Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура индивидуального и фронтального занятий




Структура индивидуального занятия

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть — формирование произношения, вторая часть — развитие слухового восприятия.

Первая часть занятия по формированию произношения состо­ит из следующих упражнений.

1. Упражнения для голоса, языка, губ. Задачей этих упраж­нений является подготовка артикуляционного аппарата учащихся произношению определенного материала. Поэтому они должны быть целенаправленны, т. е. иметь непосредственное отношение к теме и цели занятия, готовить артикуляционный ап­парат учащихся к наиболее успешному овладению звуками, вклю­чению звука в речь учащегося.

Эти упражнения должны быть строго индивидуальны. Возможно, что одним учащимся следует подбирать упражнения для губ, другим—для языка, а третьим-—для губ и языка и т. д.

Для наглядности при проведении подобных упражнений мо­гут быть использованы показ перед зеркалом, рисунки, таблич­ки с графическим изображением положения языка, губ и т. д.

2. Упражнения по выработке слуховых дифференцировок. Задачей этих упражнений является выяснение возможности вос­приятия учащимися данного звука на слух и определения путей Постановки (коррекции) звука: по подражанию с опорой на слу­хо-зрительное восприятие или на слухо-зрительное и тактильно-вибрационное восприятия и т. д.

При выработке слуховых дифференцировок следует исполь­зовать слоги и слова с теми звуками, которые обозначены в те­ме. Учитель, используя экран, произносит слоги, слова, ученик показывает их на соответствующих табличках, не повторяя. Ес­ли ученик не может различить звука в слогах, словах, то следу­ет сначала попытаться научить его различать этот звук на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры, т.е. выработать слу­ховые дифференцировки. Однако этой работе не рекомендуется уделять много времени, так как у части учащихся отмечается такое снижение слуха, которое не позволит выработать эти диф­ференцировки.

3. Работа с профилями звуков. Задачей этой работы являет­ся формирование у учащихся зрительного представления о пра­вильном положении органов артикуляции в момент произноше­ния определенного звука с целью помочь им привести свои артикуляционные органы в соответствующее положение и полу­чить нужный звук при Произношении.

Работе с профилями звуков на занятии уделяется немного, времени (1—2 минуты). Сначала следует обратить внимание ученика на положение губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, предварительно познакомить его с условными обозначения­ми названных органов артикуляции на профиле. Рассматрива­ние профиля сочетается с показом произношения звука учите­лем. После такой предварительной работы учитель добивается от ученика приведения его артикуляционных органов в соответ­ствующее положение, а потом предлагает произнести звук, слог с данным звуком и т. д.

На отработку каждого звука планируется проведение не­скольких индивидуальных занятий. Из них работе с профилем отводятся первые одно-два занятия. В дальнейшем, после усвое­ния артикуляции звука, эту работу можно не проводить.

4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференци­ровок. Задачей этих упражнений является овладение учащими­ся произношением звука и введением его в речь.

Выработка артикуляционных дифференцировок — основной момент индивидуальных занятий, поэтому большая часть време­ни, отведенного на формирование произношения, должна быть- отведена работе над звуком.

Эти упражнения требуют от учителя тщательной подготовки и продуманного планирования. Учитель должен правильно вы­брать способ постановки (коррекции) звука, подобрать речевой и наглядный материалы.

При подборе речевого материала учитель должен опираться на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т. е. от прямых слогов (на, то) и обратных (ам, ац) к стечению со-. гласных звуков (ска, стра) и т. д.

При планировании учитель должен определить, какие виды речевой деятельности (подражание, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная речь) будут использованы на занятии, и пра­вильно спланировать их последовательность.

На первых занятиях по постановке или коррекции звука це­лесообразно использовать подражание и чтение, в последующем, по мере овладения звуком, можно использовать более сложные виды речевой деятельности: дополнение слов, предложений, от­веты на вопросы, составление предложений и т. д.

5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей этих упраж­нений является овладение учащимися произношением звука без усиленного слухового самоконтроля.

Мы уже говорили о том, что исследованиями В.. И. Бельтюкова доказано, что даже у учащихся с III степенью тугоухости (тем более у глухих) без опоры на слуховой самоконтроль сно­ва появлялись дефекты в произношении. Поэтому необходимо за­крепить произношение звука в слогах (словах, фразах) без зву­коусиливающей аппаратуры с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Это требование является важным еще и потому, что в настоящее время учащиеся еще не пользуются звуко­усиливающей аппаратурой в быту, в общественных, ме­стах и т. д.

Закрепление произношения без усиленного слухового само­контроля проводится после того, как учащийся овладел правиль­ным произношением звука.

Итак, в целом индивидуальное занятие по произношению может быть спланировано следующим образом:

проведение артикуляционных упражнений для губ (языка, го­лоса);

выработка слуховых дифференцировок; работа с профилем;

выработка артикуляционных дифференцировок;

скрепление произношения без усиленного слухового конт­роля.

