Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты оккультной истины и книга «киу-те» 2 страница




Под «учением об основных силах» Элифас Леви подразумевает «дух» и «материю», о которых Зороастр поведал необразованной толпе в аллегорических образах Ормазда и Аримана, являющихся прототипа­ми христианских «Бога» и «Дьявола», и упрощенны­ми оккультной философией до «человеческой Триады» (Тела, Души, Духа – двух полюсов и «промеж­уточной природы» человека), микрокосма, точной миниатюры ЕДИНОГО Вселенского Макрокосма, или Вселенной. В Кхордах-Авесте [118] опровергается зороастрийский дуализм: «Кто ты, о прекрасное созда­ние? » – вопрошает развоплощенная душа того, кто стоит у врат Рая. «Я, о Душа, твои добрые и чистые поступки... твой закон, твой ангел и твой Бог».

[«Азот святых»] Седьмое состояние материи – Жизнь. Огонь и Свет «Астральной Девы» могут быть соотнесены с Огнем и Светом Акаши у индусов.

«... чтобы не видеть, чем является Бог», – то есть видеть, что Бог – всего лишь человек, и на­оборот, –когда он не является «изнанкой» Бога – Дьяволом. Мы знаем многих, кто предпочитает добровольную и пожизненную слепоту истине, фак­там и здравому смыслу.

Купидон[119], бог, является седьмым принципом, или Брахмой[120] ведантистов, а Душа[121] – его проводник, шестой принцип, или духовная душа. Покуда она чувствует себя отдельной от своего «супруга» – и видит его – она теряет его. Изучите «Ересь инди­видуальности» – и вы поймете.

В христианском эзотеризме «Искупитель» – это «Посвятитель», который приносит свою жизнь в жертву за право открыть своим ученикам великие истины. Разгадавший загадку христианского сфин­кса «становится Владыкой Абсолюта», по той про­стой причине, что величайшая тайна всех древних посвящений – прошлое, настоящее и будущее – становится для него ясной и понятной. Те, кто воспринимает аллегорию буквально, будут пребывать в слепоте всю свою жизнь, а те, кто открывает ее невежественным массам, заслуживают наказания за отсутствие благоразумия и стремление «метать бисер перед свиньями». Журналу «The Theosophist», кото­рый читают только интеллектуалы, проявившие понимание в этом вопросе и доказывающие, что заслу­живают приобщения к тайным знаниям, – позволе­но сделать небольшой намек. Пусть желающий по­стичь смысл аллегорий сфинкса и креста изучит ри­туалы посвящения у египтян, халдеев, древних ев­реев, индусов и т. д. Тогда он узнает, что слово «ис­купление» – более древнее, чем само христианство, – так же означает «мученичество». В последний мо­мент Высшего Посвящения, когда «Посвятитель» произнес последнее тайное слово, либо Иерофант, либо Неофит, достойнейший из них двоих, должен умереть, ибо два Адепта одинаковой силы не долж­ны жить одновременно и тому, кто совершенен, нет места на земле. Элифас Леви в своих трудах наме­кает на эту тайну, не объясняя ее. Все же он расска­зывает о Моисее, который при загадочных обстоя­тельствах исчез с вершины горы Фасги после «воз­ложения рук» на посвященного Аарона; об Иисусе, который умер за своего ученика Иоанна, «которого любил», – автора «Апокалипсиса»; и об Иоанне Кре­стителе – последнем из истинных Назореев[122] Ветхо­го Завета (см. «Isis [Unveiled]», v. II, p. 132), кото­рый, согласно неполному, противоречивому и иска­женному Евангелию, умер позднее из-за прихоти Иродиады[123]. А в тайных каббалистических рукопи­сях набатеев[124] сказано, что он принес себя в жертву искупления после «крещения» (то есть посвящения) своего избранного последователя в мистическом Иордане.

