Развитие слухового восприятия речи на индивидуальных занятиях
Задачей индивидуальных занятий является развитие слухового восприятия речи учащихся. Цель занятий заключается в наиболее полном использовании слухового восприятия речи в учебно-воспитательном процессе, в подготовке слуха учащихся к восприятию речи окружающих людей. Работу по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях следует начинать с различения материала разговорно-обиходной речи, вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией учебной деятельности. Материал разговорно-обиходной речи наиболее легко воспринимается детьми, так как он повторяется почти ежедневно в классе на первых уроках, где задаются вопросы о временах года, погоде, днях недели, месяце, числе и т. д. Постепенно материал, изучаемый на индивидуальных занятиях, расширяется. Учащимся предлагаются вопросы автобиографического характера (Как тебя зовут? Сколько тебе лет?, Где ты живешь?, Кто есть в семье?, Как зовут маму? и др.). Затем изменяют формулировку вопросов и заданий так, чтобы ответы были шире и обобщенней {Какая погода зимой?, Расскажи о погоде летом, Назови свой адрес и др.). Восприятие материала разговорно-обиходной речи подготавливает учащихся к различению вопросов, просьб, поручений, ведению диалога. Различение вопросов, просьб, поручений включает в себя два аспекта: дифференциация на слух фраз, связанных с организацией учебной деятельности, и фраз, выраженных различными словосочетаниями. Различение поручений, связанных с организацией учебной деятельности, типа: «Реши...» «Прочитай...» «Слушай...» и т. д.— не требует специального времени. Они отрабатываются как в ходе индивидуальных занятий, так и в процессе всех уроков. Важно научить учащихся воспринимать их в любых условиях.
Поручения, выраженные различными словосочетаниями, требуют специально отведенного времени для усвоения их на слух. Например, учитель дает ученику поручение на слух: «Поставь «гул около окна». Ученик, не повторяя поручения, его выполняет и отчитывается: «Я поставил стул около окна». При этом могут быть использованы следующие виды работы. 1. Работа с карточками. Перед учеником лежат карточки с написанными поручениями, которые отличаются друг от друга разным значением глаголов: Напиши упражнение, Перепиши упражнение, Спиши упражнение, Запиши упражнение... Ученик воспринимает на слух поручение, Отыскивает соответствующую карточку, выполняет поручение и отчитывается в выполнении: «Я написал упражнение». Работа с карточками может проводиться и в другой форме. Карточки с поручениями лежат на столе так, чтобы ученик не видел их содержания. Он выбирает любую. Учитель читает поручение за экраном, ученик выполняет его и отчитывается в выполнении. 2. Работа с картинками. Учитель раскладывает картинки, на которых изображены действия: кормит, накормила/кормила; затем произносит в микрофон (с экраном) предложения: Девочка кормит кур, Девочка накормила кур, Девочка кормила кур. Ученик воспринимает предложение, отыскивает соответствующую картинку, повторяет что предложение. Упражнение можно усложнить, если ученику предложить поставить вопрос к воспринимаемому предложению. 3. Работа с конструктивной картиной или макетом. Учитель предлагает для различения поручения, выраженные словосочетаниями с предлогами, причем предлоги употребляются с существительными разного рода. Ученик выполняет поручение: отыскивает соответствующие картинки с изображенными на них предметами, прикрепляет их к конструктивной картине и отчитывается в выполнении. (Аналогичная работа проводится с макетом, только картинки заменяются игрушками.)
