Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История вопроса о классификации детей с нарушением слуха




Выделение категорий слабослышащих из числа глухих ста­ло возможным только на основе создания научно обоснованной классификации детей по состоянию слуха. Начало- создания та­кой классификации относится к XIX в.

Прослеживая историю вопроса об исследовании и классифи­кации остатков слуха у глухонемых, Л. В. Нейман отмечал, что можно выделить три периода:

I период — от начальных попыток систематического иссле­дования слуха у глухонемых до введения в практику специаль­ного слухоизмерительного прибора — набора камертонов.

II период — от камертонов до аудиометра.

III период — современный, начинающийся с внедрения в практику аудиометрии¹

1 См.: Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961, с. 19.

В пределах каждого периода совершенствовались критерий и принципы классификации детей с недостатками слуха.

Одной из первых попыток классифицировать глухих детей было разделение (в 1821 г.) Итаром, врачом Института глухо­немых в Париже, своих воспитанников на 5 групп:

I группа,— дети, воспринимающие громкую речь около уха.

II группа — дети, различающие гласные и согласные.

III группа — дети, воспринимающие лишь отдельные глас­ные и согласные.

IV группа — дети, не воспринимающие звуков речи, но слы­шащие очень сильные звуки (стук в дверь, гром и т. д.).

V группа — полностью глухие дети.

В дальнейшем было создано много классификаций, имеющих различную научную и практическую значимость, но классифи­кация Итара имеет особое значение. Ее ценность заключает­ся в том, что в ней основным критерием при разделении глухо­немых детей было восприятие на слух речи и неречевых звуков.

Для большинства классификаций глухонемых детей был характерен ряд недостатков. Не существовало единых крите­риев оценки состояния слуха, методики исследования, приборов, с помощью которых определялся бы объем слуховой функции де­тей. Для обследования слуха глухонемых использовались источ­ники звучания, различные по интенсивности и частотной харак­теристике: удары предмета о предмет, звон колоколов, настоль­ные колокольчики, карманные часы, громкий голос, усиленный слуховой трубкой, и т. д. Часто для сравнения степени сохранно­сти слуха глухих детей использовались несопоставимые пара­метры. Такие классификации не позволяли с достаточной дос­товерностью судить об объеме слуховой функции обследуемых детей ввиду нечеткого определения параметров исследования, неразработанной методики исследования, субъективной оценки слухового восприятия.

Важным этапом явилось создание классификации профессо­ром Бецольдом в 1891 г., исследовавшим слух детей Мюнхенской школы глухонемых. В основу его классификации был положен принцип сохранности слуха для восприятия чистых тонов. Слу­ховая функция глухих исследовалась прибором, который был сконструирован Бецольдом совместно с физиком Эдельманом. В отличие от существовавшего ранее прибора, гармоники Урбанчича, которая излучала спектр частот, новый прибор излучал чистые тона. Бецольд исследовал слух детей не только чистыми тонами, но и речью. Заслуга его состоит не только в том, что он пытался определить истинный объем слуховой функции глухих детей, их возможности восприятия речи, а также и в том, что он пытался сопоставить степень сохранности слуха у глухих и у слышащих, используя один и тот же прибор.

Определение объема слуховой функции глухих с достаточной степенью достоверности стало возможным благодаря созданию специальных приборов. В дальнейшем развитие вопроса о клас­сификации глухих по степени сохранности слуха тесно связано с развитием электроакустической аппаратуры.

Таким образом, в XIX в. в основу классификации глухих детей было положено два принципа: принцип сохранности слу­ха для восприятия чистых тонов и принцип сохранности слуха для восприятия речи.

В XX в. оба принципа учитывались при разделении глухих детей по степени сохранности -слуха. Наши отечественные отиат­ры широко использовали неречевые звуки и речь для выяснения состояния слуха.

Заслуживает особого внимания классификация Ф. A. Pay. В основе его классификации лежат оба принципа: сохранность слуха для восприятия речи и для восприятия чистых тонов. Ф. A. Pay выделил две большие группы среди исследуемых: группу с остатками слуха и группу без остатков слуха. Группу с остатками слуха он разделил на подгруппы по степени восприя­тия чистых тонов и речи. Причем отмечал как восприятие зву­ков речи, так и восприятие целых слов. Такое исследование име­ло практическое значение для использования сохранной слухо­вой функции в обучении речи.

Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификации выделялись группы с более высоким слуховым восприятием' тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослыша­щих. Постепенно данный пробел был восполнен. В этом отно­шении представляет интерес классификация слабослышащих Б. С. Преображенского. В основу его классификации был поло­жен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствую­щих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посто­ронних шумов. Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи.

Б. С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих:

1-я группа —легкое снижение слуха; испытуемые воспри­нимали шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м, разговорную речь — на расстоянии 6 м.

2-я группа —умеренное снижение слуха; испытуемые вос­принимали шепотную речь на расстоянии от 1 до 3 м, разговор­ную речь — от 4 до 6 м;

3-я группа — значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь в пределах у уха до 1 м, разго­ворную речь — от 2 до 4 м.

4-я группа —тяжелое снижение слуха; испытуемые вос­принимали шепотную речь не более чем на 0,5 м или совсем не различали шепотную речь, разговорную речь воспринимали у уха и не более чем на расстоянии 2 м.

Данная -классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная речь), уровень вос­приятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия.

Наиболее полное представление о состоянии слуха учащих­ся и практическом использовании слуха в обучении дают совре­менные классификации Л. В. Неймана, Р. М. Боскис. Класси­фикации Л. В. Неймана и Р. М. Боскис носят медико-педагоги­ческий характер.

Основной целью медико-педагогической классификации яв­ляется определение уровня сохранности слуха у учащихся с нарушением слуховой функции, выделение соответствующих групп, выяснение возможности использования слухового вос­приятия в педагогическом процессе и развитие его с помощью специальных упражнений.

Значение такой классификации состоит в том, что она содей­ствует рациональному построению сети учреждений для.обуче­ния и воспитания детей с недостатками слуха, обоснованному отбору детей в соответствующие учреждения и квалифициро­ванной организации педагогического процесса в зависимости от уровня сохранной слуховой функции детей.

Существуют два вида слуховой недостаточности — глухота и тугоухость. Отсюда в зависимости от уровня снижения слуха Р. М. Боскис выделяет две категории детей: категорию глухих и категорию слабослышащих. Каждая категория имеет различ­ную степень снижения слуха и различный уровень развития речи.

Р. М. Боскис выделила четыре фактора, от которых зависит уровень развития речи: степень снижения слуха, время возник­новения поражения слуховой функции, условия, в которых на­ходится ребенок до школы, индивидуальные особенности детей. Каждый из названных факторов оказывает существенное влия­ние на развитие речи ребенка.

Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. У глухих, как правило, уровень развития речи ниже, чем у слабослышащих. Глухие дети овладевают речью в процессе специального -обучения, тогда как слабослышащие в состоянии пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени с помощью слуха.

Большое влияние на речевое развитие оказывает время воз­никновения поражения слуховой функции. Нарушение слуха мо­жет возникнуть в разные периоды жизни ребенка, в зависимо­сти от чего будет находиться и уровень развития речи. По наблю­дениям Р. М. Боскис, можно выделить следующие периоды:

потеря слуха до 1,5 —2 лет, т. е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи. Речь ребенка еще не успела сформироваться ко времени потери слуха (условно период формирования речи определяется возрастом от 2—3 лет до 7 лет);

потеря слуха до 3 лет влечет за собой утрату той речи, ко­торая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме;

потеря слуха в 4—5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения;

потеря слуха к 7 годам, когда в основном закончилось фор­мирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения. Но без специальной работы речь распадается;

потеря слуха после 7 лет, когда дети уже овладели грамо­той, может создать условия для сохранения речи при система­тической работе над нею.

Существенное влияние на речевое развитие оказывают усло­вия воспитания ребенка до школы. Чем раньше осуществляется квалифицированная помощь ребенку в овладении речью, тем успешнее идет формирование речи. Посещение детьми специ­альных учреждений (детские ясли, сады, группы при лаборато­риях по развитию слуха и речи и т. д.), а также целенаправлен­ная работа родителей с ними способствуют успешному дальней­шему развитию речи детей в школе.

На речевое развитие ребенка оказывают также положитель­ное влияние устойчивое внимание, усидчивость, хорошая память, интеллектуальное развитие и др. Внимательный ребенок с хо­рошей памятью и хорошим общим развитием лучше и быстрее овладевает речью в специально созданных педагогических ус­ловиях.

Таким образом, уровень развития речи является одним из ведущих критериев, способствующих отнесению детей с нару­шением слуха в соответствующие группы.

