Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика результатов обучения по развитию




Слухового ВОСПРИЯТИЯ

 

В последнее время в педагогике активно используется термин "диагностика" как контроль за деятельностью в обучении. Педагогическая диагностика, таким образом, — это определение результативности обучения как в ходе самого процесса обучения, так и после его окончания. Применительно к РСВ вполне применимо такое понимание.

В конце 50-х гг. нашего столетия выделены ступени обучения в развитии учащихся: ученик знает, понимает, применяет, обобщает, оценивает. Интерпретируя эти ступени в РСВ, можно отметить:

— ученик знает содержание того материала, который он воспринимает на слух;

— ученик понимает его, т. к. он таким образом только и мог запомнить этот материал;

— ученик применяет его, т. е. выполняет с ним различные действия (записывает, считает, решает, называет, показывает, играет, читает и т. д.);

— ученик обобщает его, выражая в слове, в его воспроизведении, которому предшествует восприятие по определенным признакам (количеству слогов, ударному слогу, качеству гласного и др. признакам);

— ученик оценивает, оценка выражается в словесном отчете по результату его деятельности: Я решил пример (нарисовал дом, прочитал предложение и т. д.).

Одновременно с этим осуществляется развитие мыслительных и познавательных процессов, развитие речи и т. д. Таким образом, на РСВ происходит перенос знаний с общеобразовательных уроков в умения, т.е. применения знаний в других условиях. Значит, формирование умений является одним из средств контроля, диагностики получения знаний, умений, навыков.

Диагностика процесса обучения на РСВ выполняет те же функции — образовательную, воспитательную, развивающую, контролирующую, коррекционную, что и в дидактике в целом. Особая роль принадлежит коррекционной и контролирующим функциям. На РСВ коррекционная функция является ведущей в процессе обучения, а диагностическая функция позволяет определить успешность применения различных методов и приемов работы.

Выделенные в дидактике виды контроля — предварительный, итоговый, текущий, периодический — имеют непосредственное отношение к РСВ. Но особое значение выполняют предварительный, периодический и итоговый контроль.

Предварительный контроль детей, поступающих в школу, при переходе из одной школы в другую позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. В обязанности заведующего слуховым кабинетом входит обследование слуха учащихся методом пороговой тональной аудиометрии, речью и др. методиками. Одновременно выясняется уровень развития речи, а психологом школы — уровень обученности и обучаемости.

Итоговый контроль, как правило, целесообразно проводить в конце учебного года. Итоговому контролю предшествует периодический, который проводится по прошествии двух четвертей, т. е. за полугодие. Содержание контрольных работ разрабатывается завучем, заведующим слуховым кабинетом совместно с учителем-дефектологом. Примерные виды контрольных работ предложены в соответствии со специальным (коррекционным) региональным (санкт-петербургским) стандартом образования для глухих детей экспериментальных классов. Выделено три варианта: для детей, получающих цензовое образование; для детей, имеющих задержку психического развития; для детей с нарушением интеллекта. Эти варианты срезовых контрольных работ опробованы в течение пяти лет в школе глухих №31 (Санкт-Петербург) под руководством заведующей слуховым кабинетом Н. Н. Красиковой, завуча школы Т. В. Антоновой.

Периодическая итоговая диагностика осуществляется по одному и тому же материалу. В таком случае удобно сравнивать результаты обучения за год.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Учитель оценивает работу ученика и выставляет отметку по четырехбалльной системе:

"Пять" — правильно воспринимает речь на слух, выполняет задания, отвечает на вопросы;

"Четыре" — воспринимает речь на слух, при этом учитель может оказать такие виды помощи, как предложить послушать 2—3 раза; правильно выполняет задания, отвечает на вопросы;

"Три" — воспринимает речь на слух или слухо-зрительно с ошибками; учитель применяет такие виды помощи, как картинки, трафареты слов, фраз, таблички со шторками, и другие виды помощи; выполняет задания с ошибками;

"Два" — воспринимает речь с трудом, слухо-зрительное восприятие не помогает; задания не выполняет. Как правило, такой отметки учитель не ставит, т. к. все учащиеся старательно работают на индивидуальных занятиях.

 

Контрольная работа по РСВ в 1-м классе

(первый вариант)

II. Фразы разговорно-обиходного характера

и с общеобразовательных уроков

1. Поздоровайся.

2. Будем слушать и говорить.

