Подготовка мотоцикла и техническое обслуживание 55
Если приобретаешь новый аппарат специально для поездки, купи
его заблаговременно для устранения первоначальных проблем. И, нако-
нец, помни, что выбранная тобой машина может потребовать модифи-
каций помимо тех, что рекомендованы в данной книге.
Качество топлива
Современные одноцилиндровые двигатели характеризуются довольно
высоким коэффициентом сжатия и могут плохо работать при использо-
вании низкооктанового топлива, которое не минует тебя в малонаселен-
ных районах Африки и Центральной Азии. XR650L работает при степени
сжатия 8.5:1, XR650R — 10:1, а КТМ
Adventure — 11.5:1. У многоцилинд-
ровых двигателей этот показатель
несколько ниже, однако двигатели с
воздушным охлаждением требуют
высокооктанового топлива.
Признаком неполадки двигателя
при использовании низкооктаново-
го бензина является постукивание в
головке цилиндра (известное как де-
тонация или «стук в моторе»), кото-
рое наиболее значительно при
высоких передачах и больших на-
грузках силового агрегата. Топливо может воспламениться, если поршень
не достиг вершины своего хода, при котором загорается свеча зажигания.
Недостаточная мощность, перегревание и ощущение, что мотор готов раз-
валиться, также дадут о себе знать, особенно если ты все еще продолжа-
ешь использовать низкооктановое топливо на высокой мощности.
Только если ты отправляешься в очень длительное путешествие (на
полгода и более), стоит понизить сжатие (проще всего, применив допол-
нительную прокладку головки), что изменит установку утла опережения
зажигания (в случае мотоциклов с электронным зажиганием это легче
сказать, чем сделать). В настоящее время такие мотоциклы, как BMW и
КТМ Adventure, располагают переключаемым электронным зажиганием
с альтернативной картой для использования октанового топлива ниже
АИ 90. На некоторых новейших мотоциклах с впрыском топлива возмож-
но переставление карты по желанию заказчика, что вызовет тот же эф-
фект. Некоторые электронные системы впрыска топлива (R1200GS, но не
более ранние модели) оснащены датчиками детонации, перенастраиваю-
щимися под используемое топливо, а также состояние двигателя.
В качестве альтернативы можно изменить положение датчика кон-
троля дроссельной заслонки двигателя, изменив, таким образом, момент
зажигания, также как в случае с распределительной коробкой и сигнала-
ми (редко можно встретить в настоящее время, за исключением Bullet).
Если только ты не собираешься неделями пребывать в «низкооктано-
вой атмосфере», в качестве временного решения для регулирования
сжатия или изменения момента зажигания вручную или с использовани-
ем электронной системы, можно использовать октановый бустер —
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
сильнодействующая топливная добавка, используемая для гонок. Литра
этого состава (имеющегося в продаже в придорожных магазинчиках на
перекрестках, но, вероятно, не на юге Кашгара и не в придорожных за-
кусочных Рунто Гринго) достаточно для того, чтобы проехать 660 км на
низкокачественном топливе, при условии, что ты заплатил 10 центов за
литр и залил около 17 литров.
Температура двигателя
Масляный радиатор не обязателен для твоего двигателя с воздушным
охлаждением, если только ты не собираешься кататься летом в 30° юж-
нее или севернее экватора. Если ты хочешь установить радиатор, двига-
тели с сухим картером, с отдельными масляными баками легче
приспосабливаются к этой модификации, поскольку внешние масло-
проводы могут быть перерезаны, и охладитель может быть склеен с до-
полнительным шлангом.
Установка масляного радиатора уменьшает давление масла и не-
много увеличивает емкость. Однако установка «маслоохладителя» во-
все не означает, что такие важные вещи, как уровень масла, клапанный
зазор и смесеобразование, можно игнорировать, если мотоцикл рабо-
тает в жарких и суровых условиях. Установи масляный радиатор выше
перед двигателем: под лобовым фонарем или помести между воздуш-
ных дефлекторов — самое подходящее место. Производители аксессу-
аров изготавливают подобные дивайсы для различных моделей
мотоциклов, тем не менее, агрегаты внушительных размеров, извле-
ченные из поврежденных спортивных мотоциклов или автомобилей,
таких как Citroen 2CV, можно достать и у механиков. Установка впере-
ди мотоцикла может привести к износу шлангов вокруг головки. Если
ты не используешь дорогой оплетенный шланг с надлежащей армату-
рой, может подойти жесткий 55 миллиметровый резиновый шланг со
стяжными хомутами. Намотай проволоку вокруг изношенных участ-
ков, а затем покрой обшивочной лентой. Если предстоит переезд в рай-
он с холодным климатом, оберни масляный радиатор изоляционной
лентой или укрой его целиком — это легче сделать в домашних услови-
ях. Переохлажденный двигатель быстро изнашивается и неэффектив-
но работает.
