ББК 74.00я7


^^.^ Л ' _ _ ^ II


УДК 159.922.7(075) С50

Содержание

их. *v*>. «'м ^аиЬлси ^Ш 'Г, u 'ww. 14*


Рецензенты:


Ob—.. ы »* 1 MI r J^ V * и 'IV MJ. «г. «• •. 149


Б. Д. Эльконин — доктор психологических наук, профессор


ЧАСТЬ I

ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ


Т. Д. Марцинковская — доктор психологических наук, профессор

Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 8 Детская психология — наука о душе ребенка.. 8

Понятия роста и развития 9 Что дает ребенку природа? 11 Специфика развитая человеческого ребенка 13 Детство как социокультурный феномен 14


С50 Детская психология: Учебник для вузов. 3


Смирнова Е. О.


Место детской психологии в системе смежных наук. 16


Питер, 2009. — 304 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).


Глава 2. Методы детской психологии 21 Метод наблюдения 21


ISBN 978


Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором


Метод эксперимента 24 Вспомогательные методы детской психологии 27


представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерно-


сти психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Раз- витие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге инфор- мация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и пси- хологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалифи- кации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младенчество (первый год жизни)




ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ББК 74.00я7

УДК 159.922.7(075)


Глава 3. Основные теории детского развития 31 Этологический подход к психическому развитию ребенка 32 Психоаналитическая теория 34 Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона 37 Теория привязанности 40 Теория когнитивного развития Жана Пиаже 43 Бихевиоризм и теория социального научения 46 Теория конвергенции двух факторов 49 Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка 53 Сознание как сущностная характеристика человека 53

Знаковое опосредствование высших психических функций


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы


человек а • • •




то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

 

ISBN 978

© ООО «Питер Пресс», 2009


Основной закон развития высших психических функций 57 Проблема обучения и развития 59 Понятие ведущей деятельности 61 Концепция генезиса общения ребенка со взрослым 64 Периодизация психического развития в онтогенезе 67 Рекомендуемая литература 75


 



Содержание


Содержание



ЧАСТЬ II


Особенности мышления в раннем возрасте 142


МЛАДЕНЧЕСТВО (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)


Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 144


Глава 1. Общая характеристика младенчества 77 Особенности социальной ситуации развития младенца 77

Влияние общения со взрослым на развитие младенца 80 Микропериоды младенческого возраста 82 Глава 2. Характеристика периода новорожденное™ 85 Кризис рождения 85

Врожденные рефлексы новорожденного 87 Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного 90 Становление потребности в общении со взрослым 92 Глава 3. Первое полугодие жизни 98 «Комплекс оживления» младенца 98 Ситуативно

в развитии младенца 101 Особенности познавательной активности в первом

полугодии жизни 104 Становление целенаправленных движений младенца 105 Глава 4. Второе полугодие жизни 110 Ситуативно

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 111 Предпосылки развития речи 114 Развитие манипулятивных действий младенца 117 Развитие познавательной активности во втором полугодии 119 Становление образа себя 121 Кризис первого года жизни 123


Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 148 Роль речи в развитии ребенка 148

Различные взгляды на природу речевой способности ребенка.... 149 Феномен автономной детской речи 152 Возникновение первых активных слов ребенка 155

Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни.... 158 Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка.. 161 Соотношение коммуникативной и регулятивной

функций речи в раннем возрасте 163 Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте 167 Процессуальная игра ребенка второго года жизни 167 Психологическое значение символических игровых

замещений ребенка 169 Становление игровых замещений в раннем возрасте 172 Появление элементов творчества в игре детей

раннего возраста 175 Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником 179 Отношение детей раннего возраста к сверстнику 179

Специфика общения детей раннего возраста 182 Роль взрослого в становлении общения со сверстником 185 Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 189 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 189

Основные феномены кризиса трех лет 191 Личностные новообразования в период кризиса трех лет 193


Рекомендуемая литература 128

 

ЧАСТЬ III

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Глава 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста 131 Ситуативно

деятельность ребенка 131 Овладение орудийными действиями 133 Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 139 Развитие восприятия 139


Рекомендуемая литература 198

ЧАСТЬ IV

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Глава 1. СюжетноНовообразования дошкольного возраста и роль игры

в их становлении 200 Социальная природа ролевой игры дошкольника 202 Единицы анализа и психологические особенности

ролевой игры дошкольника 204 Значение игры для развития произвольности 206


 



Содержание

 

 

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 207 Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 209


Глава 2. Познавательная сфера дошкольника 214 Особенности представлений дошкольника о мире 214

Феномен эгоцентрической речи 217 Опосредствованность познавательных процессов ребенка 220 Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 224


Глава 3. Воображение дошкольника 230 Общая характеристика детского воображения 230

Формы проявления воображения дошкольника 233 Методы формирования воображения и этапы его развития 236 Функции воображения дошкольника 238 Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 243 Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми... 243

Особенности общения дошкольников со сверстниками 247 Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 249 Дифференциация детей в детском коллективе 252 Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте 259 Становление личностных механизмов поведения 259

Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте 263 Становление этических инстанций и социальных чувств 270 Развитие самосознания и самооценки дошкольника 277 Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 284 Основные симптомы кризиса семи лет 284 Психологические новообразования кризиса семи лет 286 Проблема готовности к школьному обучению 290 Рекомендуемая литература 296

 

 

Ж


ЧАСТЬ I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...