Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты оккультной истины и книга «киу-те» 5 страница




 

СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ

За последнее время со страниц нашего журнала мы поведали миру так много знаний о высочайшей науке о природе, что теперь не мешало бы обратить внимание читателей на то, каким образом новые методы постижения духовных истин раскрывают смысл старых подходов, которыми пользовались ок­культные авторы прошлого. Постепенно изучающим оккультную философию будет все более и более ясно, что все объяснения, ныне претерпевающие процесс углубления, были предвосхищены мистика­ми ранней школы. Книги, до недавнего времени раздражавшие нетерпеливых читателей своей почти безнадежной запутанностью, станут намного понят­нее, и многие головоломки, которые они все еще таят для изучающих, вероятно, будут разгаданы. Для серьезных исследователей природы такое разъясне­ние многовековых тайн представляет двойной инте­рес.

Во-первых, оккультные труды мистической шко­лы приобретают в современной оценке новую значимость, ибо таким образом демонстрируется, что неясность их стиля отнюдь не значит расплывчатость мысли, как, возможно, были склонны считать мно­гие предубежденные критики; во-вторых, новые учения, которые получили распространение через Теософское Общество и наш журнал, в глазах даже сравнительно равнодушных читателей будут приоб­ретать все больший вес, поскольку станет ясно, что они были уже давно известны передовым исследова­телям эпохи расцвета мистицизма.

Фактически наука, которая сейчас впервые из­лагается широкой общественности вполне доступным языком, с незапамятных времен была достоя­нием лишь избранных. В данный момент неважно, почему эта наука до сих пор ревностно оберегалась от всего человечества. В действительности суще­ствует множество причин, оправдывающих такую скрытность, и было бы разумным предположить, что мир, в своем большинстве воспринимающий основы оккультной доктрины как нечто новое и странное, почти невероятное, поверит, что у ис­ключительно одаренных личностей, которые по­стигли эти и многие другие тайны, были свои ос­нования для такого поведения, пусть и непонятно­го для окружающих.

Но это уже другая сторона вопроса: оправдание предосторожностей, которые до недавнего времени предпринимали в деле оповещения о своих откры­тиях самые преуспевающие исследователи природы, можно отложить на будущее. В настоящее время мы хотим показать, что несмотря на преднамеренное сокрытие и изложение недоступным для обычных читателей языком, эта наука, которую сейчас свободно могут изучать все желающие, давным-давно была изложена в книгах, к которым мы можем те­перь обращаться для ретроспективного подтвержде­ния своих объяснений.

Всякий, кто прочитает произведения Элифаса Леви после изучения идей, изложенных в наших «Фрагментах», найдет там обилие примеров, иллюс­трирующих совпадения, о которых идет речь; туманность изложения сразу же наполнится смыслом в свете современных изысканий; и «Розенкрейцеры» м-ра Харгрейва Дженнингса[200] точно также предстанут перед читателями в новом значении, если они по­смотрят на эту книгу с позиции нынешних пред­ставлений и последних открытий в науке, которая едва ли будет заслуживать название «мистицизм». В качестве иллюстрации к приведенным замечаниям можно использовать отрывок из более поздней ра­боты, которая после полного ее осмысления будет воспринята как мост над пропастью, разделяющей старую и новую методики, а именно, из «Разобла­ченной Исиды». Если читатель откроет стр. 455 вто­рого тома, то найдет там следующее изложение «ин­дусских космогонических представлений».

«... Следует помнить:

1) что Вселенная не создана спонтанно, а эволюци­онирует из предсущей материи;

2) что это только одна из бесконечной череды Все­ленных;

3) что вечность подразделяется на огромные циклы, в каждом из которых наш мир претерпевает двенадцать преобразований, следующих за его частичными пооче­редными разрушениями огнем и водой. Поэтому когда наступает очередной малый период, земля так измене­на, даже геологически, что практически является но­вым миром;

4) что после каждой из первых шести трансформа­ций земля увеличивается в размерах и все на ней, включая человека, становится материальнее; в то вре­мя как в оставшиеся шесть преобразований происходит обратное, и земля и человек с каждым разом становят­ся все более и более утонченными и духовными;

5) что когда достигнута середина цикла, начинается постепенное разрушение, и все живущие и объектив­ные формы уничтожаются. Но когда наступает пик цикла, человечество приобретает способность жить од­новременно на субъективном и объективном планах. И не только человечество, но также животные, растения и каждый атом. После периода отдыха, – говорят буд­дисты, – когда новый мир самообразовался, астраль­ные души животных и всех существ, за исключением тех, кто достиг высочайшей нирваны, снова вернутся на землю, чтобы завершить свои циклы преобразований и, в свою очередь, стать людьми».

