Познавательное развитие в раннем
действия на другие предметы и в другие ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудий- Возрасте ными предметными действиями. Усвоение общественно выработанных способов использования предметов происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого. При освоении предметного дей- ствия в первую очередь осваивается функция предметадействия и лишь затем и на этой основе — его операционально ческая сторона. Освоение этой стороны действия происходит не путем прямого прилаживания действия к образцу, а в процессе создания ре- бенком образа действия с предметом способление к материальным свойствам предметатолько на основе включения их в образ действия, постепенно создавае- мый ребенком. Вопросы и задания
1. Особенности специфических манипуляций в начале второго года жизни. 2. Как мершется ситуативно ходе от младенческого к раннему возрасту? 3. В чем состоят различия орудийных действий от ручных? 4. Какие две стороны предметных действий выделял Д. Б. Элько- нин? 5. В чем состоит последовательность овладения орудийным дей- ствием? 6. Назовите основные условия освоения орудийных действий. 7. Какова роль взрослого в овладении предметными действиями ре- бенка раннего возраста? 8. Чем отличается копирование образцов взрослого от собственного предметного действия ребенка? Развитие восприятия Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте при- надлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста це- ликом определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте суще- ствует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредствен- ный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится
в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготско- го, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через вос- приятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия разви- тия. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте. Несмотря на то что к концу младенческого возраста у ребенка скла- дываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знако- мые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какойпризнак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребе- нок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и мани- пулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зри- тельные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются глав- ными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково 140 Часть ill. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 141 узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображе- ния, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ре- бенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.
Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках пред- чально малыш может выполнять эти действия только через практиче- ские пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величи- ну и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начина- ет пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой — втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятель- ности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как метной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Осо- бое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориен- действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учиты- вать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начи- нают совершать действия с двумя предметами — нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов — не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается распо- ложить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей тировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный ре- зультат. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зри- тельному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращает- ся в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величи- на одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке — он подбирает нуж- ные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без пред-
раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамид- ку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке мат- решки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать варительных практических проб. В 2 по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу — гораздо более слож- ная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы, одинаковые по форме, затем по величине действия в определенном порядке кую, а потом вложить ее в большую. Эти действия должны регулироваться и направляться тем резуль- татом, который нужно получить, — готовой пирамидкой или матреш- кой. Но ребенок еще не может представить готовый результат и под- и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь позже переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образ- чинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение/Соотносящие действия могут выполняться раз- ными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, то есть выполняет те же дей- ствия с теми же предметами, он может получить результат только в при- сутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Первона
цу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если пред- меты имеют сложную форму и состоят из многих частей. Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно опреде- лить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях вос- приятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их 142 Часть III. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 143 учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами. Или, выполняя постройку по об- нии практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важ- ный шаг в развитии мышления. разцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основ- ные цвета. На третьем году жизни появляются постоянные образцы для срав- нения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко вы- Сначала установление таких связей происходит путем практиче- ских проб. Он использует разные способы открывания коробочки, до ставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, слу- раженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круг- лые предметы — «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления чайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжу- щую струю или, сдвинув крышку коробочки и достает спрятанный предмет. Мышление ребенка, которое осуществ- ляется в форме внешних ориентировочных действий, называют нагляд- но Именно эта форма мышления характерна для детей закреплены за конкретными предметами. Формирование представле- ний о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обо- гащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и призна- ками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разно- образная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, явля-
