Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанности инструктора слуховой работы




Согласно инструктивно-методическому письму Министерства просвещения СССР от 22 июля 1977 г. о работе учителя-дефектолога слухового кабинета школы для глухих и инструктора слуховой работы школы для слабослышащих и позднооглохших детей инструктором слуховой работы в школе слабослышащих назначается учитель-дефектолог с высшим образованием. В его обязанности входит: проведение фронтальных занятий по разви­тию слуха с учащимися, проведение обследования слуха и произ­ношения учащихся школы, методическое руководство слуховой работой в школе, планирование работы и оформление докумен­тации.

Недельная нагрузка (24 часа) распределяется следующим образом. На проведение фронтальных занятий отводится 12 ча­сов на школу, независимо от количества классов. Занятия проводятся с учащимися I—III классов по 1 часу в неделю. Если количество начальных классов в школе небольшое и у инструктора остается часть неиспользованных часов, то он должен проводить индивидуальные занятия с учащимися средних и старших классов

На организацию обследования слуха и проверку произношения отводится 5 часов. Обследование слуха проводится у учащихся I, IV, V, VIII классов; если остается время, то проводится обследование слуха учащихся еще в X, XII классах. Проверка произношения учащихся проводится в конце каждой четверти а в I классе еще и в начале учебного года. Время распределяется следующим образом: 3 часа на обследование слуха и 2 часа на проверку произношения, в среднем на каждого ученика по ЗОмин На обследование слуха и по 20 мин — на проверку произношения. Гак как инструктор слуховой работы не всегда может участво­вать во всех проверках слуха и произношения в каждом классе, ГО расписание проверок следует составить так, чтобы он участво­вал в проверке и обследовании всех учащихся младших классов, ОДНОГО из промежуточных классов и выпускного класса.

Инструктор слуховой работы участвует в подготовке к утренникам, школьным праздникам. Он оказывает помощь учителю класса и воспитателю в подборе речевого материала, в отработке произношения в ходе репетиций. На это отводится 1 час в не­делю.

В обязанность инструктора слуховой работы входит также оказание методической помощи учителям и воспитателям школы. На эту работу отводится 6 часов в неделю.

С целью оказания помощи и контроля за работой учителей I V классов инструктор слуховой работы должен посещать общеобразовательные уроки с использованием звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальные занятия, уроки техники речи. Посещая уроки и занятия, инструктор оказывает консультационную и практическую помощь учителям, помогает им быстрее освоиться со звукоусиливающей аппаратурой, с методикой ее использо­вания в течение урока, с методикой работы по развитию слуха и формированию произношения.

Посещение уроков и индивидуальных занятий проводится инструктором слуховой работы 4 раза в неделю на протяжении всего учебного года.

Целью посещения общеобразовательных уроков инструкто­ром слуховой работы является анализ проведенного учителем {трока в плане правильного использования звукоусиливающей аппаратуры, развития слухового восприятия, исправления дефектологов произношения в ходе урока, подбора речевого материала на урок.

Целью посещения индивидуальных занятий является анализ приемов и видов работы, используемых на уроке, готовности учащихся к усвоению данного материала, правильного выбора темы и определения цели урока.

На индивидуальных занятиях инструктор слуховой работы анализирует, кроме вышеназванного, сочетание работы по развитию слухового восприятия с формированием произносительных навыков, связь нового материала с ранее усвоенным, уровень самоконтроля за речью и произношением.

Кроме того, в обязанности инструктора слухового кабинета входит руководство работой учителей и воспитателей по вопросам организации, планирования и методики проведения работы по развитию слухового восприятия и произношения. С этой целью инструктором слухового кабинета проводятся консульта­ция учителей и воспитателей, на которые отводится 2 часа в неделю в течение учебного года. На консультациях инструктор слухового кабинета оказывает помощь учителям и воспитателям в правильной организации занятия с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры, в методике его проведения, в планирова­нии работы по коррекции произношения с использованием слуха, в организации индивидуального подхода.

На инструктора слуховой работы возлагаются обязанности по организации и руководству постоянно действующего семинара с учителями. Содержанием такого семинара могут быть пробле­мы развития слуха, использования его в работе над произноше­нием, организации работы с использованием звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках и т. д. Семинары проводятся, как правило, один раз в месяц.

Целесообразно, чтобы инструктор слуховой работы некоторые вопросы выносил на обсуждение методических объединений учи­телей начальных классов, выступал с сообщениями и докладами на педсоветах школы, например: «Подведение итогов работы слухового кабинета по развитию слуха», «Анализ внятности и фонетического оформления речи учащихся», «Результаты работы учителей по использованию звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках» и т. д. Постановка таких вопросов перед учителями будет убеждать их в значимости и необходимо­сти использования слуха в учебном процессе.

