Freiheitsstatue und Brooklyn-Bridge in Gefahr 4 глава
Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 239 ция — не привходящий элемент творчества, не фактор, сопровождающий создание образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль. Словесно-художественное искусство не только познает и не только переживает мир, но и оказывает живое, активное воздействие на тех, кто воспринимает литературно-художественное произведение. Отношение искусства к действительности составляет основу его подлинного многообразия, однако не менее важную роль играет и его коммуникативная функция, ибо любой способ, любые средства образного постижения действительности лишь в том случае оказываются в полной мере действенными, если они не только помогают запечатлеть художественное открытие, но и сделать его эстетически «заразительным», коммуникативным. В данном случае речь идет об ориентации словесного искусства на читателя. Каждый крупный художник слова, выражая свое видение, свое понимание явлений действительности, стремится убедить читателей в их истинности, стремится увлечь читателя вновь открывающимся перед ним миром образов, эмоций, идей. Опорную систему словесно-художественного стиля составляет литературное направление (например, натурализм, им. прессионизм, экспрессионизм, реализм и т.д.), т.е. совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существеннейших идейно-эстетических (творческий метод) и стилистических признаков. Литературное направление -это определенная нормативная система, которая «задает* как метод художественного творчества.писателя, так и стилевую определенность этого метода. Творческий метод представляет собой совокупность творческих принципов художественного освоения мира. Он выступает одновременно как психология художественного творчества (индивидуальный творческий метод) и как категория историко-художествеиного процесса (литературные направления).
Поскольку миросозерцание художника, его эстетические Убеждения, его понимание сущности и назначения искусства Формируются в социальной среде и ею детерминируются, постольку и реализующий эстетическое сознание художника творческий метод оказывается категорией социально-исторической, 240 Брандес М. П. * Стилистика текста независимо от того, понимает это сам художник или не понимает. История мировой художественной культуры свидетельствует: индивидуальные особенности, присущие творческому методу каждого художника, порождаются не только характером его дарования, но и тем, насколько глубоко его эстетическое сознание усвоило определенные социальные интересы и идеалы. Вот почему творческий метод, преломляя определенные идейно-эстетические потребности общества, эпохи,, класса, оказывается, в конце концов, не только «личной собственностью» каждого художника, но и эстетическим фундаментом целых художественных направлений (Каган* 84), Каждый художественный метод предопределяет тип языкового оформления. Например, писатель — представитель художественного метода импрессионизма избегает личного тона, отражает действительность поверхностно и нечетко,: сосредоточивает внимание не надействии, а на признаке, предпочитает красочность, бесформенность, скоротечность изображения (как бы из вагона скорого поезда), нюансирован кость и т.п. Такие качества метода импрессионизма влекут за собой предпочтительный выбор соответствующих языковых средств: это и средства образности, детализированности, эпитеты, сравнения, преобладание присоединительной'синтаксической связи, номинативных конструкций, страдательных форм глагола,1 кратких предложений и т.д. Художественный язык, художественная речь, будучи рассчитана на восприятие и понимание' его на фоне общенародного, общенационального языка, отличается от него тем, что действительность художественной речи — это действительность целостного художественного мира, в результате чего языковые и внеязыковые (т.е. целостный художественный мир) стороны произведения словесно-художественного стиля спаяны значительно прочнее, чем в дру-тих функциональных стилях. В художественной речи языковые конструкции нельзя понять вне неязыковых элементов. Смысл, этой речи формируется фразовым и надфразовым содержанием, коннотативными связями слов. Тем самым закономерности построения художественного языка объясняются не грамматическими и синтаксическими правилами, а правилами построения смысла. «Смысл литературного произведения, — писал ПО. Вино кур, — представляет собою известное отношение ме*-