Например: Поставь диван около стены, Повесь картину над диваном, Поставь стол в угол комнаты, Поставь вазу на стол. Поставь кресло около дивана, Постели ковер под кресло, Поставь стулья около стола. 4. Выполнение поручений. Учитель дает поручения: «Обойди вокруг стола. Встань из-за 1 юла. Достань карандаш из-под стола» и т. д. Ученик выполняет их. Важным разделом программы является умение вести диалог В этой работе нужно идти от ведения диалога учителя с учеником, постепенно передавая ученику активную роль в диалоге (Спроси у меня о семье, о столовой и т. д.), к ведению диалогов между учащимися (Какие вопросы ты задашь Саше о прошедших каникулах?). Для диалогов можно брать материал уроков развития речи. При ведении диалога используются следующие виды работы. 1. Игры. Например, можно провести игру на тему «Магазин» с использованием притяжательных и личных местоимений (II класс, второе полугодие). Учитель. Будем играть в магазин. Я — продавец и кассир, ты — покупатель. (Прикалывает таблички к своей одежде и одежде ученика.) В разговоре ты должен употреблять следующие слова: наш, ваш, мой, я, вы. (Кладет перед учеником табличку с названными местоимениями.) Покупатель. Какие продукты я могу купить в вашем магазине? Продавец. В нашем магазине можно купить любые (разные) продукты. Что вам нужно из продуктов? Покупатель. Мне нужно купить хлеб, колбасу, молоко. Продавец. Пожалуйста, выбирайте. Наш магазин самообслуживания. Возьмите корзину, выбирайте продукты. Разговор у кассы: Кассир. Сколько стоит колбаса? Покупатель. Колбаса стоит 65 копеек. Кассир. Сколько пакетов молока вы взяли? Покупатель. Я взял два пакета молока по 8 копеек. Кассир. Какой хлеб вы взяли? Покупатель. Я взял хлеб за 16 копеек. Сколько стоят мои продукты? Кассир. Вы должны заплатить 97 копеек. Покупатель. Возьмите, пожалуйста, деньги. Спасибо за покупку. Мне понравился ваш магазин. Вы очень внимательны. В том случае, если ученик затрудняется в ходе диалога, учитель предлагает таблички, на которых вопросы записаны в разных вариантах. Например, ученик не смог различить вопроса Какой хлеб вы взяли? после 2—3 повторений. Учитель предлагает на выбор следующие таблички: Сколько стоит хлеб?, Вы взяли булку или хлеб?, Какой хлеб вы взяли?. Ученик среди этих табличек отыскивает ту, содержание которой он воспринимал на слух.
Игры можно использовать при ведении диалога по следующим темам: «У врача», «В книжном магазине», «На уроке» и др. 2. Демонстрация по ходу диалога. Демонстрация может найти применение при изучении таких тем, как «В раздевалке», «В школьной библиотеке» и др. В этом случае диалог лучше всего проводить на месте (в спальне, в раздевалке...). При этом целесообразно использовать звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования. Например, диалог на тему «В школьной библиотеке» (III класс, второе полугодие) можно провести в библиотеке, предварительно подготовив к такому разговору библиотекаря и ученика. Учитель. Игорь, сейчас мы пойдем в библиотеку. Подумай, Какие вопросы ты задашь библиотекарю. (Помогает определить) ученику вопросы, которые следует задать библиотекарю.) Разговор в библиотеке: Библиотекарь. Здравствуй, Игорь! Какие книги ты любишь читать? Ученик. Я люблю читать рассказы о детях. Библиотекарь. Какой последний рассказ ты прочитал? Ученик. Я прочитал рассказ А. Гайдара «Голубая чашка». Библиотекарь. Какой рассказ ты хочешь почитать? Ученик. Я хочу прочитать рассказ А. Гайдара «РВС». Библиотекарь. Пожалуйста, Игорь, пройди к шкафу и возьми эту книгу. Ученик. Где стоит этот шкаф? Библиотекарь. Шкаф стоит у окна. Ученик. На какой полке стоит книга? Библиотекарь. Книга стоит на второй полке. Ты нашел книгу, Игорь? Ученик. Да, спасибо. Запишите, пожалуйста, книгу. Когда я должен вернуть книгу? Библиотекарь. Книгу принесешь через неделю. Ученик. Спасибо. До свидания. 3. Диалог с использованием картинок, серии картинок. Картинка или серия картинок могут быть использованы при ведении диалогов на следующие темы: «Жизнь и дела пионеров», Весна на реке», «Об изменениях в поле, лесу, осенью» и др. Например, на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важнее (III класс, второе полугодие) подбираются картинки о женщинах разных профессий и организуется следующая работа.