В этих рукописях повествуется, что после посвя­щения Аба, Отец становится Сыном, и Сын заменяет Отца и становится Отцом и Сыном одновремен­но, вдохновленный Софией Ахамот[125] (тайной муд­ростью), преобразованной потом в Святой Дух. Но этим преемником Ионна Крестителя был не Иисус, а некто неизвестный, утверждают назареи[126]. До на­стоящего времени посвящение за пределами Гималаев сопровождается временной смертью (от 3 до 6 ме­сяцев) ученика, часто смертью Инициатора; но буддисты не проливают кровь, так как они знают, что кровь привлекает «злые силы». В тантрических шастрах [127] говорится, что во время церемонии посвя­щения Чхиннамаста (от чхинна –«отрубленный» и маета –«голова» – богиня Чхиннамаста изобража­ется с отрезанной головой), как только адепт достигает высшей степени совершенства, он должен ини­циировать своего последователя и умереть, принеся свою кровь в жертву во искупление грехов своих братьев. Он должен «отрубить собственную голову правой рукой, держа ее левой». Три потока крови хлещут из обезглавленного тела. Один направлен в рот отрезанной головы («... кровь моя воистину пи­тие» – завет в Евангелии от Иоанна, столь потряс­ший учеников); другой течет к земле как жертвоп­риношение чистой, безгрешной крови Матери-Зем­ле, и третий поток устремляется к небу, свидетель­ствуя о «самопожертвовании». Все это имеет глубо­кий оккультный смысл, известный только посвя­щенным; христианская догма не содержит ничего похожего на правду. И как бы несовершенно ни ин­терпретировали ее квазивдохновленные авторы «Со­вершенного Пути», они все же намного ближе к ис­тине, чем любые христианские толкователи Библии.

 

* * *

Е. П. Блаватская сделала следующие сноски к главе XIX из книги Элифаса Леви «Учение и ритуалы высшей магии» в переводе с французского оригинала.

«... анализируемый философский камень... является порошком, так называемым порошком проекции алхи­миков. До анализа и после синтеза это камень».

«До анализа» и «после синтеза» – камень вовсе не является камнем, а «скалой» – основанием абсолютного знания – нашим седьмым принципом.

 [Проекция]. По поводу «проекции» мы посовето­вали бы нашим читателям вернуться к статье «Элик­сир жизни», напечатанной в мартовских и апрельс­ких номерах журнала «The Theosophist» за 1882 год. «Внутренний Магнес»[128] Парацельса имеет двоякое значение.

«Как мы уже говорили, в природе существуют два первичных закона, два основных закона, которые, уравновешивая друг друга, обеспечивают универсаль­ную устойчивость вещей, то есть покой и движение... »

Это не совсем точно сформулировано и может ввести в заблуждение начинающих. Элифас Леви должен был сказать, не рискуя выдать больше, чем было позволено: «В природе существует один универсальный Закон, имеющий два основных проявля­ющихся закона в качестве своих атрибутов – Дви­жение и Инерция. Но это всего лишь единый, веч­ный, бесконечный, несотворенный Закон – «Единая Жизнь», согласно буддийским архатам, или Парабрахм ведантистов-адвайтистов[129].

«... природа самого Бога».

То, что в простонародье называют «Богом», а мы – «Вечным Принципом».

Рассказывая о философском камне, Элифас Леви го­ворит, что «маг предпочитает хранить его в естествен­ных футлярах, уверенный в том, что сможет извлечь его одним усилием своей воли и единым применением универсального вещества ко всем футлярам, которые каббалисты называют оболочками».

Тот, кто знает о семеричном составе человека и читал «Эликсир жизни», понимает, о чем идет речь. Седьмой принцип, или, вернее, седьмой и шестой, или единая духовная монада, слишком священное понятие, чтобы адепт демонстрировал его и исполь­зовал в угоду любопытствующим невеждам. Маг (адепт) хранит его в его оболочках (пяти остальных принципах) и, зная, что он всегда может «извлечь его простым усилием воли», силой своего знания, никогда не выставит этот «камень» напоказ перед враждебным магнетизмом толпы. Автор пользуется обтекаемой фразеологией средневековых алхимиков, и пока непосвященным массам не объяснить, что «Слою» вовсе не слово, а «камень» – это не камень, оккультные науки так и будут страдать от издева­тельств и невежественных нападок.

