В сравнении со стадиями психосексуального развития Фрейда
|
|
|
ющие этапы развития. Задача раннего возраста — преодоление чувства
От 3 до
Фаллическая Инициативность
стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства не-
6 лет
против чувства
зависимости и автономности. Эта стадия начинается, когда ребенок
вины
научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект поставлен на всеобщее обозрение. Неодобре- ние взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удоволь- ствие, формирует стыд за свое поведение. Борьба чувства независимости
в себе и чувство стыда
На основе автономности ребенок инициирует самостоятельные фор- мы активности: игру, общение со сверстника- ми и пр.
Продолжение &
Часть I. Введение в детскую психологию
Глава 3. Основные теории детского развития
(продолжение)
Таблица 1
определяется не тем, что мать является источником физического удо-
Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери
Возраст
Стадии психосексуального развития Фрейда
Стадии психосоциального развития Эриксона
Общая характеристика стадии
Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициа- тиву ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой
и требованиями родителей
вольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у жи- вотных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды. В процессе эволюции выраба- тывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, по- тенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эво люционно
|
|
Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих
От 7 до 11 лет
Латентная
Трудолюбие против неполно- ценности
Дети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными.
В случае постоянного неуспеха возникает чувство своей неполно- ценности, которое сдержи- вает активность ребенка
эту точку зрения, проводились на животных.
Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к за- щите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак
В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам. Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с моло- ком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой
и пушистой (сделанной их меха), но не дающей никакой пищи. Оказа- лось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно
в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.
Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый период явля-
Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления
ется фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором
для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мяг-
этапе развития, скорее всего, станут пассивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от них, дети
ким теплым телом.
Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюцион
с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность
в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ран-
но качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений
ней является стадия психического развития, тем более фундамен- тально ее значение.
Теория привязанности
с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет неж- ность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам
ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает
чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной актив- ности в разных сферах. Если же мать недостаточно внимательна и за-
|
|
Одним из наиболее популярных в настоящее время направлений пси-
ботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает
хоанализа в западной психологии является теория привязанности, ос- нователями которой стали американские психологи Джон Боулби и Ма-
ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной не-
защищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери
рия Эйнсвотс. В этой теории, как и в психоанализе, центральное место
непоследовательно и непредсказуемо, привязанность приобретает тре-
занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который поро- ждает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший
вожно характер — ребенок становится капризным,
склонным к манипулированию родителями.
Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте,
ход психического развития.
разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая
Глава 3. Основные теории детского развития 43
42 Часть 1. Введение в детскую психологию
ситуация». Этот тест включает ряд различных ситуаций, в которых
варьируется присутствие или отсутствие матери и незнакомого взрос- лого в новой для малыша ситуации с незнакомой игрушкой. Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на по- явление и уход матери и его познавательная активность в новой обста- новке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери.
Привязанность как мотивационно ется к концу первого года и становится тем базисом, на котором проис- ходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ре- бенка складывается важнейшее психологическое образование, которое
Боулби назвал «внутренняя рабочая модель». Эта модель представляет
собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ре- бенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого,
|
|
а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он
к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привя-
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайрю по- пулярна среди псР1хологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по нуть на психическое развитие ребенка и положил начало когнитивному
направлению в психологии. Во многом благодаря Пиаже исследование
познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.
Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исход- ного пункта детского развития и на природные, врожденные способно- сти ребенка. Но в центре его концепциР! находятся не личностные про- блемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающер! реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адапта- ции (приспособления) к окружающему миру.
Открытие Пиаже заключается в радее качественных изменений в мыш- лении ребенка на разных этапах онтогенеза. Он обнаружил, что дети
занности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уваже- ния, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, за- щиты и уважения. Если его привязанность ненадежна PI небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не спо- собному, а предмет его привязанности становится источником страха
и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представ- ление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).
Привязанность включает две противоположные тенденции:
1. стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;
2. стремление к защите и к безопасности.
Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции нераз- рывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее PI безопаснее при- вязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познава- тельных и коммуникативных способностей ребенка.
В последнее время в американской и европейской психологии появ- ляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матерр!, возникшего в раннем дет- стве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных PI познавательных проблем, отношения с ровес- никами, успешность адаптации к социальной среде и пр.
|
|
одного возраста делают примерно одинаковые ошибкр! при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир поСовсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои соб- ственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами,
и действуют с ними в меру CBOPIX возможностей (трогают, сосут, броса-
ют и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предме- тов и думать более обобщенно и абстрактно.
Центральное понятие в концепции Пиаже — «операция». Это мыс-
ленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством —
обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может
вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбина- ции. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости — это ядро умствен- ного развргтия ребенка.
Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребен- ка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными
структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный
способ мышления ребенка, который определяет его активность и пони- мание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной
44 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 3. Основные теории детского развития 45
последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются
1. предоперационный, когда умственные действия осуществляются
на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную струк- туру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Пиаже представлены в табл. 2.
Таблица 2
|
|