Требования к занятиям по развитию слухового восприятия
К урокам в школе слабослышащих предъявляются как общепедагогические, так и специфические требования. Остановимся из специфических требованиях. Учет состояния слуха слабослышащих учащихся Гак как состояние слуха у учащихся даже в пределах одной I истории неодинаково, то и возможности восприятия у них различны. Поэтому при пользовании звукоусиливающей аппаратурой учитель должен хорошо знать состояние слуха каждого ученика и в соответствии с уровнем снижения слуха регулировать громкость звуков. В начале занятий по развитию слухового восприятия регулировку громкости звучания речи должен осуществлять сам учитель. Экспериментальные исследования В. П. Тимохина показали, что первоначально учителю целесообразно ставить регулятор громкости так, чтобы интенсивность звучания на телефонах превышала порог восприятия ученика на 30 дБ. 1 В ряде кинотеатров и театров многих городов есть специально оборудование звукоусиливающей аппаратурой места для людей с ослабленным слухом. По мере выработки слухового внимания, появления опыта прислушивания 'к звукам речи необходимо снижать интенсивность звучания речи путем уменьшения силы звука на регуляторах громкости, ориентируясь на минимальный порог слышимости. Постепенно операцию регулировки силы звука учащиеся будут выполнять самостоятельно. При пренебрежении этими правилами у учащихся может возникнуть негативное отношение к звукоусиливающей аппаратуре. Поводом для этого могут служить и другие причины: ухудшение общего состояния ребенка, обострение хронических заболеваний, повышенная чувствительность к звукам в связи с различными формами поражения слуха, общее утомление, настроение и т. д. Поэтому учитель должен знать не только данные аудиометрического и речевого исследования, но и характер патологического процесса в ухе, физическое состояние ребенка, его настроение и др.
Примером может служить явление ФУНГа (феномен ускоренного нарастания громкости). Например, увеличение интенсивности звука выше порога ощущения на 10 дБ будет восприниматься с громкостью, равной не 10 дБ, а, возможно, 20—25 и больше. При дальнейшем увеличении интенсивности звука - громкость звука для испытуемого будет нарастать еще больше. Так, порог слухового восприятия на частоте 500 гЦ равен 90 дБ, увеличение интенсивности звука на 20 дБ приведет к увеличению восприятия громкости не в 110 дБ, а гораздо больше, т. е. звук ухом испытуемого воспринимается громче, чем истинная интенсивность подаваемого звука. Зная о том, что у ученика в классе отмечается поражение слуха звуковоспринимающего характера, учитель должен выяснить, не наблюдается ли у этого ученика явления ФУНГа. В том случае, если явление ФУНГа имеется, учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход при работе со звукоусиливающей аппаратурой: помочь этому ребенку определить оптимальное усиление интенсивности звука, в течение занятия постоянно следить за громкостью своей речи и речи ученика, в некоторых случаях отключать аппаратуру данного ученика, наблюдать за его общим физическим состоянием и т. д. Используя звукоусиливающую аппаратуру в работе с детьми, имеющими недостатки слуха, учитель должен хорошо знать основные показатели функционального состояния слухового аппарата. У слабослышащих детей, так же как и у слышащих, порог неприятного ощущения находится в пределах 110—120 дБ. Поэтому любое усиление звука за пределами установленного порога ощущения должно строго контролироваться, чтобы у учащихся не возникло болевого ощущения и, как следствие этого, притупление слуховой чувствительности, негативного отношения к использованию звукоусиливающей аппаратуры и т. д.
Несмотря на то что порог неприятного ощущения у людей с нормальным слухом и у слабослышащих людей находится Примерно в одних и тех же пределах, область слухового восприятия слабослышащих значительно снижена. У слышащих людей областьть слухового восприятия равна 110—120 дБ, у слабослышащим -30—50 дБ. Резкое ограничение динамического диапазона основное препятствие для восприятия речи. У учащихся с пониженным слухом слуховые пороги находятся близко к порогам дискомфорта. Исследования показали, что v одних слабослышащих болевое ощущение возникает при небольшом надпороговом усилении звука, у других оно отсутствует даже при максимальном усилении. Причем пороги дискомфорта изменялись под воздействием слуховой