раннего возраста. Малыши активно используют наглядномышление для обнаружения самых разнообразных связей вещей и яв- лений окружающего их предметного мира. Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих ется важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Особенности мышления в раннем возрасте Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, ко- игрушек, сравнение разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышле- ния. Конечно, этот опыт не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно то, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически функций, а со стороны абстрактных, общих свойств, вычленения су- торые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в ко- торых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями, например подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к верев- ке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, кото- щественных и функциональных признаков, которые открывает и по- знает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышле- ния в раннем возрасте проявляется не только (и не столько) в успеш- ности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной рые объективно и зрительно разъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотнося- щие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчивости и в удо- вольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской де- ятельности. самостоятельной работы мышления — взрослые дают образцы нужных действий и показывают использование орудий. Но в процессе их усвое- ния ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует уста- новлению таких связей в новых условиях при самостоятельном реше Повторение и воспроизведение исследовательских действий при- водит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются дей- ствия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого 144 Часть 111. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 145 высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы именно они являются первым основанием для классификации и обоб- достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки ле- жит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внут- ренних действий с образами, называют наглядно В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяет- ся на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более слож- ные малыш решить не может или решает их в наглядноплане. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста зани- мает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или щения предметов. В исследовании Н. X. Швачкина изучались первые обобщения детей по присущим им свойствам и признакам. Работа проводилась двумя спосо- бами. При первом способе детям давали игрушки и указывали их назва- ния. После того как дети узнавали игрушки по их названиям, в экспери- мент вводились другие такие же игрушки, но другого цвета и размера. При этом выяснялось, сумеют ли дети перенести (обобщить) названия первых игрушек на другие, отличающиеся только по несущественным признакам. При другом способе детям предлагался комплект игрушек, и они усва- ивали не только их названия, но и их назначение путем овладения дей- ствиями с ними. Так, совком они насыпали песок, ведром зачерпывали воду и т. д. После того как названия и способы действий с предметами действий, обладающих общими признаками. Развитие обобщений в предметных действиях ребенка Обобщение предметов по их функции первоначально происходит глав- ным образом в процессе овладения орудийными действиями. Во ленными и постоянными, чем все другие виды действия, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Водетских обобщений — усвоив способ действия того или иного орудия (ложки, палки, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение. В усваивались, в игру вводились такие же игрушки, но другого цвета или размера и также выяснялась возможность обобщения. Оказалось, что вначале большинство детей после ознакомления с иг- рушками не смогли перенести названия на игрушки, окрашенные в дру- гие цвета: красное и зеленое или большое и маленькое ведро были для них разными предметами. Но после того как эти игрушки включались в прак- тические действия, дети без труда производили обобщение и могли аб- страгироваться от несущественных различий предметов. Н. X. Швачкин указывает на то, что быстрое абстрагирование от случайных признаков имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудий своей деятельности. В таком быстром абстрагирова- нии от случайных признаков и в выделении способа действия в качестве основного и существенного признака и заключается основное преимуще- ство второго способа формирования обобщений. На основе исследования Швачкина можно выделить три основные ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Для первой ступени характерны ранние наглядные обобще- связь между различными предметами, а именно связь орудия с теми предметами, на которые направлено его действие. Тем самым создают- ся благоприятные предпосылки для выделения этой связи и ориенти- ровки на нее. Овладение предметными действиями оказывает решающее влия- ние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предме- тов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно эти, чисто физические признаки являются более оче- видными для ребенка при непосредственном восприятии, и поэтому ния, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выде- ляющимся признакам (чаще всего это цвет или размер). На этой стадии ребенок еще не владеет предметными действиями. В дальнейшем, на второй ступени, ребенок на основе своих действий начинает выделять отдельные предметы, объединяя их зри- тельные и осязательные образы в единое представление. При этом все признаки предметов (и случайные, и существенные) равнозначны; ре- бенок не отделяет еще основные, устойчивые признаки от вторичных, изменчивых. На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребе- нок вычленяет из всех признаков предметов существенные и постоянные, 146 Часть 111. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 147 к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Вопросы и задания Таким образом, при усвоении предметных действий, главным обра- 1. Какова роль восприятия в раннем детстве? зом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Следует подчеркнуть, что смена уровней обобщения опыта предмет- ной деятельности происходит в соответствии с развитием этой дея- тельности. От качества предметной деятельности ребенка и от степени овладений орудийными действиями зависит и возникновение каче- ственно новых уровней ее обобщения. Однако уровень развития мышления обобщения ребенка определя- ется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Этой важнейшей для раннего возраста линии развития ребенка — раз- витию речи — будет посвящена следующая глава. Резюме Важнейшей и центральной психической функцией является воспри- ятие. Именно оно определяет функционирование и развитие всех по- знавательных процессов. Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Появление соотносящих и орудийных дей- ствий с игрушками способствует ориентации ребенка в различных свойствах предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. Ориентация на цвет появляется позднее. От внешних 2. Перечислите действия, наиболее эффективные для развития вос- приятия детей раннего возраста. 3. Какие игрушки и почему наиболее полезны для детей раннего возраста? 4. Какие формы мышления характерны для ребенка раннего воз- раста? 5. В чем заключается влияние предметной деятельности на развитие мышления ребенка? ориентировочных действий ребенок переходит к зрительным, сенсор- ным действиям, что способствует формированию образов и представ- лений. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно ции первоначально возникает в орудийных действиях. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приоб- ретающих характер понятий. Функционально ния, сформированные в практической деятельности ребенка, отража- ясь в его сознании, вызывают качественно новые формы обобщения. Средством фиксации и закрепления детских обобщений является речь. Важнейшим событием раннего детства является встреча линий разви- тия мышления и речи. Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 149
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|