Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Первое полугодие жизни





Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление

как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Та-

кие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Ме- щеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, вы-

ражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым.

А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть


«Комплекс оживления» младенца


его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь


разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экс-


В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с по-


периментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компо-


мощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразны- ми средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глаза- ми взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее


нентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:

1. пассивный взрослый в поле зрения ребенка;

2. улыбающийся взрослый;

3. ласковое поглаживание;

4. разговор;


голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смот- рит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными

«комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре ос-

новных компонента:

1. замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный

взгляд на взрослого;

2. улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3. двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек

и ножек, прогибание спинки и пр.;

4. вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гу-

канье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (про- тяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.). Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновре-


5. комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и раз- говор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относитель- ная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрос- лого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыб- кой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается

и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активно- сти младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преиму- ществу использует. Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во нее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым,

а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем


менно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления склады-


интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно

другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше


вается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начи- нает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся от- носительно независимыми и возникают новые формы поведения ре-


усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию. Во нец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый


бенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удоволь- ствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс ожив-


еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В по-


добных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное дей- ствие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым,


ления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.


но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие

 

 

4*


100 Часть II. Младенчество (первый год жизни) Глава 3. Первое полугодие жизни 101


ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следо- вало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечат-


девает способностью к общению со взрослыми и что это общение явля-

ется ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.


ления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Ме- щеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображершем человеческого лица (кукла нивались по времени и варьировались по способу предъявления и сте- пени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым

и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалль- ной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

1. суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;

2. обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов ос- новными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и во- кализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выраже- ны все компоненты КО;

3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при вос- приятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависи- мости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка

с изображением человеческого лица;

4. наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому

и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, на-

против, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне

присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев. Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряко-


Ситуативно

и его роль в развитии младенца

Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни

и ребенка, и взрослого. Этот возраст можно назвать периодом эмоцио- нального общения ребенка с матерью.

В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких пред- метов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого обще-

ния является выражение отношения к другому. Причем это отношение

является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за

ребенком связан с многочисленными трудностями и заботами, эта бы-

товая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он радуется ей не потому, что она за ним ухаживает, а совершенно бескорыстно. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как пра- вило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому

факту его существования. И пусть уход за младенцем приносит мно-

жество хлопот и неприятностей — бессонные ночи, бесконечные ис-

пачканные вещи, крики по непонятным причинам, — нормальной ма- тери не придет в голову осуждать, ругать, а тем более наказывать своего малютку. Любовь, которую можно определить как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бы- тия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме присутствия и внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченное™». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внима- ние, вызвать и выразить отношение, которое выражает мимикой, вока- лизациями, движениями, то есть средствами комплекса оживления (дру-


вой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направ-


гих у него еще нет).

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений


лена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Уста- новление активной функции КО имеет большое научное значение, по- скольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реа-

гирующим существом, но активно действует. Причем все его активные


взрослых. В первом полугодии младенцы еще не различают положи- тельных и отрицательных воздействий взрослых: на все их слова и ин- тонации (даже гневные и грубые) они отвечают яркими положитель- ными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте — это потребность


действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как до- казательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овла


во внимании взрослого.

Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной


102 Часть II. Младенчество (первый год жизни) Глава 3. Первое полугодие жизни 103


роли. Младенца совершенно не интересуют внешний вид взрослого, наличие предметов у него в руках, его материальное или социальное положение — для него просто не существует всех этих вещей. Он выде-


и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику.

Одно из важнейших психологических новообразований данного воз-


ляет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему

и не сводимую к каким

но личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому эту форму

общения называют ситуативно

Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым явля-


раста — появление привязанности к близкому взрослому. Это новообра-

зование называют аффективно которые способ-

ствуют тому, чтобы у младенца формировались чувство уверенности

в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе. Ситуативно


ется «ситуативнодля которой характерны потребность во внимании взрослого, личност- ные мотивы общения и экспрессивно

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитив-


ние на формирование познавательной активности младенца и на его

отношение к предметному миру. Этот факт был доказан в исследовании

М. И. Лисиной. Задача работы состояла в том, чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результа-


ность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период за- кладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания лич-

ности. Одно из них — выделенность самого себя как начальная форма


те эмоционального общения. Эксперименты проводились с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивиду- ального, эмоционального общения со взрослым.