Кто прочитал недавно изданные «Фрагменты», не мог не заметить, что данный отрывок является крат­ким expose доктрины, разработанной там с большей амплитудой. Он действительно содержит намеки на большое количество сведений, еще не проработан­ных детально во «Фрагментах»; ибо под возвращени­ем «на землю» и в цепь миров, одним из которых яв­ляется Земля, астральных душ, не достигших наи­высшей нирваны в предыдущую манвантару, подра­зумевается судьба индивидуальностей (в отличие от личностей), которые не запущены в основной поток эволюции, о чем повествуют недавние статьи об эво­люции человека. И во «Фрагментах» масштабное явление солнечных «манвантар» и «пралай», отлич­ных от семеричной цепи миров, к которым принад­лежит наша Земля, описано не в полном объеме. Солнце, будучи центром нашей системы, является также центром другой системы, и приближается вре­мя, когда все эти системы вместе вступят в пралайю. Следовательно, период активности между двумя пе­риодами отдыха, составляющий маха, или большой цикл, только одного мира, является малым циклом для солнечной системы. Это приводит иногда к не­значительному смешению понятий в оккультной литературе, которое, однако, не приносит путаницу в мысли и не ставит в тупик читателя, если он по­мнит о подобии и сходстве микрокосма и макрокос­ма. Опять же, читатель «Фрагментов» будет озадачен упоминанием в процитированном отрывке двенадца­ти трансформаций планеты. Двенадцать преобразований, на первый взгляд, кажется, не соответствуют семеричному подразделению, к которому привыкли ученики, обучающиеся оккультизму по новой мето­дике. Но все объясняется просто: многие вещи, ко­торые в старой системе были сильно завуалированы и выражены иносказательно, в соответствии с новым подходом излагаются четко и откровенно. Для ок­культных авторов более древней школы седьмой принцип был слишком священным понятием, чтобы писать о нем. Можно было бы собрать свыше ста цитат, показывающих, как глубоко была восприня­та древними идея семеричности и какую огромную важность они придавали цифре семь. Эти цитаты послужили бы в указанном нами ключе предвести­ем объяснения во «Фрагментах» семеричного строе­ния человека, мира, системы, частью которых он является, и еще большей системы, в состав которой, в свою очередь, входит наша система. Но точно так же, как седьмой принцип в человеке был обойден молчанием некоторыми оккультными авторами, которые ссылались только на цифру шесть, так и две­надцать трансформаций служат экзотерическим эквивалентом четырнадцати[201]. И понятие этих транс­формаций опять же применимо либо к катаклизмам, перемежающим эволюционные периоды великих коренных рас на земле во время одного «круга», либо к самим «кругам» и чередующимся с ними «обскурациям». Здесь мы снова приходим к микро-макрокосмическому принципу. Но в настоящий момент мы не собираемся предвосхищать будущие или повторять уже имеющиеся учения, а просто хотим по­казать ту увлекательную ретроспективу, которая предстает перед всеми желающими вернуться назад либо к сравнительно туманному изложению в «Разоблаченной Исиде», либо к еще более неясным трактатам раннего оккультизма и проследить их сходство с Великой Доктриной, которую Теософское Общество, верное своей триединой задаче, обязательно вынесет в свет.

