Millionen Jahre alte Feuerstellen entdeckt
Стр 1 из 18Следующая ⇒ М.П. Брандес СТИЛИСТИКА ТЕКСТА Теоретический курс (На материале немецкого языка) Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям направления *Лингвистика и межкультурная коммуникация» 3-е издание, переработанное и дополненное Москва «Прогресс-Традиция» «ИНФРА-М» УДК 80 ББК81-5 Бр 87 Рецензенты: Латышев Л.К, —л-1?, филол. наук, проф., зав. кафедрой германской филологии Московского государственного областного университета Чернышова И.И. — д-р филол. наук, проф., засл. деятель науки РСФСР Брандес М.П. Бр87 Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. — 3-е изд., перераб, и доп.— М: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. -416 с. ISBN 5-89826-185-0. ISBN 5-16-0017.62-3. Учебник с позиции когнитивной лингвистики впервые предлагает целостную концепцию стиля как технологи го'и технику употребления языка а разных условиях письменной и устной коммуникации. В этом качестве стиль предстает как социальная, норматшшо-ценностная система, своеобразный трансформатор, с помощью которого естественный язык превращается в живую, очеловеченную, осмысленную речь, в реальные высказывания разных форматок. Учебник является третьим, переработанным и дополненным изданием «Стилистики немецкого языка» (1-е издание вышло и 1983 г., 2-е-в 1990 г.). Книга рассчитана на студентов, обучающихся по специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Иностранный язык», «Русский язык и литература», аспирантов, преподавателей лингвистических университетов и факультетов иностранных языков, а также работников сферы СМИ, специалистов, интересующихся вопросами эффективного использования языка в общественной коммуникации.
ББКВ1-5 ©Брандес М.П.,2004 ISBN 5-89826-185-0 © Издательств «Прогресс-Традиция», 20П4 ISBN 5-16-001762-3 © Ориинн«д.Б<, оформдеииьейоии.2004 Geschrieben steht:,1m Anfang war das WortY Hier stock ich schon! Wer hilft mir weiter fort? Ich kann das Wort so hoch unmöglich schätzen. Ich muß es anders übersetzen, Wenn ich vom Geiste recht erleuchtet bin. Geschrieben steht:. Im Anfang war der Sinn, Bedenke wohl die erste Zeile, Daß deine Feder sich nicht übereile! Ist es der Sinn, der alles wirkt und schafft? Es sollte stehn:,Im Anfang war die KrafiV Doch auch indem ich dieses niederschreibe, Schon warnt mich was, daß ich dabei nicht bleibe. Mir hilft der Geist! auf einmal seh ich Rat Und schreibe getrost:,1m Anfang war die Je//' «В начале было Слово». С первых строк Загадка, Так ли понял я намек1? Ведь я так ные.око не ставлю Слова, Чтоб думать, что оно всему основа. «В начале Мысль была». Вот перевод. Он ближе этот стих передает. Подумаю, однако, чтобы сразу Не погубить работы первой фразой. Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть? «Была в начале Ома*. Вот и чем суть, Но после небольшого колебанья Я отклоняю это тол копанье. Я был опять, как нижу, с толку сбит: «В начале был о,#£>.«>» — стих гласит. (И, В. Гете, *Фауст». Пер, с нем. Б, Пастернака) Предисловие Книга «Стилистика текста» представляет собой теоретический курс по стилистике текста, который создан на основе действующих программ по стилистике языка и теории текста. Настоящее, третье издание представляет собой существенно переработанный и дополненный учебник по стилистике немецкого языка (М., 1990). В нем заново написаны главы 1-й 2, главы 3 и 4 переработаны и дополнены новым иллюстративным материалом. Иллюстрации теоретических положений, а также конкретных стилистических приемов и средств даны на материале немецкого языка. Но вся теоретическая основа, включая и обобщения в разделах по функциональной стилистике и лингвостилистике, прмложима. и к стилистике текста других языков.
Данный учебник, «Стилистика текста», и пособие «Практикум по стилистике текста. Немецкий язык» (М., 2002) представляют собой учебный комплекс. В практикуме на материале художественных текстов предлагается система упражнений на понимание и закрепление морфологических и синтаксических структур ментального языка, которые образуют социально-ценностную норму употребления естественного языка в тексте. Основная идея теоретического курса — это рассмотрение теории стиля как теории практики употребления языка, в которой стиль предстает как социальная система, где главным элементом является человек, творец, ее главная движущая сила. Эта идея реализована в данном теоретическом курсе на основе когнитивного, методологического подхода к стилю. Любая подлинная наука, в том числе и наука о языке, выступает как знание о реальности, а следовательно, с необходимостью предполагает деятельность* применения, т. e,i открывая законы, стремится указать на их нормативную ценность, на возможность их использования в практике. Знания о языке и применение языка «- две стороны одного реального объекта «язык»-, две взаимосвязанные и в то же время различные его стороны. Применение языка осуществляется на основе знаний Предисловие о языке и речи.- Но сами по себе знания не составляют способа применения языка, способом становятся выработанные на основе знаний принципы, правила, нормы. Традиционно, начиная с античной риторики, поэтики, стилистики, указанная проблема решалась в рамках лингвистических установок. Ограниченность этих установок состояла в том, что процесс применения языка понимался (и зачастую понимается до сих пор) как процесс конструирования высказываний, совершаемый по языковым нормам, заложенным в системе языка, а не в системе его применения. Последняя, т.е. система применения, выходит за рамки лингвистической науки и тесно связана с другими сферами человеческого знания и деятельности. В основе системы применения языка лежит взаимодействие двух материальных систем; системы языка и системы человека, которое реализуется в коммуникативно-речевой деятельности. Полученный в результате такого взаимодействия «употребленный язык» является «работающим языком». В системе его употребления взаимодействие языка и человека выступает в форме текста.
В тексте «человек» представлен его н енаблюдаем ой стороной, 'Для «наблюдаемости» которой когнитивная теория выдвинула в центр внимания проблему знаковое™ текста в виде особых знаковых, сим волов - кодов. В качестве таких кодов в книге рассматриваются речевые жанры, стили речевых жанров, функциональные стили, композиционно-речевые формы и др. В книге сделан упор на дринципы, нормы, т.е. ненаблюдаемую часть текста. При изложении материала постоянно подчеркивается связь фактора использования языка не только в разных областях человеческой деятельности, но и указывается на своеобразие общественных форм такого использования. Стиль рассматривается как сторона речевой (текстовой) и языковой формотворческой деятельности человека. Такое изучение стиля восходит ктрудамВ. В. Виноградова, М. М. Бахтина, к результатам исследований по психолингвистике, лингвистике и стилистике текста и языка в отечественной и зарубежной науке. Задачей теоретического курса является сообщение студентам обших теоретических знаний о стиле завершенного текста как интегратипно-расчлененного понятия, о стилистической Брандес М.П. * Стилистика текста структуре различных текстов, о функциональных стилях языка, о стилистических средствах языка в их системе, о правилах их использования, о функциях стилистических средств в разных стилях языка. Более детальное освещение ряда теоретических и частных разделов стилистики в предлагаемом ракурсе можно найти в следующих работах; Виноградов В, В. Стилистика, Теория поэтической речи. Поэтика, М, 1959; Брандес М. П. Стилистический анализ. ML, J971; Брандес М.П. Стиль и перевод, М., ]988; Брандес М. П., Провоторов В. И. Предпереводческий анализ текста. М., 200.1. В связи с.тем, что вопросы лингвостилистики немецкого языка достаточно под но описаны в существующих учебниках по стилистике (например: Riese! E. Stilistik der deutschen Sprache. M, 19.63; Riese} E. Der Stil der deutschen Alltagsrede. M.,' 1964; Riese! E., Schendels E, Deutsche Stilistik. M., 1975; Zerebkov V.A. Deutsche Stugrammatik. M., 1988), в настоящем курсе такие темы, как стилистическая лексикология, стилистическая морфология, обиходно-бытовой стиль, и некоторые другие изложены кратко.
