Первый период развития назван Пиаже сенсомоторым, поскольку


имеющиеся у ребенка, готовые мыслительные структуры, а аккомода-


в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В течение это-


ция — в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружаю-

щим явлениям.


го периода происходит значительный прогресс в действиях и в вос- приятии ребенка, но в целом способ познания остается тем же.

Второй, достаточно протяженный этап развития, был назван пе- риодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыду- щего заключается в том, что у детей появляется способность строить


Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внеш- ним признакам за мяч (круглый, красный, катится) и включить его в ка- тегорию знакомых предметов, то есть ассимилировать. Однако, убедив- шись, что помидор не отскакивает от стенки и что им нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющиеся у него мыслительные схемы со

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периоды умственного развития по Пиаже





относительно независимо;

2. операционный, когда умственные действия организуются в опре- деленную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка. Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в послед- ней части книги (см. часть IV, глава 2).


Возраст

Период

Характеристика когнитивной структуры развития


Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на третьем этапе — после 12 лет — на стадии формальных операций.


От 0 до 2 лет Сенсомотор ный период


Ребенок понимает мир через восприятие

и действие. Расширяются моторные способ- ности, и к двум годам ребенок может целена- правленно строить и комбинировать свои действия


Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (сво- боде, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и ги- потезы, обобщать и анализировать свой опыт.

Ж. Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм


От 2

Период конкретных операций


происходящих изменений, то есть объяснил сам процесс развития.


до 11 лет

От 2 до 6 лет Дооперацион

Дети формируют умственные представле- ная стадия

ния объектов и образ возможных действий

с ними. Мысль отличается эгоцентрич ностыо


В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активно- сти детского организма, врожденной потребности в познании и дей- ствии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью при-


От 6

Операционная


способить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды.


до 11 лет

стадия


Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логиче- ские операции к действиям с конкретными


Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией. Адапта- ция осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией

в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом


От 12 лет

Период


объектами


элементов среды, а аккомодацией — процесс подстраивания живого


 

 

до взрос- формальных Дети приобретают способность к абстрактно- организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий  
 
     
ления операций
му рассуждению Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка. Ассимиляция за- ключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже
 
   

внутренние, умственные образы и представления окружающих пред- метов и действовать с ними во внутреннем плане. Пиаже разделил этот период на два подпериода:


свойствами реального предмета.

Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (то есть осуществляет аккомодацию) и таким образом


46 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 47


достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур

объектам реальности. Процесс уравновешивания — один из главных

в концепции Пиаже — происходит благодаря практическому опыту ре- бенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован

и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом


важным положительным или отрицательным подкреплением. Напри- мер, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний начинают вызывать у собак слюноотделе- ние. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (на- пример, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию.


достигается равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним усло- виям.

Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвер- гались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более


Этот механизм образования связей между внешними стимулами

и реакциями (S Дж. Уотсоном,

основателем бихевиоризма, в основу формирования человеческого по- ведения вообще и развития ребенка в частности. Однако этот механизм был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.

Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие


высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонят- ными и абстрактными. Многие феномены, открытые Пиаже, «исчеза- ют» при другой постановке задачи и при других условиях проведения


инструментального (или оперантного) обусловливания. Если в клас- сическом обусловливании устанавливается связь между стимулом и ре- акцией, то при инструментальном определенные формы поведения


эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мыш- ления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.

Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, что вклад Пиаже в дет- скую психологию поистине огромен. Его теория является своеобразной точкой отсчета даже для тех ученых, которые не согласны с ним. Много


связываются с последующим подкреплением. Если какая довательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. Например, если собаке каждый раз, когда она становится на задние лапы и «танцует», давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность существует и у человека. Когда родители награж-


других направлений детской психологии формировались через проти- вопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и пре- одоление открытых им закономерностей. Сегодня каждый психолог, пытающийся исследовать мышление ребенка, обязан хорошо знать и по- нимать эту замечательную теорию.

