Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние целенаправленной работы на развитие слухового восприятия




В школах глухих и слабослышащих центральное место зани­мает формирование речи учащихся на основе развития слухо­вого восприятия.

Решая вопрос развития речи учащихся на основе использо­вания слухового восприятия, нужно помнить, что основой любых психических актов является физиологический процесс.

В сфере тесного взаимодействия физиологии и психологии важная роль принадлежит анализаторам. И. П. Павлов в уче­нии об анализаторах раскрыл механизм их деятельности, кото­рый лежит в основе восприятия. Именно в анализаторах возни­кают ощущения, здесь совершается переход энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Чувствительность анализаторов не является чем-то неизмен­ным. Согласно учению И. П. Павлова она может изменяться к лучшему при соответствующих условиях.

Многочисленные исследования советских психологов о при­роде сенсорного развития человека свидетельствуют о том, что под влиянием систематической, целенаправленной работы сни­жаются абсолютные и разностные пороги восприятий.

Исследования сурдопедагогов Ф. Ф. Pay, Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Л. В. Неймана, А. М. Масюнина и др. и прак­тика работы в школах показали, что на совершенствование слу­хового восприятия оказывают влияние не только целенаправлен­ные слуховые упражнения, но и уровень развития речи, произ­ношение.

Между слуховым восприятием и уровнем развития речи существует тесная взаимосвязь: чем выше уровень речевого раз­вития, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи. Даже небольшое понижение слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого развития. Но по мере накопления рече­вого запаса развивается слуховое восприятие слабослышащих учащихся, которое, в свою очередь, становится источником на­копления новых речевых звучаний.

Планомерное, целенаправленное развитие речи в процессе обучения: знакомство с новыми словами, словосочетаниями, усвоение грамматических закономерностей, объяснение различ­ных элементов речи, уточнение звукового состава слов, исправле­ние произношения, специальная работа по развитию слухового восприятия — все это помогает ребенку со сниженной слуховой функцией овладевать речью. Под влиянием развития речи непре­рывно возрастает способность слухового восприятия речи, что сказывается в удлинении расстояния, с которого воспринимается речь, а также в нарастании количества слов, доступных слуху ре­бенка.

В процессе развития речи даже дети со значительным пони­жением слуха приобретают способность различать на слух мно­гие изолированные звуки.

Более детальное исследование восприятия звуков речи сла­бослышащими детьми различной степени проведено В. И. Бельтюковым и Л. В. Нейманом. Ими было выявлено, что наимень­шие трудности дети испытывают при распознавании гласных звуков. Порядок распознавания гласных звуков для глухих и слабослышащих не одинаков, имеются некоторые отличия в за­висимости от степени сохранности слуховой функции, но харак­терно, что лучше всего распознается гласный а, хуже всего ы. В отношении различения согласных звуков вышеназванные уче­ные тоже выявили определенные закономерности: лучше всего распознаются сонорные согласные, хуже всего — фрикативные, за исключением шипящих и свистящих.

При различении на слух слов учащиеся лучше распознают из­вестные им слова и совсем не различают незнакомые слова. Раз­личение слов значительно улучшается после предупреждения о том, какие слова они услышат. Р. М. Боскис объясняет этот факт тем, что слабослышащие дети нередко «слышат» слова, в кото­рых их слуху доступны лишь самые незначительные элементы звучания. Это оказывается возможным благодаря сохранным интеллектуальным способностям, которые помогают ребенку соотнести воспринятые с помощью слуха и зрения элементы слова с той ситуацией, в какой слово произносится.

Таким образом, под влиянием работы над развитием речи совершенствуется способность слухового восприятия гласных, согласных, слов и разговорной речи.

Улучшение слухового восприятия происходит и под влиянием совершенствования произношения.

Исследуя произношение учащихся, В. И. Бельтюков пришел выводу, что, чем хуже ученик произносит, звук, тем хуже он I го различает. Длительная практика ошибочного произношения, бедность речевого опыта оказывают отрицательное воздействие на слуховое восприятие.

Влияние произношения сказывается в различении на слух фонетических групп согласных. Особенности восприятия фонетических групп заключаются в том, что некоторые наиболее акустически далекие группы согласных (твердые и мягкие) разли­чаются хуже, чем относительно близкие (глухие и звонкие).

Несомненно, что от состояния слуха зависит качество произношения. Чем больше потеря слуха у детей, тем больше дефек­та встречается в их речи. Однако под влиянием упражнений почти все дефекты произношения у детей с недостатками слуха поддаются исправлению. Это положительно сказывается на слуховом восприятии данных звуков. При помощи слухового восприятия могут быть устранены дефекты произношения гласных. Из дефектов произношения согласных могут быть на слух устранены сонантность, закрытая гнусавость и такие недостат­ки, которые стирают артикуляционные грани между твердыми и мягкими, звонками и глухими согласными.

