История вопроса о классификации детей с нарушением слуха
Выделение категорий слабослышащих из числа глухих стало возможным только на основе создания научно обоснованной классификации детей по состоянию слуха. Начало- создания такой классификации относится к XIX в. Прослеживая историю вопроса об исследовании и классификации остатков слуха у глухонемых, Л. В. Нейман отмечал, что можно выделить три периода: I период — от начальных попыток систематического исследования слуха у глухонемых до введения в практику специального слухоизмерительного прибора — набора камертонов. II период — от камертонов до аудиометра. III период — современный, начинающийся с внедрения в практику аудиометрии¹ 1 См.: Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961, с. 19. В пределах каждого периода совершенствовались критерий и принципы классификации детей с недостатками слуха. Одной из первых попыток классифицировать глухих детей было разделение (в 1821 г.) Итаром, врачом Института глухонемых в Париже, своих воспитанников на 5 групп: I группа,— дети, воспринимающие громкую речь около уха. II группа — дети, различающие гласные и согласные. III группа — дети, воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные. IV группа — дети, не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные звуки (стук в дверь, гром и т. д.). V группа — полностью глухие дети. В дальнейшем было создано много классификаций, имеющих различную научную и практическую значимость, но классификация Итара имеет особое значение. Ее ценность заключается в том, что в ней основным критерием при разделении глухонемых детей было восприятие на слух речи и неречевых звуков. Для большинства классификаций глухонемых детей был характерен ряд недостатков. Не существовало единых критериев оценки состояния слуха, методики исследования, приборов, с помощью которых определялся бы объем слуховой функции детей. Для обследования слуха глухонемых использовались источники звучания, различные по интенсивности и частотной характеристике: удары предмета о предмет, звон колоколов, настольные колокольчики, карманные часы, громкий голос, усиленный слуховой трубкой, и т. д. Часто для сравнения степени сохранности слуха глухих детей использовались несопоставимые параметры. Такие классификации не позволяли с достаточной достоверностью судить об объеме слуховой функции обследуемых детей ввиду нечеткого определения параметров исследования, неразработанной методики исследования, субъективной оценки слухового восприятия.
Важным этапом явилось создание классификации профессором Бецольдом в 1891 г., исследовавшим слух детей Мюнхенской школы глухонемых. В основу его классификации был положен принцип сохранности слуха для восприятия чистых тонов. Слуховая функция глухих исследовалась прибором, который был сконструирован Бецольдом совместно с физиком Эдельманом. В отличие от существовавшего ранее прибора, гармоники Урбанчича, которая излучала спектр частот, новый прибор излучал чистые тона. Бецольд исследовал слух детей не только чистыми тонами, но и речью. Заслуга его состоит не только в том, что он пытался определить истинный объем слуховой функции глухих детей, их возможности восприятия речи, а также и в том, что он пытался сопоставить степень сохранности слуха у глухих и у слышащих, используя один и тот же прибор. Определение объема слуховой функции глухих с достаточной степенью достоверности стало возможным благодаря созданию специальных приборов. В дальнейшем развитие вопроса о классификации глухих по степени сохранности слуха тесно связано с развитием электроакустической аппаратуры.
Таким образом, в XIX в. в основу классификации глухих детей было положено два принципа: принцип сохранности слуха для восприятия чистых тонов и принцип сохранности слуха для восприятия речи. В XX в. оба принципа учитывались при разделении глухих детей по степени сохранности -слуха. Наши отечественные отиатры широко использовали неречевые звуки и речь для выяснения состояния слуха. Заслуживает особого внимания классификация Ф. A. Pay. В основе его классификации лежат оба принципа: сохранность слуха для восприятия речи и для восприятия чистых тонов. Ф. A. Pay выделил две большие группы среди исследуемых: группу с остатками слуха и группу без остатков слуха. Группу с остатками слуха он разделил на подгруппы по степени восприятия чистых тонов и речи. Причем отмечал как восприятие звуков речи, так и восприятие целых слов. Такое исследование имело практическое значение для использования сохранной слуховой функции в обучении речи. Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификации выделялись группы с более высоким слуховым восприятием' тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослышащих. Постепенно данный пробел был восполнен. В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих Б. С. Преображенского. В основу его классификации был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов. Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи. Б. С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих: 1-я группа —легкое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м, разговорную речь — на расстоянии 6 м. 2-я группа —умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 1 до 3 м, разговорную речь — от 4 до 6 м; 3-я группа — значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь в пределах у уха до 1 м, разговорную речь — от 2 до 4 м. 4-я группа —тяжелое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь не более чем на 0,5 м или совсем не различали шепотную речь, разговорную речь воспринимали у уха и не более чем на расстоянии 2 м.