Младенцы двух и четырех месяцев были разделены на две группы — экс-


самосознания.

Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности мла- денца воспринимать окружающее и относиться к нему. Именно эмоцио- нальное, заинтересованное отношение к окружающим людям и пред- метам говорит о том, что малыш выделяет себя из внешнего мира, что


периментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные «занятия», на которых взрослый осуще- ствлял ситуативно тельную порцию» внимания и положительного эмоционального отноше- ния. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали.

До и после «занятий» проводились замеры познавательной активнос-


он воспринимает этот мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим.

Положительное эмоциональное самоощущение младенца, а значит его

нормальное психическое развитие, отражается в ярких положительных


ти младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, участие в обследовании глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ па игрушку, общая продолжитель-


эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей актив- ности.

Однако самоощущение младенца зависит от качества общения взрос- лого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку,


ность интереса к игрушке и пр.

Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей эксперимен- тальной группы резко опережали аналогичные проявления у детей кон- трольной.

Основной вывод из этого исследования состоит в том, что система-


тем раньше и яснее он выделяет самого себя PI активнее он действует. Глядя на мать и выделяя ее действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он чувствует себя как самое любимое и уникальное существо, с которым общаются и к ко- торому обращаются взрослые. Его присутствие в этом мире становит-

ся очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чув-


тическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если «занятия» начинаются уже

в 2,5 месяца. С возрастом развивающее влияние эмоционального обще- ния несколько снижается.

Ситуативно


ствует себя как то, на что направлены взгляд, улыбка, слова взрослого. Поэтому его самоощущение неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрос-


лугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных дви- жений и предметных действий ребенка. В 4детей возникают первые целенаправленные хватательные движения —


лый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узна- ет себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый отно-

сится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности


акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым

и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.


104 Часть II. Младенчество (первый год жизни) Глава 3. Первое полугодие жизни 105


Результаты работ, приведенные выше, убедительно показывают, что


нако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие


предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативнотакого общения приводит к существенному возрастанию интереса к пред-


отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устой- чивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком


метам и к повышению познавательной и двигательной активности де- тей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального, личност- ного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ребенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познава-


или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в дру- гом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). Предмет для младенца — это ограниченный объем пространства, и все предметы, находящиеся в одном месте, являются для него как бы одним


тельных интересов.

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни


предметом. Поэтому младенец 2 те, где он обычно находился, даже если он видел его перемещение. Устой- чивый образ предмета и предметное восприятие начинают формиро- ваться только к концу первого полугодия, с появлением акта хватания

и манипулятивных действий.


В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем, обеспечивающих восприятие внешнего мира. Одной из важных характерных особенностей развития младенцев яв-


Примерно на пятом месяце в жизни малыша происходит чрезвычай- но важное событие — он начинает целенаправленно тянуться рукой

к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление назы-


ляется опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с мото- рикой. Общая закономерность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ма-


вают «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка перво- го года жизни.

Становление целенаправленных движений младенца


лыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов


в пространстве.

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выраже- ния «ребенок наблюдает, понимает, узнает» и пр. Однако такие слова


Выше мы говорили о том, что акт хватания складывается под влиянием ситуативно

Каков же конкретный психологический механизм этого влияния?


можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы «приписываем» младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок


Каким образом из ситуативно жание которого состоит в выражении эмоционального отношения

к другому человеку, рождается активное действие, направленное на


еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать

о них или представлять их. Его ориентировка носит еще нерасчлененный характер — в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие или мышление. Сенсор-


предмет?

