вольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Неж- ность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство

базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего раз-

вития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений поро- ждает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следу-


ния и стремится действо- вать независимо от роди- телей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуверенность

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В сравнении со стадиями психосексуального развития Фрейда





 

годаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдви- гается обществом. Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной ат- мосферы общества, от условий жизни и воспитания. Эриксон выде- лил восемь стадий жизни человека — от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к дет- скому возрасту. Задача младенческого возраста — преодоление чувства разобщенно- сти и отчуждения и формирование доверия к миру. Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непосредственное «оральное» удо- Возраст От 0 до 1 года От 1 года до 3 лет Стадии психосексуального развития Фрейда Оральная Анальная Стадии психосоциального развития Эриксона Базисное дове- рие против недоверия Автономность против стыда и сомнений Общая характеристика стадии Младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы и непоследователь- ного отношения возникает недоверие к миру Ребенок приобретает навыки самообслужива-

ющие этапы развития. Задача раннего возраста — преодоление чувства

От 3 до

Фаллическая Инициативность

стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства не-

6 лет

против чувства

зависимости и автономности. Эта стадия начинается, когда ребенок

вины

научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект поставлен на всеобщее обозрение. Неодобре- ние взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удоволь- ствие, формирует стыд за свое поведение. Борьба чувства независимости


в себе и чувство стыда

На основе автономности ребенок инициирует самостоятельные фор- мы активности: игру, общение со сверстника- ми и пр.

Продолжение &


 



Часть I. Введение в детскую психологию


Глава 3. Основные теории детского развития



(продолжение)


Таблица 1


определяется не тем, что мать является источником физического удо-


Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери


Возраст


Стадии психосексуального развития Фрейда


Стадии психосоциального развития Эриксона


Общая характеристика стадии

 

 

Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициа- тиву ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой

и требованиями родителей


вольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у жи- вотных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды. В процессе эволюции выраба- тывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, по- тенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эво люционно

Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих


От 7 до 11 лет


Латентная


Трудолюбие против неполно- ценности


Дети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными.

В случае постоянного неуспеха возникает чувство своей неполно- ценности, которое сдержи- вает активность ребенка


эту точку зрения, проводились на животных.

Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к за- щите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак

В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам. Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с моло- ком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой

и пушистой (сделанной их меха), но не дающей никакой пищи. Оказа- лось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно

в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.


Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый период явля-


Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления


ется фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором


для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мяг-


этапе развития, скорее всего, станут пассивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от них, дети


ким теплым телом.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюцион


с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность

в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ран-


но качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений


ней является стадия психического развития, тем более фундамен- тально ее значение.

Теория привязанности


с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет неж- ность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам

ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает

чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной актив- ности в разных сферах. Если же мать недостаточно внимательна и за-


Одним из наиболее популярных в настоящее время направлений пси-


ботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает


хоанализа в западной психологии является теория привязанности, ос- нователями которой стали американские психологи Джон Боулби и Ма-


ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной не-

защищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери


рия Эйнсвотс. В этой теории, как и в психоанализе, центральное место


непоследовательно и непредсказуемо, привязанность приобретает тре-


занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который поро- ждает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший


вожно характер — ребенок становится капризным,

склонным к манипулированию родителями.

Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте,


ход психического развития.


разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая


Глава 3. Основные теории детского развития 43

42 Часть 1. Введение в детскую психологию


ситуация». Этот тест включает ряд различных ситуаций, в которых

варьируется присутствие или отсутствие матери и незнакомого взрос- лого в новой для малыша ситуации с незнакомой игрушкой. Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на по- явление и уход матери и его познавательная активность в новой обста- новке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери.

Привязанность как мотивационно ется к концу первого года и становится тем базисом, на котором проис- ходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ре- бенка складывается важнейшее психологическое образование, которое

Боулби назвал «внутренняя рабочая модель». Эта модель представляет

собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ре- бенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого,

а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он

к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привя-


Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайрю по- пулярна среди псР1хологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по нуть на психическое развитие ребенка и положил начало когнитивному

направлению в психологии. Во многом благодаря Пиаже исследование

познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исход- ного пункта детского развития и на природные, врожденные способно- сти ребенка. Но в центре его концепциР! находятся не личностные про- блемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающер! реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адапта- ции (приспособления) к окружающему миру.

Открытие Пиаже заключается в радее качественных изменений в мыш- лении ребенка на разных этапах онтогенеза. Он обнаружил, что дети


занности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уваже- ния, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, за- щиты и уважения. Если его привязанность ненадежна PI небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не спо- собному, а предмет его привязанности становится источником страха

и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представ- ление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).

Привязанность включает две противоположные тенденции:

 

1. стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;

2. стремление к защите и к безопасности.

Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции нераз- рывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее PI безопаснее при- вязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познава- тельных и коммуникативных способностей ребенка.

В последнее время в американской и европейской психологии появ- ляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матерр!, возникшего в раннем дет- стве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных PI познавательных проблем, отношения с ровес- никами, успешность адаптации к социальной среде и пр.


одного возраста делают примерно одинаковые ошибкр! при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир поСовсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои соб- ственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами,

и действуют с ними в меру CBOPIX возможностей (трогают, сосут, броса-

ют и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предме- тов и думать более обобщенно и абстрактно.

Центральное понятие в концепции Пиаже — «операция». Это мыс-

ленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством —

обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может

вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбина- ции. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости — это ядро умствен- ного развргтия ребенка.

Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребен- ка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными

структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный

способ мышления ребенка, который определяет его активность и пони- мание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной


44 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 45


последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются


1. предоперационный, когда умственные действия осуществляются


на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную струк- туру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Пиаже представлены в табл. 2.

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...