Планирование работы в слуховом кабинете

Планирование — это ответственный момент в работе инструк­тора слухового кабинета. Его задача состоит в том, чтобы более целесообразно построить учебный процесс, т. е. знакомство с но­вым материалом, его закрепление, повторение ранее усвоенного материала и т. д.

Планируя работу по использованию и развитию слухового восприятия, инструктор слуховой работы должен прежде всего установить реальное соотношение между ранее усвоенными знаниями и новым материалом.

При планировании необходимо исходить из требований учебной программы, пройденного материала, связи с предметами школьного цикла, знаний учащихся и т. д.

Существуют два вида планов: календарный и поурочный.

Календарный план — это документ, в котором отражается работа по развитию слухового восприятия на данный отрезок времени. Содержание календарных планов регулируется специ­ально существующей программой по развитию слухового вос­приятия для каждого класса отдельно. В календарном плане отражаются: контингент детей, подлежащих обучению в слуховом кабинете, общее количество занятий на класс, содержание работы с учащимися каждого класса, объем программных тре­бований, речевой материал, виды работ, количество часов, отводимых на изучение данной темы, наглядные пособия, источники и пользуемого речевого материала к уроку.

Наряду с календарным планом существует план методической помощи. Здесь указываются даты посещения инструктором слуховой работы уроков и занятий.

Поурочный план составляется на основе календарного плана. Н обязанность инструктора слуховой работы, как и любого другого учителя школы, входит планирование занятий с теми учащимися, которые по расписанию занимаются в слуховом кабинете. Планируя занятие, необходимо четко определить его тему и цель. В работе по развитию слуха это сделать особенно трудно так как часто темы занятий совпадают между собой, а цели носят различный характер. Например, по теме «Различение и in к произведение ритма простейших слогосочетаний и слов» могут быть определены следующие цели: выработка умения дифферен­цировать на слух ритм двусложных (трехсложных) словосочета­нии и слов; тренировка в различении слогосочетаний и подборе соответствующих слов; совершенствование умения дифференцировать двусложные и трехсложные слогосочетания и слова, вос­произведение их в речи, подбор соответствующих слогосочетаний и слов из текста и др.

Кроме частных целей, есть еще и общие цели, которые необходимо решать на каждом уроке. Эти цели, как, например, максимально развитие слуха, включение его в образовательно-воспитательный процесс, подготовка слухового восприятия in использования в быту, в поурочных планах отражать не следует.

В обязанность инструктора слуховой работы входит контроль и учет состояния и развития слухового восприятия, что выражается в обследовании слуха и речи учащихся, в определении внятности произношения, анализе контрольных и проверочных работ.

Существует три вида учета: периодический, итоговый, те­кущий.

К периодическому учету относится обследование слуха учащихся инструктором слуховой работы совместно с учителем, ведущим индивидуальные занятия, и с учителем класса в течение и иного года. Такое обследование позволяет определять уровень продвижения учащихся в работе по развитию слуха и речи, осуществлять контроль за работой отдельных учеников. В соответствии с результатами обследования и с учетом уровня продвижения инструктор слуховой работы планирует проведение шальных занятий, а учителя, ведущие индивидуальные занятия, - работу по использованию и развитию слухового восприятия формированию произносительных навыков.

К итоговому учету относится обследование произношения и paзвития речи учащихся в конце учебного года. Ежегодно инструктор слуховой работы совместно с учителями должен об­итать речь учащихся, записать ее на магнитофонную пленку по методике, предложенной Э. И. Леонгард1. Запись речи анализируется аудиторами, определяется процент внятности и фоне­тического оформления речи каждого ученика в- отдельности и всей группы в целом. Фонетический анализ речи позволяет дер­жать под контролем произношение учащихся. Основываясь на результатах внятности и фонетического анализа, инструктор слу­ховой работы, учитель, ведущий индивидуальные занятия, и учитель класса строят дальнейшую работу по использованию слуха и работу над произношением.

В течение учебного года инструктор слуховой работы осуще­ствляет текущий учет. Существуют различные формы текущего учета: контрольные работы в виде письменных слуховых дик­тантов, контрольных обследований по отдельным темам програм­мы, регистрация посещаемости, наблюдение за работой, каждого ученика. Текущий учет позволяет видеть пробелы в работе с каждым учеником и в соответствии с этим строить работу с уча­щимися всего класса, осуществлять индивидуальный подход к тем учащимся, которые имеют хорошие слуховые возможности, но мало их используют в работе над слухом и речью. С этой целью рекомендуется вести журналы периодических проверок внятности и фонетического анализа речи по классам, для чего необходимо иметь фонотеку с записью речи учащихся.