тренировки в большей или меньшей степени. Подобные результаты отмечены как ври тональной, так и при речевой аудиометрии. Зная состояние слуха учащихся, учитывая индивидуальные особенности их слуховой функции, характер патологического процесса в ухе, учитель должен строить свою работу так, чтобы привести в активное состояние потенциальные возможности слухового анализатора слабослышащих детей. Дозировка слуховой нагрузки Для правильной, организации работы по развитию слухового восприятия учитель должен соблюдать дозировку звуковой нагрузки на слух каждого учащегося. Для этого ему необходимо точно определить объем материала, предъявляемый для различения. В начале работы по дифференциации неречевых звучаний можно использовать два-три звука (барабан, дудка, гармоника). По мере усвоения материала добавляются новые звуки (бубен, металлофон и др.). Точно так же при работе над дифференциацией речи сначала предлагаются предложения из двух-трех слов, и затем постепенно объем слов увеличивается до шести-семи и в последующем можно перейти к восприятию небольших текстов. Для правильной дозировки звуковой нагрузки учитель должен сначала определить силу звуковой нагрузки, о чем мы говорили выше, изучить возможности слухового анализатора учащегося, т. е. какое усиление необходимо при данной степени сохранности слуха. Поэтому ему необходимо уметь читать аудиограммы и делать по ним педагогические выводы. По аудиометрическим манным тональной аудиограммы можно с известной точностью определить речевую аудиограмму. Отсюда можно прогнозировать подбор речевого материала для упражнений. Анализируя аудиограмму, учитель должен определить, на каком расстоянии данный ребенок воспринимает речь разговорной громкости. За основу можно взять исследования В. П. Тимохина, где он отмечал, что ребенок при снижении слуха в речевом диапазоне до 50 дБ воспринимает речь разговорной громкости на рас-I и мании 1 м от уха, при снижении слуха до 60 дБ — на расстоянии около 60 см, при снижении слуха до 70 дБ — на расстоянии - - [о 25 см от уха, при потере слуха до 80 дБ —у самой ушной раковины, при потере слуха до 90 дБ речь разговорной громкости совсем не воспринимается. Определив необходимое расстояние, учитель начинает проводить на индивидуальных занятиях тренировочные упражнения без звукоусиливающей аппаратуры, постепенно увеличивая это расстояние.
При определении дозировки звуковой нагрузки необходимо также решить вопрос продолжительности использования звукоусиливающей аппаратуры. До недавнего времени эта продолжительность на уроках ограничивалась 20—25 мин, включая вопросы, объяснение учителя, ответы учащихся и т. д. Современные данные, собранные сотрудниками Научно-исследовательского института дефектологии, свидетельствуют о том, что использование звукоусиливающей аппаратуры целесообразно в течение всего урока и не приносит ущерба неполноценному слуховому анализатору. Подсчет времени использования звукоусиливающей аппаратуры на фронтальном занятии показал, что, как правило, опора на слухо-зрительное и слуховое восприятие осуществляется в течение 35—40. мин. Остальное время отводится организационным моментам (подготовка к занятию, регулировка громкости и т. д.), физкультминутке. В тех случаях, когда не учитываются такие условия, как правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, состояние слуха, объем звуковой нагрузки и др., у слабослышащих учащихся может возникнуть утомление.
Под утомлением понимается как снижение работоспособности самого слухового анализатора, так и всего организма в целом, возникшее в результате перегрузки слухового анализатора. Л. В. Нейман дополнил признаки появления утомления, ранее установленные Н. М. Лаговским. К признакам утомления он относит частую зевоту, снижение внимания, отказ от продолжения занятий, рассеянность, беспокойство, стремление снизить громкость звука, отказ от работы с аппаратурой. Утомление не следует путать с адаптацией, когда под влиянием воздействия звука на слуховой анализатор происходит функциональное изменение слухового анализатора в виде повышения или понижения слуховой чувствительности. Отличие адаптации от утомления заключается в том, что при адаптации восстановление слуховой чувствительности после прекращения воздействия слухового раздражителя происходит достаточно быстро. Скорость восстановления слуховой чувствительности зависит от величины интенсивности