В психологии существуют разные ответы на эти вопросы. Первый из них состоит в том, что предметные действия возникают

в результате случайных прикосновений рук ребенка к окружающим пред-


ный мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впе- чатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух — звуки музыки, речи человека. Особое предпочтение вызывают


метам. Спонтанные движения ребенка, которые входят в состав ком-

плекса оживления, приводят к тому, что руки младенца сами наталки- ваются на близкие предметы. Если над коляской или кроваткой висят


новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить но- вый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познаватель-

ная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе


погремушки, его ручки непременно сталкиваются с ними, вызывая их раскачивание и звуки. Впоследствии связь между прикосновением

к предмету и собственными движениями ребенка закрепляется, дви- жения воспроизводятся и со временем становятся целенаправленны- ми. Происходит нечто вроде оперантного обусловливания. Согласно


к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании

предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Од


этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифферен- цированной двигательной активности младенца, а направленность на


106 Часть II. Младенчество (первый год жизни) Глава 3. Первое полугодие жизни 107


предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого,

в результате спонтанных движений младенца.

Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым ин-


щалась в поле зрения ребенка на расстоянии его вытянутой руки, а взрос- лый просто находился рядом и наблюдал за его поведением.

Для того чтобы выявить отношение младенцев к разным предметам, на


тенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Как известно, взрослый является для младенца наиболее информативным, привлека- тельным объектом, наделенным самыми предпочитаемыми для него свойствами (движением, сложной формой, воздействием на разные мо-


специальных контрольных замерах две игрушки, использованные в «ак- тивной» и «пассивной» сериях эксперимента, предъявлялись среди других, незнакомых предметов. Контрольные замеры проводились после седьмого занятия (а всего их было 15), на другой день после окончания занятий, через неделю и через две недели.


дальности). В силу своей информативности он способствует развитию перцептивных и сенсорных способностей ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы. Замещая взрослого, эти предметы начинают удовлетворять потребность ребенка

в новых впечатлениях и становятся самостоятельной целью его действий.

С этой точки зрения наибольшую познавательную и двигательную ак-


Контрольные замеры показали, что предмет, включенный в общение со взрослым, вызывает значительно большую активность младенцев, чем предмет, предъявляемый независимо от взрослого. Даже младенцы 3на ней взглядом, тянулись к ней руками, схватывали и начинали манипу- лировать. Они, несомненно, узнавали этот предмет даже через две недели


тивность малыша должны вызывать самые информативные предметы, наделенные привлекательными физическими характеристиками.

Третий вариант ответа связан с отношением взрослого к окружа-

ющим предметам. Интерес ребенка к предметам, который вызывает


после занятий со взрослым. А это значит, что у них сложился образ этого предмета. По отношению к игрушке, предъявляемой пассивным спосо- бом, никаких признаков избирательного предпочтения и никаких целе- направленных действий не наблюдалось.

При активном способе предъявления активность ребенка по отноше-


целенаправленные предметные действия, возникает через отношение

взрослого к этим предметам. Взрослый вычленяет для младенца от-

дельные предметы и привлекает к ним его внимание. Предметы, выде- ленные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекатель-

ность и своеобразный «аффективный заряд», который побуждает

активное, направленное на предмет действие ребенка.

Ответ на вопрос, какая из этих гипотез является справедливой, име-


нию к игрушке возрастала. Если на первых занятиях большинство актив- ных проявлений ребенка было адресовано взрослому (взгляды, улыбки, вокализации), то на последних занятиях практически все они были на- правлены на игрушку в руках взрослого, дети тянулись к ней, пытались потрогать, схватить руками.

Игрушку, пассивно лежащую перед ними, младенцы 3просто не замечали. Они с интересом рассматривали взрослого, который


ет не только научный интерес, но и практическое значение, поскольку приведенные выше механизмы предполагают разную стратегию обще- ния взрослого с младенцем.

Для проверки данных гипотез было проведено специальное экспери-


сидел рядом, улыбались, вокализировали, пытались завязать с ним обще- ние, не обращая никакого внимания на лежащую перед ними игрушку. Попытки взрослого привлечь к ней внимание без адресованного обраще- ния к ребенку (постукивание игрушкой по столу, приближение к глазам


ментальное исследование (Е. О. Смирнова, Г. Н. Рошка).

