Периоды умственного развития по Пиаже
относительно независимо; 2. операционный, когда умственные действия организуются в опре- деленную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка. Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в послед- ней части книги (см. часть IV, глава 2). Возраст Период Характеристика когнитивной структуры развития Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на третьем этапе — после 12 лет — на стадии формальных операций. От 0 до 2 лет Сенсомотор ный период Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способ- ности, и к двум годам ребенок может целена- правленно строить и комбинировать свои действия Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (сво- боде, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и ги- потезы, обобщать и анализировать свой опыт. Ж. Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм От 2 Период конкретных операций происходящих изменений, то есть объяснил сам процесс развития. до 11 лет От 2 до 6 лет Дооперацион Дети формируют умственные представле- ная стадия ния объектов и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентрич ностыо В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активно- сти детского организма, врожденной потребности в познании и дей- ствии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью при- От 6 Операционная способить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды.
до 11 лет стадия Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логиче- ские операции к действиям с конкретными Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией. Адапта- ция осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом От 12 лет Период объектами элементов среды, а аккомодацией — процесс подстраивания живого
|
|
|
внутренние, умственные образы и представления окружающих пред- метов и действовать с ними во внутреннем плане. Пиаже разделил этот период на два подпериода:
свойствами реального предмета.
Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (то есть осуществляет аккомодацию) и таким образом
46 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 47
достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур
объектам реальности. Процесс уравновешивания — один из главных
в концепции Пиаже — происходит благодаря практическому опыту ре- бенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован
и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом
важным положительным или отрицательным подкреплением. Напри- мер, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний начинают вызывать у собак слюноотделе- ние. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (на- пример, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию.
достигается равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним усло- виям.
Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвер- гались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более
Этот механизм образования связей между внешними стимулами
и реакциями (S Дж. Уотсоном,
основателем бихевиоризма, в основу формирования человеческого по- ведения вообще и развития ребенка в частности. Однако этот механизм был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.
Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие
высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонят- ными и абстрактными. Многие феномены, открытые Пиаже, «исчеза- ют» при другой постановке задачи и при других условиях проведения
инструментального (или оперантного) обусловливания. Если в клас- сическом обусловливании устанавливается связь между стимулом и ре- акцией, то при инструментальном определенные формы поведения
|
|
эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мыш- ления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.
Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, что вклад Пиаже в дет- скую психологию поистине огромен. Его теория является своеобразной точкой отсчета даже для тех ученых, которые не согласны с ним. Много
связываются с последующим подкреплением. Если какая довательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. Например, если собаке каждый раз, когда она становится на задние лапы и «танцует», давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность существует и у человека. Когда родители награж-
других направлений детской психологии формировались через проти- вопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и пре- одоление открытых им закономерностей. Сегодня каждый психолог, пытающийся исследовать мышление ребенка, обязан хорошо знать и по- нимать эту замечательную теорию.
Бихевиоризм и теория социального научения
дают ребенка за хорошее поведение, это поощрение рассматривается бихевиористами как положительное подкрепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрица- тельным подкреплением, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким образом, ребенок научается вести себя правильно и закрепляет социально приемлемые формы поведения.
Однако схема «стимул ниченность. Как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных
В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории научения находит-
отношениях, что проследить непосредственную связь между ними не- возможно. Один их крупнейших представителей необихевиоризма
ся социальная среда, воздействия которой формируют человека и явля- ются источником его психического развития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне на- блюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название
|
|
Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил по-
местить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные»
(V), в результате чего схема приобрела вид S ми переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опо- средуют действие стимула, то есть влияют на внешнее поведение. К ним
бихевиоризм (от англ. behavior — «поведение»).
Корни этой теории связаны с именем русского физиолога Ивана
Петровича Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. В сво-
их знаменитых экспериментах на собаках Павлов показал, что перво- начально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) при- обретают физиологическое значение, если они связаны с жизненно
относятся цели, представления, желания, словом, внутренняя психи- ческая жизнь человека. Однако сами эти переменные интересуют ис- следователей лишь постольку, поскольку они влияют на поведение че- ловека.
В 30 Н. Миллер, Дж. Дол
лард, Р. Сире и другие сделали попытку перевести важнейшие понятия
48 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 4S
психоаналитической теории на язык теории научения. Именно они вве-
похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества
ли в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе уже более полувека разрабатывается концепция социального научения, цен-
тральной проблемой которой является проблема социализации. Транс-
формируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реак-
объединяет эти два направления и сводит развитие к научению прием- лемым формам поведения.
Развитие ребенка с позиций бихевиоризма представляет собой чисто количественный процесс научения, то есть постепенного накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на
ции. Научение — это усиление связи между стимулом и реакцией, кото- рое возникает благодаря подкреплению. Главными формами социаль- ного подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка
и пр. Задача родителей — поддерживать правильное, социальное прием-
всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психи- ческом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом иссле- дования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиораль
|
|
лемое поведение ребенка и отвергать неприемлемые формы поведения
и таким образом социализировать его. Если в репертуаре поведения ре- бенка нет соответствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая
поведение модели. Научение через подражание в теории социального
научения является главным способом приобретения новых форм пове-
ной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов.
В этом состоит и сила, и слабость бихевиоризма. Сильная сторона этого направления заключается в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Благодаря ему психология повернула
дения. Особый акцент на роли подражания делал американский психо-
лог Л. Бандура. Он полагал, что награда и наказание недостаточны, что-
бы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — иденти- фикация, то есть процесс, в котором человек заимствует не только дей- ствия, но и мысли и чувства у другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.