звука, частотной характеристики звукового раздражителя и длительности воздействия звука. По сравнению с адаптацией исчезновение признаков утомления происходит гораздо медленнее, в течение нескольких часов. Длительные перегрузки слухового анализатора могут вызвать стойкое переутомление, для ликвидации которого потребуется несколько дней. Таким образом, учителю при дозировке звуковой нагрузки необходимо правильно определять объем материала, обеспечивая его закрепление и повторение, силу звуковой нагрузки на слуховой анализатор, продолжительность использования звукоусиливающей аппаратуры. Использование звукоусиливающей аппаратуры В школе слабослышащих в учебном процессе используется звукоусиливающая аппаратура различного назначения. Все классы оборудуются аппаратурой коллективного пользования; на индивидуальных занятиях используется аппаратура стационарного назначения, индивидуальная и визуальная аппаратура; в слуховом кабинете, помимо вышеназванных видов аппаратуры, имеется диагностическая аппаратура (тональный и речевой аудиометры). Поэтому учитель, должен уметь работать с любой аппаратурой, используемой в школе, правильно определять место и назначение аппаратуры в учебном процессе и во внеклассное время. К работе со звукоусиливающей аппаратурой предъявляется ряд требований. Прежде чем приступить к работе со звукоусиливающей аппаратурой, нужно познакомить учащихся с правилами пользования аппаратурой. В слуховом кабинете и в классе каждое рабочее место оборудуется телефонами, регуляторами громкости, обратными микрофонами. Следует учить учащихся правильно надевать телефоны, т. е. так, чтобы центральная часть телефонов находилась против слухового прохода. Телефоны должны, плотно прилегать к ушным раковинам, для этого желательно, чтобы телефоны были в амбушюрах, резиновых прокладках, которые уменьшают поступление извне посторонних шумов и снижают вибрацию. В том случае, если телефоны не плотно прилегают к ушным раковинам или близко находятся у обратных микрофонов, возникает пронзительный свист. Это явление носит название обратной акустической связи или микрофонного эффекта.
Телефоны учащихся должны быть снабжены регуляторами громкости на каждое ухо в отдельности. Исследования ряда ученых, в частности В. П. Тимохина, показали, что такая регулировка громкости дает значительный эффект в работе. Бинауральное восприятие позволяет, различать речевой материал на 19—23% лучше, чем при общей, одинаковой регулировке громкости на оба уха, т. е. при моноауральном восприятии. Е. П. Кузьмичева предлагает следующую методику оптимального режима усиления на звукоусиливающей аппаратуре, пользуясь которой любой учитель класса может определить режим усиления Для каждого учащегося. Определение оптимального режима усиления следует начать с хуже слышащего уха. Для различения предлагается группа слов, не вызывающих трудности по своему звуковому составу и соответствующих уровню речевого развития учащихся, типа чай, рыба, бумага: Материал сначала предъявляется слухо-зрительно, а затем на слух. Порядок слов меняется. Настройка начинается с минимального усиления. Усиление продолжается до тех пор, пока ученик воспримет правильно все предъявляемые слова. Это и будет оптимальным режимом усиления для данного уха. Аналогичная методика установления режима усиления используется и для лучше слышащего уха. Затем учитель устанавливает на каждое ухо ребенка тот режим усиления, который определил в ходе исследования, и вновь предлагает.различить группу слов. Вполне-вероятно, что придется снизить режим усиления на одну - две единицы на каждое ухо по требованию ученика, так как при бинауральном восприятии речевого материала повышается уровень различения. Режим усиления может меняться (уменьшаться, увеличиваться) вследствие различных причин: обострения слухового восприятия, утомления и т.д. Данная методика предназначена для глухих учащихся.