; и пусть те – кто не являются ни оккультистами и спиритуалистами, ни скептиками – рассудят эти две соревнующиеся стороны. Недостаточно, чтобы все знали о наличии таких феноменов. Мир должен по­нять, наконец, чтобы снова не впасть в суеверие о существовании заклятого врага человека – библейского дьявола – почему такие явления все-таки про­исходят и что служит их причиной или причинами. Мы призываем к расследованию, а не к слепой вере. И до тех пор, пока расследование установит научно и неопровержимо, что за завесой объективной мате­рии действует именно та причина, о которой гово­рят спиритуалисты, а именно: развоплощенные че­ловеческие духи, мы берем на себя смелость заявить о праве всех теософов – будь то оккультисты, скеп­тики или простые искатели истины – на сохранение нейтралитета и даже умеренного скептицизма без риска быть распятыми обеими сторонами.

 

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

Нижеследующее письмо свидетельствует о замеша­тельстве нашего корреспондента, которое, вероятнее всего, возникало у всех, кто читал цитируемые абзацы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...