Организация работы по развитию слухового восприятия
Существует несколько форм организации работы по развитию слухового восприятия: общеобразовательные уроки с использованием звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальные и фронтальные занятия, внеклассные мероприятия. На индивидуальные и фронтальные занятия учебным планом отводятся специальные часы. На общеобразовательных уроках с использованием звукоусиливающей аппаратуры развитие слухового восприятия осуществляется непосредственно в ходе усвоения программного материала по предмету, а во внеклассное время — при проведении мероприятия. Каждая форма работы имеет свои цели и содержание. Сочетание различных форм работы по развитию слухового восприятия дает наибольший эффект. На общеобразовательных уроках развитие слухового восприятия осуществляется в течение всех лет обучения в школе и вменяется в обязанности всех учителей, ведущих уроки в начальных, средних и старших классах. Постановлением Совета Министров СССР о мерах дальнейшего улучшения обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития предусматривается в области развития слуховой функции развертывание интенсивной работы по развитию слухового восприятия по формированию произносительных навыков у глухих и слабослышащих детей в дошкольных и школьных учреждениях. С этой целью в I—V классы школы слабослышащих введены ежедневные индивидуальные занятия с учащимися. Индивидуальные занятия в школах слабослышащих проводились и ранее. Основным назначением этих занятий являлось формирование произносительных навыков с опорой на комбинированное слухо-зрительное восприятие. При этом предусматривалось обязательное использование звукоусиливающей аппаратуры.
Индивидуальные занятия как форма работы по развитию слухового восприятия введены в школы слабослышащих с сентября 1976 г. На них отводится 18 часов в неделю на класс (с I по V классы включительно), независимо от количества учащихся. Для большей эффективности рекомендуется проводить занятия по 2ff минут 3 раза в неделю с каждым учеником. Причем первые 10 минут отводятся для формирования произносительных навыков, а вторые 10 минут — для развития слухового восприятия. Исключением является I класс, где в течение первой четверти проводятся занятия только по формированию произношения. Ежедневные занятия по формированию произносительных навыков способствуют постановке звуков и отработке их произношения в тех словах, с которыми дети активно знакомятся на уроках. Эта работа должна осуществляться с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Одновременно будет формироваться и слуховое внимание учащихся, умение прислушиваться к звукам речи. Сочетание работы по развитию слухового восприятия и формированию устной речи на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь между анализаторами (слуховым и речедвигательным) содействует более быстрому усвоению полученных умений, актуализации этих умений, постепенному переходу умений в навыки, Индивидуальные занятия проводят специалисты, окончившие дефектологический факультет, которые по штатному расписанию называются учителями-дефектологами. Наряду с ними учитель класса тоже проводит индивидуальные занятия, для чего к нему прикрепляется несколько учащихся класса. Благодаря этому осуществляется преемственность между развитием слухового восприятия и формированием устной речи в учебном процессе. Для более четкой организации работы необходимо расписание занятий составлять таким образом, чтобы индивидуальные занятия в начальных классах заканчивались к 16 часам. В случае необходимости разрешается на индивидуальные занятия брать учащихся с некоторых уроков: например, с уроков слуховой работы, техники речи. Нельзя освобождать учащихся от уроков русского языка, математики, чтения, физкультуры, труда.
Следующей формой организации работы по развитию слухового восприятия у детей со сниженной слуховой функцией являются фронтальные занятия. Опираясь на классификацию уроков Б. П. Есипова по основной дидактической цели урока и месту его в системе других уроков, можно выделить - для работы по развитию слухового восприятия следующие типы фронтальных занятий: 1. Комбинированное, или смешанное, занятие. На этом занятии сообщение нового материала сочетается с его закреплением и повторением пройденного материала. На таком занятии учащиеся впервые знакомятся с новыми звуками (неречевыми и речевыми), учатся, опираясь на ранее приобретенные умения, распознавать эти звуки в быту, например занятие по теме «Различение фраз-поручений: «Возьми», «Попроси», воспроизведение их в речи и выполнение». 2. Занятие по формированию и закреплению умений и навыков. Основную часть данного занятия занимают упражнения в определении источника звучания, характера речевого материала и т. д., например занятия по темам: «Определение источника звука», «Определение направления звучания», «Восприятие звукослоговой и ритмической структуры слова» и др. 3. Контрольное или проверочное занятие. Как правило, такое занятие проводится в начале и в конце учебного года, а также после каждой пройденной темы. Каждое занятие имеет свои цели. Они могут быть образовательными, воспитательными, коррекционными. К образовательным целям относятся такие, как овладение умением различать на слух фразы и умением вести диалог на слух, восприятие на слух небольших текстов и т. д. К воспитательным целям — формирование убеждений, что учащиеся со сниженным слухом имеют все возможности для полноценного участия в жизни, труде своей страны; воспитание правильного отношения к своему недостатку. К коррекционным — овладение умением пользоваться теми остатками слуха, которые у них есть, а также умением правильно использовать сниженный слух в учебном процессе, быту;
исправление произношения и ошибок в речи. Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия учитель класса проводит с учащимися I и II классов (по одному часу в педелю), а инструктор слуховой работы —с учащимися I - III классов (по одному часу в неделю). Закрепление выработанных на занятиях по развитию слухового восприятия умений осуществляется во внеклассное время. Целесообразно для этих занятий приучить слабослышащих детей пользоваться звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования. Для того чтобы учащиеся активно пользовались своим слухом во внеклассное время, необходимо продумать комплекс мероприятий, направленных на выработку умения, пользоваться слухом в быту. К числу внеклассных мероприятий относятся такие, как участие в художественной самодеятельности школы, в кружках (танцевальном, хоровой декламации, драматическом), в оркестре, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кинофильмов с титрами, посещение драматических театров1. Слабослышащие дети с большим интересом участвуют во внеклассных мероприятиях. Поэтому эти мероприятия необходимо сделать целенаправленными и интересными. Однако надо помнить, что любое внеклассное мероприятие должно преследовать цели развития слухового восприятия учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|