Теоретический курс «Стилистика текста» состоит из четырех глав, представляющих языковой стиль как социальную, нормативно-ценностную систему, которая организует язык словесного произведения, а также раскрывающих процесс создания и функционирования стиля произведения как живого, работающего языка. Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей лингвистических университетов и факультетов иностранных языков, работников сферы СМИ, интересующихся вопросами эффективного использования языка в общественной коммуникации, а также на специалистов других областей гуманитарного знания. Автор Введение 1. Предмет и задачи стилистики. К истории вопроса В языкознании до сих пор не существует общепринятой дефиниции стилистики как определенной самостоятельной области научного знания. В данном учебнике предлагается следующее ее определение: стилистика — это филологическая, линтвосемиотическая дисциплина, изучающая правила использования национального языка в разнообразных коммуникативно-речевых ситуациях и в разнообразных словесных произведениях с целью представления и выражения субъективного содержания и оказания прагматического и эстетического воздействия на воспринимающих (читающих и слушающих) людей, а также изучающая изобразительно-выразительные и воздействующие («заразительные») возможности национального языка. Задачами стилистики в теоретическом плане являются: —определение стилистических норм употребления языка, —классификация и описание средств и приемов, заключен —выявление закономерностей взаимодействия стилисти
Все эти задачи стилистика решает на основе разных форм духовно-практической деятельности человека (научной, деловой, художественной, публицистической, бытовой). Брандес МЛ. * Стилистика текста Практическая задача языковой стилистики сводится к обучению понимания текста во всем его объеме,'включающем не только фактическое, но и функциональное (смысловое) содержание, а также способа их выражения и представления, к выработке умения пользоваться жанро во-стилистическими формами письменной коммуникации, созданными человеческой культурой, равно как и эффективно употреблять язык в конкретных социально-психологических ситуациях.устной коммуникации, т.е. выразительно и естественно строить.свою речь. Таким образом, изучение стилистики способствует повышению культуры речи, вырабатывает художественный вкус, повышает действенность языка как средства массовой и личной коммуникации. Б предлагаемом учебнике предметом изучения стилистики является стиль языкового текста. Методом исследования, т.е. способом анализа (или синтеза), рассматривается становление стиля как нормы языка в тексте на том или ином этапе его исторического развития. История изучения феномена «стиль» насчитывает свыше двух тысяч лет, однако вопрос «что такое стиль?» до сих пор остается дискуссионным. До сих пор актуально утверждение многих авторитетных лингвистов, литературоведов, эстетиков, что нет более неопределенного понятия, более зыбкого в своих границах, более неуловимого, чем понятие «стиль». Последнее в немалой степени объясняется тем, что стиль как предмет изучения до сих пор остается какой-то бестелесной сущностью, хотя как явление он определенно имеет субстратную основу — естественный язык. Безуспешные поиски сущности явления «стиль» в течение столь длительного времени, огромное количество дефиниций этого феномена с учетом подходов и аспектов рассмотрения побудили некоторых лингвистов (Грей, 193) даже усомниться в самом существовании этого явления. В последние десятилетия в связи.с возникновением нового стиля мышления в науке и соответственно с появлением новых ориентации в лингвистике (когнитивных, информационно-семиотических, кибернетических, системно-структурных) количество дефиниций стиля возросло еще больше. По поводу предмета, задач, содержания и места стилистики в ряду других дис- Введение g циплин, в том числе и лингвистических, существуют самые разнообразные точки зрения, в частности такие, как: — салю Понятие «стиля» непродуктивно, ибо такого явле — стиль и стилистика не имеют отношения'к языку, это са — стиль — это не лингвистический феномен, а лингвисти — стиль — явление, имеющее широкое распространение — стиль относится к области языкового поведения, кото Таким образом, самое схематичное перечисление точек зрения на предмет стилистики показывает разнобой в принципиальной трактовке онтологии стиля, т.е. его сущности и существования (функционирования). Любая вещь, любое явление представляет собой целостное единство основания и условия, иными словами, «что» и «для чего*. Однако «чтойность» стиля и до сих пор остается нерешенной. Стиль традиционно, независимо от. конкретных представлений, всегда рассматривается как вещь для чего-либо (для выражения образного, эмоционально-оценочного содержания, для оказания эстетического воздействия и т.