— Какой наступит скоро праздник? — Международный женский день. — Когда празднуется этот день? — 8 марта. — Кому посвящен этот праздник? — Этот праздник посвящен женщинам. — Назови профессии женщин, которые ты знаешь. — Я знаю профессии женщин: учительница, врач, продавец, Швея, маляр (строитель)... — Покажи на картинках женщину-врача (учительницу, повара...) (Ученик показывает.) — Ты читал стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» — Да. — Я прочитаю отрывок из этого стихотворения, а ты подбирай к нему картинки и строчки из стихотворения, записанные на карточках. 4. Ведение диалога после экскурсии, прошедшего выходного дня, каникул, просмотренного кинофильма ит. д. Такого вида диалоги можно проводить по темам: «О труде детей в школе», «О каникулах», «О просмотренном фильме» и т. д. Например, организуется диалог после экскурсии на тему «Наша улица» (IV класс, второе полугодие). — Где вы были вчера? — Мы были на экскурсии. — Куда вы ходили на экскурсию? — Мы ходили на экскурсию на нашу улицу. — На какой улице находится школа? — Школа находится на улице Чехова. — Где расположена эта улица? — Улица расположена в центре города. — Что находится на нашей улице? — На нашей улице находятся почта, сберкасса, библиотека, магазины... — Что интересного вы узнали о нашей улице? — Это самая широкая и зеленая улица нашего города... Одним из важных разделов программы является различение предложений. Материал этого раздела тесно связан с материалом по формированию грамматического строя речи. Различение предложений представляет определенные трудности для восприятия на слух, так как предложения могут быть не связаны между собой по смыслу. При обучении умению различать предложения можно предложить такие приемы работы, как подбор соответствующей картинки из нескольких (похожих или разных) картинок; составление схемы предложения из геометрических фигур, соответствующих каждому слову предложения; составление предложения из данного деформированного; подбор таблички с нужным предложением из нескольких предложенных; игры. Рассмотрим некоторые приемы работы. 1. Составление схем предложений из бумажных или магнитных полосок. Учитель за экраном читает предложение, ученик составляет схему этого предложения из бумажных или магнитных полосок. Например, по теме «Различение словосочетаний с существительными с предлогами, обозначающих пространственные отношения» (I класс, второе полугодие) берется предложение Учитель вешает картину над доской. Ученик составляет из полосок
работы наиболее применим в I—II классах, особенно в тех случаях, когда учащиеся затрудняются в восприятии на слух предложений сложной конструкции из-за значительного снижения слуха или, отсутствия опыта* восприятия речи на слух. 2. Подбор картинок. К каждому предложению подбирается картинка. Учитель за арапом читает предложение, ученик отыскивает соответствующую картинку и повторяет предложение. Например, по теме «Различение предложений со словосочениями, обозначающими переходность действия на предмет» (I класс, первое полугодие) даются предложения: Мальчик рисует дом, Мальчик решает задачу, Девочка читает книгу, Девочка пишет письмо. Ученик подбирает соответствующие картинки. 3. Дополнение предложений по картинкам и без картинок. Учитель за экраном читает часть предложения, ученик заканчивает его, опираясь на картинку. Например, по теме «Различение слов в различных контекстах (V класс, первое полугодие) предлагается предложение Мама покупает в магазине хлеб... и картинка, на которой изображено, что покупает мама. Можно предложить несколько картинок, на которых отдельно изображены колбаса, молоко, сыр и т. д. Дополнение предложений может проводиться и без помощи картинок. Учитель произносит за экраном большую часть предложения, ученику остается дополнить предложение одним-двумя словами. Например, учитель говорит: «Мама послала сына в аптеку (за чем?)...» Ученик дополняет: «...за лекарством». 4. Подбор табличек с нужными предложениями из нескольких похожих. Например, по теме «Различение предложений со словами, имеющими уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик, -чик, очк-, -ечк-» даются предложения: Серенькая кошечка сидела на окне, Серенькая белочка сидела на дереве, Девочка рисует i голик, Девочка рисует фонарик. Предложения заранее записываются на табличках. Учитель читает их за экраном, ученик отыскивает нужную среди предъявленных табличек и повторяет (читает) предложение. Этот вид работы используется в работе с учащимися III— IV классов. 