Данная -классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная речь), уровень восприятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия. Наиболее полное представление о состоянии слуха учащихся и практическом использовании слуха в обучении дают современные классификации Л. В. Неймана, Р. М. Боскис. Классификации Л. В. Неймана и Р. М. Боскис носят медико-педагогический характер. Основной целью медико-педагогической классификации является определение уровня сохранности слуха у учащихся с нарушением слуховой функции, выделение соответствующих групп, выяснение возможности использования слухового восприятия в педагогическом процессе и развитие его с помощью специальных упражнений. Значение такой классификации состоит в том, что она содействует рациональному построению сети учреждений для.обучения и воспитания детей с недостатками слуха, обоснованному отбору детей в соответствующие учреждения и квалифицированной организации педагогического процесса в зависимости от уровня сохранной слуховой функции детей. Существуют два вида слуховой недостаточности — глухота и тугоухость. Отсюда в зависимости от уровня снижения слуха Р. М. Боскис выделяет две категории детей: категорию глухих и категорию слабослышащих. Каждая категория имеет различную степень снижения слуха и различный уровень развития речи. Р. М. Боскис выделила четыре фактора, от которых зависит уровень развития речи: степень снижения слуха, время возникновения поражения слуховой функции, условия, в которых находится ребенок до школы, индивидуальные особенности детей. Каждый из названных факторов оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка.
Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. У глухих, как правило, уровень развития речи ниже, чем у слабослышащих. Глухие дети овладевают речью в процессе специального -обучения, тогда как слабослышащие в состоянии пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени с помощью слуха. Большое влияние на речевое развитие оказывает время возникновения поражения слуховой функции. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка, в зависимости от чего будет находиться и уровень развития речи. По наблюдениям Р. М. Боскис, можно выделить следующие периоды: потеря слуха до 1,5 —2 лет, т. е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи. Речь ребенка еще не успела сформироваться ко времени потери слуха (условно период формирования речи определяется возрастом от 2—3 лет до 7 лет); потеря слуха до 3 лет влечет за собой утрату той речи, которая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме; потеря слуха в 4—5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения; потеря слуха к 7 годам, когда в основном закончилось формирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения. Но без специальной работы речь распадается; потеря слуха после 7 лет, когда дети уже овладели грамотой, может создать условия для сохранения речи при систематической работе над нею. Существенное влияние на речевое развитие оказывают условия воспитания ребенка до школы. Чем раньше осуществляется квалифицированная помощь ребенку в овладении речью, тем успешнее идет формирование речи. Посещение детьми специальных учреждений (детские ясли, сады, группы при лабораториях по развитию слуха и речи и т. д.), а также целенаправленная работа родителей с ними способствуют успешному дальнейшему развитию речи детей в школе. На речевое развитие ребенка оказывают также положительное влияние устойчивое внимание, усидчивость, хорошая память, интеллектуальное развитие и др. Внимательный ребенок с хорошей памятью и хорошим общим развитием лучше и быстрее овладевает речью в специально созданных педагогических условиях. Таким образом, уровень развития речи является одним из ведущих критериев, способствующих отнесению детей с нарушением слуха в соответствующие группы. Положив принцип развития речи в основу своей классификации, Р. М. Боскис выделила в пределах каждой категории (в категории глухих и в категории слабослышащих) по две группы детей: Среди глухих: 1) глухие без речи; 2) глухие, сохранившие речь. Среди слабослышащих:
1) слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими недостатками (отклонения в грамматическом построении речи, ошибки в письме и произношении и др.); 2) слабослышащие с глубоким недоразвитием речи (употребление отдельных слов, коротких фраз с неправильным их построением и т. д.). Однако уровень развития речи у детей с недостатками слуха не дает возможности определить количественный характер снижения слуха. В практике наблюдаются случаи, когда учащиеся имеют одинаковую степень снижения слуха, но разный уровень речевого развития (у одних хуже, у других лучше) и, наоборот, у учащегося со значительным снижением слуха отмечается более высокий уровень речевого развития, чем у учащегося с меньшими нарушениями слуховой функции. Поэтому для правильной организации педагогического процесса необходимо знать и уровень развития речи, и степень снижения слуха. Таким образом, к категории глухих относятся дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в ходе специально организованного педагогического обучения. К этой же категории относятся глухие дети, с сохранившейся речью (позднооглохшие). Эти дети к моменту потери слуха уже владеют речью, но им необходимо сформировать способ восприятия речи на слухо-зрительной или зрительной основе в зависимости от степени сохранности слуха. При выделении в категории глухих группы детей с сохранной речью, следует опираться на уровень развития речи этих детей. Степень сохранности слуха у позднооглохших может соответствовать категории слабослышащих, и тогда их совершенно правомерно относят к слабослышащим. К категории слабослышащих относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы. Для определения рациональной организации обучения детей с нарушением слуха важно определить как качественный, так и количественный критерий дефекта. Р. М. Боскис установила качественное своеобразие каждой категории детей. Для выяснения состояния слуха в количественном отношении Л. В. Нейманом было проведено исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии. Исследование слуха глухих детей голосом, элементами речи и речью позволило представить также и качественный характер сохранности слуха каждой группы глухих. В результате исследования слуха чистыми тонами в категории глухих было выделено 4 группы по диапазону воспринимаемых частот. 1-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничивается 125—250 Гц, т. е. самыми низкими частотами. Часть детей данной группы, как показали исследования слуха речью, реагируют только на громкий голос у уха, но не' различают каких-либо звуков речи, слов и фраз. 2-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничивается 125—500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные о, у, а, но не различают слов и фраз. (Различение именно гласных о, у, а объясняется тем, что эти звуки являются наиболее мощными из гласных. Форманты звуков о, у в основном соответствуют частотам, которые воспринимаются детьми этой группы.) 3-я группа-—диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 Гц до 1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной силы у уха, различают почти все гласные, многие из них различают знакомые слова и фразы. 4-я группа — диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 Гц до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной силы у уха и на некотором расстоянии; различают гласные, многие из них -различают знакомые слова и фразы. Таким образом, расширение частотного диапазона у глухих влечет за собой улучшение в различении голоса, элементов речи и речи. У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранности слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в восприятии и развитии речи. Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии позволило у детей со сниженной слуховой функцией определить объем восприятия ими чистых тонов. Для слабослышащих детей характерна сохранность восприятия речевого диапазона, т. е. восприятие частот в пределах от 500 Гц до 4000 Гц. Наряду с исследованием слуха с помощью аудиометра обследовалось восприятие речи. В зависимости от величины снижения слуха на восприятие чистых тонов в пределах речевого диапазона выделено 3 степени тугоухости. В пределах каждой степени определен уровень восприятия учащимися речи. I степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ, восприятие частот в пределах 125—8000 Гц. Исследование слуха детей с I степенью тугоухости голосом, элементами речи и речью показало, что учащиеся 1-го отделения воспринимают голос разговорной громкости на расстоянии более чем 6 м, гласные — на расстоянии 5 м; различают 92% согласных и 97% слов, произнесенных у