Глава 3 Основные теории детского развития
Исследование психического развития ребенка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию. Для этого необходимо опираться на какую щий взгляд на человека и человеческое развитие. Именно теория по- зволяет отделить главное от второстепенного и объяснить закономер- ности психического развития. Таких теорий в современной психологии существует несколько. Ключевым вопросом для всякой психологической теории является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются природное начало в человеке (или его наслед- ственность) и среда (социальное окружение, методы воспитания, при- обретенный опыт). По характеру решения этого ключевого вопроса психологические теории подразделяются на два направления: 1. теории сенсуализма (основанные на социальном научении); 2. теории преформизма (основанные на врожденных инстинктах). Исторически это различение восходит к двум разным философским течениям, посвязано с именем английского философа XVII века Джона Лока, рас- сматривающего ребенка как чистую доску («Tabula rasa»), на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно. Если родители и среда оказывают правильные воздей- ствия на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и ста- новится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, заключается в накоплении социально приемлемых форм поведе- ния и выработке полезных привычек и навыков. Другое направление основывается на взглядах французского фило- софа XVIII века Жан бенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит
в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие рассмат- ривается как созревание природных задатков и их реализация.
Часть 1. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития В настоящее время редко кто из психологов придерживается этих В настоящее время широкое распространение в детской психологии взглядов в чистом виде. Обычно признается и роль наследственности, и роль среды в психическом развитии ребенка. В то же время в различ- ных психологических теориях попервое место выдвигается или один, или другой фактор, который опре- деляет источник психического развития ребенка. В зависимости от этого и выделяются два обозначенные выше направления. К направлениям, основанным на приоритете врожденных инстинк- тов или задатков, относят этологический и психоаналитический под- ходы в объяснении психического развития ребенка. Этологический подход к психическому развитию ребенка Большое влияние на возникновение первых концепций детского раз- вития оказал Ч. Дарвин, который сформулировал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него. В частности, к числу ранних психологи- ческих теорий, опирающихся на этот закон, относится концепция река- питуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон внутриутробного, эмбрионального развития, согласно которому онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Зародыш человека проходит в своем развитии все стадии развития животного мира — от земноводных до млекопи- тающих. Американский ученый Стэнли Холл перенес этот закон на постнатальное развитие ребенка. Согласно его представлениям, каж- дый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит все стадии развития человеческого рода. Так, например, раннее детство (овладение схватыванием, прямохождением) связывалось с периодом превраще- ния обезьяны в первобытного человека, дошкольный возраст (детские рисунки, игры, сказки) соотносились с творчеством первобытных на- родов, первые школьные годы соответствовали периоду античности
и пр. Эти аналогии весьма примитивны и натянуты. Положения тео- рии Ст. Холла вызвали естественную критику многих психологов. Однако, несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапи- туляции, биогенетический принцип в детской психологии важен тем, что это был поиск закона развития ребенка. В концепции Ст. Холла впервые сделана попытка показать связь индивидуального и историче- ского развития человека, однако эта связь предопределена биологией человека и развитием его организма, поэтому данную концепцию мож- но отнести к теориям преформизма. получил этологический подход к психическому развитию ребенка. Как известно, этология — наука о поведении животных. Этологический подход в современной психологии связан в первую очередь с именем немецкого ученого Конрада Лоренца, который исследовал человече- ское поведение как одну из форм поведения животных вообще. Осно- вываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматри- вал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления — дружбу, лю- бовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. — он объясняет как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообраз- ность является основной ценностью и главным объяснительным прин- ципом его теории. По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рожда- ется с фиксированными формами поведения, которые вызываются опре- деленными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведе- ния появляются только в определенный период развития, называемый сензитивным («чувствительным») периодом. Раздражители, которые
вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылу- пившиеся утята с рождения подготовлены следить за первым увиден- ным движущимся объектом и следовать за ними. Если этот объект мама од утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечат ление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импритингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этоло- гами как последовательное включение природных инстинктов. Главным методом доказательства этой теории является «заключение по аналогии», которое состоит в сравнительном анализе поведения лю- дей и животных. Поскольку гипотезу об общности человека и других представителей животного мира напрямую доказать невозможно, это- логи пользуются методом аналогии. Обнаруживая черты сходства меж- ду поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делают вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. В то же время К. Лоренц явно очеловечивает жизнь животных. При описании поведения птиц, рыб или собак он
2 603 34 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 35 использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «сму- щение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществля- помогает клиенту осознать травмирующие его события, то есть вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоана- ется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состоя- ний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств. Многие психологи критиковали этот метод и предупреждали о ряде лизом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психоло- гической концепции, но и основателем психотерапии, получившей ши- рокое распространение.