Помня, что первая часть индивидуального занятия должна занимать не более 10 минут, нужно правильно определить место и время каждого из названных этапов занятия. Не все вышеназванные этапы обязательны и необходимы на каждом занятии. Bi мочение их в занятие диктуется такими условиями, как целесообразность (непосредственное отношение к теме), индивиду­альные особенности ученика (следует ли эти упражнения или какие-либо другие планировать для данного ученика), степень овладения произношением звука (вносить ли закрепление арти­куляционных дифференцировок без усиленного слухового конт­рил я), этап работы, на котором находится овладение звуком (постановка, автоматизация, дифференциация).

На первое занятие по постановке звука следует включить: артикуляционные упражнения для губ (языка, голоса); упраж­нения по выработке слуховых дифференцировок; работу с про­филем; упражнения по выработке артикуляционных дифферен­цировок (здесь можно ограничиться произношением по подра­жанию слогов и слов, чтением слогов, слов и коротких фраз).

На следующих занятиях по автоматизации (дифференциа­ции) звука можно исключить слуховые дифференцировки, если для учащегося они не представляют затруднений, а также мож­но исключить работу с профилем при условии, что ученик четко представляет себе положение и работу органов артикуляции. Уп­ражнения для губ и языка по мере усвоения можно заменить уп­ражнениями для голоса, речевой зарядкой. Вместе с тем следу­ет постоянно включать в занятия упражнения в произношении без усиленного слухового контроля.

Таким образом, при планировании индивидуального занятия но произношению учитель должен хорошо знать состояние про­износительной стороны речи учащегося и его "индивидуальные особенности, владеть приемами постановки и коррекции звука, уметь правильно распределить этапы занятия.

Вторая часть индивидуального занятия отводится развитию слухового восприятия и продолжается тоже 10 минут. Она про­водится с использованием различного вида звукоусиливающей аппаратуры и состоит из следующих этапов работы.

1. Использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного назначения. (При отсутствии этой аппаратуры используют аппаратуру коллективного пользования.)

В содержание этого этапа работы может войти следующий материал:

различение вопросов разговорно-обиходного характера типа: Сколько Гебе лет?, Где ты учишься?, В каком городе живешь?и т. д.;.

различение фраз, связанных с организацией занятий, типа:

Напиши пример, Прочитай стихотворение, Скажи ответ и т. д.;

различение предложений типа: Девочка решает задачу и т. д.

По мере усвоения материала, использованного на занятии, его следует усложнять. Так, усложняется по содержанию материал разговорно-обиходного характера: Расскажи о погоде осенью. Вместо различения фраз, связанных с организацией занятий, включается различение и выполнение поручений, ведение диало­гов с учителем, подготовка к ведению диалогов учащихся друг с другом и т. д. Усложняется по содержанию материал предложе­ний, например: Утром дети одеваются, делают зарядку. Потом они умываются и завтракают.

Особое место занимает различение текстов и восприятие за­даний к ним. Так как материал текстов является наиболее труд­ным для восприятия, то к этой работе нужно готовить учащих­ся постепенно.

2. Использование индивидуальной звукоусиливающей аппа­ратуры. Упражнения с индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой включаются уже в I классе во втором полугодии. Целью этих упражнений является выработка навыка восприя­тия речи с помощью индивидуальной звукоусиливающей аппа­ратуры.

Для достижения этой цели можно сначала использовать ма­териал, отработанный со звукоусиливающей аппаратурой ста­ционарного назначения на предыдущих занятиях, а затем посте­пенно включить материал, близкий к теме занятия, употребляя отработанные слова и словосочетания, в другие фразы. Напри­мер, после различения речевого материала по тексту «Семья» можно включить слова, словосочетания и вопросы: маленькая сестра, бабушка, мама и папа, как зовут? — в другой контекст: Сколько лет твоей маленькой сестре? Как зовут твою бабушку?, Куда ты ходил в воскресенье с мамой и папой? и т. п.

Таким образом, в этот этап занятий необходимо включать упражнения на различение фраз разговорно-обиходного характе­ра, связанных с организацией занятий, на ведение диалога, на различение предложений, слов и словосочетаний из предложе­ний, отрывков из текстов и др.

3. Различение материала на слух без опоры на звукоусили­вающую аппаратуру. Задачей данных упражнений является тре­нировка учащихся в восприятии речи на слух без помощи звуко­усиливающей аппаратуры. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппарату­ры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звуко­усиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь. Поэтому целесообразно включить упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

При планировании этого этапа занятия сначала включается материал, отработанный ранее, но в меньшем объеме, а затем отработанные слова и словосочетания в новых фразах.