Глава 3 * Функциональные стили современного немецкого языка 24.1 ду прямым значением слов, которыми оно написано, и самим содержанием, темой его... Язык со своими прямыми значениями как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла...» (Винокур, 47, с. 247). Таким'образом, возникает семантическая двойственность'Художественного языка как результат столкновения объективной значимости слов с их субъективной смысловой направленностью. Этим объясняется появление дополнительных значений, которые «как бы просвечивают сквозь прямые значения слова в поэтическом языке» (Там же). В данном учебнике подробно рассматривается только один вцд художественного текста — художественно-прозаический текст, существующий в виде речевых произведений художественной прозы разных объемов. В художественной прозе можно выделить также различные типы и жанры как системы' хранения и передачи эстетической информации. В отличие от бессубъектной природы жанров в функциональных стилях практической речи, жанры художественной прозы, будучи таюке каноническими образованиями, существеннейшим об-. разом индивидуализированы, «очеловечены» за счет такой ху-ДОЖественно-эстетической категории, как «образ автора», являющийся своеобразной персонификацией жанра литературно-художественного произведения и живой плотью субъекта РЭДи в произведении. Стиль прозаического произведения в своем основном функциональном качестве как принцип целостности и единства языковой организации, произведения связан прежде всего с «образом автора», его художественно-речевой структурой. «Образ автора» является формой экспрессивно-смыслового изложения и представления содержания, а следовательно, и механизмом перевода естественного языка в язык художественный.
3.6.2. «(Образ автора» как объединяющий принцип языкового стиля художественно-прозаического произведения Всякое высказывание имеет своего автора, не бывает речи никем не произнесенной, она всегда привязана к Объекту речи, говорящему или пишущему. Таким субъектом 242 Брандес М.П. • Стилистика текста в художественном прозаическом произведении является «образ автора». В лирике — это лирический субъект, который передает свое состояние, в драме действие представляется действующими лицами, в прозаическом произведении о событии должен также кто-то рассказывать. Этим «кто-то» и является «образ автора-повествователя или рассказчика». В системе образов произведения различают сюжет, т. е. образ события, образы героев и образ автора. Их нельзя считать однопорядковыми категориями. Сюжет и образы героев являются порождением «образа автора». Следовательно, «образ автора» — это не просто категория повествования, изложения, «исполнения» содержания, но и категория, связанная с формированием самого содержания. При чтении произведения у читателя возникает представление как о действующих лицах, обнаруживающих себя в прямой речи, так и об авторе, обнаруживающем себя в авторской речи. Представление об авторе складывается у читателя и тогда, когда автор не персонифицирован в произведении, т. е, не назван и никакие охарактеризован в социально-психологическом отношении. Однако в художественной речи всегда проступает физиономия, характеристика говорящего. Устранение из повествования субъективно-экспрессивных форм речи не может быть полным. Авторские приемы построения художественной действительности не могут утратить своего индивидуального характера. Даже в самом объективном повествовании присутствует «образ автора», потому что эта объективность есть не что иное, как. особая конструкция, особое построение «образа автора». Поэтому неоправданны споры, в каждом ли произведении прозы имеется «образ автора». Субъект речи присутствует в любом произведении, в любой его части (Томашевский, 149). Но «образ автора» — это не просто субъект речи. Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем или рассказчиком и через них являющееся идейно-стилистическим сосредоточением, фокусом целого (Виноградов, 43).
«Образ автора» выступает как цементирующая сила, которая связывает все стилистические средства в цельную словесно-художественную систему, это внутренний стержень, вокрУг Глаза 3 * Функциональные стили современного немецкого языка 243 которого группируется вся художественно-стилистическая система произведения. В поэтике и стилистике не существует однозначного определения категории «образ автора» и ее значения для произведения. Слово «автор» в художественном произведении многозначно и употребляется в трех смыслах: 1) «автор» как тот или иной реальный человек, создатель 2) «автор» как субъект, представленный в самом произведении 3) «автор» как присущий данному произведению создающий Все эти три значения слова «автор» органически связаны между собой. Не следует «автора» в рассмотренных смыслах смешивать с определенным человеком, что нередко имеет место, так как произведение не является самобытным предметом, а всегда является чьим-то созданием, О реальном авторе, как он существует вне произведения, мы можем ровно ничего не знать. И формы этого реального авторства могут быть очень различны. Какое-нибудь произведение может быть продуктом коллективного труда, может создаваться преемственным трудом ряда поколений и т.п. — все равно мы слышим в нем единую'творческую волю, определенную позицию, на которую можно диалогически реагировать. Диалогическая реакция персонифицирует всякое высказывание (Бахтин, 19).