 

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

Почти единодушный скептицизм медиков отно­сительно действенности месмерических методов в деле излечения больных служит неопровержимым доказательством несовершенства нашей современной медицины. Многие врачи считают такое целительство невозможным и причисляют его сторонников к шарлатанам. Большинство не довольствуется только демонстрацией мелочной злобы: они изо всех сил стараются запугать и изгнать более честное мень­шинство. И находят более чем усердных союзников среди теологов, которые, претендуя на исключитель­ное право и божественные привилегии на врачевание, объявляют всех целителей-месмеристов, не об­леченных духовным саном, либо плутами, либо кол­дунами. Прискорбно встречать в литературе по мес­меризму многочисленные жалобные протесты против предвзятых нападок профессиональных медиков на таких способных ученых, как Грегори, Ашбурнер, Эллиотсон и фон Райхенбах. Трудно сдержать воз­мущение при виде того, как инстинкт ограниченно­го эгоизма заставляет профессионалов переступать нормы и границы морали. Поразительна история Ньютона, американского целителя, на счету которо­го тысячи исцелений, в том числе в безнадежных случаях, когда больной мгновенно получал облегче­ние. В общественных аудиториях многих американских городов, а также Лондона этот человек исце­лил простым наложением рук не десятки, а сотни больных людей! Его сила была так велика, что он мог словом или жестом снять боль у любого челове­ка в зале, который вставал в ответ на его просьбу дать знать о наличии болевого симптома. Семнад­цать лет назад Ньютон публично заявил, что выле­чил 150 тысяч больных; каково это количество сей­час, мы не можем сказать, – но оно должно намно­го превышать совокупность всех мгновенных исцелений, произведенных всеми «святыми колодцами» и святынями, а также профессиональными врачами за последующий исторический период. Книга[202] м-ра А. Е. Ньютона, респектабельного джентльмена из штата Массачусеттс, изданная в 1879 году, содержит описание нескольких тысяч случаев проявления его громадной психической силы. Из обращения докто­ра к аудитории (см. стр. 113-114) мы узнаем, что «при целительстве необходима вера с одной или с другой стороны. Врачеватель должен обладать большой верой и силой; быть преисполнен сочувствия и доброжелательности; быть правдивым по отноше­нию к себе; быть физически крепким человеком, с твердой, решительной и доброй волей. Любому, у кого есть эти качества, гарантирован успех». Каждое выступление Ньютон заканчивал практической демонстрацией своей целительной силы. Он говорил: «Теперь я прошу встать любого из присутствующих в этом зале, у кого есть боль – только тех, у кого острая боль». Вставало около двадцати человек, и доктор, с силой выбросив руки вперед, произносил: «Теперь ваша боль исчезла. Затем он просил сесть тех, у кого боль прошла, и они все садились». Иногда потенциал его силы был настолько велик, что ему достаточно было дотронуться до паралитика или ко­солапого человека, до глухого или слепого, чтобы тут же вылечить его, и тогда он исцелял прикасани­ем до двух тысяч пациентов в день. Кюре д'Ар[203], добропорядочный французский священник, умер­ший в 1859 году, занимался лечебной практикой, наподобие Ньютона, в течение 30 лет; за это время его посетило 20 тысяч больных всех сословий «из всех европейских стран». Доктор Эннемосер в своей интересной работе «История магии» рассказывает о Гасснере, римско-католическом священнике второй половины XVIII века, который вылечил тысячи больных следующим образом.

«Он носил алую мантию, а на шее серебряную цепь. Обычно в его комнате окно было слева, а распя­тие – справа. Стоя лицом к пациенту, он касался больного места... призывая имя Иисуса... клал руку на пораженную болезнью часть тела и тотчас же энергич­но растирал голову и шею... Каждый, желающий исцелиться, должен верить». (Часть II, с. 274).

В наши дни католики возобновили практику чу­додейственного исцеления в огромных масштабах: в городе Лурд во Франции находится колодец, где сот­ни калек оставили палки и костыли в знак своего выздоровления; то же самое происходит в приходс­кой церкви в местечке Кнок в Ирландии, а в прошлом году появились признаки того, что эта же ко­зырная карта была разыграна ловцами человеков, священнослужителями Коломбо, на Цейлоне. Фак­тически римско-католическая церковь уже провозгласила свою монополию на простой закон гипноти­ческого внушения и заставила его играть ей на руку в качестве подтверждения ее теократической непог­решимости. Шевалье Г. де Мюсье, талантливый собиратель ценных фактов из области психологии, на­яривает на папской виолончели с большим рвением.

По его мнению, все месмерические лечебные эффек­ты связаны с дьяволом.

«Когда магнитный посредник воздействует на не­благополучные области тела, многократный опыт подтверждает, что это происходит не без появления ост­рых болей и не без риска для жизни, которая зачастую разрушается! Лечение проводится изнуряюще долго; удачные исходы – исключение; болезнь, которую целитель изгоняет из одного органа, часто перекочевывает в другой в еще более обостренной форме, и отступив­ший недуг вновь заявляет о себе жестокими рецидива­ми»[204].