Положив принцип развития речи в основу своей классифи­кации, Р. М. Боскис выделила в пределах каждой категории (в категории глухих и в категории слабослышащих) по две группы детей:

Среди глухих:

1) глухие без речи;

2) глухие, сохранившие речь. Среди слабослышащих:

1) слабослышащие, обладающие развитой речью с неболь­шими недостатками (отклонения в грамматическом построении речи, ошибки в письме и произношении и др.);

2) слабослышащие с глубоким недоразвитием речи (упот­ребление отдельных слов, коротких фраз с неправильным их построением и т. д.).

Однако уровень развития речи у детей с недостатками слу­ха не дает возможности определить количественный характер снижения слуха. В практике наблюдаются случаи, когда уча­щиеся имеют одинаковую степень снижения слуха, но разный уровень речевого развития (у одних хуже, у других лучше) и, наоборот, у учащегося со значительным снижением слуха от­мечается более высокий уровень речевого развития, чем у уча­щегося с меньшими нарушениями слуховой функции. Поэтому для правильной организации педагогического процесса необ­ходимо знать и уровень развития речи, и степень снижения слуха.

Таким образом, к категории глухих относятся дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в ходе специально организованного педагогического обу­чения. К этой же категории относятся глухие дети, с сохранив­шейся речью (позднооглохшие). Эти дети к моменту потери слуха уже владеют речью, но им необходимо сформировать спо­соб восприятия речи на слухо-зрительной или зрительной осно­ве в зависимости от степени сохранности слуха.

При выделении в категории глухих группы детей с сохранной речью, следует опираться на уровень развития речи этих детей. Степень сохранности слуха у позднооглохших может соответ­ствовать категории слабослышащих, и тогда их совершенно пра­вомерно относят к слабослышащим.

К категории слабослышащих относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограниче­ние может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специ­ально организованной работы.

Для определения рациональной организации обучения детей с нарушением слуха важно определить как качественный, так и количественный критерий дефекта. Р. М. Боскис установила качественное своеобразие каждой категории детей. Для выяс­нения состояния слуха в количественном отношении Л. В. Ней­маном было проведено исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии. Исследование слуха глухих детей го­лосом, элементами речи и речью позволило представить также и качественный характер сохранности слуха каждой группы глухих.

В результате исследования слуха чистыми тонами в катего­рии глухих было выделено 4 группы по диапазону воспринимае­мых частот.

1-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничи­вается 125—250 Гц, т. е. самыми низкими частотами. Часть де­тей данной группы, как показали исследования слуха речью, реагируют только на громкий голос у уха, но не' различают ка­ких-либо звуков речи, слов и фраз.

2-я группа — диапазон воспринимаемых частот ограничивается 125—500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные о, у, а, но не различают слов и фраз. (Различение именно гласных о, у, а объясняется тем, что эти звуки являются наиболее мощными из гласных. Форманты звуков о, у в основном соответствуют частотам, которые вос­принимаются детьми этой группы.)

3-я группа-—диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 Гц до 1000 Гц. Дети этой группы реаги­руют на голос разговорной силы у уха, различают почти все гласные, многие из них различают знакомые слова и фразы.

4-я группа — диапазон воспринимаемых частот охватывает область частот от 125 Гц до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной силы у уха и на некотором расстоянии; раз­личают гласные, многие из них -различают знакомые слова и фразы.

Таким образом, расширение частотного диапазона у глухих влечет за собой улучшение в различении голоса, элементов ре­чи и речи.

У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранно­сти слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в вос­приятии и развитии речи.

Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии позволило у детей со сниженной слуховой функцией опреде­лить объем восприятия ими чистых тонов. Для слабослышащих детей характерна сохранность восприятия речевого диапазона, т. е. восприятие частот в пределах от 500 Гц до 4000 Гц.

Наряду с исследованием слуха с помощью аудиометра обсле­довалось восприятие речи.

В зависимости от величины снижения слуха на восприятие чистых тонов в пределах речевого диапазона выделено 3 сте­пени тугоухости. В пределах каждой степени определен уровень восприятия учащимися речи.

I степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превы­шает 50 дБ, восприятие частот в пределах 125—8000 Гц. Исследо­вание слуха детей с I степенью тугоухости голосом, элементами речи и речью показало, что учащиеся 1-го отделения восприни­мают голос разговорной громкости на расстоянии более чем 6 м, гласные — на расстоянии 5 м; различают 92% согласных и 97% слов, произнесенных у уха; воспринимают шепотную речь на расстоянии 1—2 м от уха. У учащихся 2-го отделения уровень восприятия речи ниже. Они воспринимают голос разговорной громкости на расстоянии 4,7 м, гласные — на расстоянии 2 м; различают 83% гласных и 93% слов у уха; шепотную речь не воспринимают. При отсутствии специальных занятий такое сни­жение слуха приводит к нарушению развития речи.