Бихевиоризм и теория социального научения


дают ребенка за хорошее поведение, это поощрение рассматривается бихевиористами как положительное подкрепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрица- тельным подкреплением, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким образом, ребенок научается вести себя правильно и закрепляет социально приемлемые формы поведения.

Однако схема «стимул ниченность. Как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных


В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории научения находит-


отношениях, что проследить непосредственную связь между ними не- возможно. Один их крупнейших представителей необихевиоризма


ся социальная среда, воздействия которой формируют человека и явля- ются источником его психического развития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне на- блюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название


Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил по-

местить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные»

(V), в результате чего схема приобрела вид S ми переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опо- средуют действие стимула, то есть влияют на внешнее поведение. К ним


бихевиоризм (от англ. behavior — «поведение»).

Корни этой теории связаны с именем русского физиолога Ивана

Петровича Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. В сво-

их знаменитых экспериментах на собаках Павлов показал, что перво- начально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) при- обретают физиологическое значение, если они связаны с жизненно


относятся цели, представления, желания, словом, внутренняя психи- ческая жизнь человека. Однако сами эти переменные интересуют ис- следователей лишь постольку, поскольку они влияют на поведение че- ловека.

В 30 Н. Миллер, Дж. Дол

лард, Р. Сире и другие сделали попытку перевести важнейшие понятия


48 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 4S


психоаналитической теории на язык теории научения. Именно они вве-


похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества


ли в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе уже более полувека разрабатывается концепция социального научения, цен-

тральной проблемой которой является проблема социализации. Транс-

формируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реак-


объединяет эти два направления и сводит развитие к научению прием- лемым формам поведения.

Развитие ребенка с позиций бихевиоризма представляет собой чисто количественный процесс научения, то есть постепенного накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на


ции. Научение — это усиление связи между стимулом и реакцией, кото- рое возникает благодаря подкреплению. Главными формами социаль- ного подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка

и пр. Задача родителей — поддерживать правильное, социальное прием-


всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психи- ческом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом иссле- дования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиораль


лемое поведение ребенка и отвергать неприемлемые формы поведения

и таким образом социализировать его. Если в репертуаре поведения ре- бенка нет соответствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая

поведение модели. Научение через подражание в теории социального

научения является главным способом приобретения новых форм пове-


ной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов.

В этом состоит и сила, и слабость бихевиоризма. Сильная сторона этого направления заключается в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Благодаря ему психология повернула


дения. Особый акцент на роли подражания делал американский психо-

лог Л. Бандура. Он полагал, что награда и наказание недостаточны, что-

бы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — иденти- фикация, то есть процесс, в котором человек заимствует не только дей- ствия, но и мысли и чувства у другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.

Известный американский психолог Р. Сире ввел диадический прин-


на естественнонаукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из глав- ных в психологии. Этим объясняется огромная популярность бихеви- оризма среди психологов во всем мире.

Слабая сторона этой концепции состоит в игнорировании сознания человека, его воли и собственной активности. Согласно теории бихе- виоризма классическое и оперантное обусловливание являются уни- версальными механизмами научения, общими для человека и живот- ных. При этом научение происходит «автоматически»: подкрепление


цип изучения детского развития, согласно которому адаптивное пове- дение и его подкрепление должны изучаться с учетом поведения друго- го партнера. Главное внимание Сире уделяет влиянию матери на развитие

ребенка. Центральный момент научения в его теории — это зависимость.

Подкрепление всегда зависит от контактов матери, и ребенка. Послед-


приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, не- зависимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно лепить любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминиро- вано ими. В таком понимании человек является рабом внешних обстоя-


ний постоянно испытывает зависимость от родителя и мотивация зави- симости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) — важ- нейшая его потребность, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изме- нения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно переплетается с психоанализом.

В основе теории социального научения лежит не только схема «сти-


тельств и своего прошлого опыта.

