Структура индивидуального и фронтального занятий
Структура индивидуального занятия Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть — формирование произношения, вторая часть — развитие слухового восприятия. Первая часть занятия по формированию произношения состоит из следующих упражнений. 1. Упражнения для голоса, языка, губ. Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащихся произношению определенного материала. Поэтому они должны быть целенаправленны, т. е. иметь непосредственное отношение к теме и цели занятия, готовить артикуляционный аппарат учащихся к наиболее успешному овладению звуками, включению звука в речь учащегося. Эти упражнения должны быть строго индивидуальны. Возможно, что одним учащимся следует подбирать упражнения для губ, другим—для языка, а третьим-—для губ и языка и т. д. Для наглядности при проведении подобных упражнений могут быть использованы показ перед зеркалом, рисунки, таблички с графическим изображением положения языка, губ и т. д. 2. Упражнения по выработке слуховых дифференцировок. Задачей этих упражнений является выяснение возможности восприятия учащимися данного звука на слух и определения путей Постановки (коррекции) звука: по подражанию с опорой на слухо-зрительное восприятие или на слухо-зрительное и тактильно-вибрационное восприятия и т. д. При выработке слуховых дифференцировок следует использовать слоги и слова с теми звуками, которые обозначены в теме. Учитель, используя экран, произносит слоги, слова, ученик показывает их на соответствующих табличках, не повторяя. Если ученик не может различить звука в слогах, словах, то следует сначала попытаться научить его различать этот звук на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры, т.е. выработать слуховые дифференцировки. Однако этой работе не рекомендуется уделять много времени, так как у части учащихся отмечается такое снижение слуха, которое не позволит выработать эти дифференцировки.
3. Работа с профилями звуков. Задачей этой работы является формирование у учащихся зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения определенного звука с целью помочь им привести свои артикуляционные органы в соответствующее положение и получить нужный звук при Произношении. Работе с профилями звуков на занятии уделяется немного, времени (1—2 минуты). Сначала следует обратить внимание ученика на положение губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, предварительно познакомить его с условными обозначениями названных органов артикуляции на профиле. Рассматривание профиля сочетается с показом произношения звука учителем. После такой предварительной работы учитель добивается от ученика приведения его артикуляционных органов в соответствующее положение, а потом предлагает произнести звук, слог с данным звуком и т. д. На отработку каждого звука планируется проведение нескольких индивидуальных занятий. Из них работе с профилем отводятся первые одно-два занятия. В дальнейшем, после усвоения артикуляции звука, эту работу можно не проводить. 4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука и введением его в речь. Выработка артикуляционных дифференцировок — основной момент индивидуальных занятий, поэтому большая часть времени, отведенного на формирование произношения, должна быть- отведена работе над звуком. Эти упражнения требуют от учителя тщательной подготовки и продуманного планирования. Учитель должен правильно выбрать способ постановки (коррекции) звука, подобрать речевой и наглядный материалы.
При подборе речевого материала учитель должен опираться на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т. е. от прямых слогов (на, то) и обратных (ам, ац) к стечению со-. гласных звуков (ска, стра) и т. д. При планировании учитель должен определить, какие виды речевой деятельности (подражание, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная речь) будут использованы на занятии, и правильно спланировать их последовательность. На первых занятиях по постановке или коррекции звука целесообразно использовать подражание и чтение, в последующем, по мере овладения звуком, можно использовать более сложные виды речевой деятельности: дополнение слов, предложений, ответы на вопросы, составление предложений и т. д. 5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука без усиленного слухового самоконтроля. Мы уже говорили о том, что исследованиями В.. И. Бельтюкова доказано, что даже у учащихся с III степенью тугоухости (тем более у глухих) без опоры на слуховой самоконтроль снова появлялись дефекты в произношении. Поэтому необходимо закрепить произношение звука в слогах (словах, фразах) без звукоусиливающей аппаратуры с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Это требование является важным еще и потому, что в настоящее время учащиеся еще не пользуются звукоусиливающей аппаратурой в быту, в общественных, местах и т. д. Закрепление произношения без усиленного слухового самоконтроля проводится после того, как учащийся овладел правильным произношением звука. Итак, в целом индивидуальное занятие по произношению может быть спланировано следующим образом: проведение артикуляционных упражнений для губ (языка, голоса); выработка слуховых дифференцировок; работа с профилем; выработка артикуляционных дифференцировок; скрепление произношения без усиленного слухового контроля. Помня, что первая часть индивидуального занятия должна занимать не более 10 минут, нужно правильно определить место и время каждого из названных этапов занятия. Не все вышеназванные этапы обязательны и необходимы на каждом занятии. Bi мочение их в занятие диктуется такими условиями, как целесообразность (непосредственное отношение к теме), индивидуальные особенности ученика (следует ли эти упражнения или какие-либо другие планировать для данного ученика), степень овладения произношением звука (вносить ли закрепление артикуляционных дифференцировок без усиленного слухового контрил я), этап работы, на котором находится овладение звуком (постановка, автоматизация, дифференциация).