5. И г р ы. При работе над различением предложений можно использовать игру «Верно — неверно», которую рекомендует Е. П. Кузьмичева в работе с глухими детьми. Например, в I классе дается картинка, на которой изображен мальчик, рисующий дом. Учитель задает заранее неверный вопрос: «Девочка рисует дом?» или «Мальчик решает задачу?» Учащийся должен ответить: «Нет. Мальчик рисует дом». В IV—V классах речевой отчет усложняется: «Девочка рисует дом — неверно. Это мальчик рисует дом».. 6. Работа с деформированным предложением. Этот вид работы используется в тех случаях, когда предлагаются распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Например, по теме «Различение предложений со словосочетаниями, обозначающими предметы и действия с ними» дается предложение Девочка надела новое голубое шелковое платье. Предложение заранее пишется на карточке, затем карточка разрезается на отдельные слова. Учитель за экраном читает предложение, ученик должен составить предложение из' отдельных слов. Одним из разделов программы является различение математического материала. При различении математического материала важным является обучить детей воспринимать на слух математические термины и выражения. Примеры и задачи, используемые на занятиях, не должны вызывать у учащихся трудностей при их решении. Восприятие математического материала на слух может сопровождаться такими приемами работы, как подбор соответствующих картинок (5 морковок...), составление примера из разрезных цифр, запись условия задачи под диктовку, решение задачи письменно и устно, повторение учеником примера или задачи вслед за учителем с последующим решением и др. Например, по теме «Различение на слух примеров в пределах 10» (I класс, первое полугодие) можно рекомендовать такой прием работы. Учитель за экраном дает поручения: «Возьми цифры 2, 5; знаки +, =. Составь пример и реши его. Назови ответ...» При различении математического материала используются виды работы, описанные ранее: демонстрация, выполнение поручений, составление задач по картинкам и т. д. Наибольшую трудность для восприятия на слух представляют связные тексты. В ходе работы следует использовать как знакомые, так и незнакомые тексты. Под знакомыми текстами подразумеваются тексты из «Книги для чтения», предварительно прочитанные и разобранные в классе. Незнакомые тексты берутся из материала по внеклассному чтению или специально составляются в соответствии с определенными программными требованиями. Например, на тему «Зимние забавы» (I класс, второе полугодие) можно составить следующий текст: Наступила зима. На улице стоит солнечная и морозная погода. После школы дети вышли на прогулку в парк. Девочки вылепили снеговика. Мальчики сделали снежную крепость. Потом они катались на санках. Быстро прошло два часа. Пора идти выполнять домашнее задание. Дети дружно отправились домой. 1. При восприятии текстов можно использовать наглядные средства: картинки, серии картинок, таблички с предложениями и т. д. Выбор наглядных средств зависит от содержания текста. Так, в ходе работы над текстами по темам '«Семья», «В нашем классе можно использовать одну картинку, а при работе над текстом по теме «Жизнь рабочих и крестьян до и после Октябрьской революции—несколько картинок (для сопоставления), иллюстрирующих жизнь и труд рабочих и крестьян до революции, жизнь и труд советских людей. В тех случаях, когда необходимо установить четкую последовательность событий или действий, можно использовать серию картинок. Например, дается текст «Как я поймал щуку». Я пришёл к озеру. Закинул удочку и стал ждать. Вода была прозрачной. Вижу: к червяку подплывает много мелких рыбок. Вдруг они мигом уплыли. К червяку быстро подплыла щука и схватила его. Я дёрнул удочку и снял рыбу с крючка. Так я поймал щуку. К этому тексту можно подобрать картинки с изображением основных действий. (Пришел к озеру, закинул удочку, Подплывают мелкие рыбки, щука схватила червяка, поймал щуку и т. д.) 2. При работе над текстами можно использовать также конструктивные картины. Например, учитель читает за экраном сказку «Репка», ученик воспринимает ее на слух и выстраивает на картине фигурки в той последовательности, в какой они обозначены в сказке: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. С использованием иллюстраций можно провести занятие по следующему плану (I класс, первое полугодие). Тема. Восприятие связного текста «1 сентября». Цель. Усвоение содержания текста на слух и воспроизведение отдельных словосочетаний и предложений. Оборудование. Картинки «Дети идут 1 сентября в школу», «Дети во дворе школы на перемене»; текст «1 сентября». Сегодня первое сентября. Дети утром пошли в школу. Первоклассники идут в школу с мамами и папами, дедушками и барашками. У детей за спинами ранцы, в руках портфели и цветы. Дети принесли цветы любимой школе и дорогим учителям. Здравствуй, школа! План занятия 1. Чтение текста учителем. 