Его методика состояла в том, что младенцам от 3 до 12 месяцев предъяв- лялись два предмета разными способами — в общении со взрослым (ак- тивный способ) и вне общения (пассивный способ). В предварительных пробах были выявлены четыре предмета (детские игрушки) с заведомо непривлекательными для младенцев физическими характеристиками, не вызывающие сильной ориентировочной реакции детей. Причем наименее привлекательный предмет (им оказалась белая пластмассовая машинка) был включен в общение со взрослым. На специальных занятиях взрослый ярко выражал свой интерес к этой игрушке, показывал младенцу ее раз-


ребенка) ничего не меняли в поведении младенцев. Игрушка была как


бы прозрачной: сквозь нее дети видели глаза взрослого. Случайные при- косновения рук к пассивно предъявляемой игрушке, которые были неиз- бежны при двигательном оживлении младенцев, ничего не меняли в их поведении. Оно оставалось направленным исключительно на взрослого,

а случайные прикосновения не перерастали в целенаправленные дей- ствия. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что усиление спон- танной двигательной активности младенцев первого полугодия нельзя рассматривать как единственное и достаточное условие возникновения целенаправленного хватания предметов.

Данное исследование подвергает сомнению и вторую гипотезу о том,


осуществлять (крутил колесики, возил машинку но столу, трогал окошки


личные детали и демонстрировал простые действия, которые можно с ней


что предметы, замещая взрослого, начинают удовлетворять потреб-


и пр.) Заключительная часть такого трехминутного занятия отводилась


ность ребенка в новых впечатлениях. Во


для самостоятельных манипуляций ребенка с предметом. Игрушка поме


цев к предметам не определялся их физическими свойствами: наиболее


108 Часть И. Младенчество (первый год жизни) Глава 3. Первое полугодие жизни


привлекательной для детей оказалась самая невзрачная на первый взгляд игрушка, которую показывал взрослый.

Во ного на предмет и на взрослого, показал принципиально различный характер активности детей: направленная на взрослого, она проявля- лась в основном в эмоциях и в вокализациях, в то время как направлен- ная на предмет, заключалась преимущественно в ориентировочно следовательских (рассматривание) и практических действиях. Эти различия в репертуаре поведения детей заставляют предположить, что роль взрослого и роль предмета в жизни младенца принципиально раз- личны. Предмет не может замещать ребенку взрослого, и отношение ко взрослому не переносится на предмет. Общаясь со взрослым и действуя

с предметом, ребенок осуществляет принципиально различные виды деятельности, которые, конечно же, не сводятся к перцептивному вос- приятию различных объектов.

Полученные в этих экспериментах данные позволяют наметить пси- хологические механизмы влияния взрослого на формирование пред- метных действий младенца: являясь аффективным центром любой

ситуации, взрослый передает предмету субъективную значимость и тем

самым «открывает» предмет. Благодаря этому младенец вычленяет це- лостный предмет (а не только отдельные сенсорные признаки), зритель- но сосредоточивается на нем и начинает целенаправленно тянуться

к нему. Это встречное активное движение представляет собой единство сенсорного и моторного начала, или единство восприятия и действия, которое составляет основу первой, наглядно


Вовзрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; у него складывается положительное самоощущение,

которое является первичной формой самосознания.

Во но новой дальнейшего развития ребенка.

Впознавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета (акта хватания). Появление этих действий и интереса к предметам знаменует окончание первой полови- ны младенчества и переход к новому этапу психического развития ре- бенка.

Вопросы и задания

1. Что такое «комплекс оживления» и каковы его компоненты? Ка- ковы функции комплекса оживления в психической жизни мла- денца?

2. Назовите основные характеристики ситуативно щения младенца со взрослым.

3. Как можно доказать, что ситуативно лым является ведущей деятельностью младенцев 2


ления. Своеобразие сенсомоторного единства заключается в том, что оно представляет собой не первичную рефлекторную связь, а связь че-

рез аффект. Младенец тянется к предмету, потому что данный предмет

привлекает его. Восприятие предметов (в частности игрушек) неотде- лимо от эмоционального отношения к ним. Именно аффективный ха- рактер восприятия приводит к такому единству восприятия и действия. Но отношение к предметам первоначально возникает через общение

младенца со взрослым, опосредованное этим предметом.

Возникновение и развитие манипулятивных действий с предметом знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.

Резюме

Ситуативно

хическое развитие младенца.


Глава 4. Второе полугодие жизни 111


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...