Влияние целенаправленной работы на развитие слухового восприятия
В школах глухих и слабослышащих центральное место занимает формирование речи учащихся на основе развития слухового восприятия. Решая вопрос развития речи учащихся на основе использования слухового восприятия, нужно помнить, что основой любых психических актов является физиологический процесс. В сфере тесного взаимодействия физиологии и психологии важная роль принадлежит анализаторам. И. П. Павлов в учении об анализаторах раскрыл механизм их деятельности, который лежит в основе восприятия. Именно в анализаторах возникают ощущения, здесь совершается переход энергии внешнего раздражения в факт сознания. Чувствительность анализаторов не является чем-то неизменным. Согласно учению И. П. Павлова она может изменяться к лучшему при соответствующих условиях. Многочисленные исследования советских психологов о природе сенсорного развития человека свидетельствуют о том, что под влиянием систематической, целенаправленной работы снижаются абсолютные и разностные пороги восприятий. Исследования сурдопедагогов Ф. Ф. Pay, Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Л. В. Неймана, А. М. Масюнина и др. и практика работы в школах показали, что на совершенствование слухового восприятия оказывают влияние не только целенаправленные слуховые упражнения, но и уровень развития речи, произношение. Между слуховым восприятием и уровнем развития речи существует тесная взаимосвязь: чем выше уровень речевого развития, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи. Даже небольшое понижение слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого развития. Но по мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие слабослышащих учащихся, которое, в свою очередь, становится источником накопления новых речевых звучаний.
Планомерное, целенаправленное развитие речи в процессе обучения: знакомство с новыми словами, словосочетаниями, усвоение грамматических закономерностей, объяснение различных элементов речи, уточнение звукового состава слов, исправление произношения, специальная работа по развитию слухового восприятия — все это помогает ребенку со сниженной слуховой функцией овладевать речью. Под влиянием развития речи непрерывно возрастает способность слухового восприятия речи, что сказывается в удлинении расстояния, с которого воспринимается речь, а также в нарастании количества слов, доступных слуху ребенка. В процессе развития речи даже дети со значительным понижением слуха приобретают способность различать на слух многие изолированные звуки. Более детальное исследование восприятия звуков речи слабослышащими детьми различной степени проведено В. И. Бельтюковым и Л. В. Нейманом. Ими было выявлено, что наименьшие трудности дети испытывают при распознавании гласных звуков. Порядок распознавания гласных звуков для глухих и слабослышащих не одинаков, имеются некоторые отличия в зависимости от степени сохранности слуховой функции, но характерно, что лучше всего распознается гласный а, хуже всего ы. В отношении различения согласных звуков вышеназванные ученые тоже выявили определенные закономерности: лучше всего распознаются сонорные согласные, хуже всего — фрикативные, за исключением шипящих и свистящих. При различении на слух слов учащиеся лучше распознают известные им слова и совсем не различают незнакомые слова. Различение слов значительно улучшается после предупреждения о том, какие слова они услышат. Р. М. Боскис объясняет этот факт тем, что слабослышащие дети нередко «слышат» слова, в которых их слуху доступны лишь самые незначительные элементы звучания. Это оказывается возможным благодаря сохранным интеллектуальным способностям, которые помогают ребенку соотнести воспринятые с помощью слуха и зрения элементы слова с той ситуацией, в какой слово произносится.
Таким образом, под влиянием работы над развитием речи совершенствуется способность слухового восприятия гласных, согласных, слов и разговорной речи. Улучшение слухового восприятия происходит и под влиянием совершенствования произношения. Исследуя произношение учащихся, В. И. Бельтюков пришел выводу, что, чем хуже ученик произносит, звук, тем хуже он I го различает. Длительная практика ошибочного произношения, бедность речевого опыта оказывают отрицательное воздействие на слуховое восприятие. Влияние произношения сказывается в различении на слух фонетических групп согласных. Особенности восприятия фонетических групп заключаются в том, что некоторые наиболее акустически далекие группы согласных (твердые и мягкие) различаются хуже, чем относительно близкие (глухие и звонкие). Несомненно, что от состояния слуха зависит качество произношения. Чем больше потеря слуха у детей, тем больше дефекта встречается в их речи. Однако под влиянием упражнений почти все дефекты произношения у детей с недостатками слуха поддаются исправлению. Это положительно сказывается на слуховом восприятии данных звуков. При помощи слухового восприятия могут быть устранены дефекты произношения гласных. Из дефектов произношения согласных могут быть на слух устранены сонантность, закрытая гнусавость и такие недостатки, которые стирают артикуляционные грани между твердыми и мягкими, звонками и глухими согласными. Экспериментальные исследования И. Г. Багровой показали, что с помощью только слухового восприятия осуществляется коррекция согласных звуков даже глухими III и IV групп. Развитие слухового восприятия в свою очередь отражается на качестве произношения. Специально проведенные экспериментальные исследования показали, что в результате целенаправленных упражнений происходит улучшение слухового восприятия: увеличивается расстояние при восприятии голоса разговорной громкости; увеличивается количество учащихся, различающих разговорный голос, гласные, согласные, слова; увеличивается количество различаемых гласных, согласных, слов; улучшается способность к распознаванию фонетического признака согласных, т. е. определения принадлежности к той или иной фонетической группе, исчезают бессмысленные звукосочетания (вместо слова стул — ту», вместо сумка- —«тупа» и т. д.).