2. Выяснение понимания содержания по 2—3 вопросам. (о ком (о чем) говорится в рассказе? Когда это было?..) 3. Восприятие текста повторно и подбор соответствующей картинки из нескольких похожих. (Дети идут в школу. Школьным двор во время перемены.) 4. Восприятие вопросов и поручений по тексту. — Покажи детей (портфели, цветы). — Отвечай на вопросы: Куда идут дети? С кем идут дети? Что в руках у детей? Кому дети несут цветы? Какой это день? - 5. Восприятие словосочетаний и предложений: любимая школа, дорогие учителя, Сегодня 1 сентября, Первоклассники идут в школу с мамами и папами. 3. При восприятии связных текстов можно использовать и такие виды работы, как составление рассказа из деформированного текста, выборочное чтение, составление плана и пересказ текста по плану и др. Для работы с деформированным текстом нужно подбирать такие тексты, в которых ученику самостоятельно трудно установить логическую последовательность. В этом случае ученик будет полагаться в основном на слух. Например, можно предложить следующий текст: В зоопарке Вчера мы были в зоопарке. Там мы видели слона, тигра, медведя, бегемота. В клетках сидели дрозды, снегири, щеглы. Мы видели попугаев, страусов, орлов. Особенно нам понравились зебры и жирафы. Ленивый крокодил лежал на песке. В клетках, прыгали обезьяны. Много разных зверей мы видели в зоопарке В таком тексте не нарушится смысл, если изменить порядок предложений, за исключением первого предложения. Сначала учитель читает текст за экраном и по 2—3 вопросам выясняет понимание учащимися содержания. Затем ученику дается конверт с набором предложений из текста. Учитель читает текст снова, повторяя каждое предложение 2—3 раза. Ученик должен воспринять предложение, отыскать его и прочитать Деформированные тексты целесообразно использовать I—II классах, иногда в III классе при чтении текста большого по объему или сложного по содержанию. 1 4. Выборочное чтение проводится по объемному и достаточно сложному для восприятия на слух рассказу, например, по еле Дующему рассказу: Орёл Это было во время гражданской войны. Партизан Михо на ёл орлёнка с подбитым крылом. Он взял его к себе в отряд и вылечил. Орлёнок вырос в огромного орла. Он очень любил своего хозяина. Однажды Михо ушёл в разведку и был захвачен в плен. Один из вражеских солдат привязал его к седлу и вёз е штаб. Михо шёпотом прощался с родным краем. Вдруг он увидел, что его орёл летит к нему. Михо тихо свистнул. Орёл налетел на врага. Он так сильно клюнул его, что тот от боли упал с седла. Лошадь испугалась и быстро побежала вперёд. Вражеский солдат остался далеко позади. А Михо лежал на седле и был счастлив. Он развязал верёвку и по горным тропинкам вернулся к своим товарищам. Этот текст можно использовать в IV классе. Учитель сначала читает текст, а ученик следит за чтением ПО тексту. Затем учитель задает ему несколько вопросов для Выяснения понимания содержания. После повторного чтения учитель задает вопросы за экраном и предлагает ученику найти в тексте ответы на вопросы, например: что однажды случилось • партизаном Михо?, Как Орёл освободил Михо? 5. Одним из видов работы при восприятии связного текста является составление плана и пересказ рассказа по плану. Например, в III классе можно предложить следующий текст: Тигрёнок Васька У одной девочки жил ручной тигрёнок Васька. Однажды после дождя Васька вышел погулять. Он обходил лужи и лениво зевал. Вдруг тигрёнок увидел курицу с цыплятами и приготовился к прыжку. Курица распушила перья и загородила цыплят. Она дрожала от страха, но наскакивала на тигрёнка, старалась выклевать ему глаза. Васька испугался и пустился бежать. Курица за ним. Васька вскочил на крыльцо и забился под лавку. Курица повернулась и гордо пошла к цыплятам. Учитель читает текст, ученик воспринимает его на слух. Затем учитель предлагает ученику рассказать о том, что он услышал из текста. Ученик