Несколько томов его трактата посвящены сотне случаев, когда дьявол пользовался своей сатанинской силой, исцеляя больных и совершая всевозмож­ные чудеса. И чтобы у нас было самое неоспоримое доказательство, что месмерический флюид проявлял себя одинаково во все эпохи, он собрал из древних рукописей свидетельства предков. Нет ничего более саркастического, чем обвинения, выдвинутые им против академий наук и медицины за их глупое не­верие в подобные чудеса. Поистине, следует подвергнуть тщательной психологической проверке авто­ров, склонных высмеивать его католические при­страстия и слепое упование на теорию о несуществу­ющем дьяволе, которой он пользуется для поверх­ностного объяснения благотворных целительных сил, применяемых многочисленными филантропами во все времена. Совершенно неверно, что месмерическое лечение имеет кратковременный эффект или что одна болезнь исчезает только чтобы уступить место еще более тяжелой. Если оператор здоров, добродетелен и хорошо знает свое дело, то его паци­ент получит ощутимое облегчение в тот же момент, как его или ее организм будет предрасположен к реципиентному контакту с месмерической аурой. Мы вынуждены заметить, что д-р Ньютон недостаточно полно объяснил лечебный эффект веры и ее связи с целительной силой гипнотизера. Все объясняется аналогией с законом электрической и маг­нитной проводимости. Если установить контакт металлического положительно заряженного тела с от­рицательно заряженным предметом, то положительный флюид перейдет из первого тела во второе. Пример – феномен грома и молнии. Если встреча­ются два одинаково заряженных тела, то они взаим­но отталкиваются. Примените это правило к чело­веческой системе. Здоровый человек имеет положи­тельный заряд энергии – праны, ода, ауры, электро­магнетизма или назовите это иначе; больной обла­дает отрицательным зарядом; положительная сила, или элемент здоровья, может волевым усилием це­лителя быть передана принимающей нервной систе­ме пациента; после соприкосновения и перехода флюида в системе больного восстанавливается рав­новесие, совершается чудо исцеления, и хромой нор­мально ходит, слепой видит, глухой слышит, немой говорит, а длительные отклонения мгновенно исче­зают!

Теперь, если помимо здоровья, силы воли, зна­ния науки и сопереживания со стороны целителя со стороны пациента будут также вера, пассивность и необходимая притягивающая полярность, то эффект будет более быстрым и впечатляющим. В случае от­сутствия веры, но при наличии необходимой поляр­ной восприимчивости лечение также возможно. И опять же, если у пациента имеется только огромная и непоколебимая вера в силу целителя, святых мо­щей, прикосновения к реликвиям, воды из какого-нибудь колодца, паломничества в определенное ме­сто или омовения в какой-либо священной реке, любой церемонии или повторения заклинаний или ношения амулета на шее – тогда пациент вылечит себя одной только силой своей веры[205]. И эта сила, оживляющая природные энергии, значится в медицинской литературе под термином vis medicatirix naturae –целительная сила природы.

Исключительно важно, чтобы человек, желающий лечить болезни, обладал абсолютной и непоколеби­мой верой в свои познания и в самого себя. Чтобы выделить из себя целительную ауру, он должен на одно мгновение сосредоточить все свои мысли на пациенте и твердо пожелать, чтобы болезнь покину­ла страдальца и восстановилась нормальная цирку­ляция нервной энергии. Вероисповедание целителя не имеет никакого значения, не важно, чье имя он призывает – Иисуса, Мухаммеда или Будды – он должен верить в свои собственные силы и знания, а произнесение имени основателя религии, которой он отдает предпочтение, только придаст ему уверенно­сти. В прошлом году, будучи на Цейлоне, полков­ник Олькотт вылечил более 50 паралитиков, в каж­дом случае упоминая имя господа Будды. Но если бы он не был знаком с гипнозом и не обладал уве­ренностью в своих психических силах и в досточти­мом Гуру, чьим учеником он является, то тщетно произносил бы простые религиозные формулы перед своими пациентами. Он лечил буддистов и, следовательно, упоминание имени Шакья Муни[206] в этих случаях было так же необходимо, как и использова­ние имени Иисуса отцом Гасснером и многими дру­гими целителями римско-католической церкви, ко­торые время от времени исцеляли больных. Другая причина, почему он произносил имя Будды, заклю­чается в том, что хитрые иезуиты из Коломбо соби­рались убедить доверчивых сингальцев[207], что Дева Мария наделила их новый источник около Келании чудодейственными целительными силами.

