Принципы построения программы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях
Программа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия рассчитана на учащихся I—V классов школы слабослышащих 2-го отделения. Задача программы состоит в том, чтобы определить объем и характер материала, которым должны овладеть слабослышащие учащиеся в ходе работы по развитию слухового восприятия. Овладение материалом программы позволяет учащимся расширить, уточнить и углубить знания, получаемые на общеобразовательных уроках на основе слухо-зрительного восприятия речи при активном участии слухового анализатора, способствует их общему и речевому развитию. Программа включает 5 разделов. Все разделы программы тесно связаны с предметами школьного цикла: русским языком, чтением, природоведением, математикой. Значительное место в ней отводится восприятию на слух разговорно-обиходной речи, что находит отражение в трех разделах программы (различение вопросов, просьб, поручений; ведение диалога; различение предложений). Именно эти разделы программы в большей степени, чем остальные, готовят учащихся к восприятию речи в быту, к общению с окружающими людьми. Восприятие текстов и заданий к ним способствует выработке у учащихся умений восприятия монологической и диалогической речи, что имеет большое значение в процессе обучения, особенно в старших классах и в плане социальной адаптации выпускников в среде слышащих. Программа основывается на достижениях советской педагогики и психологии, на исследованиях в области сурдопедагогики и специальной психологии; строится с учетом научных данных физиологии и патологии органа слуха и речи, аудиологии и методики работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуховой функции.
В основу программы по развитию слухового восприятия положены общепедагогические принципы: сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, доступности и индивидуального подхода в обучении. Одним из основных принципов, приобретающих большое значите в условиях обучения детей с недостатками слуха, является принцип сознательности и активности. Программа предлагает не только правильное различение на слух речевого материала, но и сознательное усвоение его содержания. О сознательном усвоении воспринятого материала на слух учитель делает заключение, исходя из правильного восприми ни учащимися материала на слух, осмысления ими содержания Материала, выбора ответа, оформления ответа речью. В результате многократных упражнений на основе использовании сравнений, сопоставлений, противопоставлений воспринимаемого материала, как по содержанию, так и по форме, у учащихся формируются умения различать на слух речевой материал. Это способствует развитию сознательности и самостоятельности в использовании выработанных умений при общении слабослышащих учащихся с окружающими людьми. Программой предусмотрены упражнения, сформулированные в виде заданий: «Возьми», «Реши», «Попроси» и т. д. Они требуют не только восприятия заданий на слух, но и выполнения их I различной форме: устный ответ, запись, решение, чтение, показ картинки или объекта на картинке, показ предмета, работа с картинкой (открытой, закрытой, конструктивной) и т. д. Например, при восприятии текста «Весенние работы в саду» можно предложить сделать схематический рисунок к тексту, показать объекты на картинке, составить конструктивную картинку и т. д. Таким образом, любое задание предполагает не только правильное восприятие или различение, но и его выполнение. В основу программы по развитию слухового восприятия положен также принцип систематичности и последовательности. Этот принцип реализуется уже в структуре программы. Так, в программе выделены следующие разделы: различение вопросов, просьб, поручений; ведение диалогов с учителем; восприятие и различение предложений; восприятие и различение математического материала; восприятие текстов и заданий к ним.
Принцип систематичности отражается также в содержании программы. Это можно проследить на любом из разделов. Так, в I классе в разделе «Различение вопросов, просьб, поручений» предлагаются вопросы разговорно-обиходного характера о временах года типа: «Какая сегодня погода?» Во II классе предлагаются задания типа: «Расскажи о погоде». В III — рекомендуется рассказать о погоде за день, неделю, месяц. В IV — описать весенний (зимний) день. В V —предлагается задание на сравнение: «Скажи, когда день длиннее, в январе или в мае?» И др. Такая система вопросов и заданий способствует развитию слухового восприятия и развитию речи у учащихся, заставляет их обратиться к имеющемуся у них опыту и к тем знаниям, которые они получили на общеобразовательных уроках. Общепедагогический принцип прочности знаний приобретает особое значение в условиях обучения детей с недостатками слуха. Реализация этого принципа выражается в том, что в программу всех классов (I—V) введены одни и те же разделы. Материал этих разделов от класса к классу увеличивается по объему, по сложности речевых конструкций, усложняется по содержанию. Вместе с тем этот материал для учащихся не является новым. На индивидуальных занятиях школьники учатся воспринимать на слух словосочетания, предложения разных конструкций, усвоенные ранее на уроках грамматики, развития речи, природоведения, математики и т. д. Так, начиная с I класса дети учатся вести диалог на слух. Сначала диалог ведется с учителем на материале одной из тем урока русского языка (например, ведение диалога с предлогами в, на, под, над, около). В последующем в диалоги включается более сложный материал, такой, как ведение диалогов по темам «Учись хорошо», «О дружбе и товариществе» и т. д. Постепенно ученики подводятся к ведению диалогов друг с другом на любую тему.