- Для слабослышащих учащихся, ввиду большей сохранности их слуха, целесообразно исключить слухо- зрительное восприятие материала. К нему следует обращаться в том случае, если учащиеся не могут различить слова после их двукратного повторения. В остальном методику оптимального режима усиления можно использовать без изменений. Использование звукоусиливающей аппаратуры предъявляет особые требования к речи учителя и учащегося. Речь учителя должна быть образцом для учащихся, т. е. быть спокойной, эмоциональной, выразительной, иметь постоянную громкость. Всякое повышение голоса, крики, хлопки, удары по столу могут вызвать болевые ощущения, предубеждения против использования аппаратуры. Исследования В. П. Тимохина показали, что чрезмерное усиление голоса влечет за собой появление акустических помех, так как с повышением интенсивности звуков возрастает их частота. Это затрудняет восприятие речи. Кроме того, применение громких голосовых упражнений ведет к чрезмерному напряжению артикуляционного аппарата, что способствует образованию фистульного голоса. Отсюда наилучшие условия для восприятия речи для слышащих складываются при усилении интенсивности речи говорящего от- 20 до 60 дБ. В последующем разборчивость речи падает. У учащихся с нарушением слуха достигается наивысшая (45%) разборчивость речи при ее интенсивности в 60 дБ. Дальнейшее усиление интенсивности речи ведет к снижению уровня разборчивости. На уровень восприятия речи оказывает также влияние расстояние, на которое удаляется учитель от микрофона. Большинство специалистов-акустиков и радиоинженеров оптимальными условиями для дифференциации речи считают расстояния от микрофона до рта говорящего 30—40 см. Однако, как показали исследования В. П. Тимохина, для детей, имеющих нарушение слуха, это условие непригодно. В зависимости от удаления от микрофона изменяется громкость звука. Увеличение расстояния от микрофона в два раза требует усиления голоса говорящего, в результате чего громкость речи увеличивается, с уменьшением расстояния интенсивность звука падает. В то же время усиление голоса учителя не улучшает качества восприятия речи, а ухудшает его. Это объясняется тем, что при усилении голоса возрастает разница в звучании между гласными и согласными звуками, увеличивается частота звучания гласных звуков, возрастают дополнительные акустические помехи, увеличиваются искажения, вносимые звукоусиливающей аппаратурой. Поэтому на фронтальных занятиях нужно микрофон держать на расстоянии 3—4 см от рта говорящего и усиление речи не должно превышать 60 дБ. Причем микрофон нужно держать так, чтобы в него не попадала струя воздуха, так как это создает дополнительные помехи. На индивидуальных занятиях можно использовать прием удаления микрофона от рта говорящего. Удаление от микрофона влечет за собой снижение интенсивности звучания, что заставит учащихся полнее использовать имеющиеся потенциальные возможности. Этот прием работы целесообразно использовать тогда, когда у учащихся сложится определенный опыт различения речевого материала с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Степень удаления говорящего от микрофона необходимо фиксировать в планах занятий. При работе со звукоусиливающей аппаратурой следует помнить следующие правила: включать аппаратуру в сеть только при выключении тумблера питания усилителя; замену предохранителя в усилителе производить при обязательном отключении вилки из розетки электросети; проверку комплекта аппаратуры проводить за 2—3 мин до начала ее использования в учебных целях, для чего: включить вилку в розетку электросети; установить тумблер питания на усилителе в положение ВКЛ; проверить работу микрофона учителя; установить регулятором громкость необходимого уровня звукового сигнала в телефонах учащихся; проверить работу микрофонов учащихся; после окончания работы выключить тумблер питания и выключить вилку из розетки электросети. Применение звукоусиливающей аппаратуры расширяет возможности восприятия речи на слух. Звуки, ранее недоступные слуху детей, при использовании звукоусиливающей аппаратуры становятся различимыми. Важным является правильный подбор аппаратуры, особенно для индивидуальных занятий. В этом отношении большой интерес представляет исследование ЕГП: Кузьмичевой. Несмотря на то что исследование проведено на контингенте школы глухих, выводы, сделанные ученым, актуальны и в работе со слабослышащими. Она считала, что работу по развитию слухового восприятия, на индивидуальных занятиях, следует начинать со стационарной аппаратуры, так как именно этот вид аппаратуры дает наибольший эффект в индивидуальной работе с детьми. Звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования нужно вводить в работу осторожно, так как она существенно отличается от аппаратуры коллективного пользования. Возможность использования индивидуальной аппаратуры не находится в зависимости от состояния