Известный американский психолог Р. Сире ввел диадический прин-
на естественнонаукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из глав- ных в психологии. Этим объясняется огромная популярность бихеви- оризма среди психологов во всем мире.
Слабая сторона этой концепции состоит в игнорировании сознания человека, его воли и собственной активности. Согласно теории бихе- виоризма классическое и оперантное обусловливание являются уни- версальными механизмами научения, общими для человека и живот- ных. При этом научение происходит «автоматически»: подкрепление
цип изучения детского развития, согласно которому адаптивное пове- дение и его подкрепление должны изучаться с учетом поведения друго- го партнера. Главное внимание Сире уделяет влиянию матери на развитие
ребенка. Центральный момент научения в его теории — это зависимость.
Подкрепление всегда зависит от контактов матери, и ребенка. Послед-
приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, не- зависимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно лепить любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминиро- вано ими. В таком понимании человек является рабом внешних обстоя-
ний постоянно испытывает зависимость от родителя и мотивация зави- симости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) — важ- нейшая его потребность, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изме- нения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно переплетается с психоанализом.
В основе теории социального научения лежит не только схема «сти-
тельств и своего прошлого опыта.
Теория конвергенции двух факторов
Рассмотрев некоторые наиболее популярные в настоящее время психо- логические теории, мы увидели, что каждая из них предлагает свой взгляд на человека. В одних случаях природу человека определяют вро-
мул ний ребенка и общества. Дитя рассматривается здесь как существо, чуж- дое обществу. Он входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый
жденные инстинкты, в других — социальная среда, дающая стимулы
и подкрепления. А нельзя ли объединить эти факторы? Ведь казалось бы, очевидно, что человек является одновременно и биологическим, и со-
должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал
циальным существом. Может быть, истина лежит где
Часть I. Введение в детскую психологию
Глава 3. Основные теории детского развития
При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конверген-
позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные
ции, или теория двух факторов, предложенная В. Штерном. С его точ-
линии развития ребенка, а также дает конкретные понятия и термины
ки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции (слияния) внутренних данных с внешними условиями. Например, дет- ская игра: окружающая среда доставляет материал для игры, а то, как
и когда ребенок будет играть, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает проблема выяснения относительной роли наследственности
для описания поведения детей.
Исторически сложилось две основные группы теорий детского раз- вития — теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожденных механизмов,
в другой — как накопление индивидуального опыта взаимодействия со
и среды в развитии ребенка. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был соот- ветствующий метод. Такой метод был найден в сравнительных иссле-
средой. Теория конвергенции, пытаясь преодолеть недостатки этих двух подходов, построена на идее о том, что развитие ребенка опреде- ляется факторами наследственности и среды одновременно.
дованиях близнецов (близнецовый метод). Известно, что близнецы бывают монозиготными (МЗ — с идентичной наследственностью)
и дизиготными (ДЗ — с разной наследственной основой). Если дети
с разной наследственностью в одинаковых внешних условиях будут развиваться понаследственности, если же примерно одинаково, значит, решающую
Наиболее явно инстинктивная природа психики ребенка выступает
в этологическом направлении психологии, где поведение человека рас- сматривается как цепь врожденных инстинктов.
Психоаналитическая концепция 3. Фрейда также строится на врож-
денных инстинктах ребенка. Психическое развитие здесь рассматрива- ется как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней
роль играет среда. Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны — среде. Сопоставляя коэффициенты различий между МЗ нецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследственных и средовых факторов. Этот метод
психики: Ид, Эго и Суперэго. Периодизация психического развития здесь строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений
ребенка. Последователи Фрейда (Э. Эриксон) включают в этот процесс
более широкий социальный контекст.
Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и психоана-
лиз, в центр рассмотрения ставит опыт первых отношений ребенка с ма-
является основным для психогенетики — науки, изучающей роль сре- ды и наследственности в психике человека вообще и в развитии ребен- ка в частности.
Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наслед-
терью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспече- нием защиты и безопасности. Тенденция младенца к привязанности является генетически и эволюционно обусловленной, но качество при- вязанности зависит от материнского поведения. Качество привязанно-
ственностью, живущие в одних внешних условиях, должны быть абсо- лютно одинаковыми. Однако этого не происходит. И родители, и пси- хологи неоднократно отмечали, что монозиготные близнецы в одной
и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обоих факторов. Почему же так получается? Может быть,
сти и внутренняя рабочая модель себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.
В основе концепции когнитивного развития Ж. Пиаже лежит созре-
вание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ре-
и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, определяющими развитие ребенка? К ответу на этот вопрос мы подой- дем в следующей главе.
Резюме
бенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, проис- ходящий через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка
и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.
Теория социального научения рассматривает не созревание ребенка,
Фактические данные и наблюдения за ребенком могут получить объ- яснение и интерпретацию только на основе какой ской теории, дающей общее представление о развитии человека. Теория
а приобретение определенных, социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм классического и оперантного (инструментального) обуслов- ливания (общий у человека и животных) происходит закрепление
52 Часть I. Введение в детскую психологию
одних реакций PI отмирание других. Необихевиористы вводят для объ-
яснения сложных форм поведения промежуточные переменные, вклю- чающие когнитивные и эмоциональные процессы. В бихевиоризме пред- метом исследования является не психика, а поведение человека, которое может быть измерено и изучено объективными методами.
Для выяснения относительной роли среды и наследственности в пси-
|
|