Экспериментальные исследования И. Г. Багровой показали, что с помощью только слухового восприятия осуществляется коррекция согласных звуков даже глухими III и IV групп.

Развитие слухового восприятия в свою очередь отражается на качестве произношения.

Специально проведенные экспериментальные исследования показали, что в результате целенаправленных упражнений происходит улучшение слухового восприятия: увеличивается расстоя­ние при восприятии голоса разговорной громкости; увеличива­ется количество учащихся, различающих разговорный голос, гласные, согласные, слова; увеличивается количество различа­емых гласных, согласных, слов; улучшается способность к рас­познаванию фонетического признака согласных, т. е. определе­ния принадлежности к той или иной фонетической группе, исчезают бессмысленные звукосочетания (вместо слова стул — ту», вместо сумка- —«тупа» и т. д.).

На улучшение слухового восприятия положительное влияние оказывает использование звукоусиливающей аппаратуры. При­менение ее способствует более точному и полному восприятию речи на слух. При этом необходимо правильно определить степень снижения и характер поражения слуховой функции. С этой целью проводится исследование слуха с помощью аудиметра чистыми тонами и речью.

Исследования слуха чистыми тонами показали, что, несмотря на то что средства развития речевого и тонального слуха раз­личны (речь и тоны), все-таки тональные аудиограммы в изве­стной мере дают возможность судить о возможностях восприятия речи на слух. Так, при поражении звукопроводящего аппарата тональные слуховые пороги почти параллельны порогам речевой аудиометрии. Восприятие всех тонов речевого диапазона пони­жается примерно в одинаковой степени. Поэтому потеря слуха может быть компенсирована с помощью звукоусиливающей ап­паратуры, которая одинаково усиливает все звуки. В этом случае для упражнений можно подбирать, речевой материал с различ­ной частотной характеристикой.

При поражении звуковоспринимающего аппарата не просле­живается такого четкого соответствия между тональными и речевыми порогами. В этом случае разборчивость восприятия речи зависит не только от уровня тональных порогов, но и от типа аудиограммы, надпороговой чувствительности (феномена ускоренного нарастания громкости — ФУНГа или «рекрютмента»).

Тональные аудиограммы могут быть одинаковыми, но при наличии ФУНГа восприятие речи будет хуже, чем при его отсут­ствии.

Объясняется это тем, что могут быть поражены в различной степени отдельные участки кортиева органа или кохлеарного ганглия и нерва. Отсюда восприятие одних звуков может совсем не пострадать, других — незначительно пострадать, третьих — отсутствовать полностью.

При использовании звукоусиливающей аппаратуры следует особо обращать внимание на характер воспринимаемых звуков и дифференцированно подходить к их усилению: одни усиливать максимально, другие — в меньшей степени, третьи — минималь­но, так как при ФУНГе обнаруживается повышенная чувстви­тельность даже к незначительному усилению, что приводит к появлению болевого ощущения.

Таким образом, несмотря на различную природу формирова­ния тонального и речевого слуха, можно соотнести данные то­нального и речевого исследований и сделать предварительные выводы о возможности восприятия речи на слух.

Вопросы и задания

1. Определите основную проблему в области обучения детей с недостат­ками слуха, стоявшую перед практическими работниками и учеными XIX в.

2. Какие положения Урбанчича и Бецольда актуальны и в настоящее время?.

3. Каковы цели выделения слабослышащих из категории глухих детей?

4. Назовите основные принципы и значение классификации детей с недостатками слуха.

5. В чем заключаются основные критерии отбора детей с недостатками слуха в школы глухих и слабослышащих?

6. Перечислите основные факторы, влияющие па развитие слухового восприятия.

Литература

Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащиедети. М., 1963.

Боскис Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостат­ками слуха.— Дефектология, 1972, № 1.

Власова Т. А. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии.— Дефектология, 1970, № 2.

Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых. М., 1957., Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М,, 1961.

Назарова Л. П., Рогачева Т. К. Влияние работы по развитию слухового восприятия на произношение учащихся школы слабослышащих 11 от­деления.— В кн.: Совершенствование обучения языку глухих и слабослыша­щих. Л., 1975.

Провоторов В. П. Новое свидетельство заботы партии о детях и под­ростках с дефектами умственного и физического развития.— Дефектология, 1975, № 3.

Pay Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей.—Дефектология, 1975, № 1.

Pay Ф. Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей.— Дефектология, 1976, № 1.

Глава II.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...