слуха. По тональной аудиограмме не всегда можно определить оптимальный тип аппарата для данного ученика. Подбор аппарата зависит от ряда факторов: состояния слуха ученика, от умений и навыков, которые приобрел ученик в работе с аппаратурой, привычки работы с данным типом аппарата, его технической характеристики и др. Поэтому подбор осуществляется в результате нескольких проб с аппаратами различного назначения. Вместе с тем в ходе обучения необходима смена одного вида аппаратуры на другой, т. е. наряду со стационарной аппаратурой следует использовать и индивидуальную аппаратуру. Именно индивидуальная аппаратура ввиду небольших габаритов способствует наиболее успешной адаптации слабослышащих в среде слышащих. Е. П. Кузьмичева отмечает, что наиболее эффективным - является параллельное использование аппаратуры различного назначения в работе по развитию слухового восприятия. Программой по развитию слухового восприятия в школе слабослышащих рекомендуется переходить к индивидуальной аппаратуре со второго полугодия первого года обучения, т. е. уже в I классе. К этому времени у учащихся уже имеется определенный опыт восприятия речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, стационарного назначения, а также опыт обращения с этой аппаратурой. Введение аппаратуры индивидуального пользования в работу по развитию слухового восприятия в школе слабослышащих происходит почти параллельно с использованием аппаратуры стационарного назначения. Вначале большую часть времени следует отвести для восприятия материала с помощью аппаратуры стационарного назначения. Постепенно долю восприятия речевого материала с индивидуальной аппаратурой следует увеличивать и довести до равномерного распределения времени между той и другой аппаратурой. В ходе работы с аппаратурой необходимо выработать у учащихся желание и умение пользоваться ею постоянно. Таким образом, к использованию звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках и специальных занятиях предъявляется ряд требований, выполнение которых способствует эффективной работе по развитию слухового восприятия. Восприятие материала на слух без звукоусиливающей аппаратуры Одним из специфических требований, предъявляемых к индивидуальным занятиям, является восприятие материала на слух без звукоусиливающей аппаратуры. Как показали исследования В. И. Бельтюкова и И. Г. Багровой, снятие слухового самоконтроля при коррекции звуков речи влекло за собой восстановление прежних дефектов произношения, а включение аппаратуры помогало устранению этих дефектов. Поэтому особое значение приобретает работа без звукоусиливающей аппаратуры, так как следует учить учащихся пользоваться своим сниженным слухом. Таким упражнениям нужно отводить 1—2 минуты на индивидуальном занятии. Работа без аппаратуры способствует приобщению имеющихся у учащихся слуховых способностей к восприятию речи. При этом важно сформировать у учащихся представление о естественной речи окружающих, так как всякая звукоусиливающая аппаратура вносит определенный процент искажения звука. Рекомендуется вводить упражнения без звукоусиливающей аппаратуры в первую и вторую части индивидуального занятия: при формировании произносительных навыков и при развитии слухового восприятия. При этом ставятся разные задачи: в первой части — отработка произношения без аппаратуры; во второй — тренировка различения речевого материала на слух без аппаратуры. Упражнения по развитию слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры готовят учащихся к ориентации в окружающей обстановке (на улице, в шумных помещениях и т. д.), т. е. там, где использование современных индивидуальных звукоусиливающих аппаратов не всегда пригодно, так как из-за их высокой чувствительности до слуха учащихся будет доводиться избыточное количество звуков, отрицательно влияющее на слуховую функцию. В школе слабослышащих рекомендуется проводить упражнения по развитию слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры на слух уже со второго полугодия первого года обучения, т. е. одновременно с введением аппаратуры индивидуального пользования. Опора на слухо-зрительное и слуховое восприятие Значение зрительного анализатора в жизнедеятельности людей с нормальным слухом общеизвестно. При нарушении слуха роль зрительного анализатора возрастает. Увеличение значимости зрительного анализатора находится в прямой зависимости от сохранности