 

ЗАГАДОЧНОЕ ПЛЕМЯ

Путешествуя от места высадки на берег – на Мадрасском «букингемском канале» – до Неллура[130], мы пережили новое ощущение, проехав 15 миль в удобных современных экипажах, каждый из кото­рых проворно тащила дюжина сильных жизнерадос­тных мужчин, которых мы приняли за обычных ин­дусов из низшей касты париев. Контраст между эти­ми шумными, уверенными в себе людьми и нашими носильщиками паланкинов, которые только что пронесли нас 55 миль по песчаным жарким равни­нам, простирающимся между Падагангамом, на этом же канале, и Гунтуром – был поразительным и внес приятную смену впечатлений. Носильщики палан­кинов, как нам рассказали, принадлежали к касте прачек и терпели страшную нужду, работая день и ночь, не имея определенного времени для сна, тратя на еду всего лишь несколько пайс [131] в день, а когда их заработки достигали нескольких анн [132], то они могли позволить себе такую роскошь, как мутный суп, сделанный из очистков и дробленого риса и прозванный ими «перченая вода». Естественно, что мы приняли нашу новую тягловую силу за таких же носильщиков паланкинов. Но нас быстро вывел из заблуждения один из наших собратьев – господин Р. Кешава Пиллай, секретарь неллурского отделения Теософского Общества, – который сказал, что эти два класса людей не имеют ничего общего между собой. Первые принадлежат к низшей индусской касте, а последние – к янади. Сведения, полученные об этом племени, были настолько интересными, что мы решили поделиться ими с нашими читателями без изменений.

 

КТО ТАКИЕ ЯНАДИ?

Название янади является искажением слова анатхи (аборигены), означающего «не имеющий начала». Янади живут, в основном, в Неллурском округе штата Мадрас вдоль побережья. Это племя состоит из двух классов: каппала или чаяла, «лягушатников», «пожирателей отбросов» и собственно янади, или «хороших янади». Первый класс живет, как прави­ло, изолированно от шудр[133], зарабатывая на жизнь тяжелым трудом. Каппала нанимаются таскать тележ­ки и экипажи вместо тяглового скота, поскольку в этом округе лошади встречаются редко и содержание их слишком дорогостояще. Второй класс, или собст­венно янади, живут частично в деревнях и частично в джунглях; они помогают крестьянам обрабатывать землю, а также выполнять другие сельхозработы.

Однако оба эти класса прославились своими зна­ниями оккультных свойств природы и слывут практическими магами.

Представители обоих классов любят охоту и счи­таются отменными охотниками за крысами и бандикутами[134]. Они ловят полевых мышей, разгребая их норы, а рыбу – просто руками, не прибегая к помо­щи удочек или сетей. Они принадлежат к монголо­идной расе, цвет их кожи варьирует от светло-коричневого до черно-коричневого. Их одежда состо­ит из двух кусков ткани, один повязан вокруг головы, другой – на бедрах. Они живут в маленьких круглых хижинах диаметром примерно 8 футов[135] с шириной входного отверстия около 1, 5 футов. Прежде чем соорудить хижину, они чертят большие круги вокруг выбранного места, произнося магичес­кие слова, отпугивающие злых духов, недобрые силы и змей от их жилищ. Вокруг своих хижин они сажают определенные травы, обладающие, по поверью, свойством отгонять ядовитых пресмыкающих­ся. Поразительно, как в таких маленьких хижинах умудряются жить две дюжины человек, поскольку янади редко имеют менее 12 детей. Их диета состо­ит, главным образом, из крыс, бандикутов, полевых мышей, канжи[136], гуано[137] и небольшого количества риса – даже корни диких растений употребляются ими в пишу. Такой рацион, в большей степени, объ­ясняет их физические способности: обилие детей у каждого из них связано, частично, с употреблением мяса полевых мышей. Они доживают до глубокой старости; и редко среди них можно встретить седого человека. Это приписывается действию крахмала, входящего в состав канжи, который они ежедневно пьют, и неприхотливому и беззаботному образу жизни, который они ведут.

Их необычным достоинством является глубинное знание оккультных свойств корней, свежих трав и других растений. Они могут извлекать целебную силу из этих растений и обезвреживать самые смертельные яды опасных пресмыкающихся, и даже очень свирепых кобр можно увидеть с поникшими капюшонами перед определенным зеленым листом. Названия, способы распознавания и свойства этих растений хранятся в глубокой тайне. Неизвестно ни одного случая, чтобы кого-нибудь из них укусила змея, хотя они живут в джунглях и в самых опас­ных местах, где смерть от змеиного укуса – распространенное явление среди более высоких каст. Слу­чаи одержания у их женщин очень редки. Они уме­ют делать весьма эффективное лекарство, или, вернее, лечебный отвар, из более чем сотни различных корней; это средство, как рассказывают, обладает неисчислимыми свойствами, способными излечить любое заболевание.