На первое занятие по постановке звука следует включить: артикуляционные упражнения для губ (языка, голоса); упражнения по выработке слуховых дифференцировок; работу с профилем; упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок (здесь можно ограничиться произношением по подражанию слогов и слов, чтением слогов, слов и коротких фраз). На следующих занятиях по автоматизации (дифференциации) звука можно исключить слуховые дифференцировки, если для учащегося они не представляют затруднений, а также можно исключить работу с профилем при условии, что ученик четко представляет себе положение и работу органов артикуляции. Упражнения для губ и языка по мере усвоения можно заменить упражнениями для голоса, речевой зарядкой. Вместе с тем следует постоянно включать в занятия упражнения в произношении без усиленного слухового контроля. Таким образом, при планировании индивидуального занятия но произношению учитель должен хорошо знать состояние произносительной стороны речи учащегося и его "индивидуальные особенности, владеть приемами постановки и коррекции звука, уметь правильно распределить этапы занятия. Вторая часть индивидуального занятия отводится развитию слухового восприятия и продолжается тоже 10 минут. Она проводится с использованием различного вида звукоусиливающей аппаратуры и состоит из следующих этапов работы. 1. Использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного назначения. (При отсутствии этой аппаратуры используют аппаратуру коллективного пользования.)
В содержание этого этапа работы может войти следующий материал: различение вопросов разговорно-обиходного характера типа: Сколько Гебе лет?, Где ты учишься?, В каком городе живешь?и т. д.;. различение фраз, связанных с организацией занятий, типа: Напиши пример, Прочитай стихотворение, Скажи ответ и т. д.; различение предложений типа: Девочка решает задачу и т. д. По мере усвоения материала, использованного на занятии, его следует усложнять. Так, усложняется по содержанию материал разговорно-обиходного характера: Расскажи о погоде осенью. Вместо различения фраз, связанных с организацией занятий, включается различение и выполнение поручений, ведение диалогов с учителем, подготовка к ведению диалогов учащихся друг с другом и т. д. Усложняется по содержанию материал предложений, например: Утром дети одеваются, делают зарядку. Потом они умываются и завтракают. Особое место занимает различение текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе нужно готовить учащихся постепенно. 2. Использование индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры. Упражнения с индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой включаются уже в I классе во втором полугодии. Целью этих упражнений является выработка навыка восприятия речи с помощью индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры. Для достижения этой цели можно сначала использовать материал, отработанный со звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения на предыдущих занятиях, а затем постепенно включить материал, близкий к теме занятия, употребляя отработанные слова и словосочетания, в другие фразы. Например, после различения речевого материала по тексту «Семья» можно включить слова, словосочетания и вопросы: маленькая сестра, бабушка, мама и папа, как зовут? — в другой контекст: Сколько лет твоей маленькой сестре? Как зовут твою бабушку?, Куда ты ходил в воскресенье с мамой и папой? и т. п. Таким образом, в этот этап занятий необходимо включать упражнения на различение фраз разговорно-обиходного характера, связанных с организацией занятий, на ведение диалога, на различение предложений, слов и словосочетаний из предложений, отрывков из текстов и др. 3. Различение материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей данных упражнений является тренировка учащихся в восприятии речи на слух без помощи звукоусиливающей аппаратуры. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь. Поэтому целесообразно включить упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
