Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Газетно-публицистический стиль




3.4.1. Общая характеристика функционального газетно-публицистического стиля

Функциональный газетно-публицистический стиль обусловливает способы коммуникации и обеспечивает их речевое и языковое оформление в сфере политической жизни.

Газетно-публицистический стиль охватывает массовые по­пулярные политические тексты, воздействующие на актуаль­ные общественно-политические процессы оперативным доку­ментальным отображением, основанным на их идейно-поли­тическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке.

Понятие газетно,-публицистического стиля складывается из языка текстов газет, общественно-политических журналов, пам­флетов, воззваний и прокламаций, из языка текстов докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио- и телепе­редач, документально-публицистического кино, содержащих политическую информацию. Политическая информация охва­тывает явления, факты и события политической сферы жизни общества — отношения между классами, нациями, государства­ми. Сюда же включаются сообщения о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значе­ние. Политическое сознание, будучи формой общественного сознания, складывается из политической идеологии и полити­ческой психологии, вследствие чего в функциональном стиле публицистики синтезируются два начала: интеллектуальное и эмоциональное.


Глава 3 * Функциональные стили современного немецкого языка №5

Основные функции публицистического стиля — информа­ционная и агитационно-пропагандистская, которые реализуют политическую информацию для идеологического воздействия на массы с целью формирования общественного сознания и по­буждения их к активным действиям.

Слово «агитация» (от лат. agitatio) означает «приведение в движение», побуждение к действию, возбуждение мыслей лю­дей. Такое побуждение и возбуждение достигается словом, об­ращенным к людям. Другое латинское слово — «пропаганда» (P/opaganda) означает «подлежащее распространению» — рас­пространению определенных взглядов, идей, учений, а также политических теорий.

Первостепенным средством идеологии и политики, опре­деляющим идейную направленность пропаганды и агитации, является принцип партийности, который отражает положение какого-либо класса или социальной группы, обосновывает их интересы, определяет их роль и значение в обществе, их отно­шение к другим классам, партиям, социальным группам и го­сударству.

Содержание газетно-публицистического стиля теснейшим образом связано с истинностью, объективностью, правдивос­тью, достоверностью содержания.

Достоверность выражает истинность общественно-полити­ческой информации для ее получателей, а также степень ее ос­воения обществом^, следовательно, связана с такими ее харак­теристиками, как полнота, глубина, точность, определенность. Полнота общественно-политической информации выража­ет не вообще всю информацию, которую можно добыть о сооб­щаемом явлении, событии, а лишь наиболее существенную, ту, к°торая может содействовать правильной реакции и правиль­ному принятию решения.

Оперативность и актуальность являются характеристика-Ми общественно-политической информации, выражающими ее эффективность во времени.

Оптимальность информации представляет собой комплекс­но характеристику, объединяющую в единую сложную систе- Щ все другие свойства информации. Под оптимальной инфор­мацией следует в данном случае понимать такую информацию, к°торая ведет, с одной стороны, к выработке оптимальной


Брандес М. П.* Стилистика текста

стратегии в процессе агитационно-пропагандистской деятель­ности на основе учетаполНой и точной информации об адреса­те как объекте воздействия, убеждения, с другой — информа­цию управления.

Агитационно-пропагандистской функцией публицистики определяется высокая степень ее экспрессивности и эмоцио­нальности, которая зависит от конкретной' формы их вопло­щения, канала связи и специфики речевого жанра. Эмоции, которые выражаются в комментарии, и чувства, выраженные в призывах или памфлете, — различны по своему характеру и конкретному содержанию. Они различны по своей психоло­гической сущности и по своему формальному проявлению так­же в зависимости от канала связи, который накладывает свой отпечаток на каждый речевой жанр как составляющий его ком­понент.

Эмоционально-экспрессивная функция газетно-публицисти­ческого стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценоч-иостью текста. В отличие от художественных произведений в публицистике не. подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам. Все это выдвигает на передний план'функцию воздействия публицис­тических произведений в ее прямом назначении — оказывать духовное, идеологическое воздействие на читателя, Эффектив­ность такого воздействия обусловливает в немалой степени спе­цифика конструкта, внутренняя прагматическая структура со­ответствующего речевого жанра, публицистического стиля, и прежде всего подбор композиционно-речевых форм.

КРФ, с одной стороны, создают логико-смысловую, инфор­мационную сторону содержания; с Другой стороны, являют со­бой конкретную модель функционального, прагматического, т.е. эмоционально-волевого содержания. Речевые жанры пуб­лицистического стиля в своем большинстве обладают опреде­ленной внутренней структурой, жесткой- и полужесткой* т.е. определенной внутренней логикой. Сила воздействия связана с четкой внутренней структурой.

В зависимости от жанра варьируется набор композицион­но-речевых форм и их доминанта. Так, в самом простом рече­вом публицистическом жанре «информация», функциональ­ным свойством которого является передача первичной поли-


Глава з • Функциональные стили современного немецкого языка 197

тической информации, используется композиционно-речевая формалибо «сообщение», либо «констатирующее сообщение»;, представляющая смысловую структуру.

Смысловая структура речевого жанра «политический ком­ментарий» складывается из следующего набора композицион­но-речевых форм: «сообщение» («констатирующее сообщение») как вводная информация об определенных событиях и фактах, политической жизни, далее «рассуждение», содержащее истол­кование этих событий с идеологических позиций, затем резю­ме в форме «констатирующего сообщения», содержащее оцен­ку этих явлений.

Особое прагматическое значение в газетном тексте имеет заголовок, который выполняет следующие функции: номина-гавную^ информативную, экспрессивно-апеллятивную, рек­ламную, разделительную. Причем в каждом заголовке преоб­ладает какая-то одна функция.

