Организация работы по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете и в комнате для индивидуальной слуховой работы
Для того чтобы создать соответствующие условия для использования и развития слуха в школах слабослышащих, организуются специальные слуховые кабинеты и комнаты для индивидуальной слуховой работы согласно приказу № 55 Министерства просвещения СССР от 21 апреля 1978 г. Основное назначение слухового кабинета — организация работы по развитию слухового восприятия, формированию произношения и выразительности речи. Для слухового кабинета выделяется специальное помещение, которое находится вдали от источников звуков окружающей среды, физкультурного зала, классных помещений и т. д. Для изоляции помещения от посторонних шумов стены и потолок обиваются специальными звукоизолирующими материалами, которые поглощают звуки. Пол устилают ковром для заглушения вибрации. Двери обиваются дерматином, чтобы не проникали посторонние шумы. Окна драпируются тяжелыми, поглощающими звук занавесками. Кабинет оборудуется мебелью: парты, поставленные полукругом; стол для учителя с тумбой, куда монтируется усилитель; классная доска; шкафы для наглядных пособий; стеллажи для ранения различной аппаратуры (для развития слуха и речи, для работы над произношением, для исследования слуха и записи речи); рояль и др. Слуховой кабинет в первую очередь оснащается звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования. Необходимо предусмотреть, чтобы на каждом рабочем месте находились телефоны (желательно с индивидуальными регуляторами громкости каждое ухо), регулятор громкости для телефонов, обратный Микрофон. Монтаж звукоусиливающей аппаратуры должен быть обеспечен не последовательным, а параллельным включением аппаратуры на местах. Стол учителя снабжается прямым микрофоном на длинном, гибком шнуре, позволяющем учителю удалятся от стола и свободно перемещаться по кабинету. На столе учителя нужно предусмотреть телефоны, которыми могли бы пользоваться учащиеся, вызванные для ответа к столу учителя и доске. В столе или на микрофоне монтируется кнопка переключения. Пользуясь этой кнопкой, учитель отключает в нужный момент класс, например при хоровом проговаривании. Целесообразно на столе учителя смонтировать пульт управления, который позволял бы сочетать индивидуальную и фронтальную работу, осуществлять контроль за работой учащихся. Некоторая звукоусиливающая аппаратура, как, например, «Звук-12», «Спектр-6», выпускается с пультом управления в настольном исполнении. Такая аппаратура облегчает работу учителя.
Однако звукоусиливающая аппаратура с проводниковой связью ограничивает подвижность общения ввиду известной сложности пользования ею. Поэтому в последние годы практикуется оборудование помещений с помощью индукционной петли. В инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения СССР о работе учителя-дефектолога слухового кабинета школы для глухих и инструктора слуховой работы школы для слабослышащих и позднооглохших детей от 22 июля 1977 г. внесено следующее положение: «Помещение (для фронтальных и индивидуальных занятий) должно быть, оборудовано индукционной петлей для использования индивидуальных аппаратов». Принцип связи с помощью индукционной петли основан на физическом явлении электромагнитной индукции. Сущность этого явления заключается в следующем: электрический ток, проходящий через проводник, образует вокруг него переменное электромагнитное поле. Это электромагнитное поле индуцирует (наводит) переменный ток той же частоты в другом проводнике, физически не соединенным с первым. Величина индуцированного тока во втором проводнике зависит от силы тока, проходящего по первому проводнику, и от среды между этими проводниками.