II степень — снижение слуха в речевом диапазоне нахо­дится в пределах от 50 до 70 дБ. Исследование слуха голосом, элементами речи показало, что учащиеся 1-го отделения по срав­нению с учащимися 2-го отделения воспринимают голос разго­ворной громкости и гласные на более далеком расстоянии (го­лос— 6 и 3,8 м; гласные — 4 и 1,3 м соответственно); лучше раз­личают согласные и слова, произнесенные разговорным голосом у уха (согласные — 7,8 и 59%, слова — 91 и 77% соответственно). У учащихся 1-го отделения отмечается восприятие шепотной ре­чи менее чем на расстоянии 1 м, в то время как учащиеся 2-го от­деления шепотную речь совсем не воспринимают. Такое различие в восприятии на слух речи объясняется и более высоким уровнем речевого развития учащихся 1-го отделения по сравнению с уча­щимися 2-го отделения.

III степень — снижение слуха в речевом диапазоне пре­вышает 70 дБ. В исследовании слуха речью отмечается расхож­дение между восприятием учащихся 1-го и 2-го отделений с тен­денцией снижения восприятия учащимися 2-го отделения. Так, голос разговорной громкости воспринимается на расстоянии 5 и 2,4 м; гласные — на расстоянии 1,4 и 0,3 м; различается 46 и 38% согласных, 73 и 52% слов соответственно, шепотная речь не воспринимается.

Таким образом, у слабослышащих учащихся в области вос­приятия речевого диапазона отмечается повышение слуховых порогов в зависимости от степени снижения слуха, а также огра­ничение распознавания на слух шепотной речи, голоса, элементов речи и речи.

Каждая из воспринимаемых частот свидетельствует об опре­деленном значении для восприятия речи. При сохранении вос­приятия частот от 125 Гц до 500 Гц и полном выпадении высоких частот, слух может быть использован для разборчивого восприя­тия слов соответствующей акустической структуры. Так, частота 250 Гц позволяет воспринимать длину слов. Сохранение восприя­тия речевой частоты в 500 Гц оказывает положительное влияние па разборчивость речи. Естественно, что сохранение восприятия последующих частот способствует более полному различению речи.

Одним из наиболее важных критериев глухоты и тугоухости служит уровень порогов, определяемых при тональной аудиометрии. Согласно классификации Л. В. Неймана, слуховые пороги у слабослышащих III степени находятся в пределах 70—80 дБ, а у глухих — в пределах 80—85 дБ и выше. Например, при диа­пазоне воспринимаемых частот от 125 Гц до 4000 Гц при среднем слуховом пороге 95 дБ испытуемого, согласно классификации Л. В. Неймана, можно отнести к глухим 4-й группы. При диапа­зоне восприятия частот в пределах 125—2000 Гц при среднем слуховом пороге 50 дБ испытуемый может быть отнесен к слабо­слышащим II степени.

Каждая категория детей (глухие, слабослышащие) имеет свои особенности нарушения слуховой функции и развития речи. Естественно, что для каждой категории характерны свои особен­ности психического развития, усвоения знаний. Отсюда возникает необходимость дифференцированного обучения детей названных выше категорий. Совместное обучение детей с разными дефек­тами слуха, как показала практика, не дает должного эффекта, так как или задерживается развитие одних, или не получают достаточной помощи другие. Поэтому каждая категория детей, согласно снижению слуховой функции и уровню развития речи, должна обучаться в такой школе, которая по содержанию про­граммного материала и методике обучения будет соответство­вать их возможностям.

Выделенным группам детей с недостатками слуха, согласно «Положению о специальной общеобразовательной школе-интер­нате для слабослышащих и позднооглохших детей», соответст­вуют различные типы школ.

1. Специальная общеобразовательная школа-интернат для глухих.

2. Специальная общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: 1-е отделение — с десятилетним сроком обучения (I—X классы) для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным наруше­нием слуха (при отдельных школах организуются XI и XII клас­сы); 2-е отделение — с двенадцатилетним сроком обучения (I—XII классы) для детей с глубоким недоразвитием речи, обу­словленным нарушением слуха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...