д.), но он не был самим собой и для себя, т.е. ему отказывали в основании. Концепции, касающиеся другой стороны онтологии стиля — существования, условия, т. е. «для чего», также чрезвычайно разноречивы, В триаде реальностей, которыми оперирует стиль, — содержание, форма, языковой материал, — его соотносили отдельно с каждой из них, И соответственно создавались разнообразные концепции стиля. Когда речь идет об отнесении стиля к той или иной реальности, то имеется в виду результативный аспект Брандес М. П. • Стилистика текста оформления, т.е. соответствующее единство, будь то оформление содержания, человека или языка. Нет ясности и в вопросе, что составляет основу единства стиля. В качестве такой основы называют формы видения (Вёльфлин, 247), единство перцепции (восприятия) (Кайзер, 207), художественную волю (Ригель, 225), психологию личности (Фосслер, 245; Шпитцер, 239), психоидеологию социальных групп (Шюккинг, 234) и многое другое. Однако каким бы ни было единство, оно, как правило, замыкалось на языковом материале. Делались попытки определить субстанцию стиля (его собственное содержание) в рамках языковых единиц, усматривая ее во вторичных значимостях, коннотациях разного происхождения. Не удавалось «уловить» стилистическую субстанцию и в виде окрасок языковых единиц, так как при этом куда-то улетучивалась категория единства стиля. Единство стиля связывалось также с применением языка. Однако точки зрения о взаимоотношении стиля и применения (употребления) языка очень разноречивы: нет ясности, во-первых, в сути понятия «применение» (известно, что если что-то применяется, используется, то существуют правила такого использования, обусловленные целью, потребностями и т.п.); во-вторых, не говорится, что представляют собой правила применения и где они локализованы — в языке или вне его. Изначально, еще в античности, стиль также связывали с деятельностью применения языка. И хотя античная трактовка деятельности не совпадает с современным ее пониманием, но такие категории, как адресант, адресат, предмет речи, целесообразность, уместность, имели место в представлении о стиле того времени, В рамках античных деятельностных представлений о стиле его связывали с понятиями принципа, нормы, правила оформления языка высказывания, мотивированных требованиями красоты, целесообразности, уместности, т.е. вполне современными требованиями с той лишь разницей, что в те далекие времена рецептурность стиля имела жестко предписывающий характер, а в настоящее время ей свойствен рецептурно-техноло-гический характер, где «технологический* означает более широкий спектр нормативных возможностей и их неограниченную вариативность в рамках этих нормативов. В процессе ис- Введение 1 7 торического развития понятий нормы, правила персонифицировались и приобрели облик своеобразия, индивидуальности, уникальности. Этот процесс коснулся прежде всего использования понятия «стиля» в литературоведении и искусствознании. Многообразие дефиниций феномена «стиль» — это и хорошо, и плохо: С одной стороны, наличие ряда фундаментальных определений одного и того же объекта говорит о сложности этого объекта, о невозможности полностью исчерпать его сущность в каком-либо единственном определении. Каждая новая точка зрения на стиль означает лриоткрывание какой-то новой стороны этого сверхсложного явления, нового фрагмента его сущности. Все существующие определения стиля в общем и целом справедливы и одновременно несправедливы, ибоодносторон-ни. С другой стороны, многообразие дефиниций стиля при отсутствии единого основания рассмотрения данного явления не упрощает и не проясняет сущности дела, а усложняет его. Нельзя отрицать, что лингвистическая, функциональная, жанровая, литературоведческая, искусствоведческая, индивидуальная стилистики построены на разных основаниях. Как любое знание, развитие науки о стиле языка проходит (в разной последовательности) три этапа и содержит (более или менее четко выраженные) соответственно три уровня знания: — I этап и уровень содержит утверждения, фиксирующие — И этап и уровень включает индивидуальные стилистико- Сведение знания о стиле только к социальным структурам безличностного привело в конечном счете к формализму, а к социальным структурам индивидуально-личностного без объективной закономерной основы — к субъективизму разных оттенков. Общественно-закономерное толкование стиля как нормы и индивидуально-личностное как знание о собственно человеческом в человеке показывает их неэквивалентность. Однако эта неэквивалентность не означает несовместимости указанных трактовок стиля. Реальное познание стиля'обнаружило тесное Брандес МЛ. • Стилистика текста взаимодействие между ними и' создал о; третье направление в рамках. II этапа и уровня развития науки о стиле, представленное концепциями стиля Виноградова, Бахтина, Винокура, Храпченко; -г Ш этап и уровень — близкий к рассмотрению стиля^как теоретического объекта. Стилистика языка как конкретная наука развивала и развивает преимущественно I и II уровни знания о стиле, создавая так называемое базисное.