В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными ин- опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения вы- сокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простей- ших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмер- ному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору стинктивными влечениями, главными из которых являются инстинк- ты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно на свет с врожденными инстинктивными влечениями («ид»), которые инстинктивнокритику большинства психологов, идеи К. Лоренца пользуются боль- шим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называемое зло» и др.) завоевали широкую популярность читателей во всем мире. Потеории, а во непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступе- нях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенно- го и недозволенного. Главным мотивом поведения ребенка, который в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия», являет- ся удовлетворение инстинктивных желаний. Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно при- с каждого конкретного человека, поскольку все его поступки предопре- делены законами эволюции и врожденными инстинктами. В настоящее время этологический подход в детской психологии по- лучил свое развитие в теории привязанностей, которая будет подробнее рассмотрена ниже. Психоаналитическая теория Психоаналитическая теория была основана в начале нашего века вели- обретает способность задерживать удовлетворение своих непосред- ственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требова- ниями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни — «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте — неудовлетворенное' желание может причинить страдание, а удовлетворение инстинктив- ных желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал «Я», ким венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе чело- века и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и в личностных проблемах человека. Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее дет-
или «Эго», основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни — «Суперэго», на котором требования и ценности окружающих людей интериоризиру ются, то есть входят во внутренний мир ребенка и становятся его соб- ство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как прави- ло, с сексуальными проблемами. Эти травмирующие события вызыва- ют сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавлен- ственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины даже при от- сутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях — Ид, ные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапли- ваются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт Эго и Суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней жиз- ни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы. Наиболее 36 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 37 распространенными и эффективными защитными механизмами явля- ются следующие: • вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств); • проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окру- жающих); • регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень); • сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различ- ные виды культурной и социальной деятельности — науку, искус- ство, политику и пр.). Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно свое- ное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события. Теория 3. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отече- ственной, так и в зарубежной психологии за гипертрофию сексуально- го начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных усло- вий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярны- ми, в особенности в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказались очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии. образных и закономерных этапов становления психики. В основу вы- деления различных периодов положен способ получения удовольст- вия, характерный для ребенка того или иного возраста, и в частности Развитие идей психоанализа. та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду, сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму, и любой участок тела может стать источни- ком полового удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделе но от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетво- рению других потребностей — питанию, сосанию груди, дефекации и пр. В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питани- ем, а главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно, первый год жизни был обозначен как оральная ста- дия развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией, поскольку на втором году жизни важным источ- ником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошколь- ный возраст) получила название фаллической — это период расцвета дет- ской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс. Первым объектом эротического удовольствия для ребенка является его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окрас- ку. Само отделение от матери (акт рождения) является глубокой трав- мой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежно. Соперником в этих влечениях, естественно, является отец, что порождает ненависть к отцу и желание его смерти. Комплекс этих переживаний (вле- чение к матери и ненависть к отцу) получил название «эдипов комплекс» (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека является одним из важнейших положений фрейдизма. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако в силу своей асоциально сти эти чувства неприемлемы для Суперэго; особая инстанция («цензу- ра») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознатель Периодизация Э. Эриксона В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от цен трации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. «Я» (или «Эго») стало рассматриваться как относитель- но независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целе- направленно действовать в окружающем мире. Большая роль в форми- ровании «Я» ребенка стала отводиться условиям воспитания. Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, совершен- ствовала теорию и практику классического психоанализа применитель- но к развитию ребенка. Анализируя развитие «Суперэго», она придавала решающее значение идентификации ребенка с родителями и интерио ризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматрива- ется ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями социального окруже- ния. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии раз- вития различных сфер детской жизни. Основной ее заслугой считается описание: 1. линии развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек); 2. линий развития опрятности, физической самостоятельности, от- ношения к старшим и пр. Особое внимание в ее работах уделяется линии развития сексуальной сферы — от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.
Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. против стыда и сомнений порождает соотношение между способностью Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и пер- сотрудничать и настаивать на своем, между свободой самовыражения вым законодателем. Тот факт, что настроение матери оказывает на ре- бенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и ан- типатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется. Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психиче- и ее ограничением. Задача дошкольного возраста — развитие инициати- вы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответствен- ности. В этот период ребенок жадно и активно познает окружающий мир — в игре, в общении со сверстниками, в действиях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необхо- димым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрес- сивное поведение ребенка неизбежно ведет к ограничению инициативы ского развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре его работ находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделен- ные им этапы развития ребенка включают более широкий социаль- ный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды бла- и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, заклады- ваются новые внутренние инстанции поведения — совесть и ответ- ственность за свои поступки (табл. 1). Таблица 1
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|