слуха. Исследованиями К. П. Каплинской доказано, что, чем хуже слух, тем выше эффективность зрительного анализатора. Так, слабослышащие дети с I степенью тугоухости речевой материал (слова, фразы, словесное и логическое ударение интонацию) воспринимали с помощью зрения хуже, чем слабослышащие дети со II степенью тугоухости, и, наоборот, слабослышащие дети с I степенью тугоухости лучше воспринимали материал на слух, чем слабослышащие дети со II степенью. Итак, по мере снижения слуха все большее влияние на восприятие речи оказывает зрительный анализатор. Это положение находит подтверждение при выявлении возможности участия зрительного анализатора в комплексном слухо-зрительном восприятии. Сравнение слухо-зрительного восприятия речевого материала со слуховым восприятием позволяет выяснить, что доля зрительного восприятия увеличивается по мере снижения слуха. У слабослышащих учащихся со II степенью тугоухости увеличивается доля зрительного восприятия в комплексном слухо-зрительном различии фраз на 7%, слов на 8,2%, звуков речи на 10,2%, логического и словесного ударения на 1,6 и 1,7% соответственно. Слухо-зрительное восприятие — это путь, который расширяет сферу общения людей с нарушенным слухом с окружающими людьми. На основе слухо-зрительного восприятия строится учебный процесс в школе слабослышащих. Исследованиями К. П. Каплинской убедительно доказано, что бисенсорное восприятие с помощью звукоусиливающей аппаратуры дает самые высокие результаты по сравнению с моносенсорным восприятием (на слух или по чтению с губ). Совместная деятельность двух анализаторов повышает эффективность восприятия речи. Так, средний показатель восприятия речевого материала на слухо-зрительной основе равен 67,4%, с помощью слуха — 65,7%, а во чтению с губ — 35,1 % • Соотношение между слуховым восприятием и зрительным должно быть приблизительно таким же, как у детей с нормальным слухом, которые пользуются зрением как вспомогательным средством. Такое соотношение возможно при использовании звукоусиливающей аппаратуры и в результате приобретенных в ходе специальных упражнений определенных умений и навыков. В процессе работы по развитию слуха используется и слухо-зрительное, и слуховое восприятие. Использование того или иного вида восприятия речи зависит от формы организации работы по формированию речевого слуха. На общеобразовательных уроках (развитие речи, чтение, математика и др.) основным видом восприятия речи является слухо-зрительное. Почти весь урок в школе слабослышащих идет с опорой на слухо-зрительное восприятие с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Наряду со слухо-зрительным восприятием часть материала воспринимается на слух. Эти упражнения направлены на увеличение доли слуха в комплексном слухо-зрительном восприятии. Им отводится 10—15 минут урока. Как правило, на слух предъявляется материал небольшого объёма, отработанный на предыдущих уроках, например фразы,, связанные с организацией запаши, часть вопросов по картине и т. д. Примерно такое же соотношение между слухо-зрительным и слуховым восприятием соблюдается на внеклассных мероприятиях. В настоящее время все внеклассные мероприятия проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования. Воспитатель, готовясь к внеклассному мероприятию, должен для себя определить и пометить в плане, какая часть материала будет предъявляться учащимся для восприятия на слухо-зрительной основе, а какая — на слух. На фронтальном занятии слухо-зрительное и слуховое восприятия находятся почти в равном соотношении. Сначала материал занятия воспринимается детьми на слухо-зрительной основе, а затем этот же материал воспринимается только на слух. Последовательное предъявление материала для различения (начала с опорой на слухо-зрительное, а потом с опорой на слуховое восприятие обеспечивает наиболее эффективный процесс формирования слуховых представлений. Зрительный анализатор помогает удержать в памяти графический образ слова (слово написано на доске), образ предмета (демонстрация предмета), слуховой анализатор способствует удержанию в памяти слухового образа (слово произносится), его звучания (издается звук предметом). Сниженный слух учащихся требует опоры на зрительный анализатор. Слухо-зрительное восприятие выполняет подсобную роль, готовит слуховой анализатор к последующему различению звуков с опорой только на слух,- т. е. является предпосылкой