3. Спроси, что мы будем делать на уроке.

4. До свидания.

5. Какой сегодня день недели?

6. Возьми карандаш.

7. Положи на место.

8. Нарисуй яблоко.

9. 12 + 5 =...

10. Напиши пример.

11. Какой день недели будет завтра?

12. Кто сегодня дежурный?

13. Тебе трудно? Легко?

14. Сколько треугольников?

15. Покажи +, -, =.

 

П. Фразы и задания развивающего характера

1. Запомни и повтори: кукла, мяч, собака.

2. Найди лишний предмет: мишка, ручка, линейка.

3. Разложи предметы по группам: учебные вещи — игрушки.

4. Найди ошибку (у нарисованного медведя не хватает лапы).

5. Посмотри. Отвернись (одну цифру убрать). Чего не хватает? 11,10, 6, 4.

6. Выбери диких животных (по картинкам).

 

III. Ритмико-интонационная структура речи

1. Повтори слоги: па, ку, са, ба.

2. Поставь ударение: ручка, тетрадь.

3. Составь предложение: Катя, в, увидела, лесу, ежа. Что стоит в конце предложения?

 

Контрольная работа по РСВ во 2-м классе

(первый вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Когда ты завтракаешь?

2. Когда начинаются уроки?

3. В какое время ты учишь уроки?

4. Когда ты ложишься спать?

5. Как зовут твоих родителей?

6. У тебя есть родственники: дядя, тетя, бабушка?

7. Назови профессии родителей.

8. Какая профессия тебе нравится?

9. Не бегай по коридору на перемене!

10. Не толкай товарища за столом!

11. Будь вежлив, говори: "Спасибо!"

12. Измерь отрезок.

13. Сколько тебе лет?

14. Какой сейчас год?

15. Растаял снег.

16. Прилетели грачи и скворцы.

 

П. Фразы развивающего характера

1. Запомни и повтори: автобус, трамвай, метро, такси.

2. Найди на картинке лишнюю птицу (курица, петух, утка,гусь, ласточка).

3. Найди похожие части тела у зайца и медведя (игрушки).

4. Выбери домашних животных (игрушки).

5. Разложи зимующих и перелетных птиц по группам (игрушки).

6. Найди ошибку на рисунке. (Нарисована голова медведя с одним ухом зайца.) Чье это ухо?

 

III. Ритмико-интонационная структура речи

1. Поставь ударение в предложении: "Скоро наступит лето".

2. Составь схему предложения и поставь ударение: "Я поеду к бабушке на дачу".

3. Поставь знак в конце предложения: Будь вежлив!

 

IV. Текст "Летние каникулы"

Скоро лето. Скоро будут летние каникулы. Ребята поедут в лагерь или к бабушке в деревню. Летом дети купаются, загорают, играют в мяч. Мальчики любят ловить рыбу. В лесу дети собирают ягоды и грибы.

а) общее восприятие текста;

б) работа с деформированным текстом (три предложения);

в) подбор картинок к услышанному (три предложения).

 

 

Контрольная работа по РСВ в 3-м классе

(первый вариант)

 

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Какие правила дорожного движения ты знаешь?

2. В каком городе ты живешь?

3. На какой улице ты живешь?

4. В какой музей ты хочешь пойти?

5. Как ты себя чувствуешь?

6. Что лечит лор-врач?

7. Какие скоро будут каникулы?

8. Тебе нравится отдыхать?

9. Какие деревья растут в лесу?

10. Где ты будешь отдыхать летом?

11. Сколько минут продолжается урок?

12. Ты был(а) в зоопарке?

13. Увеличь число 7 в три раза.

14. Сколько часов в сутках?

15. Какие профессии ты знаешь?

 

II. Задания развивающего характера

1. Составь фигуру собаки (из двух разрезанных).

2. Назови лишнюю картинку (парусник, колесо, машина, трамвай).

3. Подбери пару к предмету (чашкачайник, тарелка — ложка, вилканож).

4. Чем отличаются картинки? (указать два признака).

5. Сравни город и деревню.

 

III. Восприятие ритмико-интонационной структуры речи

1. Что стоит в конце предложения?

2. Ты поедешь на юг?

3. Ты поедешь на юг.

4. Ура! Ты поедешь на юг!