Если кто-то, прочитав нашу статью, почувствует желание лечить больных, он должен помнить, что весь лечебный магнетизм, передающийся пациентам усилием воли, исходит из его собственного организма. Можно дать только то, что у тебя есть, не боль­ше. А поскольку сохранение собственного здоровья является основным долгом каждого, никогда не сле­дует заниматься целительством, не обладая избыт­ком жизненной силы, который можно израсходовать без ущерба для себя и своих обычных обязанностей. В противном случае можно надорваться и самому превратиться в инвалида. На днях в Лондоне один сердобольный целитель умер от чрезмерной растра­ты своих жизненных сил. По этой причине не дол­жны пытаться заниматься любым целительством люди, чей возраст перевалил через середину жизни: восстановление сил происходит уже не так, как в молодости. Подобно тому, как старик не может со­ревноваться с юнцом в атлетике, так же не может он надеяться соперничать с ним и в деле исцеления больных; пытаться это делать – настоящее безумие, а другим требовать – просто невежество и эгоизм. Мы приводим эти соображения по причине поступа­ющих со всех сторон к полковнику Олькотту просьб приехать и провести публичные сеансы исцеления, как он это делал на Цейлоне. Не говоря уже о том, что сейчас ему за пятьдесят и он обременен грузом служебных обязанностей, которые сломили бы лю­бого человека, не поддерживаемого необычными ис­точниками, мы вынуждены напомнить, что по всей Индии страждущие больные исчисляются десятка­ми тысяч, и для него это означало бы быть почти растерзанным на части в каждом городе. Если даже в небольшом местечке Галле в здании нашей штаб-квартиры ежедневно толпились две-три сотни паци­ентов, а дорога была заполнена больными, которые шли, ковыляя или опираясь на костыли, и которых везли в тележках, и у президента зачастую не было времени выпить даже чашку чая раньше пяти часов вечера, во что бы это превратилось в наших индийских городах, где каждая улица этих гудящих ульев добавляла бы свою порцию инвалидов? Если бы, подобно Ньютону, он занимался целительством всю свою жизнь и излечивал прикосновением рук, это было бы другое дело. Пока же он занимается тем, что в его силах, а именно: обучает способных членов Теософского Общества секретам гипноза с един­ственным условием, что эти знания не будут использованы для обогащения или в других корыст­ных целях.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЛУНАТИК»

О пагубном влиянии лунного света очень хорошо известно, и недавно этот вопрос весьма оживленно обсуждался некоторыми немецкими учеными. Врачи и физиологи наконец начинают осознавать, что по­эты ввели их в заблуждение. Будем надеяться, что скоро они придут к выводу, что восточные оккультисты обладают более достоверной информацией об истинных свойствах нашего вероломного спутника, чем западные астрономы со своими огромными те­лескопами. Действительно, «прекрасная Диана», «Царица Ночи», та, которая в «заоблачном величии» «... сняла покров со своего неповторимого сиянья и тьму рассеяла серебряным плащом»[208], является ко­варнейшим (ввиду своей неочевидности) врагом сво­его сюзерена и его детей: растений, животных и че­ловека. Не касаясь оккультных и, в основном, не­известных свойств и проявлений луны, ограничим­ся перечислением известных науке и даже профа­нам.