для скорейшего усвоения на слуховой основе звучания слова, фразы, звука, воспроизводимого предметом. Поэтому, прежде чем предложить учащимся различать звуки барабана и дудки, нужно показать эти предметы, произнести их названия в микрофон, написать названия на доске, прослушать звуки, издаваемые этими предметами. Только после такой предварительной работы можно предложить учащимся отличить на слух звучания предметов. Переход к слуховому восприятию возможен лишь в том случае, если опора на слухо-зрительное восприятие помогла прочно усвоить дифференцировку звуков, речевого материала. Такой порядок работы обязателен при знакомстве с новым материалом. При повторении же хорошо усвоенного ранее материала можно сразу опираться на слух без предварительного восприятия материала на слухо-зрительной основе. В каждом отдельном случае необходимо поступать сообразно с результатами усвоения материала. В отличие от фронтального занятия на индивидуальном занятии основным видом восприятия речи является слуховое восприятие. В течение всего занятия весь материал для различения предъявляется на слух. В случае затруднения восприятия материал повторяется два-три раза. Если же ученик и тогда не смог различить материал, то следует перейти на слухо-зрительное восприятие. При формировании устной речи на индивидуальных занятиях восприятие материала осуществляется с опорой на комбинированное слухо-зрительное восприятие, так как задачей этой части занятия является формирование произносительной стороны речи. Таким образом, в педагогическом процессе используются различные виды восприятия речи. Конечной целью такой работы является активация слухового восприятия. Это ведет к увеличению доли слуха в комплексном слухо-зрительном восприятии речи, где зрительное восприятие, как у слышащих людей, будет выполнять подсобную роль, являться вспомогательным средством восприятия речи. Подбор речевого материала Развитие слухового восприятия в школе слабослышащих осуществляется на материале неречевых звуков и речи. Использование неречевых звуков ограничивается фронтальными занятиями и внеклассными мероприятиями. Развитие слухового восприятия при помощи речи осуществляется в ходе общеобразовательных уроков, индивидуального и фронтального занятий, внеклассных мероприятий. Подбор речевого материала определяется содержанием программы и зависит от темы и цели конкретного занятия. Важным требованием при подборе речевого материала является его соответствие речевому уровню учащихся данного класса. Нельзя подбирать такие слова, фразы с которыми дети незнакомы. Например, учащиеся I класса не смогут понять поручение: «Рассмотрите иллюстрацию на странице двести пятой», так как слова данного поручения иллюстрацию, двести пятой они не знают. Речевой материал, используемый на занятиях, должен быть также знаком детям по содержанию, т. е. он не должен требовать дополнительного объяснения. Например, нельзя учащимся I класса предлагать задание «Назови хвойные деревья», так как они не знают, какие деревья относятся к хвойным. Включать новые слова и фразы нужно постепенно. При этом следует придерживаться трех этапов, выделенных Е. П. Кузьмичевой для школы глухих, с той только разницей, что в школе слабослышащих на -эти этапы тратится меньше времени. Первый этап занимает, как правило, вторую четверть I класса, второй этап — второе полугодие I класса, к третьему этапу следует переходить с первого полугодия II класса. На первом этапе предлагается восприятие такого речевого материала, звуковой образ которого детям знаком. Этот материал дети неоднократно воспринимали с помощью звукоусиливающей аппаратуры в классе. Данный речевой материал воспринимается сначала слухо-зрительно, а потом на слух. Например: Какая сегодня погода? На улице идет дождь и т. п. На втором этапе постепенно в знакомый речевой материал вводится материал, звуковой образ которого детям незнаком. Восприятие речевого материала на этом этапе осуществляется на слух. Например, в предложение Наступила холодная осень можно ввести слово дождливая, незнакомое для учащихся. Это слово дается среди знакомых слов. Естественно, что содержание предложения поможет ребенку правильно определить смысл слова и воспринять его на слух. На третьем этапе предлагается такой речевой материал, звуковой образ которого детям незнаком. На этом этапе материал воспринимается сразу на слух. Например, после чтения