рассказывает, как правило, очень кратко. Учитель Вторично читает текст за экраном и выясняет по вопросам пони-ми и не содержания (О ком говорится в рассказе?, Что случилось с тигренком?, Как защищала курица цыплят?). Затем учитель, предварительно поделив рассказ на части, читает за экраном текст по частям и предлагает озаглавить каждую часть (Тигрёнок Васька на прогулке. Встреча тигрёнка с курицей. Курица защищает цыплят. Тигрёнок испугался.) В заключение учитель предлагает пересказать текст по полученному плану, который заранее написан на табличке. Выбор видов работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сложности речевого материала. Работу с деформированным текстом можно рекомендовать при различении текстов в I—II классах. Составление плана и пересказ по плану следует использовать начиная с III класса. В тех случаях, когда ученик затрудняется в восприятии текста и в ходе работы над ним, следует провести несколько занятий по данному тексту. Например, вот как можно провести занятия с учащимися с III степенью тугоухости в III классе (первое полугодие) по восприятию текста «Еж». Я отыскал на опушке леса большую кучу листьев, набил листьями мешок и пошёл домой. Вдруг слышу — листья шелестят. От удивления я остановился, развязал мешок. Заглядываю в мешок, ничего не вижу, но слышу: кто-то фыркает и сопит. Бросил мешок, а из него выскочил ёж и побежал. Как же ёж попал сюда? Ёж натаскал сухих листьев, закатался в листья и хотел в этом гнезде уснуть на всю зиму. Но я ежу помешал. Первое занятие 1. Чтение текста учителем (без экрана) (ученик следит за чтением по тексту). 2. Выяснение понимания содержания (по 2—3 вопросам). 3. Повторное чтение текста учителем (за экраном). 4. Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст. 5. Ответы на вопросы учителя по тексту (вопросы задаются: за экраном). Второе занятие 1. Чтение текста учителем (за экраном). 2. Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам (за экраном). Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их. 3. Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста. 4. Беседа о том, каких лесных зверей ученик знает, о еже, его внешнем виде, питании, пользе. Третье занятие 1. Чтение текста учителем (за экраном). 2. Чтение учителем текста по частям (за экраном), озаглав-ливание этих частей текста учеником. 3. Пересказ текста по полученному плану. 4. Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. 5. Беседа о домашних животных по вопросам: — Какие животные у вас есть дома? — У вас есть кошка (собака)?.. На последующих занятиях в ходе работы над текстом можно использовать такие приемы, как восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, предложений, частей текста. Чем выше уровень речевого развития и сохранность слуха учащихся, тем более сложный материал можно предложить им для восприятия на слух. Некоторым учащимся, которые хорошо усвоили материал текста, правильно воспринимали его на слух и т. д., на определенном этапе работы можно рекомендовать различение текста по предложениям. Приводим план индивидуального занятия (II класс, второе полугодие). Тема. Различение поручений с предлогами к, от, по, выражающими направление действия. Цель. Выработка умения различать поручения с названными предлогами, выполнение поручений с последующим речевым отчетом, восприятие поручений с этими предлогами в различных контекстах. Оборудование. Таблички со схематическим изображением значений предлогов, таблички с поручениями, картинки: Мальчик идет к дому», «Девочка идет от дома», «Дети идут по дороге»; макет класса с учениками. Ход занятия I. Различение материала со звукоусиливающим аппаратом с-6. 1. Организация начала занятия и установление режима усиления. - Учитель. Здравствуй, Марина! Надень наушники. — Повтори за мной: дом, стол, мама. — Ты меня слышишь хорошо? — Слушай внимательно! 2. Различение вопросов к картинкам. Учитель. Посмотри на картинку «Мальчик идет к дому», — Кто нарисован на картинке? — Что еще нарисовано на картинке? — Что делает мальчик? — Куда идет мальчик? — Как это можно нарисовать? (Если ученик затрудняется, то учитель дает ему табличку со схематической зарисовкой О—>□.) Аналогичная работа проводится с остальными картинками. 3. Различение на слух и выполнение поручений, — Марина, иди к двери. Иди от двери. Иди к столу. Иди от стола. Иди по ковру. Иди по полу. И т. д. 4. Различение на слух предложений с предлогами и соотнесение их с картинками. (Мама с дочкой идут к реке, Дети бегут по дороге, Мальчик отошёл от моста.) 