Вредоносное влияние луны на умственные и фи­зические функции человека осуществляется несколькими путями. Ни один опытный капитан не позволит своей команде спать на палубе в полнолуние. Недавно было неопровержимо доказано целым рядом тщательно проведенных экспериментов, что ни один человек – даже с исключительно крепки­ми нервами – не может длительное время сидеть, лежать или спать в комнате, залитой лунным светом, без ущерба для здоровья. Каждая наблюдательная домохозяйка или бакалейщик знают, что любые про­дукты разрушаются и портятся намного быстрее при лунном освещении, чем в темноте. Теория о том, что причина этого явления кроется не в особой тлетворности луны, а в хорошо известном факте, что все преломленные и отраженные лучи действуют разру­шительно – оказалась несостоятельной. Эта гипоте­за не может дать исчерпывающего объяснения в на­шем случае. Так, во время затмения луны 21 января 1693 г. умерло втрое больше больных людей, чем в предыдущие и последующие дни. Лорд Бэкон терял сознание в начале каждого лунного затмения и приходил в себя, когда оно заканчивалось. Карл Шес­той в 1399 г. становился лунатиком при каждом новолунии и в начале полнолуния. Было обнаружено, что возникновение ряда нервных заболеваний, особенно эпилепсии и невралгии, совпадает с опреде­ленными фазами луны – и единственным средством от них, как мы знаем, является солнце. После мно­годневных обсуждений немецкие мудрецы не могли придумать ничего лучшего, чем признать, что: «Не­смотря на то, что некая мистическая и роковая связь между ночным светилом и большей частью болезней человека, животных и растений уже давно считается общепризнанным фактом, все же в настоящее время мы не в состоянии определить причину такой зависимости».

Конечно, нет. Кто из этих великих врачей и фи­зиологов с детства не знаком с широко распространенным в Древней Греции повернем о том, что маги, и особенно колдуны и чародеи Фессалии[209], имели нео­граниченную власть над луной, передвигая ее в небе по желанию всего лишь силой своих заклинаний и создавая таким образом ее затмение? Но это все, что они знают, пока не добавляют к этому свое убежде­ние, что в основе данного мифа лежит только глу­пое суеверие. Вероятно, они правы, и невежество в их случае может быть блаженством. Но, по крайней мере, оккультисты не должны забывать, что Исида египтян и греческая Диана, или Луна, были иден­тичны: обе носили на голове полумесяц или коро­вьи рога, последние являются символом молодой луны. Не одна тайна природы надежно сокрыта «под покрывалом» Исиды и Дианы, которые были антро­поморфными символами или Богинями природы, чьими жрецами и почитателями являлись величай­шие и могущественные Адепты этих государств. Один только факт, что храм Дианы в Арисии обслу­живался жрецом, который убивал своего предше­ственника, скажет изучающему оккультизм о мно­гом, ибо это служит свидетельством того, что в хра­мах Дианы – величайшей из всех наиболее почита­емых богинь Рима и Греции, – начиная с храма в Эфесе, одного из семи чудес света, и кончая упомя­нутым храмом в Арисии, происходили такие же мис­тические посвящения, как и в священных храмах египетской Исиды: то есть иерофант, сняв покров с Богини, или показав неофиту обнаженную истину, –должен был умереть.

Мы отсылаем наших читателей к сноскам к ста­тье «Выдержки из трудов Элифаса Леви» в ноябрьском номере «The Theosophist» за 1882 г.

 

(О НАДИ ГРАНТХАМАХ)

Если работа мощного потока жизни, проносяще­гося через нашу планетарную цепь, была тщательно изучена древними адептами и если количество пла­нетарных кругов, различных рас и подрас человече­ства на каждой планете и число инкарнаций каждой духовной монады, проплывающей в потоке жизни, были давно подсчитаны с математической точнос­тью, о чем уже было сказано во «Фрагментах ок­культной истины», – то создание книги, включаю­щей все подробности, которые предоставляет любая из Нади Грантхам, не превышает человеческих воз­можностей.

ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ «ЗОРОАСТР И ЕГО РЕЛИГИЯ»

Автор, П. Д. Кхандалавала, анализируя религиозное учение Зороастра, замечает: «... занятый прежде всего проблемами морального и метафизического порядка, реформатор Бактрии[210] не мог не держать в поле своего духовного зрения... вопрос о происхождении и суще­ствовании зла... В противовес Ормузду, доброму Богу и принципу добра, он допускает наличие противополож­ного принципа, равного ему по могуществу и сходного по природе, «злого духа», Ангра-Манью, именуемого по-персидски Ариманом... Ариман имеет такое же вечное прошлое, как и Ормузд, у него нет начала и пред­шествующей субстанции».

Е. П. Блаватская комментирует это так:

 

Вполне естественно, ибо Ариман – это материя, виновник всего зла и разрушитель, поскольку материя, – вечная per se и неуничтожимая, вынужден­ная постоянно менять формы, – разрушает свои части, в то время как Ормузд, или Дух, остается це­лостным и неизменным в своем абстрактном Единстве.