Однако художественное произведение нельзя оторвать от личности его создателя. В этом отношении интересно высказывание К. Федина: «Моя концепция — что центром романа является его цель (идея, замысел), стало быть, его «автор» (Фе-Дин, 157, с. 483). Духовное, познавательное, эстетическое обо- 244 Брандес М.П. • Стилистика текста гащение читателя благодаря художественному произведению является фактически обогащением благодаря личности художника, его жизни, переживаний, способу его творческого отношения к вещам и событиям, его манере относиться к ним, видеть и выражать, их. Отсюда произведение несет на себе отпечаток деятельности и личности своего создателя. «При более пристальном взгляде на вещи не очень-то легко решить, что важнее в художественном произведении, изображенный предмет или личность автора, ибо художественные произведения являются «эпизодами личной духовной биографии их,создателя, в которых отражается всеобщий процесс развития его страны.ил и человечества в целом» (Леонов, 97, с. 402). «Образ автора» представляет другое «я» автора, диалектически связанное с реальным «я», зависит от него, а через него от общества и культуры в целом. «Образ автора» — это личность художника слова в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности к читательской аудитории. Не следует отождествлять «образ автора» и с образами героев произведения. Под последними разумеются воображаемые явления действительности, независимо от их художественного воплощения. «Образ автора» рождается уже в художественном воплощении, в словесном «облачении». В отличие от героев произведения, речь которых есть результат первичной инди-; видуализированности речи в самой жизни, речь повествователя — вторичная индивидуализированность, В таком виде она и воспринимается как явление художественно-стилистического порядка.. Поэтому «образ автора» есть не только порождение речевой практики, но,как порождение писателя — продукт И литературно-художественной культуры. «Образ автора» органически связан и с такими категориями, как писатель и персонажи произведения, и с категорией «читатель». «Читатель» — это не та действительная публика, которая оказалась читательской массой произведения данного писателя, а нечто сочиненное, принимающее участие в поэтическом мире. Внутренний мир и мышление каждого человека имеет свою стабилизированную социальную аудиторию^ в атмосфере которой строятся его внутренние доводы, внутренние мотивы, Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 245 оценки и пр. Речь всегда ориентирована на собеседника. Она — продукт взаимоотношения говорящего со слушающим. Любое высказывание строится между двумя социально организованными людьми, и если реального собеседника нет, то он предполагается в лице нормального представителя той социальной группы, к которой принадлежит говорящий; Абстрактного со^ беседника, человека в себе не может быть (Волощинов, 49). «Читатель» как Некое общее существо, постигаемое моим воображением, опытом и знанием, возникает одновременно с темой моего произведения. Характер читателя и отношение.к нему решают форму И удельный вес творчества художника. Чита-' тель — составная "часть искусства"» (Л.Толстой, J48). Характер читателя, характер связи и формы контактов автора с ним определяют структуру художественно-речевого высказывания. Интересны рассуждения.И. Р. Бехера о «триединстве» личностей в художественном произведении: «Отмечено, что в произведении искусства человек может проявляться или скрываться трояко: как личность художника, какличность изображенного или действующего в произведении человека или же как личность того, к кому произведение обращено. Эти три личности словно бы стоят как три зеркала, обращенные друг к Другу, и каждое отражает в себе вид обоих других зеркал... Таким образом, читатель заключен в художнике и вместе с тем него художественных образах, причем личность художника' и личность его образов опять-таки отражается в лице читателя. При этрм можно говорить о триединстве личностей в художнике, и манера, в которой эти личности относятся к самим себе и ДРУГ к другу, составляет специфический характер произведения искусства, его фабулу, его развитие характеров, его стиль» (Бехер, 27, с. 343-344). С точки зрения стилистики в «образе автора* можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны, которые связаны с дву-мя сторонами создания языкового оформления произведения: правилами этого оформления и функционированием языка1 Произведения как носителя жанрово-прагматической и стили-стико-эстетической функций. С внутренней стороны «образ автора» предстает как «опре-Аеленная точка зрения» (Бехер, 27), создающая единство само-бьг нравственного отношения писателя к предмету. 