В случаях крайней безотлагательности или смер­тельной болезни они советуются со своим ясновидящим (обычно имеется один на 20 или 25 семей), который перед огнем призывает покровительствую­щее божество посредством барабанного боя под ак­компанемент поющей женщины. Через час или два он впадает в транс или доводит себя до такого со­стояния, что может установить причину недуга и назначить определенное таинственное средство, с по­мощью которого, после уплаты за него и приема, па­циент излечивается. Предполагается, что через про­видца дух умершего, чье имя они обесчестили, или божество, которым они пренебрегли, говоря спра­шивающим, почему их посетили бедствия, требуют обещания в будущем вести себя пристойно и, дав совет, исчезают. Нередко представители высших каст, таких как брамины, обращались к ясновидя­щим за помощью или консультацией. Янади кон­сультируются также по таким вопросам как выбор имени ребенка, брак, путешествия и прочее. Яснови­дец отращивает волосы и не позволяет бритве при­касаться к своей голове. Янади бреют голову зато­ченным концом стекла.

У них такое обостренное обоняние, или скорее чувствительность, что они могут видеть, где находится необходимая им птица или другой объект их охоты. Янади нанимают в качестве проводников и сторожей из-за редкой способности обнаруживать и выслеживать воров и чужаков по отпечаткам ног. Предположим, что посторонний человек побывал в их деревне ночью, любой янади может узнать об этом по его следам.

 

ПРИЗРАК ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Одна солидная американская газета напечатала историю о ясновидческом предсказании смерти. Не­кий Мартин Дилхот, рабочий паровой лесопилки, увидел однажды в 10 часов ночи недалеко от своего дома мужчину на белой лошади, стоявшего как вко­панный с вытянутой рукой. Он вышел посмотреть, кто это был, но образ растворился в воздухе. Он расценил это как предзнаменование какого-то не­счастья, которое должно произойти с ним или с его семьей. Он рассказал жене об этом видении и на следующий день не пошел на болото рубить бревна. На следующий день за ним прислали, но он не хо­тел идти под предлогом предчувствия, что с ним должно что-то случиться. Тем не менее, он взял то­пор и отправился на лесоповал, но не найдя там ни­кого, повернул в сторону дома. Однако он встретил господина Танкрида Мейекса, который убедил его, несмотря на предсказанное несчастье, вернуться в лес и помочь ему повалить дерево. Работа была сде­лана с предосторожностями, и дерево упало, но за­цепилось при этом за ветви другого дерева. Чтобы высвободить его, был сделан еще один удар топором, после которого оно неожиданно перевернулось и корнями задело и смертельно ранило беднягу. Но самое странное произошло потом. Ровно в 10 часов утра, через 36 часов после того, как господин Дил­хот увидел вышеупомянутый призрак, господин А. Е. Рейбелейс, сидя на белой лошади, остановился в той же самой позе и прямо на том же самом месте, где господин Д. увидел призрак, и сообщил мисис Д. ужасную новость, что ее мужа прибило почти на­смерть, и затем быстро поехал на поиски доктора Каллема. Прибыл д-р Каллем, но медицина была уже не в силах помочь несчастному человеку и он умер на закате того же дня. Это один из тех много­численных случаев, когда провидческая способность мозга улавливает приближающееся событие и тщет­но пытается заставить ленивый рассудок внять предостережению. Почти у всех, даже не сведущих в психологии, были такие предупреждения. У неко­торых они бывают каждый день и распространяют­ся даже на незначительные события, хотя на них редко обращают внимание. Способность предвиде­ния так же легко развить, как и память, как это ни покажется странным дилетантам.

 

РАЗУМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТОВ

Происхождение постов очень легко объяснимо. Если и есть причина, которая более других парали­зует волю человека и тем самым прокладывает до­рогу к его физической и моральной деградации, так это неумеренность в еде: «Обжорство – худший из семи смертных грехов». В своей работе «Зловоние невоздержанности» прирожденный провидец Сведенборг рассказывает, как духовные друзья укоряли его за случайную ошибку, ведущую к перееданию. Традиция постов идет рука об руку с традицией пиршеств. Когда жизненная энергия слишком перена­пряжена из-за перегрузки пищеварительного аппарата, то лучшее средство – предоставить ему воз­можность отдохнуть и как можно полнее возместить потери. Истощенную землю надо оставить под па­ром, прежде чем она сможет дать новый урожай. Посты были введены с целью исправить зло перееда­ния. Доказательством тому служит отсутствие традиции постов у буддийских священнослужителей; им предписано соблюдать золотую середину и, следова­тельно, «поститься» ежедневно в течение всей жиз­ни. Тело, отяжелевшее от избытка любой пиши, всегда увенчано отупевшими мозгами, и уставшая при­рода требует отдыха и сна. Существует огромная разница между психическим эффектом от азотной[138] пищи, такой как мясо, и неазотной, такой как фрукты и свежие овощи. Изучающим оккультизм всегда запрещалось употребление определенных ви­дов мяса, типа говядины, и овощей, типа бобовых, вовсе не потому, что оккультисты праведнее других, а ввиду того, что магнетизм этих продуктов засоря­ет и умерщвляет «психического человека», хотя для физического тела они, возможно, очень питательны и калорийны.

 

О ДУХЕ И МАТЕРИИ

Есть опасения, что наш корреспондент имеет не­верные представления о многих понятиях. Не будем касаться его очень оригинальных взглядов на кар­му, поскольку это его собственные идеи, которых он вправе придерживаться, как и любой другой чело­век. Ответим лишь кратко на ряд вопросов, перечисленных в конце его письма.

1) Дух переплетается с плотной материей по той же причине, по которой жизнь соединяется с внутриутробным плодом. Он подчиняется закону и, сле­довательно, не может избежать этого проникновения.

2) Нам неизвестно ни одной восточной филосо­фии, которая учит, что «материя возникает из духа». Материя так же вечна и неуничтожима, как и дух, и невозможно с помощью наших физичес­ких чувств, пусть даже высших, духовных, постичь одно без другого. Дух per se – фикция и нереаль­ность. Это отрицание любого утверждения и все­го, что существует.

3) Насколько нам известно, никто никогда не заявлял, что дух может быть уничтожен при определенных условиях. Дух может быть разъединен со своей проявленной материей, со своей личностью; в этом случае речь идет об уничтожении после­дней. Мы также не верим, что «дух выдыхает из себя материю»; наоборот, материя проявляет дух.

В противном случае, это, поистине, была бы голо­воломка.

4) Поскольку мы не верим в антропоморфных «Бога» и «Сатану», то для нас не существует ни «рая», ни «ада» в общепринятом смысле этих поня­тий. Следовательно, обсуждение данного вопроса будет бесполезной тратой времени.

 

ГОРОСКОПЫ И АСТРОЛОГИЯ

Наш ответ будет краток и прост, поскольку мы не делаем секрета из своих взглядов и неоднократно излагаем их на страницах этого журнала. Мы при­знаем астрологию, также как месмеризм и гомеопатию, и считаем эти три отрасли знания истинными и достойными доверия, чего нельзя сказать обо всех астрологах, месмеристах и гомеопатах.

Одним словом, мы верим в астрологию как нау­ку, но с опаской относимся к большинству ее представителей, которые, если только они не прошли обучение по методике, известной адептам и оккультистам на протяжении многих тысячелетий, всегда будут оставаться эмпириками, а зачастую и шарла­танами.

Сожаления, высказанные нашим корреспонден­том по поводу «категории людей, окончивших школы и колледжи», которые, впитав западную филосо­фию и новую идеологию, не верят в возможность правильных астрологических предсказаний, справед­ливы с одной точки зрения и неверны – с другой. Они правомерны, когда речь идет о слепом a priori отрицания, но ошибочны, если вся вина возлагается на «западную философию и современную идеоло­гию». Даже во времена далекой античности, когда астрология и гороскопы имели широкое распростра­нение, благодаря все тому же разряду обманщиков и невежественных пройдох, – а такие люди во все эпохи стараются нажиться на святынях, – были интеллектуалы высочайшего уровня, не знавшие ни­чего о существовании герметической науки, кото­рые обличали авгуров и abnormis sapiens, чьей един­ственной страстью было обогащение.