При планировании этого этапа занятия сначала включается материал, отработанный ранее, но в меньшем объеме, а затем отработанные слова и словосочетания в новых фразах. В целом индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия может быть спланировано следующим образом: 1. Упражнения со звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения: различение материала разговорно-обиходного характера; различение фраз, связанных с организацией занятий (ведение диалога, различение поручений); различение предложений, словосочетаний и слов из предложений (текстов, математического материала). Упражнения с индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой: восприятие материала разговорно-обиходного характера; восприятие предложений, просьб (ведение диалога); восприятие словосочетаний и слов из предложений, включенных в другие фразы (части текста, математический материал). 2. Упражнения на различение материала без опоры на звукоусиливающую аппаратуру: различение материала разговорно-обиходного характера; различение просьб, поручений (ведение диалога) с использованием слов и словосочетаний, включенных в другой контекст. Работу с аппаратурой 'стационарного назначения следует чередовать с работой с индивидуальной аппаратурой. Это не значит, что все названные разделы работы обязательно должны быть включены.в занятие. Важно, чтобы была предусмотрена работа как со звукоусиливающей аппаратурой коллективного или индивидуального назначения, так и работа без аппаратуры. В занятие могут быть включены один-два раздела из программы в зависимости от темы, объема материала и индивидуальных особенностей учащегося. Структура фронтального занятия Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия пpоводится со всеми учащимися класса в течение 45 минут. В занятии можно выделить следующие основные части. 1. Установка режима усиления. Как правило, установка не нанимает более 1—2-минут. Инструктор слуховой работы, войдя в класс, предлагает детям надеть наушники и поставить регулятор громкости на соответствующее усиление. Затем проверяет, соответствует ли режим усиления на регуляторах громкости тем данным, которые записаны у него. После этого произносит в микрофон несколько слов и небольшую фразу для выяснения возможности восприятия речи на слух. Убедившись, что все учащиеся хорошо воспринимают речь, переходит к следующему этапу занятия. 2. Перекличка учащихся. В начале работы по развитию слухового восприятия перекличка учащихся проводится на основе слухо-зрительного восприятия. Постепенно вводится перекличка на слух. Впоследствии можно перейти к восприятию имен, фамилий с опорой только на слух. В ходе работы перекличка усложняется: вместо имен воспринимаются имена и фамилии, а затем только фамилии учащихся. Кроме того, вместо учителя перекличку может проводить кто-нибудь из учащихся, чтобы учащиеся не привыкали только к голосу учителя. 3. Различение неречевых звуков. Прежде чем приступить к различению неречевых звуков, инструктор слуховой работы объявляет цель занятия и выясняет, знают ли учащиеся названия предметов (Что это?- — Барабан), местоположения предмета (Где звучал барабан? — Справа) и т. д. Затем учащиеся прослушивают звучание предмета, его название (сочетается прослушивание звучания предмета и его названия с обозначением на доске). После этого учитель предлагает детям на слух определить, какой предмет звучал и оформить ответ речью. 4. Физкультминутка. Физкультминутка, как правило, проводится в середине занятия. Учащимся предлагается встать из-за парт и проделать несколько физических упражнений. Упражнения могут,, сочетаться с одновременным проговариванием речевки (осуществляется драматизация речевки), с тренировкой зрительного и слухового восприятия, например, показывается красный квадратик — учащиеся прыгают; зеленый — шагают, голубой — маршируют на месте и др. 5. Различение речевого материала. Для различения предлагаются слова, фразы. Выясняется содержание этого материала. Учитель произносит слово, фразу в микрофон с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Затем предлагает послушать данное слово, фразу на слух. Делается это с целью знакомства учащихся со звучанием данного слова или фразы. После такой предварительной работы с несколькими словами, фразами учитель предлагает воспринимать их только на слух. (Слова и фразы произносятся в микрофон в произвольном порядке). Учащиеся определяют на слух, какое слово или какую фразу произнес учитель, и оформляют ответ речью. 6. Закрепление материала. Эта часть занятия может проходить в виде слухового диктанта, где слова, фразы обозначаются графически в виде квадратиков, отрезков прямых линий или записываются и т. д. Здесь следует использовать игру в лото, речевые и подвижные игры и другие виды работы. Материал для закрепления подбирается в зависимости от темы и цели занятия. 7. Организация окончания занятия. Учитель выясняет у учащихся, чем они занимались на занятии, что они узнали нового. Подводится итог работы, оценивается работа учащихся, при этом оценки обязательно мотивируются. Так заканчивается занятие. Предложенная структура применяется по ходу работы в зависимости от темы и цели занятия, в соответствии с усвоением материала учащимися. При закреплении материала следует опиратся только на слуховое восприятие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|