5. Различение на слух и выполнение на макете поручений с Предлогами. — Посмотри внимательно. Что это?. (Класс, парты, стол.) - Кто это? (Учитель, ученики.) - Будем играть. Я буду говорить фразы, а ты выполняй действия на макете. (Учитель дает поручения ученику: — Иди к парте, подойди к товарищу, отойди от товарища, иди по коридору и т. д. Ученик выполняет на макете поручения.) 6. Различение словосочетаний с предлогами и соотнесение их со схемой. (Подошёл к дому, отошёл от парты, бежали по дороге.) II. Восприятие речевого материала без звукоусиливающей аппаратуры. 1. Различение предложений. Учитель. Слушай и повторяй за мной, — Девочка идет к реке. — Мальчик идет от реки. — Дядя идет по дороге (берегу), 2. Работа с таблицей. Учитель. Посмотри на таблицу» Девочка идёт- от(к,по) - мост (у, а) — Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй. 3. Организация окончания занятия и оценка работы ученика. — Марина, занятие окончено, выключи наушники, убери макет. Ты хорошо сегодня занималась:.была внимательна, правильно говорила. Иди на перемену. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ К неречевым звукам относят звуки окружающей среды: стук, звонки, гудки, шум деревьев, вой ветра, крики животных и т. д. На первоначальном этапе работы по развитию слухового восприятия неречевые звуки имеют определенные преимущества перед речью. Они обладают большей интенсивностью звучания, разнообразны по своей частотной характеристике и не требуют большого словарного запаса для определения названия звука. Особенно все это важно для слабослышащих детей, поступивших в школу без специальной дошкольной подготовки. Неречевые звуки быстрее усваиваются детьми. Основной задачей работы с неречевыми звуками является обогащение и уточнение представлений детей об окружающей среде, подготовка их слухового анализатора к ориентировке в быту, а затем и к восприятию речи. Программа по развитию слухового восприятия посредством неречевых звуков построена так, что работа начинается со звуков, доступных слуху слабослышащих учащихся (барабан, дудка и т. д.), но резко противоположных по своему звучанию. Постепенно переходят к различению более высоких неречевых звуков (гармоника и металлофон и т. п.). Одновременно в речь учащихся вводят и сложные речевые конструкции (Барабан звучал справа или Я слышу звук барабана справа). Работу по развитию слухового восприятия неречевыми звуками следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятия звуков. Под недифференцированным восприятием неречевых звуков понимается восприятие данного звука без точного определения источника звучания, т. е. ученик слышит звук, но не определяет, чем он вызван (стук в дверь или звенит звонок). На первых занятиях по недифференцированному восприятию используют такие неречевые звуки, которые соответствуют частотному и динамическому диапазону слуха учащихся. Для этого следует подбирать звуки по интенсивности и частотной характеристике достаточной мощности, чтобы слабослышащие дети могли их воспринять на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры. В задачу ученика входит — поднять руку в том случае, если он действительно услышит предъявляемый звук. Перед началом работы учитель должен показать ученикам источник звука (например, барабан), дать послушать его звучание. Затем, опираясь на слух и зрение учеников, показать, что при восприятии звука (после удара в барабан) нужно поднять руку; если звука нет, то руку поднимать не нужно. После того как каждый ученик будет правильно соотносить поднятие руки с издаваемым звуком, можно перейти к восприятию звука только на слух. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, опустить голову на руки, на парту и ударяет два-три раза в барабан. Услышав звук, учащиеся должны поднять руку. С целью проверки учитель иногда не ударяет в барабан, предлагает открыть глаза и выясняет у учеников, слышали ли они звук. Если часть учащихся ошибается, то учитель сразу же сообщает,, что ударов в барабан не было. Работа продолжается до тех пор, пока большинство учащихся не овладеют этим материалом. Для закрепления материала можно использовать следующие упражнения: 1. Учащимся раздаются флажки. Учитель издает звук инструментом, учащиеся поднимают руки с флажками. Если звука не слышат— рук с флажками не поднимают. 