и эмпирическое.знание-эмпирических зависимостей, систематизации.и эмпирических-законов: (норм). На современном уровне научного знания возникла возможность посмотреть на предмет стилистики «стиль» как на более сложи ы й л редмет, чем тот, котор ы й видела в нем наука букваль-но до конца прошлого столетий/Сейчас есть все основания*утверждать, что наука о стиле вышла на уровень междисциплинарного типа, т.е. на Ш этап и уровень. 2. Когнитивно-бытийное (деятельностное) основание теоретической стилистики: языкового текста Существуют два рода опыта, связанных с деятельностью человеческого сознания: — рпыт, отражающий вещи, окружающие человека, и их вза* имосвязь; ~ *опыт, отражающий практическое отношение человека к этим вещам. Традиционная лингвостилистика основана на.опыте первого рода и представляет собой эмпирическое знание о стиле языка, В эмпирическом знании языковой стиль отражен со стороны, его внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию,, а основное содержание знания о стиле получают непос-, редственно из практики. Эмпирическим путем можно познать очень многое, однако его возможности ограничены;, с его. щь мощью постигается конкретное явление,, а не его сущности поэтому положения, выдвигаемые эмпирическим.способом, не носят всеобщего характера,-не устанавливают причин..подмен Введение 73 ченной связи и зависимости явлений между собой. Практическое применение эмпирического знания ограничено, а в научг ном отношении оно является лишь исходным пунктом в построении научной теории. Когнитивная стилистика, как и любая когнитивная наука, базируется на опыте второго рода. Она зарождается на стадии зрелости конкретной науки и возникает из потребностей практики, т. е. она обобщает и обрабатывает материал эмпиричен £ой стилистики под углом зрения "практического использования языка. Когнитивная стилистика,.оперируя общими фун* даментальными категориями и объяснительными принципами,, является теорией по отношению к конкретному эмпирическому наблюдению. Предметную область когнитивной науки составляют жизнь, дух, общество. Особенность когнитивного на-, правления в науке состоит в переключении внимания от объекта к субъекту, т. е. к человеческой субъективности, связанной с работой сознания, которая ориентирована на постижение смысла, на некоторое идеальное содержание культуры, воплощенное в материальных телах. Когнитивная стилистика рассматривает порождение и восприятие языкового текста как конструктивную деятельность субъекта, осуществляемую на основе знаний форм и способов выражения человеческой субъективности в определенных системах ценностей и прежде всего в формах деятельности сознания человека. Ее основная задача заключается в исследовании внутренних, ментальных репрезентаций, с помощью' которых информация перерабатывается в знания. Многообразные формы знания можно разделить на две группы. Первую составляют те, которые несут осведомленность о событиях, вещах, свойствах и т.д. Их можно обозначить с-по-мощью оборота «знать, что». Вторая группа ~ это знания о способах действия, применения, создания и т.д., т.е. «знать, как». Это операциональное' знание. Оно определяет научную картину стиля в данном учебнике. Под знанием в этом случае понимается практически осмысленная (т.е. функциональная) информация, а следовательно, и практически освоенная. Знать — значит уметь чем-то пользоваться, что-то применять. Знание — это область применения информации, представленной вменталь-* ных знаковых структурах, которые существуют в абстрактном 14 Брандес М.П. • Стилистка текста модусе презентации вне физических свойств и воплощаются в структурах.завершенных текстов, вещей, техники, предметов. Функция презентации представления в знании генетически и функционально неотделима от функции коммуникации. Важнейшим аспектом изучения в когнитивной стилистике является связь переработки информации с ситуацией, которая аналогична связи человека с окружающей средой. Такая связь образует экосистему (Ökosystem), а ее использование для изучения языкового поведения человека входит в теорию ситуативных действий. Адресат, как часть экосистемы, несет функцию интерпретации, понимания вещи, сообщения и т.д. Собственная форма знания — это форма в содержании, форма его организации, внутренней динамики, его сущность. Как форма в содержании знание не имеет внешнего по отношению к себе содержания, а поэтому является своим собственным содержанием. В данном случае форма присуща явлению как таковому и осуществляется в созерцании, т.