Важным принципом, положенным в основу программы, является принцип доступности и индивидуального подхода. Реализация этого принципа выражается в наращивании трудности содержания программы, в переходе от грубых дифференцировок к более тонким, при подборе речевого материала и в межпредметных связях. Нарастание трудностей осуществляется по следующим параметрам: увеличение объема материала от класса к классу, пополнение словарного запаса, усложнение структуры фраз. Увеличение объема материала прослеживается на текстах, которые используются для различения. Так, в I классе рекомендуются тексты, состоящие из 6—7 предложений, а в V —из 17— 20. Постепенно увеличивается объем материала во всех разделах. Наряду с увеличением объема материала пополняется и словарный запас. Осуществляется это путем изменения значения слов (стол — столик, лиса — лисёнок, красивый — красивее, положи—положил, прыгни —прыгнул, писал — написал,...) и постепенного включения различных частей речи (мальчик рисует, мальчик рисует дом, мальчик рисует красивый дом). Известно, что в основу работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся положена фраза. Уже в первом полугодии I класса используются вопросительные фразы с вопросительными словами кто?, что?, как? и т. д. (Как тебя зовут?, Что ты делаешь?). Позднее переходят к таким фразам, где вопрос выражается только интонацией (Ты прочитал книгу?). Одновременно предлагаются для различения повествовательные предложения, выраженные в форме заданий (Решай задачу), в форме сообщения (Вова решил задачу). Наряду с увеличением объема материала и пополнением словаря изменяется конструкция предложений. В начале используются нераспространенные предложения (Я дежурный), затем подбираются распространенные предложения (Саша читает книгу). Постепенно переходят к предложениям, осложненным подчинительной и сочинительной связью. Для восприятия на слух предлагаются фразы с сочинительными союзами (а, но, и) и союзными словами (где, куда, откуда, который, чтобы, потому, НТО), например: «На улице солнечно, но ветрено», «Мы подошли к лому, который стоял на берегу реки».
В ходе работы по развитию слухового восприятия необходимо предусматривать постепенный переход от грубых слуховых диффереицировок к более тонким. Этот переход нужно осуществлять в соответствии с тем, как учащиеся усвоили материал, каков характер выполненной работы и т. д. Например, ученик правильно воспринял текст, мог ответить на вопросы по тексту, пересказать ею, устанавливая логическую последовательность и передавая полностью содержание текста. Такому ученику можно предложи п. восприятие текста на слух по предложениям и обратить особое внимание на соблюдение окончаний, суффиксов, приставок, предлогов и др. Таким образом, на протяжении пяти лет обучения осуществляется постепенный переход от неточного, приблизительного восприятия на слух речевого материала к более тонкому, точному различению. Успешному овладению слуховыми дифференцировками способствует осуществление индивидуального подхода в процессе обучения. Важное значение в реализации принципа доступности оказывают межпредметные связи. В одних случаях эта связь прослеживается уже в названиях разделов (восприятие и различение математического, природоведческого материала, текстов). В других —эта связь устанавливается при определении содержании речевого материала. Так, материал уроков развития речи находит отражение в ходе работы при различении разговорно-обиходной речи, ведении на слух диалога с учителем, различении вопросов, просьб, поручений; материал уроков грамматики — при восприятии и различении предложений. Например, в ходе работы над восприятием предложений в IV классе рекомендуется воспринимать на слух предложения со словосочетаниями, обозначающими количество или меру, причинные отношения: Мальчик купил килограмм яблок, Дети опоздали к началу фильма из-за дождя. Однако это не значит, что весь материал с вышеназванных уроков должен полностью отрабатываться на слух. Важно научить учащихся различать новые словосочетания, новые слова в контек-1 re, что облегчит восприятие речи на слух на уроках и в быту и обеспечит соответствующую речевую реакцию. Межпредметные связи по развитию слухового восприятия осуществляются через последовательную отработку материала сначала на общеобразовательных уроках, а затем на индивидуальных занятиях. На индивидуальные занятия берется только тот материал, которым учащиеся уже овладели на уроках. Это значит, что он не должен вызывать трудностей в понимании его содержания. Все это нашло свое отражение в программе. Не случайно в программе материал планируется по полугодиям, а не по четвертям. Делается это с той целью, чтобы материал был сначала прочно усвоен и закреплен на общеобразовательном уроке, а затем включен в индивидуальное занятие. Последовательная реализация вышеназванных принципов является важным условием эффективной работы по развитию слухового восприятия. Такой подход даст возможность использовать ранее накопленный детьми опыт восприятия речи. Вместе с тем в процессе развития слуховой функции у них будут формироваться новые умения восприятия речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|