Обязанности инструктора слуховой работы
Согласно инструктивно-методическому письму Министерства просвещения СССР от 22 июля 1977 г. о работе учителя-дефектолога слухового кабинета школы для глухих и инструктора слуховой работы школы для слабослышащих и позднооглохших детей инструктором слуховой работы в школе слабослышащих назначается учитель-дефектолог с высшим образованием. В его обязанности входит: проведение фронтальных занятий по развитию слуха с учащимися, проведение обследования слуха и произношения учащихся школы, методическое руководство слуховой работой в школе, планирование работы и оформление документации. Недельная нагрузка (24 часа) распределяется следующим образом. На проведение фронтальных занятий отводится 12 часов на школу, независимо от количества классов. Занятия проводятся с учащимися I—III классов по 1 часу в неделю. Если количество начальных классов в школе небольшое и у инструктора остается часть неиспользованных часов, то он должен проводить индивидуальные занятия с учащимися средних и старших классов На организацию обследования слуха и проверку произношения отводится 5 часов. Обследование слуха проводится у учащихся I, IV, V, VIII классов; если остается время, то проводится обследование слуха учащихся еще в X, XII классах. Проверка произношения учащихся проводится в конце каждой четверти а в I классе еще и в начале учебного года. Время распределяется следующим образом: 3 часа на обследование слуха и 2 часа на проверку произношения, в среднем на каждого ученика по ЗОмин На обследование слуха и по 20 мин — на проверку произношения. Гак как инструктор слуховой работы не всегда может участвовать во всех проверках слуха и произношения в каждом классе, ГО расписание проверок следует составить так, чтобы он участвовал в проверке и обследовании всех учащихся младших классов, ОДНОГО из промежуточных классов и выпускного класса.
Инструктор слуховой работы участвует в подготовке к утренникам, школьным праздникам. Он оказывает помощь учителю класса и воспитателю в подборе речевого материала, в отработке произношения в ходе репетиций. На это отводится 1 час в неделю. В обязанность инструктора слуховой работы входит также оказание методической помощи учителям и воспитателям школы. На эту работу отводится 6 часов в неделю. С целью оказания помощи и контроля за работой учителей I V классов инструктор слуховой работы должен посещать общеобразовательные уроки с использованием звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальные занятия, уроки техники речи. Посещая уроки и занятия, инструктор оказывает консультационную и практическую помощь учителям, помогает им быстрее освоиться со звукоусиливающей аппаратурой, с методикой ее использования в течение урока, с методикой работы по развитию слуха и формированию произношения. Посещение уроков и индивидуальных занятий проводится инструктором слуховой работы 4 раза в неделю на протяжении всего учебного года. Целью посещения общеобразовательных уроков инструктором слуховой работы является анализ проведенного учителем {трока в плане правильного использования звукоусиливающей аппаратуры, развития слухового восприятия, исправления дефектологов произношения в ходе урока, подбора речевого материала на урок. Целью посещения индивидуальных занятий является анализ приемов и видов работы, используемых на уроке, готовности учащихся к усвоению данного материала, правильного выбора темы и определения цели урока. На индивидуальных занятиях инструктор слуховой работы анализирует, кроме вышеназванного, сочетание работы по развитию слухового восприятия с формированием произносительных навыков, связь нового материала с ранее усвоенным, уровень самоконтроля за речью и произношением.
Кроме того, в обязанности инструктора слухового кабинета входит руководство работой учителей и воспитателей по вопросам организации, планирования и методики проведения работы по развитию слухового восприятия и произношения. С этой целью инструктором слухового кабинета проводятся консультация учителей и воспитателей, на которые отводится 2 часа в неделю в течение учебного года. На консультациях инструктор слухового кабинета оказывает помощь учителям и воспитателям в правильной организации занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры, в методике его проведения, в планировании работы по коррекции произношения с использованием слуха, в организации индивидуального подхода. На инструктора слуховой работы возлагаются обязанности по организации и руководству постоянно действующего семинара с учителями. Содержанием такого семинара могут быть проблемы развития слуха, использования его в работе над произношением, организации работы с использованием звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках и т. д. Семинары проводятся, как правило, один раз в месяц. Целесообразно, чтобы инструктор слуховой работы некоторые вопросы выносил на обсуждение методических объединений учителей начальных классов, выступал с сообщениями и докладами на педсоветах школы, например: «Подведение итогов работы слухового кабинета по развитию слуха», «Анализ внятности и фонетического оформления речи учащихся», «Результаты работы учителей по использованию звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках» и т. д. Постановка таких вопросов перед учителями будет убеждать их в значимости и необходимости использования слуха в учебном процессе. Планирование работы в слуховом кабинете Планирование — это ответственный момент в работе инструктора слухового кабинета. Его задача состоит в том, чтобы более целесообразно построить учебный процесс, т. е. знакомство с новым материалом, его закрепление, повторение ранее усвоенного материала и т. д.