Традиционные двигатели жидкостного охлаждения нуждаются в
масляном радиаторе. Если они перегреваются, значит, система охлажде-
ния неисправна или просто напросто условия слишком жаркие: скорее
всего, в пустынных песках, где двигатель перегружен при низких путе-
вых скоростях и попутном ветре. В этом случае остановись и подставь
мотоцикл под ветер, чтобы двигатель остыл. Оставь двигатель работать
на холостом ходу и наблюдай за падением стрелки. Если она не достигла
нуля, то когда мотоцикл перестанет двигаться, поток воздуха над мото-
ром или через радиатор вызовет небольшое повышение температуры.
Выключение двигателя в данный момент вызовет резкое повышение
температуры, что может заставить стрелку даже зашкалить. Если запус-
кать двигатель с короткими остановками в жаркие дни, масло (и вода)
циркулируют, охлаждая двигатель. Если твой радиатор перекипит, доли
ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ 57
вай в него постепенно, понемногу за раз. Если наливать холодную воду в
кипящий радиатор, то наверняка что нибудь может треснуть лопнуть.
Хотя большинство указателей температуры воды преувеличивают
значения, ты не должен брать себе в привычку держать нагрузку систе-
мы близко к красной линии прибора, если только у тебя нет возможно-
сти поменять сальник головки цилиндра с улыбкой на лице.
На мотоциклах с воздушным охлаждением хорошо знать температу-
ру двигателя. Можешь купить термометры масла для XR или похожие
вместо щупов для измерения уровня, вворачивающиеся в раму перед ба-
ком. Хотя это не столь важно, эти приборы очень удобны для измерения
относительной температуры двигателя. Тем не менее, лучше иметь под-
ходящий термометр масла. Touratech делает передатчики, которые заме-
няют пробку сливного отверстия на многих мотоциклах и соединены с
IMO компьютером. Однажды я пытался установить обычный автомо-
бильный маслотермометр, но хотя стрелки что то показывали, он никогда
не работал правильно.
Топливные фильтры
и воздушная пробка
Вне зависимости от того, в какое
время и где ты ездишь на мотоцик-
ле, хорошо оборудовать машину
топливным фильтром, встроенным
в топливопровод(ы) мотоцикла. Не-
дорогой полупрозрачный фильтр
из гофрированной бумаги лучше,
чем сетчатые, которые уже стоят в
большинстве мотоциклов как часть
топливного бака. Убедись, что устанавливаешь фильтр в правильном на-
правлении потока — на корпусе фильтра имеется стрелка. Такие филь-
тры можно с легкостью очищать, попросту промыв их в
противоположном направлении бензином из бака. В пустынных мест-
ностях в воздухе всегда присутствует пыль, и даже в топливе. Очень ча-
сто в Иране или Пакистане (см. фото на стр. 55) бензин, продающийся
на дорогах, вычерпывается из бочки старой консервной банкой. Тот
факт, что они льют его через старую тряпку, перетянутую на воронке,
сам понимаешь, не может говорить о хорошей очистке.
Мотоциклы с впрыском топлива должны иметь очень хорошие топ-
ливные фильтры, встроенные по стандарту. Дополнительные фильтры
не требуются, потому что они могут нарушить чувствительный процесс
впрыска топлива. Если ты решишь поэкспериментировать, жди про-
блем.
В жарких условиях встроенные фильтры могут вызвать воздушную
пробку: испарение бензина в фильтре происходит до того, как он успе-
ет добраться до карбюратора. Это приводит к недостаточной подаче
топлива. Естественно, двигатель глохнет, затем постепенно охлаждает-
ся, бензин со временем оседает в виде конденсата и возвращается в кар-
бюратор. С этого момента мотоцикл может снова двигаться, но до
Воспользуйтесь поиском по сайту: