Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках




Задачами работы по развитию слухового восприятия на обще­образовательных уроках являются наиболее полное включение сниженного слуха в учебный процесс и повышение коммуника­тивной функции речи.

Все классы школы слабослышащих оборудованы звукоусиливающей аппаратурой. Использование звукоусиливающей аппаратуры на общеобразовательных уроках в настоящее время рассматривается не только как средство восприятия речи, но и как средство развития слухового восприятия.

С этой целью на каждом общеобразовательном уроке необходимо предусмотреть работу с аппаратурой и экраном, когда учебный материал воспринимается с опорой на слух, исключая зри­тельный анализатор.

В настоящее время методика проведения такого урока не раз­работана. Поэтому учителя, приступая к занятиям, часто опира­ются только на свой опыт работы.

Наблюдения за работой учителей со звукоусиливающей аппаратурой и экраном на общеобразовательном уроке показали, что такого опыта недостаточно. В их работе выявился ряд недостатков, которые снижали • эффективность развития слухового вос­приятия на общеобразовательном уроке.

Во-первых, следует отметить эпизодическое использование экрана и отсутствие системы работы с ним при восприятии материала с помощью звукоусиливающей аппаратуры. В результате у учителя и учащихся появлялась неуверенность в работе с экраном, увеличивалось время на усвоение учебного материала. При систематической работе с экраном этого не происходило.

Во-вторых, отсутствовал постепенный переход к работе с экраном. Учитель, желая приучить учащихся к восприятию речи на слух и переоценивая их возможности, в течение всего урока пользовался экраном. Учащиеся быстро уставали от беспрерыв­ной работы только на слух, без опоры на зрение, у них появля­лись раздражительность, предубеждение, негативное отношение к работе со звукоусиливающей аппаратурой в целом. Иногда учащиеся начинали жаловаться на боль в ушах и усталость в середине урока. Учитель вынужден был разрешать снимать телефоны, поэтому основная часть урока (объяснение нового мате­риала, его закрепление и т. д.) проходила без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

В-третьих, учитель не предусматривал, какую часть материала в течение урока целесообразно предложить учащимся для восприятия только на слух без опоры на зрение, чтобы активизировать слуховую функцию учащихся.

Кроме того, характерным недостатком на общеобразователь­ных уроках являлось отсутствие выработки слухового самоконт­роля учащихся.

Выявленные недостатки позволили выделить те специфические требования, которые предъявляются к занятию по развитию слухового восприятия на общеобразовательном уроке с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Это учет состояния слуха, правильное использование звукоусиливающей аппарату­ры, подбор речевого материала на урок, выработка слухо-произ­носительных комплексов, коррекция произношения.

На общеобразовательных уроках особое значение приобретает дозировка звуковой нагрузки. Как и на занятиях по развитию слухаа, время пользования звукоусиливающей аппаратурой долж­но ограничиваться 45 минутами. При этом учитель должен придерживаться. принципа, что основная часть урока (объяснение нового материала, работа над его усвоением и т. д.) должна проходить при опоре на слухо-зрительное восприятие.

Вместе с тем часть материала на общеобразовательных уроках следует предъявлять на слух.

На первом году обучения эту работу надо начинать с тех фраз к которые постоянно используются на всех уроках, например: Кого нет в классе?, Какой сейчас урок? Какая сегодня пого-0а? Чем мы сегодня занимались? и т. д. В последующем можно перейти к восприятию на слух целевых установок: Будем читать рассказ, отвечать на вопросы, решать примеры и т. д. Постепенно количество фраз, воспринимаемых на слух, возрастает от 10 до 25-30 в урок. При этом следует менять формулировку вопросов, например: вместо Кого нет в классе?Кто отсутствует в классе?; вместо Слушайте внимательно!Будьте вниматель­ны! и т. д.

На втором году, обучения рекомендуется использовать для различения на слух новые, не воспринимаемые ранее на слух слова и фразы, специфические для каждого предмета.

На каждом уроке можно выделить такой материал, который учащиеся смогут воспринять на слух без опоры на зрительный анализатор. Так, на уроке математики это может быть устный счет, анализ и демонстрация условия задачи (особенно при пов­торении и закреплении материала), различение математических] терминов и выражений, проверка задач и примеров и т. д. На' уроке грамматики — повторение правил правописания, разбор1 заданий к упражнению, составление предложений, дописывание слов и предложений, работа с деформированным текстом, про­верка выполненных заданий и т. д. На уроке развития речи — со­ставление плана по тексту и картинке, выполнение поручений, их проверка. На уроке чтения — анализ наиболее легкой части текста, инсценировка прочитанного текста, выборочное чтение, повторное чтение текста учащимися. На уроке техники речи значительную часть материала можно воспринимать на слух.

Приводим примерный конспект урока математики в I классе (второе полугодие) с опорой на слухо-зрительное и слуховое вос­приятие.

Тема. Меры стоимости. Счет монет в пределах 10. Набор определенной суммы монет.

Цель. Научить детей набирать определенную сумму монет; различать слова копейка, монета; составлять задачи; прививать практические навыки обращения с деньгами.

Оборудование. Монеты достоинством в 1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп., таблички со словами копейка, монета, кон­верты с набором монет, магнитная доска.

Ход урока

1. Организационный момент (с экраном). Учитель. Сядьте хорошо. Слушайте внимательно '.

— Какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

Какой сейчас, урок?

2. Игра в лото (объяснение игры дается без экрана). Учитель. Будем играть. Я вам дам карточки. На карточках

написаны примеры. Я буду называть пример. У кого есть ответ, поднимите руку. Повторите пример и назовите ответ, тогда полу­чите карточку с примером. (Учитель произносит примеры, запи­санные на карточку за экраном:

15+1 =   11+2=   10+4=

1 Все подчеркнутые фразы учитель произносит за экраном. На последующих уроках по дайной теме число фраз, произносимых за экраном, можно увеличить.

16—2 =   14—1 =   17—2 =

и т. д.

Примерная общая карточка лото:

   
   

3. Работа с набором монет.

Учитель. Пос мотрите на доску. (Обращает внимание уча­щихся на магнитную доску с набором монет). Что это? (Если учащиеся не знают, то учитель сообщает и прикалывает к доске табличку со словами «Монета», «Копейка»). Сколько монет? Сосчитай, Оля. Повтори, Андрей. Посмотрите внимательно на эту монету. Сколько копеек? Назови, Нина. Повтори, Юра.

Иди к доске, Саша, возьми 3 копейки; покажи, Марина, 5 копеек.

— Юра, дай Оле 10 копеек.

— Послушайте следующее задание. Наберите 2 копейки из м.ух монет. Иди к доске, Вова. (Задание выполняется несколько раз.)

— Будем играть. Дежурный, раздай конверты с монетами. С] буду давать задание, а вы выполняйте. Наберите 5 копеек раз­ными монетами. Отвечай, Оля... (3 коп. + 2коп. = 5 коп. коп.; 2 коп. + 1 коп. + 1 коп. + 1 коп. + 1 коп. + 1 коп. = 5 •| 2 коп. + 1 коп. = 5 коп. и т. д.)

4. Составление и устное решение задачи. Учитель. Что это? (Карандаш, резинка.)

— Посмотрите внимательно, сколько стоит карандаш? 4 коп.) Сколько стоит резинка? (3 коп.)

Повтори, Юра, Нина...

Составьте условие задачи и вопрос.

— Какое решение задачи? Назови ответ, Саша, Юра...

5. Решение задачи.

Учитель. Будем решать другую задачу. Послушайте усло­вие задачи.

У Коли было 8 коп. Он купил тетрадь за 3 коп. Сколько ко­пеек осталось у Коли?

Какой вопрос задачи?

— Сколько копеек было у Коли? Сколько стоит тетрадь?

-Что нужно узнать?

- Как узнать, сколько копеек осталось у Коли?

- Какой ответ задачи?

- Возьмите тетради. Запишите число и решение задачи

6. Домашнее задание.

Учитель. Д ома решите задачу.

Маша купила открытку за 4 коп. и конверт за 5 коп. Сколько копеек было у Маши? (Учитель раздает карточки с записью задачи.)

7. Подведение итога урока.

Учитель. Что вы сегодня узнали нового? — Чем сегодня занимались на уроке? (Учитель дает оценку работы учащихся с помощью экрана.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...