Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по развитию слухового восприятия




Существует несколько форм организации работы по развитию слухового восприятия: общеобразовательные уроки с использо­ванием звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальные и фрон­тальные занятия, внеклассные мероприятия.

На индивидуальные и фронтальные занятия учебным планом отводятся специальные часы. На общеобразовательных уроках с использованием звукоусиливающей аппаратуры развитие слу­хового восприятия осуществляется непосредственно в ходе усвое­ния программного материала по предмету, а во внеклассное время — при проведении мероприятия.

Каждая форма работы имеет свои цели и содержание. Сочетание различных форм работы по развитию слухового восприя­тия дает наибольший эффект.

На общеобразовательных уроках развитие слухового вос­приятия осуществляется в течение всех лет обучения в школе и вменяется в обязанности всех учителей, ведущих уроки в началь­ных, средних и старших классах.

Постановлением Совета Министров СССР о мерах дальней­шего улучшения обучения, трудового устройства и обслужива­ния лиц с дефектами умственного и физического развития пред­усматривается в области развития слуховой функции разверты­вание интенсивной работы по развитию слухового восприятия по формированию произносительных навыков у глухих и слабо­слышащих детей в дошкольных и школьных учреждениях. С этой целью в I—V классы школы слабослышащих введены ежеднев­ные индивидуальные занятия с учащимися.

Индивидуальные занятия в школах слабослышащих проводи­лись и ранее. Основным назначением этих занятий являлось фор­мирование произносительных навыков с опорой на комбиниро­ванное слухо-зрительное восприятие. При этом предусматрива­лось обязательное использование звукоусиливающей аппара­туры.

Индивидуальные занятия как форма работы по развитию слу­хового восприятия введены в школы слабослышащих с сентября 1976 г.

На них отводится 18 часов в неделю на класс (с I по V классы включительно), независимо от количества учащихся.

Для большей эффективности рекомендуется проводить заня­тия по 2ff минут 3 раза в неделю с каждым учеником. Причем первые 10 минут отводятся для формирования произноситель­ных навыков, а вторые 10 минут — для развития слухового вос­приятия. Исключением является I класс, где в течение первой четверти проводятся занятия только по формированию произно­шения.

Ежедневные занятия по формированию произносительных навыков способствуют постановке звуков и отработке их произ­ношения в тех словах, с которыми дети активно знакомятся на уроках. Эта работа должна осуществляться с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Одновременно будет формиро­ваться и слуховое внимание учащихся, умение прислушиваться к звукам речи.

Сочетание работы по развитию слухового восприятия и фор­мированию устной речи на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь между анализа­торами (слуховым и речедвигательным) содействует более бы­строму усвоению полученных умений, актуализации этих умений, постепенному переходу умений в навыки,

Индивидуальные занятия проводят специалисты, окончившие дефектологический факультет, которые по штатному расписанию называются учителями-дефектологами. Наряду с ними учитель класса тоже проводит индивидуальные занятия, для чего к нему прикрепляется несколько учащихся класса. Благодаря этому осу­ществляется преемственность между развитием слухового вос­приятия и формированием устной речи в учебном процессе.

Для более четкой организации работы необходимо расписа­ние занятий составлять таким образом, чтобы индивидуальные занятия в начальных классах заканчивались к 16 часам. В слу­чае необходимости разрешается на индивидуальные занятия брать учащихся с некоторых уроков: например, с уроков слухо­вой работы, техники речи. Нельзя освобождать учащихся от уроков русского языка, математики, чтения, физкультуры, труда.

Следующей формой организации работы по развитию слухо­вого восприятия у детей со сниженной слуховой функцией явля­ются фронтальные занятия. Опираясь на классификацию уроков Б. П. Есипова по основной дидактической цели урока и месту его в системе других уроков, можно выделить - для работы по развитию слухового восприятия следующие типы фронтальных занятий:

1. Комбинированное, или смешанное, занятие. На этом занятии сообщение нового материала сочетается с его закреплением и повторением пройденного материала. На таком занятии учащиеся впервые знакомятся с новыми звуками (нере­чевыми и речевыми), учатся, опираясь на ранее приобретенные умения, распознавать эти звуки в быту, например занятие по те­ме «Различение фраз-поручений: «Возьми», «Попроси», воспро­изведение их в речи и выполнение».

2. Занятие по формированию и закреплению умений и навыков. Основную часть данного занятия зани­мают упражнения в определении источника звучания, характера речевого материала и т. д., например занятия по темам: «Опреде­ление источника звука», «Определение направления звучания», «Восприятие звукослоговой и ритмической структуры сло­ва» и др.

3. Контрольное или проверочное занятие. Как правило, такое занятие проводится в начале и в конце учебного года, а также после каждой пройденной темы.

Каждое занятие имеет свои цели. Они могут быть образова­тельными, воспитательными, коррекционными. К образователь­ным целям относятся такие, как овладение умением различать на слух фразы и умением вести диалог на слух, восприятие на слух небольших текстов и т. д. К воспитательным целям — фор­мирование убеждений, что учащиеся со сниженным слухом име­ют все возможности для полноценного участия в жизни, труде своей страны; воспитание правильного отношения к своему недо­статку. К коррекционным — овладение умением пользоваться теми остатками слуха, которые у них есть, а также умением правильно использовать сниженный слух в учебном процессе, быту;

исправление произношения и ошибок в речи.

Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия учитель класса проводит с учащимися I и II классов (по одному часу в педелю), а инструктор слуховой работы —с учащимися I - III классов (по одному часу в неделю).

Закрепление выработанных на занятиях по развитию слухового восприятия умений осуществляется во внеклассное время. Целесообразно для этих занятий приучить слабослышащих детей пользоваться звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования.

Для того чтобы учащиеся активно пользовались своим слухом во внеклассное время, необходимо продумать комплекс меро­приятий, направленных на выработку умения, пользоваться слухом в быту. К числу внеклассных мероприятий относятся такие, как участие в художественной самодеятельности школы, в кружках (танцевальном, хоровой декламации, драматическом), в оркестре, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кинофильмов с титрами, посещение драматических театров1.

Слабослышащие дети с большим интересом участвуют во внеклассных мероприятиях. Поэтому эти мероприятия необходимо сделать целенаправленными и интересными. Однако надо пом­нить, что любое внеклассное мероприятие должно преследовать цели развития слухового восприятия учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...