Планируя работу по использованию и развитию слухового восприятия, инструктор слуховой работы должен прежде всего установить реальное соотношение между ранее усвоенными знаниями и новым материалом. При планировании необходимо исходить из требований учебной программы, пройденного материала, связи с предметами школьного цикла, знаний учащихся и т. д. Существуют два вида планов: календарный и поурочный. Календарный план — это документ, в котором отражается работа по развитию слухового восприятия на данный отрезок времени. Содержание календарных планов регулируется специально существующей программой по развитию слухового восприятия для каждого класса отдельно. В календарном плане отражаются: контингент детей, подлежащих обучению в слуховом кабинете, общее количество занятий на класс, содержание работы с учащимися каждого класса, объем программных требований, речевой материал, виды работ, количество часов, отводимых на изучение данной темы, наглядные пособия, источники и пользуемого речевого материала к уроку. Наряду с календарным планом существует план методической помощи. Здесь указываются даты посещения инструктором слуховой работы уроков и занятий. Поурочный план составляется на основе календарного плана. Н обязанность инструктора слуховой работы, как и любого другого учителя школы, входит планирование занятий с теми учащимися, которые по расписанию занимаются в слуховом кабинете. Планируя занятие, необходимо четко определить его тему и цель. В работе по развитию слуха это сделать особенно трудно так как часто темы занятий совпадают между собой, а цели носят различный характер. Например, по теме «Различение и in к произведение ритма простейших слогосочетаний и слов» могут быть определены следующие цели: выработка умения дифференцировать на слух ритм двусложных (трехсложных) словосочетании и слов; тренировка в различении слогосочетаний и подборе соответствующих слов; совершенствование умения дифференцировать двусложные и трехсложные слогосочетания и слова, воспроизведение их в речи, подбор соответствующих слогосочетаний и слов из текста и др.
Кроме частных целей, есть еще и общие цели, которые необходимо решать на каждом уроке. Эти цели, как, например, максимально развитие слуха, включение его в образовательно-воспитательный процесс, подготовка слухового восприятия in использования в быту, в поурочных планах отражать не следует. В обязанность инструктора слуховой работы входит контроль и учет состояния и развития слухового восприятия, что выражается в обследовании слуха и речи учащихся, в определении внятности произношения, анализе контрольных и проверочных работ. Существует три вида учета: периодический, итоговый, текущий. К периодическому учету относится обследование слуха учащихся инструктором слуховой работы совместно с учителем, ведущим индивидуальные занятия, и с учителем класса в течение и иного года. Такое обследование позволяет определять уровень продвижения учащихся в работе по развитию слуха и речи, осуществлять контроль за работой отдельных учеников. В соответствии с результатами обследования и с учетом уровня продвижения инструктор слуховой работы планирует проведение шальных занятий, а учителя, ведущие индивидуальные занятия, - работу по использованию и развитию слухового восприятия формированию произносительных навыков. К итоговому учету относится обследование произношения и paзвития речи учащихся в конце учебного года. Ежегодно инструктор слуховой работы совместно с учителями должен обитать речь учащихся, записать ее на магнитофонную пленку по методике, предложенной Э. И. Леонгард1. Запись речи анализируется аудиторами, определяется процент внятности и фонетического оформления речи каждого ученика в- отдельности и всей группы в целом. Фонетический анализ речи позволяет держать под контролем произношение учащихся. Основываясь на результатах внятности и фонетического анализа, инструктор слуховой работы, учитель, ведущий индивидуальные занятия, и учитель класса строят дальнейшую работу по использованию слуха и работу над произношением. В течение учебного года инструктор слуховой работы осуществляет текущий учет. Существуют различные формы текущего учета: контрольные работы в виде письменных слуховых диктантов, контрольных обследований по отдельным темам программы, регистрация посещаемости, наблюдение за работой, каждого ученика. Текущий учет позволяет видеть пробелы в работе с каждым учеником и в соответствии с этим строить работу с учащимися всего класса, осуществлять индивидуальный подход к тем учащимся, которые имеют хорошие слуховые возможности, но мало их используют в работе над слухом и речью. С этой целью рекомендуется вести журналы периодических проверок внятности и фонетического анализа речи по классам, для чего необходимо иметь фонотеку с записью речи учащихся.