Теория конвергенции двух факторов

Рассмотрев некоторые наиболее популярные в настоящее время психо- логические теории, мы увидели, что каждая из них предлагает свой взгляд на человека. В одних случаях природу человека определяют вро-


мул ний ребенка и общества. Дитя рассматривается здесь как существо, чуж- дое обществу. Он входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый


жденные инстинкты, в других — социальная среда, дающая стимулы

и подкрепления. А нельзя ли объединить эти факторы? Ведь казалось бы, очевидно, что человек является одновременно и биологическим, и со-


должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал


циальным существом. Может быть, истина лежит где


 


Часть I. Введение в детскую психологию

Глава 3. Основные теории детского развития



При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конверген-


позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные


ции, или теория двух факторов, предложенная В. Штерном. С его точ-


линии развития ребенка, а также дает конкретные понятия и термины


ки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции (слияния) внутренних данных с внешними условиями. Например, дет- ская игра: окружающая среда доставляет материал для игры, а то, как

и когда ребенок будет играть, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает проблема выяснения относительной роли наследственности


для описания поведения детей.

Исторически сложилось две основные группы теорий детского раз- вития — теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожденных механизмов,

в другой — как накопление индивидуального опыта взаимодействия со


и среды в развитии ребенка. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был соот- ветствующий метод. Такой метод был найден в сравнительных иссле-


средой. Теория конвергенции, пытаясь преодолеть недостатки этих двух подходов, построена на идее о том, что развитие ребенка опреде- ляется факторами наследственности и среды одновременно.


дованиях близнецов (близнецовый метод). Известно, что близнецы бывают монозиготными (МЗ — с идентичной наследственностью)

и дизиготными (ДЗ — с разной наследственной основой). Если дети

с разной наследственностью в одинаковых внешних условиях будут развиваться понаследственности, если же примерно одинаково, значит, решающую


Наиболее явно инстинктивная природа психики ребенка выступает

в этологическом направлении психологии, где поведение человека рас- сматривается как цепь врожденных инстинктов.

Психоаналитическая концепция 3. Фрейда также строится на врож-

денных инстинктах ребенка. Психическое развитие здесь рассматрива- ется как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней


роль играет среда. Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны — среде. Сопоставляя коэффициенты различий между МЗ нецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследственных и средовых факторов. Этот метод


психики: Ид, Эго и Суперэго. Периодизация психического развития здесь строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений

ребенка. Последователи Фрейда (Э. Эриксон) включают в этот процесс

более широкий социальный контекст.

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и психоана-

лиз, в центр рассмотрения ставит опыт первых отношений ребенка с ма-


является основным для психогенетики — науки, изучающей роль сре- ды и наследственности в психике человека вообще и в развитии ребен- ка в частности.

Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наслед-


терью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспече- нием защиты и безопасности. Тенденция младенца к привязанности является генетически и эволюционно обусловленной, но качество при- вязанности зависит от материнского поведения. Качество привязанно-


ственностью, живущие в одних внешних условиях, должны быть абсо- лютно одинаковыми. Однако этого не происходит. И родители, и пси- хологи неоднократно отмечали, что монозиготные близнецы в одной

и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обоих факторов. Почему же так получается? Может быть,


сти и внутренняя рабочая модель себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

В основе концепции когнитивного развития Ж. Пиаже лежит созре-

вание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ре-


и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, определяющими развитие ребенка? К ответу на этот вопрос мы подой- дем в следующей главе.

Резюме


бенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, проис- ходящий через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка

и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.

Теория социального научения рассматривает не созревание ребенка,


Фактические данные и наблюдения за ребенком могут получить объ- яснение и интерпретацию только на основе какой ской теории, дающей общее представление о развитии человека. Теория


а приобретение определенных, социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм классического и оперантного (инструментального) обуслов- ливания (общий у человека и животных) происходит закрепление


52 Часть I. Введение в детскую психологию

 

 

одних реакций PI отмирание других. Необихевиористы вводят для объ-


яснения сложных форм поведения промежуточные переменные, вклю- чающие когнитивные и эмоциональные процессы. В бихевиоризме пред- метом исследования является не психика, а поведение человека, которое может быть измерено и изучено объективными методами.

Для выяснения относительной роли среды и наследственности в пси-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...