Обработка результатов. Составление таблицы. Социометрический статус
Обработка результатов Данные, полученные в эксперименте, представляются на особой таблице, из которой видно:
· количество ожиданий; · от кого ожидается выбор; · количество оправдавшихся ожиданий; · получен ли выбор именно от тех, от кого ожидался. Составление таблицы Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно, конечно, и наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Этот номер должен оставаться постоянным во всех экспериментах, проводимых в данной группе. Далее фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований. После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначаются все выборы, полученные каждым учеником. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается кружком, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги эксперимента для каждого члена группы. В результате эксперимента получается таблица, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы. Это число является мерилом положения ученика в системе личных отношений и измеряет его социометрический статус.
Социометрический статус «Звезды» – получают наибольшее число выборов /6 и более/. «Принятые» или «предпочитаемые» – если ребенок получает среднее и выше среднего /до 6/ число выборов. «Пренебрегаемые» - если ученик получил меньше среднего количества выборов. «Изолированные» – если ученика никто не выбрал, он не получил ни одного выбора. Открытки ему положил экспериментатор. «Отверженные» – если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т. е. у испытуемых спрашивали о том, с кем они желают общаться, появляется категория лиц, которая получили наибольшее количество, только отрицательные выборы. В результате получаем сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – СТАТУСНУЮ СТРУКТУРУ класса, т. е. количественное соотношение статусных категорий с точки зрения представлений «звезд», «предпочитаемых» и т. д. Статусная структура характеризуется диагностическим показателем – УРОВНЕМ БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ /УБВ/. УБВ может быть: 1. Высокий – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV. То есть в группе большинство учеников находятся в благоприятном положении. 2. Средний – в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. 3. Низкий – при преобладании в группе лиц с низким статусом. ИНДЕКС ИЗОЛЯЦИИ = процент испытуемых, лишенных выбора. «ИИ» очень чувствителен к особенностям организации совместной деятельности детей и стилю отношений учителя к детям. КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ ОТНОШЕНИЙ (КВ) характеризует «индивидуальность» класса. Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:
где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте. Р1 – число взаимных выборов. Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, нужно прежде всего понять психологический смысл этой величины. Что может означать КВ? Он может свидетельствовать, например, о том, что в данном классе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе. Коэффициент взаимности может выражать различный характер отношений, существующих в классе. Он может быть показателем действительной сплоченности коллектива на базе совместной деятельности, направленной на повышение успеваемости, на выполнение различных общественно полезных дел. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности класса на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями может скрываться противоположное содержание взаимоотношений, выявленных в ходе эксперимента. Для педагога важна не сплоченность любой ценой, а коллективистская сплоченность, основанная на общественно полезной деятельности. Отношения учащихся друг к другу изображаются на социограмме, которая строится на основе социоматрицы. При описании взаимоотношений учащихся приняты следующие символы (рис. 1)
Рисунок 1. Символы социограммы В социограмме можно представить весь класс (рис. 2)
1 – звезды; 2 – принятые; 3 – пренебрегаемые; 4 – изолированные; 5 – отверженные.
Рисунок 2. Социограмма
Также в социограмме можно представить взаимоотношения между отдельными группами (рис. 3).
Рисунок 3. Выборы в микрогруппах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|