Инструктор слуховой работы должен вести протоколы периодических проверок слухового восприятия учащихся, аудиограммы периодических исследований слуха. Результаты анализа состояния слуха каждого ученика вносятся в специальный журнал. Точно так же следует вносить в специальный журнал результаты контрольных работ учащихся на протяжении всего обучения в слуховом кабинете. Инструктор слуховой работы обязан также вести журнал посещаемости занятий учащимися каждого класса, где отмечается дата, тема, домашнее задание и оценка работы учащихся. Кроме этого, он должен вести журнал посещения индивидуальных занятий, общеобразовательных уроков и внеклассных мероприятий. В этом журнале отмечается дата, класс, количество учащихся, фамилия учителя (воспитателя), тема и ход занятия, урока, внеклассного мероприятия, предложения по улучшению работы. Документация будет оказывать существенную помощь в работе в том случае, если ее вести систематически. На основе систематизированных данных инструктор слуховой работы всегда может дать действенный совет и оказать помощь учителю класса, родителям ученика. Инструктор слухового кабинета подчиняется директору и завучу школы. Общее и методическое руководство слуховой работой в школе, контроль за ее осуществлением возлагается на администрацию (директора и завуча) школы. 1 См.: Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьников.— В кн.: Устная речь глухих и слабослышащих. М., 1965, с. 3—74. Вопросы и задания 1. Назовите задачи и цели развития слухового восприятия в школе слабослышащих. 2. Какова роль слухового анализатора в развитии речи слабослышащих? 3. Назовите формы работы по развитию слухового восприятия, испольные в школе слабослышащих. 4.Перечислите основные требования, предъявляемые к занятиям по развитию слухового восприятия. 5. Каково влияние звукоусиливающей аппаратуры в развитии слухового Восприятия? 6. Перечислите виды и типы звукоусиливающей аппаратуры, используемые в процессе работы по развитию слуха у слабослышащих учащихся. 7. Назовите правила работы со звукоусиливающей аппаратурой. 8. Определите порядок использования различных видов восприятия речи (слухо-зрительное, слуховое) на общеобразовательных уроках, специальных занятиях по развитию слухового восприятия и внеклассных мероприятиях. 9. Проанализируйте с помощью схемы общеобразовательный урок, индивидуальное и фронтальное занятия по развитию слухового восприятия слабослышащих. 10. Каково основное назначение слухового кабинета в организации работы по развитию слуховой функции в школе слабослышащих? 11. В чем заключаются обязанности инструктора слуховой работы? 12. Какая методическая работа с учителями проводится инструктором иной работы в школе? 13, Расскажите об учете, контроле и документации, используемых в школе слабослышащих в ходе работы по развитию слухового восприятия. Литература Багрова И. Г., Кузьмичева Е. П. О работе слухового кабинета для глухих.— Дефектология, 1970, № 5. Багрова И.Т. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением.— Дефектология, 1973, № 6. Васьков Ю. Р. Современные слуховые аппараты и их применение.— Дефектология, 1970, № 3. Каплинская К. П. К вопросу о слухо-зрительном восприятии различных элементов устной речи слабослышащими детьми.— Дефектология, 1975, №2. Кузьмичева Е. П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся.— Дефектология, 1976, № 3, 6. Кузьмичева Е. П., Багрова И. Г. Методические указания к применению аппарата С-6 на индивидуальных занятиях по развитию и использованию слуха у глухих школьников.— Дефектология, 1972, № 3. Кузьмичева Е. П. Содержание и организация работы по восприятию на слух устной речи глухими школьниками.— Дефектология, 1975, № 4. Маркушина Л. П. Развитие слуха и речи у глухих учащихся с использованием аппарата РСР — Дефектология, 1971, № 6. Слезина Н. Ф. Применение технических средств в обучении глухих произношению. М., 1975. Туманов А. И. Опыт организации слуховой работы в школе-интернате для глухих детей.—Дефектология, 1971, № 3. Глава IV. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Для того чтобы слабослышащие ученики наиболее полно овладели речью, умели использовать ее в школе, в быту, в различных жизненных ситуациях, нужно научить их воспринимать речь, опираясь на сохранные анализаторы и слух. Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебного процесса: на общеобразовательных уроках, специальных занятиях, во внеклассное время. Рассмотрим особенности каждой из форм организации работы по развитию слухового восприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|