Инструктор слуховой работы должен вести протоколы перио­дических проверок слухового восприятия учащихся, аудиограм­мы периодических исследований слуха. Результаты анализа сос­тояния слуха каждого ученика вносятся в специальный журнал.

Точно так же следует вносить в специальный журнал резуль­таты контрольных работ учащихся на протяжении всего обучения в слуховом кабинете.

Инструктор слуховой работы обязан также вести журнал по­сещаемости занятий учащимися каждого класса, где отмечается дата, тема, домашнее задание и оценка работы учащихся. Кро­ме этого, он должен вести журнал посещения индивидуальных занятий, общеобразовательных уроков и внеклассных мероприя­тий. В этом журнале отмечается дата, класс, количество учащих­ся, фамилия учителя (воспитателя), тема и ход занятия, урока, внеклассного мероприятия, предложения по улучшению работы.

Документация будет оказывать существенную помощь в ра­боте в том случае, если ее вести систематически. На основе си­стематизированных данных инструктор слуховой работы всегда может дать действенный совет и оказать помощь учителю клас­са, родителям ученика.

Инструктор слухового кабинета подчиняется директору и завучу школы. Общее и методическое руководство слуховой ра­ботой в школе, контроль за ее осуществлением возлагается на администрацию (директора и завуча) школы.

1 См.: Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьни­ков.— В кн.: Устная речь глухих и слабослышащих. М., 1965, с. 3—74.

Вопросы и задания

1. Назовите задачи и цели развития слухового восприятия в школе слабослышащих.

2. Какова роль слухового анализатора в развитии речи слабослышащих?

3. Назовите формы работы по развитию слухового восприятия, исполь­ные в школе слабослышащих.

4.Перечислите основные требования, предъявляемые к занятиям по развитию слухового восприятия.

5. Каково влияние звукоусиливающей аппаратуры в развитии слухового Восприятия?

6. Перечислите виды и типы звукоусиливающей аппаратуры, используемые в процессе работы по развитию слуха у слабослышащих учащихся.

7. Назовите правила работы со звукоусиливающей аппаратурой.

8. Определите порядок использования различных видов восприятия речи (слухо-зрительное, слуховое) на общеобразовательных уроках, специальных занятиях по развитию слухового восприятия и внеклассных мероприятиях.

9. Проанализируйте с помощью схемы общеобразовательный урок, индивидуальное и фронтальное занятия по развитию слухового восприятия слабослы­шащих.

10. Каково основное назначение слухового кабинета в организации работы по развитию слуховой функции в школе слабослышащих?

11. В чем заключаются обязанности инструктора слуховой работы?

12. Какая методическая работа с учителями проводится инструктором иной работы в школе?

13, Расскажите об учете, контроле и документации, используемых в школе слабослышащих в ходе работы по развитию слухового восприятия.

Литература

Багрова И. Г., Кузьмичева Е. П. О работе слухового кабинета для глухих.— Дефектология, 1970, № 5.

Багрова И.Т. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением.— Дефектология, 1973, № 6.

Васьков Ю. Р. Современные слуховые аппараты и их применение.— Дефектология, 1970, № 3.

Каплинская К. П. К вопросу о слухо-зрительном восприятии различных элементов устной речи слабослышащими детьми.— Дефектология, 1975, №2.

Кузьмичева Е. П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся.— Дефектология, 1976, № 3, 6.

Кузьмичева Е. П., Багрова И. Г. Методические указания к применению аппарата С-6 на индивидуальных занятиях по развитию и использованию слуха у глухих школьников.— Дефектология, 1972, № 3.

Кузьмичева Е. П. Содержание и организация работы по восприятию на слух устной речи глухими школьниками.— Дефектология, 1975, № 4.

Маркушина Л. П. Развитие слуха и речи у глухих учащихся с использованием аппарата РСР — Дефектология, 1971, № 6.

Слезина Н. Ф. Применение технических средств в обучении глухих произношению. М., 1975.

Туманов А. И. Опыт организации слуховой работы в школе-интернате для глухих детей.—Дефектология, 1971, № 3.

Глава IV.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Для того чтобы слабослышащие ученики наиболее полно овладели речью, умели использовать ее в школе, в быту, в раз­личных жизненных ситуациях, нужно научить их воспринимать речь, опираясь на сохранные анализаторы и слух.

Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебного процесса: на общеобразовательных уроках, специаль­ных занятиях, во внеклассное время. Рассмотрим особенности каждой из форм организации работы по развитию слухового восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...