уха; воспринимают шепотную речь на расстоянии 1—2 м от уха. У учащихся 2-го отделения уровень восприятия речи ниже. Они воспринимают голос разговорной громкости на расстоянии 4,7 м, гласные — на расстоянии 2 м; различают 83% гласных и 93% слов у уха; шепотную речь не воспринимают. При отсутствии специальных занятий такое снижение слуха приводит к нарушению развития речи. II степень — снижение слуха в речевом диапазоне находится в пределах от 50 до 70 дБ. Исследование слуха голосом, элементами речи показало, что учащиеся 1-го отделения по сравнению с учащимися 2-го отделения воспринимают голос разговорной громкости и гласные на более далеком расстоянии (голос— 6 и 3,8 м; гласные — 4 и 1,3 м соответственно); лучше различают согласные и слова, произнесенные разговорным голосом у уха (согласные — 7,8 и 59%, слова — 91 и 77% соответственно). У учащихся 1-го отделения отмечается восприятие шепотной речи менее чем на расстоянии 1 м, в то время как учащиеся 2-го отделения шепотную речь совсем не воспринимают. Такое различие в восприятии на слух речи объясняется и более высоким уровнем речевого развития учащихся 1-го отделения по сравнению с учащимися 2-го отделения. III степень — снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ. В исследовании слуха речью отмечается расхождение между восприятием учащихся 1-го и 2-го отделений с тенденцией снижения восприятия учащимися 2-го отделения. Так, голос разговорной громкости воспринимается на расстоянии 5 и 2,4 м; гласные — на расстоянии 1,4 и 0,3 м; различается 46 и 38% согласных, 73 и 52% слов соответственно, шепотная речь не воспринимается. Таким образом, у слабослышащих учащихся в области восприятия речевого диапазона отмечается повышение слуховых порогов в зависимости от степени снижения слуха, а также ограничение распознавания на слух шепотной речи, голоса, элементов речи и речи. Каждая из воспринимаемых частот свидетельствует об определенном значении для восприятия речи. При сохранении восприятия частот от 125 Гц до 500 Гц и полном выпадении высоких частот, слух может быть использован для разборчивого восприятия слов соответствующей акустической структуры. Так, частота 250 Гц позволяет воспринимать длину слов. Сохранение восприятия речевой частоты в 500 Гц оказывает положительное влияние па разборчивость речи. Естественно, что сохранение восприятия последующих частот способствует более полному различению речи. Одним из наиболее важных критериев глухоты и тугоухости служит уровень порогов, определяемых при тональной аудиометрии. Согласно классификации Л. В. Неймана, слуховые пороги у слабослышащих III степени находятся в пределах 70—80 дБ, а у глухих — в пределах 80—85 дБ и выше. Например, при диапазоне воспринимаемых частот от 125 Гц до 4000 Гц при среднем слуховом пороге 95 дБ испытуемого, согласно классификации Л. В. Неймана, можно отнести к глухим 4-й группы. При диапазоне восприятия частот в пределах 125—2000 Гц при среднем слуховом пороге 50 дБ испытуемый может быть отнесен к слабослышащим II степени. Каждая категория детей (глухие, слабослышащие) имеет свои особенности нарушения слуховой функции и развития речи. Естественно, что для каждой категории характерны свои особенности психического развития, усвоения знаний. Отсюда возникает необходимость дифференцированного обучения детей названных выше категорий. Совместное обучение детей с разными дефектами слуха, как показала практика, не дает должного эффекта, так как или задерживается развитие одних, или не получают достаточной помощи другие. Поэтому каждая категория детей, согласно снижению слуховой функции и уровню развития речи, должна обучаться в такой школе, которая по содержанию программного материала и методике обучения будет соответствовать их возможностям. Выделенным группам детей с недостатками слуха, согласно «Положению о специальной общеобразовательной школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей», соответствуют различные типы школ. 1. Специальная общеобразовательная школа-интернат для глухих. 2. Специальная общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: 1-е отделение — с десятилетним сроком обучения (I—X классы) для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (при отдельных школах организуются XI и XII классы); 2-е отделение — с двенадцатилетним сроком обучения (I—XII классы) для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|