е. при наличии воспринимающего сознания. (О трактовке понятия «форма» см. ниже.) Содержание ситуативности связано с формой на содержании. Форма на содержании — это своеобразная «сверхформа*, более высокий уровень организации, обеспечивающий условия реального существования сущностной формы знания. Операциональное знание в составе когнитивной стилистики - это форма вне содержания, нормативная промежуточная форма, делающая знания о стиле актуальными, практическими. Глава 1. ПРЕДПОСЫЛОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ СТИЛИСТИКИ. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА СТИЛЯ ТЕКСТА 1.1. Фундаментальные детерминанты стиля. Стиль в аспекте объективированного и личностного духа Бурное развитие науки, ее интенсивная дифференциация и интеграция приводят к тому, что знание становится более сложным, «многоэтажным» и разнопорядковым. В стилистике предпринимались попытки путем создания макро- и микроэтажей {уровней), прикладных и метанаучных разделов, разработки пограничных-областей и комплексных Задач решить основную проблему стилистики — определение феномена «стиль* как интегративно-расчлененного понятия. При исследовании такого многогранного социального объекта^ как стиль, имеющего несколько линий и закономерностей развития, обладающего множеством оснований и системными совокупными качествами и свойствами, главным условием познания сложного является расчленение его на «простое», на качественно однородные узлы и элементы и познание этого «простого». Только на этой, основе становится возможным пра* вильный синтез и познание интегральных закономерностей стиля как системного целого. Для рассмотрения стиля в обозначенном ракурсе необходимо очертить предметную область сшияц и сформулировать его кон* цептуальную картину, которая складывается из проблем и поиска их решений, адекватных предлагаемому толкованию стиля. За исходное положение построения теории стиля языкового текста берется традиционное определение стиля, данное Бюф-фоном свыше 200 лет тому назад, а именно: стиль — это человек., В этом определении в нерасчлененном виде сформулирована субъективная сущность стиля. Стиль — явление не объективного, а субъективного мира, это явление второй, человеческой Глава 1 • Предпосылочные категории стилистики 17 природы, и в этом качестве он относится к миру культуры, т.е. миру вещей в широком смысле, созданному человеком. Стиль — явление не материального, а идеального, ибо любая субъективность всегда идеальна. Субъективность — понятие широкое, оно включает в себя психические и духовные явления, а также мысль, понятийный мир как крайнюю точку в абстрагировании субъективного. Психические и духовные явления относятся к духовной жизни, духовному бытию; которое проявляется в трех видах: объективного, объективированного и личностного духа, соотносящихся с традиционно-философскими уровнями абстрагирования (общее — особенное — единичное). Стиль связан с этими тремя видами субъективности ступенчато, по методу представления: объективный дух проявляется в объективированном, последний в личностном. Различие указанных трех видов духа Н.Гартман (197, с. 63) в своем произведении «Проблема духовного бытия» характеризует следующим образом: «Только личностный дух может любить и ненавидеть, только он несет ответственность, вину, заслугу. Только он имеет сознание, волю, самосознание. Только объективный дух является носителем теории в строгом и первичном смысле. Только он.имеет историю, является одновременно аверхиндивидуальным, обшим и реальным живым духом. Его судьба — историческая судьба... Только объективированный дух врастает во вневременное идеальное, сверхисточники». Личностный дух неразрывно связан с объективным духом народа или группьглюдей, индивида. Объективный дух живет в индивидах и посредством их. Объективированный дух занимает промежуточное положение между ними и имеет два плана: передний^ чувственно доступный, недуховный план и задниц, духовный план. Такую же взаимозависимость и взаимопроникновение обнаруживает и стиль в триаде представления духовного содержания, где он выступает соответственно как' схема, норма, манера. Идеальное) духовное вообще — это круг явлений, выделенных в особую категорию, универсальные общезначимые образы, схемы как обязательный для каждого индивида закон, с требованием которого каждый индивид должен считаться. Это всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается Брандес МЛ. • Стилистика текста к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон особой действительности, в самой себе строго организованной, и которая отлична от самого индивида. Гегель определил идеальное