24в Брандес М, П. • Стилистика текста С внешней стороны «образ автора» связан с вопросами использования языка в литературном произведении. Поэтому «нельзя непосредственно включать язык словесно-художественного произведения в строй литературного языка без выяснения их соотношения, без выяснения социально-речевой структуры образа повествователя» (Виноградов, 40, с. 121). В «образе автора* отражается как способ индивидуализации содержания, так и способ индивидуализации словесно-речевой структуры художественного произведения. «Образ автора» — многообразный и многоликий феномен. Он — повествователь, который проникает в частные дома, знакомя нас с интимной перепиской; он входит в государственные учреждения и широко цитирует официальные документы; он предлагает нам внешне беспристрастный взгляд как бы постороннего наблюдателя за событиями и страстную исповедь героя или свою собственную. Многообразие способов повествования, при водит к двум противоположным тенденциям: одна тенденция — полное растворение повествователя в потоке событий, лиц, фабульных ходов, занимательных подробностей и сведений. У читателя должна возникнуть иллюзия, что перед ним не книга, а жизнь, и она не прочитывается, а.совершается в его присутствии. Другая тенденция — выдвижение на первый план рассказчика, который занимает все внимание читателя не содержанием, а формой, манерой повествования, затейливостью речи, звуковыми каламбурами, игрой словами, приемами и образами. Между этими тенденциями располагается огромное количество градаций, переходов, вариантов «образа автора». «Образ автора» может видоизменяться в пределах одного жанра в разных произведениях и даже в пределах одного произведения в разных его частях. Свобода перемещения автора-повествователя в физическом пространстве и параллельно возникающее соотношение двух или нескольких голосов как раз и объясняют чрезвычайное многообразие форм повествования. Во многих случаях легко выделить стилевую доминанту, преобладающее тяготение к объективному или субъективному способу повествования. Все рассуждения о категории «образа автора» можно суммировать в следующих словах1. «Повествователь — это не толь- Глава 3 • Функциональные стили современного, немецкого языка 247 ко более или менее конкретный образ, присутствующий вообще всегда в каждом литературном произведении, но и некая образная идея, принцип и облик носителя речи, или иначе — непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как нельзя описывать ниоткуда и не может быть описания без описывающего. Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображенном, это может быть менее конкретизированное, но тем не менее четкое представление об изображающем, носителе изложения, но что еще более важно, носителе оценок, носителе разума, понимания изображенного. Это — образ носителя сочувствия или неприязни, носителя внимания к изображенному, и носителя речи, ее характера, ее культурно-общественной, интеллектуальной и эмоциональной типичности и выразительности. Это — воплощение того сознания, той точки зрения, которая определяет весь состав изображаемого в произведении, т.е. отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения читателя и создающих образную силу и идейную направленность произведения, поскольку отбор и сочетание явлений действительности в искусстве играет решающую роль в формировании идейного, а также и художественного.содержания... Автор — это носитель речи и точки зрения на изображаете им явления» (1Уковский, 64, с. 199, 201). В структуре образа автора воплощено отношение писателя к литературному языку своей эпохи, а также способы использования и преобразования языка. Итак, стиль как категория целостности словесного прозаи 248 Брандес М.