Автор спрашивает: «Но как примирить эти две сущ­ности, абсолютные, равные, подобные, одинаково вечные? ». Е. П. Блаватская дает на это следующую сноску.

В буквальном смысле ничто не может, не имея «начала, все же иметь конец». Это противоречит любой метафизической доктрине и логике. Ариман, или зло, «не имел начала», ибо у материи, как и у духа, не было начала. Было бы ошибкой считать их «обоих одинаково вечными сущностями». Материя и дух – единое целое, состоящее из двух полюсов Бытия; на нижнем – материя, на верхнем – дух, и различие между ними в градации, а не в сути. Ари­ман «исчезнет с арены Вселенной», когда «творение», или, вернее, дифференцированная материя, станет «чистой, как в первый день» – то есть когда она, постепенно очищенная, вновь станет единой, или вернется к своему исходному состоянию на седьмом этапе космического разрушения: и это происходит периодически во время Махапралайи, или вселенско­го распада объективной материи.

Затем автор комментирует некую доктрину, ныне признаваемую парсами, которая «... предполагает, что Ормузду и Ариману предшествует и главенствует над ними обоими некий единственный в своем роде основной источник всего, «безграничное Время», Зарван-акарана, из утробы которого эти два принципа были исторгнуты в виде эманации и однажды будут вновь по­глощены вместе с существами, населяющими наш глобус». Е. П. Блаватская дает следующий комментарий.

Как над Брахмой, Вишну и Шивой – «Создате­лем», «Охранителем» и «Разрушителем» – находит­ся Парабраман, так и Ормузду в его «второй ипос­таси в виде Ахура-Мазды», и Ариману предшествует «Зарван-акарана» – «единая жизнь» буддистов, Па­рабраман адвайтистов-ведантистов и Эйн-Соф[211] халдейских каббалистов, помещенный за пределами де­вяти Сефиротов[212], сгруппированных в три триады. Сефира[213], породившая их всех, – экзотерически бу­дучи 10-й, эзотерически является сущностью всех девяти. Вспомним, что бина (Иегова), включенный в первую группу, все же стоит после хокмы, или мудрости.

В заключение автор спрашивает: «Разве Зороастр не знал, что понятие времени неизбежно содержит в себе ограничение? Не путал ли он его с Вечностью? ». Е. П. Блаватская отвечает на это.

«Зарван-акарана», небрежно переведенный как Безграничное Время, тем не менее, означает Вечность. В наших ограниченных языках с их ограниченными средствами выражения и конечном сроке жизни «по­нятие времени неизбежно включает в себя ограни­чение». Не следует отождествлять «абсолютное» и «различимое» время, длительность и вечность. По­лучается, что не Зороастр пугает время с вечностью, а скорее его последователи, которые вместо того, чтобы читать его доктрины на зенде, читают и ин­терпретируют их по-английски.

 

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПОХОРОННЫХ ОБРЯДОВ

[Автору «Фрагментов оккультной истины»]

«Дорогой сэр и брат!

В своей статье о дэвакхане Вы подробно описали то наслаждение, которое духовное Эго, совместно с выс­шим содержанием 5-го принципа, испытывает в состоя­нии безоблачного сна, продолжающегося огромный пе­риод времени. Эго, родившееся в дэвакхане после эта­па созревания, не ведает о том, что происходит здесь, на земле, к которой оно не может быть притянуто. Только оболочка, образованная 4-м принципом и низ­шими остатками 5-го, продолжает блуждать в кама-локе и именно ее religuiae часто появляется при опре­деленных условиях на спиритических сеансах. Обо всем этом четко рассказано во " Фрагментах", которые помогут развеять многие сомнения. Однако сведения, почерпнутые из " Фрагментов", не дают представления о том, каким образом эта оболочка, состоящая из 4-го и низшей части 5-го принципов, осознает свое прошлое существование и испытывает ли она какие-либо сознательные страдания за свои былые прегрешения? Опять же, для индусов и парсов крайне важно знать, приносят ли погребальные церемонии хоть малейшую пользу этой оболочке или высшему Эго, пребывающему в со­стоянии дэвакхан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...