Основу языка газетно-публицистического стиля составля­ет книжно-обиходный, «книжный» язык, представляющий со­бой сочетание элементов (лексики и синтаксических структур) разных стилей — при их частичном сохранении или утрате ис­конной стилистической окраски. Книжный характер этого язы­ка определяется тем, что он выражает-предварительно, проду­манную и организованную целостную информацию. Основной стилистический принцип организации языка в публицистике — сочетание стандарта и экспрессии.

5.4,2, Монологические типы

текстов функционального газетно-публициетического стиля. Их жанровая специфика

Родовое и видовое многообразие современного публицистического стиля не поддается строгому, а тем более Счерпывающему разделению. В нем многое текуче, относи^ тЗДШо, предельно динамично»

В самых общих чертах можно выделить две большие груп-nbt публицистических текстов: газетно-журнальную публици- ®Щ и социально-политическое красноречие, соотноситель-нь^ с коммуникативным характером аудитории, на которую на-


Брандес МЛ.Стилистика текст

правлена пропаганда: аудитория печатной пропаганды и ауди­тория устной пропаганды. Аудитория прессы, телевидения и ра­дио представляет собой кассовую рассредоточенную аудито­рию, т.е. сумму разделенных в пространственном отношении лицили групп. Аудитория устной информации — разновидность «собранной», или «контактной*, публики: все слушатели или собеседники сохраняют зрительный и слуховой контакт с про­пагандистом и друг с другом.

Каналами коммуникации газетно-журнальной публицисти­ки выступают газеты и общественно-политические журналы. Они являются институциональными органами, обслуживаюши-ми общение определенного социума и представляющими со­бой особые культурные системы со своей нормативной базой, в соответствии с которой оформляется содержание и язык пуб­ликуемых в них материалов. Газета является оперативным уни­версальным источником информации о положении дел в раз­личных областях как своей страны, так и других.стран. Обще­ственно-политические журналы дают более обобщенную информацию, чем газета, хотя в оперативности журнал проиг­рывает. Газетно-журнальная публицистика как вид массовой коммуникации является сложным явлением из-за неоднород­ности.ее задач и условий общения и из-за особенностей экст­ралингвистической основы.

Современная газета состоит из чрезвычайно разно­образных речевых жанров и типов текста, конкретно реализу­ющих информационную и агитационно-пропагандистскую функцию. Среди них:

статьи, которые подразделяются на директивные, попу­
ляризаторские, проблемные, обобщающие опыт, обличитель­
ные;

корреспонденции, анализирующие факт или группу фак­
тов, какое-либо явление из политической, экономической
и культурной жизни;

заметки, освещающие более узкую, чем в корреспондент
ции, тему, излагающие один факт или описывающие одно со­
бытие;

информации на международные и внутренние, общегосу­
дарственные и местные темы, представленные в виде либо крат-


Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 199

ш, либо расширенных сообщений, интервью, отчетов, сво­док, путевых заметок, зарисовок;

обзор печати;

рецензии, очерки, фельетоны.

Каждый из указанных речевых жанров — это уникальная коммуникативно-смысловая модель текста, это прагматичес­кая модель разновидности функции убеждения, а также интег-ративная, рамочная модель нормы, определяющей типовое оформление текста. В рамках газетно-журнальной публицис­тики условно можно выделить три типа текстов: информаци­онный, аналитический и художественно-публицистический, которые конкретно реализуются в многообразных речевых жанрах.

Информационный тип те к с т а. В информацион­ном типе текста базовая информационная функция совпадает с аксиологической (прагматической и эстетической) функци­ей. В этом типе текста можно выделить такие подтипы: офици­ально-информационный, информационно-деловой, неофици-адьно-информационный и информационно-экспрессивный.

Официально-информационный подтип текста определяется задачами предельно сжатой, объективной, достоверной, точной и соответствующей официальному этикету передачи фактоло­гической, прежде всего событийной информации. Официаль­ная информация исключает мнения и оценки информатора, она несет качество особой ответственности соответствующих Учреждений за достоверность и объективность передачи. Офи­циально-информационная речь отличается отсутствием эмоци­ональности, субъективности, образности. Речевые жанры, ре­визующие этот подтип информационного текста — «заметка», «сообщение», «хроника», «отчет», «интервью» и т.п.

В речевом строе указанного подтипа в целом господствует Композиционно-речевая форма «констатирующее сообщение», которая предписывает стандартную структуру предложения-констатива и которая бывает полной или неполной. Эта струк­тура Может осложняться дополнительными конкретизирую­щими распространителями, в роли которых выступают содер­жательно-конкретизирующие обороты, необособленные и обособленные, придаточные определительные и изъяснитель-


200 Брандес М.П. • Стилистика текста

ные предложения. Используется также полное или выбороч­ное цитирование, при котором возможны включения языко­вых "элементов других подстилей. Обилие распространенных предложений во многом связано с оперированием многочлен­ными (обычно номинативно-определительными) словосочета­ниями, выражающими логико-фактологические понятия.'Мно-гокомпонентность фразы уравновешивается (в известной сте­пени) стандартностью ее структуры и расположения частей, а также заменой некоторых частей высказывания краткими условными формулами. Общая номинативно-конкретизирую­щая направленность речи обусловливает активность предика­тивных сочетаний с полуслужебными глаголами, отглагольных и близких к ним существительных, согласованных и несогла­сованных определений различного характера, широкое исполь­зование приложений логического характера и собственных имен. Неактуальность или труднообозначаемость реальных субъектов действия при передаче события определяет много­численность пассивных конструкций (Васильева, 33). Ниже приводится образец рассмотренного подтипа текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...