2. Учащиеся становятся в шеренгу, спиной к учительскому столу. Под звуки, издаваемые инструментом, они маршируют, по прекращению звуков — останавливаются. Под дифференцированным восприятием подразумевается восприятие звука с точным определением источника звука, т. е. ученик на слух должен определить, какой звук он слышит — звук барабана или школьный звонок и т. д. При этом виде paботы целесообразно использовать звукоусиливающую аппаратуру. Для первых занятий подбираются источники звука, резко отличающиеся между собой по звучанию, например барабан и дудку. В задачу учащихся входит умение отличить на слух звучание дудки от звучания барабана и оформить ответ речью по образцу, данному учителем. Вначале учитель выясняет у учащихся, - знают ли они эти игрушки. Задает вопрос: «Что это?» Учащиеся внимательно осматривают игрушки, пробуют воспроизвести звук. Если знают название —отвечают. В том случае, если учащиеся затрудняются назвать игрушки, учитель называет их сам. Табличка с написанным названием прикрепляется на' доске под картинкой, изображающей этот предмет: это барабан, это дудка. Затем учитель предлагает учащимся прослушать звучание игрушки ответить на вопрос: «Что ты слышал (а)?» Вопрос заранее дол жен быть написан на доске. Учащиеся» отвечают: «Я слышал (а) звучание дудки (барабана)», обращаясь к образцу ответа, записанному тоже заранее на доске. После такой предварительно работы учитель проводит аналогичную работу с опорой на слуховой анализатор, изолировав зрение. Для этого он предлагав детям закрыть глаза, опустить головы на парты, прослушать звуки определить, что звучало. Учащиеся по очереди отвечают, оформляя ответ речью. При ответах они закрывают рот рупором из рук, чтобы сидящие рядом ученики не прочитали ответ с губ. Во время ответа учитель включает обратный микрофон данного ученика, чтобы сам отвечающий мог контролировать свой ответ на слух, а остальные дети не слышали ответа своего товарища. Постепенно к вышеназванным звукам добавляются новые звуки. На занятиях не рекомендуется использовать более четырех-пяти звуков. В их числе должно быть не более трех новых звуков. Большое количество звуков будет мешать детям ориентироваться в них. Затем можно переходить к различению более близких по звучанию звуков: барабана от бубна, дудки от свистка, металлофона от гармоники и т. д. На этих занятиях можно использовать следующие упражнения, игры, способствующие закреплению материала. 1. Дети встают в круг, у каждого в руках по звучащей игрушке. Ведущему завязывают глаза. По знаку учителя один из учащихся издает игрушкой звук. Ведущий должен определить, какой звук он слышал. Эту игру можно проводить при небольшом объеме изученного материала (три-четыре звука), а также при повторении всего материала. 2. Дети сидят за партами, перед ними лежат звучащие игрушки или картинки с их изображением. Учитель издает звук игрушкой за экраном, учащиеся показывают соответствующую картинку или игрушку, сопровождая показ речью. 3. К столу вызываются два ученика. У каждого из них по две игрушки (по бубну и. по дудке). Ведущему завязываются глаза, другой ученик, по знаку учителя, издает звук игрушкой. Ведущий должен определить, которой из двух игрушек издан звук, И показать соответствующую игрушку. Ответ обязательно должен сопровождаться речью: «Я слышал дудку». 4. Игра «Домики». Под звуки гармошки, воспроизводимые учителем или ведущим, дети ходят по кругу. Как только услышат звук барабана, спешат занять свои «домики», места за партами. Учитель тоже знимает «домик».-Проигрывает ученик, оставшийся без «домика». Игра сопровождается речевым оформлением: «Я занял домик», «Саша остался без домика. Он ведущий». В дальнейшем учащимся предлагается определить число сигналов, издаваемых на инструменте. Учитель одновременно с ударом в барабан (бубен, гармоника и т. д.) отсчитывает на пальцах число ударов. Учащиеся делают это сначала вместе с учителем, а потом самостоятельно. После нескольких подобных упражнений на различных инструментах учащиеся отсчитывают количество сигналов на слух без опоры на зрительный анализатор. Для закрепления можно рекомендовать следующие упражнения: учитель издает на инструменте определенное число сигналов, учащиеся отсчитывают его на пальцах, отхлопывают, воспроизводят на инструментах, зарисовывают кружками, палочками, составляют из геометрических фигур, показывают соответствующую цифру. Программой предусматривается определение местонахождения источника-звука с четырех сторон:
|