Какое счастье, что сдвиг в сфере просвещения уберег многие умы подрастающего поколения Индии от влияния многочисленных и наиболее пагуб­ных простонародных суеверий, поощряемых корыстными браминами для чисто эгоистических целей aura sacra fames и торговли самыми сокровенными знаниями! Если эти предрассудки закрепощали сравнительно недавних предков индийцев, то это­го не скажешь о древних ариях. Все во вселенной – в том числе прогресс и цивилизация – разви­вается циклично. Следовательно, сейчас, как и раньше, все, претендующее на звание науки, нуж­дается хотя бы в подобии системы аргументации, чтобы можно было ввести в заблуждение доверчи­вых людей. И следует признать, что в этом отече­ственные мошенники преуспели, особенно в астро­логии и составлении гороскопов. Наши местные астрологи превратили, тайную науку в презренное ремесло; и их ловкие приманки, – сделанные в расчете на более интеллектуальных клиентов, чем посетители базарных предсказателей по гороско­пам, расположившиеся на майдане [139], – имеют намного больше прав заявлять о своей причастности к науке, чем сама их современная астрология. Явные признаки сходства последней с шарлатанством обнаруживаются на каждом шагу, и следует ли удивляться, что молодежь со средним и высшим образованием решительно настроена воспринимать свою современную индийскую астрологию – за редким исключением – как обман?

Однако у индусов не больше оснований, чем у европейцев считать астрологию и ее прогнозы вымыслом. Такая политика уже практиковалась по от­ношению к месмеризму, гомеопатии и (так называемым) духовным феноменам, но сейчас ученые на­чинают осознавать, что, скорее всего, из войны про­тив фактов они выйдут с чем угодно, только не с победно развевающимися знаменами и лавровыми венками на головах.

 

ПУГАЛА НАУКИ

I

Фанатизм слепого отрицания часто упорнее и опаснее, чем простое высокомерие, и с ним всегда труднее иметь дело. Отсюда – как результат, спра­ведливо вызывающий недовольство, – постепенное и неуклонное крушение старых идеалов и все боль­шее преобладание психо-материалистической[140] мысли; упорное сопротивление и игнорирование боль­шей частью западного общества этих психологичес­ких факторов и явлений, воспринятых и убедитель­но обоснованных с математической точностью мень­шинством. Мы часто слышим, что наука является неизбежным врагом любой метафизической теории как способа изучения природы и оккультных фено­менов во всех их разнообразных формах, в том чис­ле – в виде месмеризма и гомеопатии.

Мы считаем совершенно несправедливым огуль­ное обвинение истинной науки. Настоящая наука – то есть знание без фанатизма, предрассудка или се­бялюбия – старается лишь убрать весь мусор, накопленный поколениями лжепроповедников и лже­философов. Всезнайство – то есть поверхностная ученость, тщеславная, узколобая и эгоистично при­страстная – не в состоянии отличить факт от обман­чивой видимости, подобно собаке, которая лает на луну и рычит при виде всего, что выходит за узкие рамки ее понимания. Подлинная наука строго раз­личает обоснованные и поспешные выводы, и истин­ный ученый вряд ли будет отрицать предъявленный ему факт, каким бы маловероятным он ни казался. Только недостойные служители науки, порочащие ее имя и авторитет и способствующие ее деградации превращением в ширму для своих узколобых преду­беждений, должны держать ответ за столь распространенное suppressio veri. К ним применимо едкое за­мечание, сделанное одним немецким врачом: «Тот, кто отвергает что-либо a priori и отказывается от честной проверки, не достоин называться ученым; нет, даже честным человеком» (Г. Яегер)[141].