На улучшение слухового восприятия положительное влияние оказывает использование звукоусиливающей аппаратуры. Применение ее способствует более точному и полному восприятию речи на слух. При этом необходимо правильно определить степень снижения и характер поражения слуховой функции. С этой целью проводится исследование слуха с помощью аудиметра чистыми тонами и речью. Исследования слуха чистыми тонами показали, что, несмотря на то что средства развития речевого и тонального слуха различны (речь и тоны), все-таки тональные аудиограммы в известной мере дают возможность судить о возможностях восприятия речи на слух. Так, при поражении звукопроводящего аппарата тональные слуховые пороги почти параллельны порогам речевой аудиометрии. Восприятие всех тонов речевого диапазона понижается примерно в одинаковой степени. Поэтому потеря слуха может быть компенсирована с помощью звукоусиливающей аппаратуры, которая одинаково усиливает все звуки. В этом случае для упражнений можно подбирать, речевой материал с различной частотной характеристикой. При поражении звуковоспринимающего аппарата не прослеживается такого четкого соответствия между тональными и речевыми порогами. В этом случае разборчивость восприятия речи зависит не только от уровня тональных порогов, но и от типа аудиограммы, надпороговой чувствительности (феномена ускоренного нарастания громкости — ФУНГа или «рекрютмента»). Тональные аудиограммы могут быть одинаковыми, но при наличии ФУНГа восприятие речи будет хуже, чем при его отсутствии.
Объясняется это тем, что могут быть поражены в различной степени отдельные участки кортиева органа или кохлеарного ганглия и нерва. Отсюда восприятие одних звуков может совсем не пострадать, других — незначительно пострадать, третьих — отсутствовать полностью. При использовании звукоусиливающей аппаратуры следует особо обращать внимание на характер воспринимаемых звуков и дифференцированно подходить к их усилению: одни усиливать максимально, другие — в меньшей степени, третьи — минимально, так как при ФУНГе обнаруживается повышенная чувствительность даже к незначительному усилению, что приводит к появлению болевого ощущения. Таким образом, несмотря на различную природу формирования тонального и речевого слуха, можно соотнести данные тонального и речевого исследований и сделать предварительные выводы о возможности восприятия речи на слух. Вопросы и задания 1. Определите основную проблему в области обучения детей с недостатками слуха, стоявшую перед практическими работниками и учеными XIX в. 2. Какие положения Урбанчича и Бецольда актуальны и в настоящее время?. 3. Каковы цели выделения слабослышащих из категории глухих детей? 4. Назовите основные принципы и значение классификации детей с недостатками слуха. 5. В чем заключаются основные критерии отбора детей с недостатками слуха в школы глухих и слабослышащих? 6. Перечислите основные факторы, влияющие па развитие слухового восприятия. Литература Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащиедети. М., 1963. Боскис Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха.— Дефектология, 1972, № 1. Власова Т. А. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии.— Дефектология, 1970, № 2. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых. М., 1957., Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М,, 1961. Назарова Л. П., Рогачева Т. К. Влияние работы по развитию слухового восприятия на произношение учащихся школы слабослышащих 11 отделения.— В кн.: Совершенствование обучения языку глухих и слабослышащих. Л., 1975. Провоторов В. П. Новое свидетельство заботы партии о детях и подростках с дефектами умственного и физического развития.— Дефектология, 1975, № 3. Pay Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей.—Дефектология, 1975, № 1. Pay Ф. Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей.— Дефектология, 1976, № 1. Глава II.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|