П. • Стилистика текста дожественного произведения: «распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз» (Виноградов, 40, с. 256, 257). 3.6.3. Типология «повествователей«. Внешний аспект «образа автора» в художественно-прозаическом произведении Как уже говорилось выше, «образ автора» присутствует в коммуникативной системе словесного произведения в двух аспектах: внешнем, историческом, временном, нарративном (повествовательном) и внутреннем, пространственном, символическом. В сознании эти моменты якобы совпадают. На самом деде здесь завуалировано различие, в котором заложена двоякая возможность прочтения содержания произведения: как обыденное явление, как фактичность и как «нечто», что скрывается за этим обыденным явлением. Это «нечто» эксплицирует символичность содержания, его эстетическую ценность, эстетический смысл. Через символическое, внутреннее произведение утверждает себя как реальное, оно начинает действовать на читателя. «Обыденность» выступает в сознании «открытым текстом». Символическое же оказывается как бы теневой» обратной стороной этой ясности и прозрачности обыденного. С внешней, нарративной стороны «образ автора» выступает как «повествователь», В художественном произведении повествователь не только выбирает предметы и явления действительности, но и форму повествования о них. Существенным становится не только то, что изображается, но и как изображается. «В художественном произведении повествователь гт фор' ма словесного построения, композиционные типы которой многочисленны и исторически изменчивы...» (Виноградов, 40, с 189). Существуют три основных типа повествователей в прозаическом произведении: 1) «аукториальный» повествователь в форме 3-го лица единственного числа (в форме «он» — Er-Erzähler); Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 249 2) «персональный» повествователь — это либо повествова 3) «персонифицированный» повествователь — это какой- Между крайними точками шкалы повествователей (аукто-риальным и персональным) существует многообразие переходных форм. Лукшориальный повествователь в форме 3-го лица, в форме «он» (der auktoriale Erzähler). В любом случае аукториальный повествователь — это самовыражение личного, но стоящего вне мира повествования повествователя. Как к нему относится читатель, зависит от того, в какой роли он выступает: историка-летописца, объективного издателя, частично или всезнающего литератора. Автор-повествователь в форме «он* может просто объективно вести повествование, ограничиваясь комментариями, а может вмешиваться в него. Особенно важны отступления автора-повествователя, которые раскрывают его духовную физиономию, его интересы, знание действительности, его отношение к политическим, социальным, этическим проблемам. Автор-повествователь может вообще не выдавать ничем своего присутствия, а лишь время от времени выходить с отдельными замечаниями. В случае, когда аукториальный повествователь в форме «он» как бы исчезает из повествования, скрываясь за героями произведения, он тем не менее существует, но выступает в наиболее объективных ролях: наблюдателя, репортера, режиссера и т.п. Повествование выглядит в таких случаях безличным. Чаще всего — это немые сцены, детализированные, снятые как бы крупным планом. Язык, как правило, в такой повествовательной форме — особо обработанный литературный язык, абсолютно охраняющий структуру речи сценарного жанра. Нередко повествователь в форме «он» идентифицируется с персональным рассказчиком, в таком случае использование «он» служит для под-ЧеРКивания того факта, что повествователь находится вне действия, вне изображаемого мира. Но его личность проявляется в языке, в его социальной или какой-либо другой характеристике. Автор в форме «он» может выступать в разных ролях, достаточно ВсПомнить: «роль Сердитого Молодого человека, роль спасите- 250 Брандес М. П. • Стилистика текста ля человечества, роль оформителя витрин общества, роль Борца на Баррикадах, роль Одинокого Гения, парящего высоко над простыми смертными, роль Бородатого Грубияна, роль Верховного Жреца Поэтической религии, роль Циркового Клоуна, роль Кинозвезды, наконец роль Шамана* (Энценсбергер, 