Примерная Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА (вариант 1) Первая часть (констатирующая) включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характеристика уровня развития класса как коллектива. I. 1. Общие сведения о классе. Должны быть изложены коротко и конкретно. Большую часть их можно найти в официальных школьных документах. К этим сведениям относятся следующие: · наименование класса, школы; · численность класса; · продолжительность его существования (менялся ли состав, как давно и каким образом); · возрастной и половой состав; · наличие учащихся, имеющих трудности в учебе; · особенности классного руководства (общее время работы с коллективом, преподаваемый классным руководителем предмет). Эта информация поможет разобраться в особенностях совместной деятельности класса, отношений к ней ребят, выявить наличие традиций и их роль в развитии класса, определить степень влияния классного руководителя на формирование и развитие коллектива и пр. I. 2. Психологическая структура класса. Отражает, прежде всего, характер взаимоотношений между его членами. В этом разделе дается характеристика: · официального актива класса; · неофициальных лидеров; · их взаимоотношений; · пассивной части класса; · группировок, существующих в классе. При характеристике официального выбранного актива следует отметить, действительно ли он обеспечивает руководство работой класса или нет; и в том, и в другом случае необходимо указать причины сложившегося положения. Для выявления неофициального актива класса наряду с использованием традиционного метода наблюдения и беседы может применяться социометрия. Здесь следует отметить, какое влияние оказывает лидер на класс (отрицательное или положительное, явное или скрытое, в каких ситуациях и видах деятельности), внешнего представительства, разрешения конфликтов, роль эмоциональной " души" класса и т. д. ). Особо следует остановиться на взаимоотношениях официальных и неофициальных лидеров (совпадают, активно взаимодействуют, противодействуют друг другу) и попытаться выявить причины этого. При характеристике остальной части класса большое внимание необходимо уделить пассивным ученикам, избегаемым или изолированным. При этом следует выяснить, во всех ли ситуациях эти дети проявляют пассивность, в чем причины такого поведения в классе. Для выявления группировок, существующих в классе, также может быть использована социометрическая процедура. Здесь следует остановиться на причинах их появления, характеристике взаимодействия (противоречие, взаимопомощь, сосуществование без установления эмоциональных контактов и т. д. ). Эта часть характеристики класса должна дать информацию о характере совместной деятельности, причинах, затрудняющих ее, путях для ее оптимизации.
II. 3. Характеристика лидеров класса Основная цель этого раздела — выявить причины, по которым тот или иной ученик становится лидером класса. Он должен содержать следующие сведения: · наличие, каких качеств личности характера, темперамента, социальная позиция, уровень притязаний, самооценки, критичности личности, коммуникативные, организаторские способности и склонности, обаяние, активность, принципиальность, доброта, отзывчивость и т. п. ) способствовало выделению его в качестве лидера; · какие обязательства способствовали или противодействовали его выдвижению;
· является ли данный школьник выразителем мнений, взглядов, интересов всего класса или определенной группировки. При сборе этой информации можно использовать специальные методики, диагностирующие уровень развития различных психических качеств. II. 4. Характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников В данном разделе необходимо указать: · наличие общих интересов; · преобладающие мотивы совместной деятельности; · наличие сформировавшихся взглядов и убеждений; · наличие общественного мнения; · сформированность профессиональных интересов; · преобладающие мотивы выбора профессии. Каждый вывод необходимо подтверждать конкретными примерами из жизни класса: участие в общешкольных и классных делах, реакция на события в классе, школе, стране, за рубежом. II. 5. Характеристика уровня развития коллектива Этот раздел является обобщающим, при его написании используются данные всех предыдущих разделов. В нем отмечаются следующие моменты: · роль классного руководителя, актива и отдельных членов класса в организации учебных, трудовых, общественных мероприятий (указывается, чья активность преобладает, какие задачи, кем решаются и т. д. ); · сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения); · интеллектуальное единство класса (умение самостоятельно принимать обдуманное решение, прийти к общему мнению в результате обсуждения, правильная оценка положительных и отрицательных качеств класса, отношение к критическим замечаниям в свой адрес и пр. ); · эмоциональное единство класса (общий эмоциональный настрой, взаимная симпатия, сопереживание друг другу, готовность к принятию новых членов, отношения к другим группам и коллективам, причисление своего класса к более широкому коллективу, совместное переживание успехов и неудач и т. д. ); · волевое единство класса (умение создавать высокий уровень напряжения физических и духовных сил для решения общих задач, преодоление препятствий, реакция на неудачи и удачи, умение доводить дело до конца и т. д. ). Раздел завершается выводом об уровне (стадии) развития класса как
коллектива (высокий, средний, низкий) и динамике его развития (подьем, спад, застой). Вторая часть характеристики посвящена практическим рекомендациям по использованию полученной информации. Здесь необходимо отметить: · какие умения можно внести в деятельность классного руководителя по организации учебной, трудовой и общественной жизни класса; · как наиболее эффективно использовать лидеров в учебном и воспитательном процессе; · какие коррективы и какими способами можно внести в процесс развития личности этих школьников; · как организовать дальнейшее развитие учебных и профессиональных интересов школьников; · как содействовать формированию и развитию общественного мнения, убеждений, мировоззрения в классе; · каковы перспективы развития класса как коллектива и в чем заключается роль учителя (классного руководителя) при управлении этим процессом, каковы конкретные пути и средства управления. Здесь же необходимо отметить, что сделано самим практикантом по реализации предлагаемых рекомендаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|