В передающей части возбуждаемые звуковые колебания в микрофоне преобразуются в электрические, последние усиливаются усилителем мощности, к выходу которого подключается индукционная петля — витки электрических проводников, расположенные по контуру пола, стены, потолка кабинета. В приемной части слухового аппарата эти магнитные колебания наводят переменный электрический ток в индукционной катушке, который усиливается своим индивидуальным усилителем и преобразуется с помощью телефонов в звуковые колебания. Звуковые колебания, передаваемые ученику с помощью индукционной петли, могут быть переданы на достаточно большие расстояния¹. Кроме этого, слуховой кабинет должен быть обеспечен звукоусиливающей, аппаратурой для исследования слуха — аудиометрами, тональным и речевым, стационарной аппаратурой дл развития слуха (С-6, РСР, СУВАГ), лингтренажерами на базе магнитофонов, стереофонической аппаратурой, индивидуальной аппаратурой (группы А, Б, В), визуальной аппаратурой (ВИР И-2М, виброскоп, тонвизор). Необходимо предусмотреть также наличие магнитофона дл записи речи учащихся, проигрывателя, радиолы, набора пластнок 'Более подробное описание оборудования слухового кабинета индукционной петлей представлено в статье: Тимохин В. П. Использование слуховых аппаратов и индукционной петли при работе с глухими и слабослышащим детьми,—Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1970, № 329. в соответствии с программой по слуховой работе, грампластинок с записью театральных шумов, музыкальных инструмента (рояль или пианино, барабан, дудка, металлофон, гармоника, детская шарманка и др.). Кабинет необходимо оснастить дидактическим материалом для работы по развитию слуха речью и для работы над произношением: наборами картин и картинок, альбомом для проверки и коррекции произношения, схемами профилей звуков, муляжами ротовой полости, книгами для чтения, таблицами, наборным полотнами, сборниками с текстами и т. д. В кабинете необходимо иметь списки слов для исследования слухаи проверки произношения. Существуют списки специально сбалансированных слов Э. И. Леонгард для проверки произношения 1 и Л. В. Неймана для исследования слуха2.
Так как в слуховом кабинете проводится не только работа по использованию и развитию слуха, но и работа над произношением и речью, то при оборудовании слухового кабинета целесообразно предусмотреть «Уголок для работы над произношением». Он должен быть оборудован зеркалом с боковыми створками. Изменение положения створок зеркала поможет ученику полностью охватить зрением работу мускулатуры своего лица и ним учителя. Тут же должен быть укреплен шкафчик, где помещались бы инструменты для воспроизведения нужной артикуляции (зонды, шпатели), а также спирт, вата и пр. Необходимо «уголок произношения» оборудовать телефонами с индивидуальными регуляторами громкости для каждого уха, микрофонами (прямым и обратным), что даст возможность в работе над произношением использовать слух учащихся. Кабинет слуховой работы должен располагать определенной методической литературой по работе над использованием и развитием слухового восприятия, по вопросам формирования и Коррекции устной речи. Хорошо иметь небольшой методический уголок, где вывешивается список новинок литературы по вопросам работы над слухом и произношением; план методической работы заведующего кабинетом с учителями школы, план предстоящего заседания с, подобранным списком литературы по теме. Наряду с оборудованием слухового кабинета в школе слабослышащих оборудуются специальные комнаты для индивидуальных занятий. Эти занятия должны проводиться в специальном, относительно звукозаглушенном помещении. Уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ. Так как в школе, одновременно проводятся занятия по развитию слухового восприятия несколькими учителями, то желательно оборудовать для каждого небольшую комнату-кабину. Размер кабины может См.: Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьников. В кн.: Устная речь глухих и слабослышащих. М., 1965, с. 58—60. 1 Им П е й м а н Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М | 111(11, с. 94.
быть не более 2X3 м. Она должна иметь окно и желательно вентиляционную установку. Кабина оборудуется звукоусиливающей аппаратурой стационарного назначения для развития слуха и речи, визуальной аппаратурой, слуховым тренажером с индукционной петлей, зеркалом, классной доской, дидактическим материалом. В кабине должен быть создан «Уголок произношения» с необходимыми инструментами и материалами (зонды, шпатели, вата, спирт) и т. д. Кабина должна иметь еще и следующее оборудование: стол, два стула (для учителя и ученика), хорошее электроосвещение, шкаф для дидактического материала и наглядных пособий. Желательно, чтобы высоту стула для ученика можно было менять. При пользовании кабиной, приборами необходимо строго соблюдать правила гигиены: хорошо проветривать помещение после работы с каждым учеником, промывать спиртом части звукоусиливающей аппаратуры (телефоны, микрофон), иметь несколько наборов шпателей, зондов, своевременно их дезинфицировать. Учитель должен хорошо знать анамнестические данные, состояние слуха, уровень развития речи, результаты периодических проверок, профиль произношения учащихся. Все это должно быть отражено в специальном журнале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|