169). «Персональный»повествователъ в форме 1-го лица единственного числа, в форме «я» (Ich-Erzähler). Повествователь в форме «я» — очень многообразная форма. Из этого многообразия следует выделить две основные формы такого повествователя — субъективного повествователя и объективного повествователя. Для субъективной формы повествователя характерна боль-' шая индивидуализированность, большая иллюзия реальности, большее ощущение индивидуальности человека. Как правило, в этом случае повествователь является фигурой изображаемого мира. Он рассказывает о том, что он переживает и наблюдает, выступая одновременно и действующим лицом, и повествователем. Персональный субъективный повествователь, рассказчик создает иллюзию отсутствия повествователя, отсутствия повествования, он показывает, представляет, изображает. В этом случае меняется и позиция читателя: он либо непосредственно воспринимает мир, без направляющей и комментирующей помощи повествователя, либо смотрит на все глазами героя, принимает участие в чувствах и мыслях героя. Персональный повествователь, рассказчик часто создает очень детализированное повествование, акцентирует внимание на подробностях. Он также может приближаться либо к аукториальному, либо к объективному повествованию в форме «я». Повествователь в форме «я», сочетающий в себе две функции — действующего лица и рассказчика, широко используется в автобиографических романах и романах-исповедях. Из современных немецких романов в такой форме написано произведение Т. Манна «Признания авантюриста Феликса Круля». В подобных повествованиях все сопутствующие социальные и характерологические приметы повествователя наиболее поЛНо представляются в этой форме. «В таких случаях «я»... привносит с собой всяческие вводные слова, оговорки, скобки, потому что рассказывает за героев от себя открыто, и тут, чтобы зна- Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 251 ние автором скрытой жизни героев было правдоподобно, нельзя не оговаривать, что, мш, тебе, автору, кажется, ты думаешь, ты убежден, но, впрочем, не уверен, хотя догадываешься и, как потом узнал, это подтвердилось и пр. и пр. в таком духе» (Фе~ дин, 157). Нередко эта форма связана не с повествованием, а с выражением состояния, настроения, переживания, Поэтому она часто используется в повествовании автобиографического и исповедального типа. Язык такой формы близок к прямой речи. Всевозможные признания и исповеди бедны действием и фактическое событие вплетают в линию психологического развития. В этом случае наиболее пригодна форма «я», так как она способна отразить тончайшие душевные нюансы. В современной прогрессивной литературе, если писатель отождествляет себя с героем книги и выступает в форме «я» либо как очевидец, либо как ближайший доверенный герой, реже как Действующее лицо, то это означает, что он хочет говорить искренне, взволнованно, честно. Писатель исповедуется перед своим современником, он насыщает ткань произведения особой эмоциональностью и живой интонацией. Напротив, в субъективных течениях литературы в форме «я» могут воплощаться самые «занимательные» по своей ненормальности индивидуумы, в представлении которых картина мира часто превращается в сумасшедшую бессмыслицу и непроницаемую тайну. Субъективные впечатления выдаются за объективную данность. Например, в рассказах Ф. Кафки действительность дается преломленной через сознание героя-рассказчика в форме «я», Автор ие вмешивается в действия, не вносит коррективов в изображение. Предметы реального мира приобретают фантастические очертания, поскольку такими их видит герой-рассказчик. Действительность предстает деформированной,' искаженной. Тоже самое можно сказать, в частности, и о главном герое романа Г-Грасса «Жестяной барабан» (G.Grass. „Die Blechtrommel"), выступающем в качестве повествователя. Это — психически ^полноценный человек, который так себя и представляет: «Признаюсь, я обитатель психиатрического лечебного учреж-Аения» („Zugegeben, ich bin Insasse einer Heil- und Pflegeanstalt"). Объективная форма персонального повествователя близка каукториальной.. Повествователь в форме «я»-, как и аукториаль-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|