Лучшим средством исцеления непредубежденно­го ученого от хронического неверия будет предъявление ему тех же самых нежелательных фактов, ко­торые он до этого отрицал во имя точной науки, но которые подтверждены на основе ее непреложных законов. Верным доказательством тому является список известных людей, которые, если и не пере­шли окончательно «с оружием и багажом» в стан «врага», то храбро поддерживали и защищали мно­гие необычные факты из практики современного спиритуализма, если убеждались в их научной реальности. Не надо быть тонким наблюдателем, достаточно иметь непредвзятый ум, чтобы понять, что упрямый ограниченный скептицизм, лишенный зо­лотой середины и совершенно не признающий ком­промиссов, уже утрачивает свои позиции. Вульгарные концепции о материи Бюхнера и Молешотта нашли своего естественного преемника в крайних измышлениях позитивизма[142], образно охарактеризо­ванного Гексли как «римский католицизм без хрис­тианства», а крайние позитивисты уступили сейчас место агностикам[143]. Отрицание и психико-материализм являются первыми отпрысками-близнецами, порожденными молодой точной наукой. По мере ее взросления она будет вынуждена, подобно Сатурну, пожирать своих собственных детей. Бескомпромисс­ный психико-материализм уже оттеснен к последне­му оборонительному рубежу. Он видит, что его идеи – если только можно назвать «идеей» нездоровое желание превратить все, что существует в пределах нашей ограниченной видимой вселенной, в нечто та­кое, что можно увидеть, почувствовать, попробовать на вкус, измерить, взвесить и, наконец, расфасовать по бутылкам с помощью наших физических органов чувств – рассеиваются, как туман, под лучами нео­споримых фактов и ежедневных открытий, соверша­емых в области невидимой и неуловимой материи, чей покров все больше и больше приподнимается с каждым новым научным достижением. Идеи отсту­пают все дальше и дальше; и исследователи облас­тей, где материя, доступная до сих пор восприятию и пониманию нашего физического мозга, ускользает из-под контроля обоих и утрачивает свое название – тоже теряют почву под ногами. Действительно, высокий постамент, на котором до недавнего време­ни возвышалась грубая материя, фактически разру­шается. Основание Дагона[144] рушится под тяжестью новых фактов, ежедневно собираемых нашими отрицателями науки; и поскольку новомодный идол по­казал свою глиняную основу, а его лживые служи­тели свои «медные лбы», даже Гексли и Тиндаль, двое величайших из наших великих мужей физичес­кой науки, признаются, что видели сон и нашли своего Даниила[145] (в лице господина Крукса), растол­ковавшего им его содержание демонстрацией «лучи­стой материи». За последние несколько лет загадоч­ная связь слов, жонглирование, подтасовывание и замена научных терминов произошли так незаметно, что едва ли привлекли внимание непосвященных. Если бы мы персонифицировали материю, то могли бы сказать, что в одно прекрасное утро она просну­лась и обнаружила себя преображенной в силу. Та­ким образом, твердыня грубой физической материи была поколеблена в самом основании; и если бы гос­подин Тиндаль был абсолютно и безупречно честен, он должен был бы к настоящему времени перефра­зировать свой знаменитый белфастский манифест и сказать: «В силе я вижу перспективу и возможность каждой формы жизни». С этого момента началось бы владычество силы и предсказанное постепенное предание забвению материи, так неожиданно отрек­шейся от своего всевластия. Материалисты молча и скромно переделались бы в энергетистов.

Но ретрограды консервативной науки не так-то просто проникаются новыми идеями. Годами отказываясь называть материю силой, они теперь не желают признать наличие последней – даже когда она была законно признана их знаменитыми колле­гами – в таких феноменах, как гипноз, месмеризм и гомеопатия. Они пытаются ограничить потенци­альные возможности энергии рамками старых предрассудков. Не касаясь слишком таинственных и нео­бычных проявлений, затруднительных для восприятия большей части, как правило, невежественной и всегда безразличной общественности (хотя и подтвержденных такими светочами науки, как Уоллес, Крукс, Зельнер[146] и др. ), рассмотрим только несколь­ко наиболее легко проверяемых, хотя в равной мере отрицаемых фактов. Речь пойдет о вышеназванных отраслях психо-физиологической науки и мнениях некоторых ученых –не входящих в лондонское Ко­ролевское Общество[147]. Мы планировали опублико­вать в этих заметках высказывания д-ра Шарко о гипнозе – старом месмеризме под новым названи­ем; размышления известного д-ра Густава Яегера о гомеопатии, вместе с некоторыми аргументами и за­мечаниями по этим вопросам компетентных и не­предвзятых французских, немецких и русских ис­следователей. В них можно будет познакомиться с рассуждениями и положительными отзывами луч­ших медиков и аналитиков о месмеризме и гомеопатии и удостовериться, что обе эти «науки» уже почти получили признание. Присвоение старым фактам новых имен не означает изменения их при­роды, подобно тому, как новая одежда не меняет внутренней сути человека. Месмеризм, ныне име­нуемый «гипнозом» и «электробиологией» – не что иное, как тот же самый животный магнетизм, из­гнанный из всех медицинских и научных академий в начале нашего столетия. Чудесные эксперименты, недавно проведенные в больницах всемирно извест­ным д-ром Шарко[148] в Париже и проф. Хайденхайном[149] в Германии, не должны больше оставаться неизвестными для наших читателей, так же, как и но­вый метод тестирования эффективности гомеопатии – изобретенный проф. Г. Яегером, выдающимся зоологом и физиологом из Штутгарта, и названный нейроанализом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...