Из истории применения упражнений для развития слухового восприятия
Попытки обучения глухих языку, как известно, появились в XVI в., а вопросом практического развития слуха с помощью упражнений сурдопедагоги и врачи начали заниматься только в XIX в. Впервые эта мысль была четко выражена у Итара. До Итара высказывались предположения о возможности развития слуха, но эти предположения не получили дальнейшего развития. Итар заметил, что некоторые из его учеников, ранее не реагировавшие на звуки, начали потом сами их различать. Это привело его к мысли, что использование упражнений, направленных на развитие слуха, оказывает благоприятные результаты. Только в середине XIX в. слуховые упражнения начинают внедряться в практику работы школ. Венскому профессору Урбанчичу принадлежит заслуга систематического использования упражнений для развития слуха глухонемых детей. Почти в это же время профессор Бецольд тоже вводит слуховые упражнения в процесс обучения Мюнхенской школы глухонемых. И тот и другой отмечали улучшение слуха под влиянием систематических упражнений, но по-разному оценивали наблюдавшиеся факты и возможности развития слуховой функции у детей с различными остатками слуха. Так, Урбанчич находил возможным применять слуховые упражнения для всех глухих и правильно предполагал, что можно получить положительные результаты при кажущейся полной глухоте, когда глухой не слышит ни гласных, громко произносимых в ухо, ни камертонных тонов. Однако он неверно оценивал получаемые результаты, считая, что слуховые упражнения расширяют область слышимого. Подобное преувеличение вызывало необоснованные надежды по поводу возвращения слуха глухим. Истинные же результаты разочаровывали и превращали сторонников слуховых упражнений в противников.
Бецольд тоже признавал необходимость занятий по развитию слуха с помощью упражнений, но неправомерно ограничивал их применение только для слышащих гласные звуки и отдельные слова. Он справедливо считал, что слуховые упражнения развивают слуховое внимание, способствуют развитию речи на основе использования остатков слуха. Эти упражнения он называл «обучением речи через ухо». Постепенно точка зрения Урбанчича и Бецольда о необходимости развития слуха упражнениями была признана правильной, и слуховые упражнения стали внедряться в школы. В 1892 г. были открыты классы при Парижском институте глухонемых, где использовались слуховые упражнения для развития слуха. 15 этом же году в Венском институте глухонемых также были введены систематические упражнения по развитию слуха; занятия по развитию слуха с помощью упражнений вменялись в обязанности учителя класса. В Мюнхенском институте глухонемых в 1901 г. было открыто три класса, где развитием слуха с помощью упражнений занимался специально выделенный учитель. И наконец, на съезде учителей глухих в Париже в 1900 г. официально было признано, что в ходе обучения необходимо использовать специальные слуховые упражнения обязательно для тех учащихся, у которых сохранился значительный остаток слуха. Так, слуховые упражнения постепенно стали занимать достойное место в обучении глухих детей. Однако, по-прежнему, сохранились две точки зрения (Урбанчича и Бецольда) на факт улучшения слуха под влиянием упражнений: согласно одной — увеличивался объем слуховой функции, слуховые пороги понижались; согласно другой — объем слуховой функции не изменялся, но воспитывалось слуховое внимание и улучшалось использование остатков слуха, что создавало впечатление улучшения слуха. В России проблемы развития слуха также привлекали сурдопедагогов и врачей. Так, директор С.-Петербургского училища глухонемых В. И. Флери еще в первой половине XIX в. считал, что детей с остатками слуха необходимо учить прислушиваться К звукам собственной речи. Это оказывает положительное влияние па их слуховую способность.
Слуховые упражнения оказывают большое влияние не только на развитие слухового восприятия, но и на общий уровень развития ребенка, это подчеркивала еще в 1910 г. Н. К- Патканова. Она считала, что упражнения по развитию слуха. приносят огромную пользу, повышая общий уровень развития ребенка. Значительное место в работе учителя отводил слуховым упражнениям доктор медицины, директор С.-Петербургского училища глухонемых П. Д. Енько. Он считал их применение одной из основных задач в обучении, тем более, что эта задача не требует особых затрат и приспособлений. Внедрение слуховых упражнений в школы потребовало разработки методики работы в этом направлении. Особого внимания заслуживает методика русского оториноларинголога, врача Петербургского училища глухонемых М. В. Богданова-Березовского, основанная на теоретических и практических положениях Бецольда. Он соглашался с Бецольдом в том, что слуховая функция не развивается, а только улучшается ее использование, и предложил проводить слуховые упражнения не только на базе элементов речи, но и при помощи музыкальных инструментов, считая, что упражнения с музыкальными инструментами дадут возможность получить правильное представление о силе и высоте звука, а пение поднимет деятельность голосовых связок. В дальнейшем работа по развитию слуха при помощи упражнений была тесно связана с поисками методик активации слуха и средств усиления звука. В начале XX в. получили распространение следующие методики: способ активации слуха Натиера рядом камертонов; способ Цюнд-Бурже, где камертоны были заменены электрофоном; способ Дузауда и Гутцмана, предлагавших использовать фонограф для упражнений по развитию слуха; способ Маража, пользовавшегося прибором-сиреной для активации слуха. У нас, в Советском Союзе, использовались отечественные электроаппараты Н. А. Скрицкого.Появление электроаппаратуры оказало положительное влияние на развитие слуха с помощью упражнений, так как появилась возможность усилить звук и донести его до детей с недостатками слуха. Благодаря использованию электроаппаратуры значительно расширилась область слышимого и создались условия для более полного использования и развития слухового восприятия.
Результаты работы по активации слуха с использованием электроаппаратов оценивались по-разному. Некоторые исследователи приходили к выводу, что благодаря использованию электроаппаратов появилась возможность не только улучшить слух, но даже возвратить его. Другие, как, например, М. А. Свищев, считали, что путем упражнений нельзя восстановить полностью слуховую функцию. М. А. Свищев высоко оценивал роль упражнений для развития слуха. При этом отмечал, что не должно быть развития слуха ради слуха. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь пониженного слуха с мышлением и речью. Ряд методических положений, выдвинутых им, нашли свое отражение в настоящее время в методике развития слухового восприятия. Например, он считал, что нужно приучать ребенка узнавать то, что ему говорят, по неполным слуховым данным, т. е. следует опираться на догадку. Роль контекста и догадки в настоящее время учитывается. В ходе тренировочных упражнений по развитию слуха. Другим положением М. А. Свищева, которое также нашло отражение в современной методике, является использование звукоусиливающей аппаратуры в педагогическом процессе. Он считал, что дети с пониженным слухом, должны большую часть времени на уроке находиться в наушниках. В настоящее время звукоусиливающая аппаратура используется на всех общеобразовательных уроках и специальных занятиях по развитию слуха. Большое значение развитию и использованию слуха придавали и придают советские сурдопедагоги Ф. Ф. Pay, А. И. Дьячков, Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, А. М. Масюнин, Е. П. Кузьмичева и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|