В целом индивидуальное занятие по развитию слухового вос­приятия может быть спланировано следующим образом:

1. Упражнения со звукоусиливающей аппаратурой стацио­нарного назначения:

различение материала разговорно-обиходного характера;

различение фраз, связанных с организацией занятий (ведение диалога, различение поручений);

различение предложений, словосочетаний и слов из предло­жений (текстов, математического материала).

Упражнения с индивидуальной звукоусиливающей аппара­турой:

восприятие материала разговорно-обиходного характера; восприятие предложений, просьб (ведение диалога); восприятие словосочетаний и слов из предложений, включен­ных в другие фразы (части текста, математический материал).

2. Упражнения на различение материала без опоры на звукоусиливающую аппаратуру:

различение материала разговорно-обиходного характера;

различение просьб, поручений (ведение диалога) с использованием слов и словосочетаний, включенных в другой контекст.

Работу с аппаратурой 'стационарного назначения следует че­редовать с работой с индивидуальной аппаратурой.

Это не значит, что все названные разделы работы обязательно должны быть включены.в занятие. Важно, чтобы была преду­смотрена работа как со звукоусиливающей аппаратурой кол­лективного или индивидуального назначения, так и работа без аппаратуры. В занятие могут быть включены один-два раздела из программы в зависимости от темы, объема материала и индивидуальных особенностей учащегося.

Структура фронтального занятия

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия пpоводится со всеми учащимися класса в течение 45 минут. В заня­тии можно выделить следующие основные части.

1. Установка режима усиления. Как правило, установка не нанимает более 1—2-минут. Инструктор слуховой работы, войдя в класс, предлагает детям надеть наушники и поставить регулятор громкости на соответствующее усиление. Затем проверяет, соответствует ли режим усиления на регуляторах громкости тем данным, которые записаны у него. После этого произносит в мик­рофон несколько слов и небольшую фразу для выяснения воз­можности восприятия речи на слух. Убедившись, что все учащие­ся хорошо воспринимают речь, переходит к следующему этапу занятия.

2. Перекличка учащихся. В начале работы по развитию слу­хового восприятия перекличка учащихся проводится на основе слухо-зрительного восприятия. Постепенно вводится перекличка на слух. Впоследствии можно перейти к восприятию имен, фа­милий с опорой только на слух. В ходе работы перекличка ус­ложняется: вместо имен воспринимаются имена и фамилии, а затем только фамилии учащихся. Кроме того, вместо учителя перекличку может проводить кто-нибудь из учащихся, чтобы учащиеся не привыкали только к голосу учителя.

3. Различение неречевых звуков. Прежде чем приступить к раз­личению неречевых звуков, инструктор слуховой работы объяв­ляет цель занятия и выясняет, знают ли учащиеся названия пред­метов (Что это?-Барабан), местоположения предмета (Где звучал барабан?Справа) и т. д. Затем учащиеся прослушива­ют звучание предмета, его название (сочетается прослушивание звучания предмета и его названия с обозначением на доске). После этого учитель предлагает детям на слух определить, какой предмет звучал и оформить ответ речью.

4. Физкультминутка. Физкультминутка, как правило, про­водится в середине занятия. Учащимся предлагается встать из-за парт и проделать несколько физических упражнений. Упражне­ния могут,, сочетаться с одновременным проговариванием речевки (осуществляется драматизация речевки), с тренировкой зри­тельного и слухового восприятия, например, показывается крас­ный квадратик — учащиеся прыгают; зеленый — шагают, голу­бой — маршируют на месте и др.

5. Различение речевого материала. Для различения предла­гаются слова, фразы. Выясняется содержание этого материала. Учитель произносит слово, фразу в микрофон с опорой на слухо­вой и зрительный анализаторы. Затем предлагает послушать данное слово, фразу на слух. Делается это с целью знакомства учащихся со звучанием данного слова или фразы. После такой предварительной работы с несколькими словами, фразами учи­тель предлагает воспринимать их только на слух. (Слова и фра­зы произносятся в микрофон в произвольном порядке). Учащие­ся определяют на слух, какое слово или какую фразу произнес учитель, и оформляют ответ речью.

6. Закрепление материала. Эта часть занятия может прохо­дить в виде слухового диктанта, где слова, фразы обозначаются графически в виде квадратиков, отрезков прямых линий или за­писываются и т. д. Здесь следует использовать игру в лото, рече­вые и подвижные игры и другие виды работы. Материал для закрепления подбирается в зависимости от темы и цели занятия.

7. Организация окончания занятия. Учитель выясняет у уча­щихся, чем они занимались на занятии, что они узнали нового. Подводится итог работы, оценивается работа учащихся, при этом оценки обязательно мотивируются. Так заканчивается заня­тие.

Предложенная структура применяется по ходу работы в зави­симости от темы и цели занятия, в соответствии с усвоением материала учащимися. При закреплении материала следует опи­ратся только на слуховое восприятие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...