текста «В магазине» можно на слух провести беседу о том, как ученик помогает маме. У учащихся к этому времени уже накопился достаточно обширный слуховой словарь, выработался навык прислушиваться к речи. Поэтому они уже готовы к такому роду работы.' Третий этап должен оставаться ведущим во все последующие годы обучения, т. е. во II—V классах, на индивидуальных занятиях. От восприятия фраз постепенно следует переходить к восприятию связных текстов, руководствуясь при этом учебной программой. При подборе речевого материала к занятию сурдопедагог должен также учитывать и связь с предметами школьного цикла. Целесообразно использовать речевой материал, пройденный на уроках русского языка, чтения, математики и др. При этом важно добиться правильного восприятия этого речевого материала па слух. Речевой материал, воспринимаемый на слух на занятиях не должен быть труден для понимания, не должен требовать от учащихся сложных логических операций (сравнение, умозаключение, выяснение причины и т. д.). Если привлекаются Картина, серия картин, задачи, примеры, то этот материал уже должен быть предварительно отработан в классе на уроках. Вместе с тем сурдопедагог должен обязательно работать и над уточнением содержания материала, например: выяснить, что означают слова моет, моется, чем они отличаются друг от друга; задать несколько вопросов к тексту и т. д. Особое место должно быть отведено разговорной речи. Учитель должен поставить перед собой цель: развивать слуховое восприятие слабослышащих учащихся таким образом, чтобы они на основе комплексного слухо-зрительного восприятия могли бы вести paзговор в вопросо -ответной форме, выполнять поручения, воспринимать монологическую речь и т. д. Восприятие разговорной речи, часто употребляемой в пределах школы и вне школы, позволит успешнее усваивать программный материал, расширит возможности общения, будет способствовать.социальной адаптации слабослышащих в. среде слышащих. Важным является соответствие речевого материала частотному и динамическому диапазону восприятия учащихся. Если у учащихся сохраняется восприятие низких и средних частот, то именно с них нужно начинать работу по развитию слухового восприятия. Поэтому не случайно школьная программа фронтальных занятий по слуховой работе построена так, что работа по развитию слуха начинается с неречевых звуков. Среди них гораздо легче подобрать звуки, различные по интенсивности и по частотной характеристике. Учитель не может игнорировать фонетических особенностей речевого материала. По возможности принцип перехода от грубых дифференцировок к более тонким нужно соблюдать. Однако чрезмерное увлечение фонетической стороной речи может привести к созданию искусственной обстановки и использованию слов/которые не нужны и непонятны учащимся. При подборе речевого материала учитель должен знать, как будет материал восприниматься на слух учащимися, какие фонетические элементы наиболее доступны учащимся, внести соответствующие правки. При подборе речевого материала учитель должен определить для себя, какого ответа, какой реакции можно потребовать от учащегося. Как правило, учащиеся должны выполнить действие (показать, подать, выбрать, написать, нарисовать и т. д.) и оформить ответ речью. Например, учитель дает поручение на слух: «Лена, позови Вову». Лена обращается к ученику: «Вова, тебя зовет Нина Ивановна» — и затем отчитывается перед учителем: «Нина Ивановна, я позвала Вову». Таким образом, при подборе речевого материала на занятия следует учитывать перечисленные требования. Соблюдение их будет способствовать успеху в работе. Выработка слухо-произносительных обобщений Под выработкой слухо-произносительных обобщений понимается стойкое правильное произношение детьми речевого материала после неоднократного восприятия его на слух. На занятиях между учителем и учеником должна быть установлена двусторонняя связь: учитель — ученик и ученик — учитель. На внеклассных мероприятиях, общеобразовательных уроках и фронтальных занятиях в эту связь включаются все учащиеся класса. Это создает условия для контроля учителя за речью учащихся, учащихся за речью отвечающего ученика и за своей собственной речью, а также для восприятия речи учителя как эталона для подражания. Однако эти условия будут иметь эффект в том случае, если ученик будет проговаривать необходимый материал всле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|