как субстанциональное содержание эпохи, духовную формацию в ее существенной определенности. Идеальное — это нормы, правила, законы, которые диктуются человеку не природой, а культурой, это все то, что составляет культуру «некоторого полиса», культуру народа вообще или духовную культуру данного народа, государства или целой эпохи. Иногда идеальное расшифровывается как сознание и воля, мышление, психика. Но природа идеальных явлений не психическая, они как бы вычленяются из психической деятельности человека, они связаны с психикой человека, но не сливаются с ней. Это сверхприродная объективная действительность особого рода, невидимая, неосязаемая, чувственно не воспринимаемая и поэтому кажущаяся сверхчувственной, которая выступает в виде устоявшихся стереотипов общественного сознания. Общественное сознание — не многократно повторенное индивидуальное сознание, а исторически сложившаяся и развивающаяся система объективных предметных форм и схем объективного духа, социально организованного опыта. За всем этим стоит определенная форма человеческой предметной деятельности, т.е. форма преобразования природы общественным человеком. Итак, идеальное — "это не действительный материальный мир, а мир представлений. Это мир, каким он представлен в общественном (коллективном) безличном разуме, в исторически сложившихся формах этого разума, например в языке. Суть отношения представления в том, что в вещах осязаемо представлено нечто другое, чем они сами. Одна чувственно воспринимаемая вещь, оставаясь самой собою, исполняет роль или функцию представления совсем другой вещи, точнее всеобщей природы этой вещи, т.е. чего-то «другого», чувствен но-телесно вовсе на него не похожего, и тем самым обретает новый план существования. Идеальная форма — это форма вещи, но вне самой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной жизнедеятель- Гпааа 1 • Предпосылочные категории стилистики ю ности, в виде цели и потребности. И наоборот, форма активной жизнедеятельности человека — в виде формы созданной им веши. Она не зависима от воли и сознания индивидов, а существует в пространстве человеческой культуры. Объективный дух как разновидность идеального — это идеальная форма, управляющая судьбами вполне телесных форм, форма, сохраняющая себя в самых различных телесных воплощениях и не совпадающая ни с одним из них. Здесь следует еще раз уточнить понятие «формы», которое выше рассматривалось в аспекте знания. Существуют три дефиниции формы: — форма в бытовом понимании — это внешний облик, види — форма как синоним структуры и означает целостность от — форма как система отношений, которая выражает другую «Форма в содержании» — это пропорциональная часть ик-тегративного предметно-функционального свойства, которое положено вещам и существует в них. «Форма на содержании» представляет собой интегративное системно-функциональное свойство вещей, абстрагированное из среды существования, функционирования веши. Это свойство внеположено вещам, но проявляется в них. Выше говорилось об операциональной форме, которая является формой вне содержания и проявляет себя в функциональной, динамической организации содержания и языковой формы. Подробней об этом см. в разделах о жанре н стиле. Стиль как категория субъективности связан с внутренним миром человека вообще, с такими категориями, как отражение, интенциональность, ценности, смысл, которые выражают социальную. активность личности, формирование ее творческих векторов. 2Q Врандес МЛ. • Стилистка текста Таким образом, стиль исторически — явление объективного духа, это схема, тип формы,.тип придания формы, которые находит не отдельный человек, а создает целое поколение, причем отдельный, принадлежащий к этому поколению человек включен в поиски такой формы. Поэтому.такая форма раскрывается не в единичном произведении, а является объективно, всеобщей, В эпохе, когда господствует определенный стиль, именно он определяет все индивидуальные формы — возможно не во всем, не целиком и полностью,, но все же в одном направлении, Стиль касается всего склада жизни человека — вплоть до форм его взаимоотношений с другими людьми, приемов речи, манеры двигаться, не говоря уже об одежде и моде. Как историческое явление стили возникают и заменяются другими (Гартман, 56). Названные выше четыре формы проявления духовного на* чала человека образуют теоретическую основу когнитивного рассмотрения стиля. 1.2. Стиль в аспекте объективированного духа. Когнитивная точка зрения на стиль 1.2.1. Стиль и его место в категориальной системе сознания В современной науке в рамках познания действительности постулируются три мира как результат сложной многоступенчатой абстракции: материальный, категориальный, идеальный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|