 

IV. Текст "Юра заболел"

Юра заболел. У него болит горло. Юре скучно одному дома. К нему пришли ребята из класса Алеша и Женя. Они рассказали Юре о школьных делах. Потом вместе играли на компьютере. Всем было весело и интересно. Ребята пожелали Юре быстрее выздоравливать.

 

Контрольная работа по РСВ в 1-м классе

(второй вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Как тебя зовут?

2. Какой день недели?

3. Спроси, что мы будем делать?

4. Слушай внимательно!

5. Позови Женю к доске.

6. Реши пример: 15 + 2 =...

7. Возьми один карандаш.

8. Кто сегодня дежурный?

9. Положи тетрадь (на парту).

10. Убери в шкаф (книгу).

 

II. Задания развивающего характера

1. Запомни и повтори: ручка, тетрадь, карандаш.

2. Найди лишний предмет: ложка, чашка, тарелка, тетрадь.

3. Разложи предметы по группам (фрукты и овощи).

4. Найди ошибку. (На картинке лиса без хвоста.)

5. Выбери диких животных (на картинках).

 

III. Ритмико-интонационная структура речи

1. Повтори слоги: па, то, су, ма.

2. Поставь ударение: утка, петух.

3. Составь предложение (из разрезанных слов): Летом ребята поедут в лагерь.

4. Какой знак стоит в конце предложения?

5. Покажи в предложении слово.

 

Контрольная работа по РСВ во 2-м классе

(второй вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Сядь правильно.

2. Будешь слушать и говорить.

3. Назови весенние месяцы.

4. Повтори: июнь — первый месяц лета.

5. Зимой холодная погода. А летом?

6. С юга прилетели птицы.

7. Когда ты завтракаешь?

8. На каком транспорте ты едешь домой?

9. Реши примеры: 4 * 3 = 50 + 25 =...

10. Осенью ты пойдешь в 3-й класс.

11. Открой учебник на странице 51.

12. Как называется рассказ?

 

П. Различение ритмико-интонационной структуры речи

1. Послушай, сколько слов в предложении.

2. Поставь ударение в словах.

3. Выдели главное слово в предложениях: "Скоро наступят летние каникулы?" "Скоро наступят летние каникулы".

 

III. Различение речи в упражнениях по развитию психических функций

1. Послушай и скажи, кто лишний: грач, скворец, ворона, мяч, журавль, ласточка.

2. Почему ты так думаешь?

3. Возьми розовый карандаш.

4. Возьми карандаш, похожий по цвету.

 

IV. Текст

1. Наступило лето!

2. Я поеду к бабушке в деревню.

3. У бабушки большой огород.

4. Я буду сам поливать грядки!

 

Контрольная работа по РСВ в 3-м классе

(второй вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Как зовут твою учительницу?

2. Как зовут твою воспитательницу?

3. В каком городе ты живешь?

4. Попроси у меня фломастеры.

5. Добрый день.

6. На каком этаже ты живешь?

7. Если ты устал, ты можешь отдохнуть.

8. Начерти отрезок длиной 5 см 8 мм.

9. Начерти квадрат. Сторона квадрата равна 3 см.

10. Назови перелетных птиц.

11. Выполни умножение: 2x5=...

12. Сколько минут в часе?

13. Выбери слова, которые отвечают на вопрос "Что делать?" (игрушка, играть, игра, читать, книга).

 

П. Фразы развивающего характера

1. Что лишнее? (март, август, весна, декабрь).

2. Чего не хватает? (голова, лапы, хвост).

3. Запомни и повтори (наушники, кот, бабушка, ручка, число, аппарат).

4. Возьми в правую руку более короткий, а в левую более длинный карандаш.

 

Контрольная работа по РСВ для 1-го класса (третий вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера

1. Как ты слышишь?

2. Посчитай карандаши.

3. Возьми ручку.

4. Дай тетрадь.

5. Сними наушники.

 

П. Различение слов

1. Дом.

2. Один.

3. Ручка.

4. Собака.

5. Четыре.

6. Бумага.

7. Тетрадь.

8. Шар.

9. Карандаш.

10. Мяч.

 

III. Задания развивающего характера

1. Назови предметы по картинкам: Это дом? Нет это собака.

2. Возьми три ручки. Дай мне четыре ручки.

 

Контрольная работа по РСВ во 2-м классе (третий вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Дай ручку и карандаш.

2. Нарисуй большой квадрат.

3. Будем решать примеры.

4. Как называется наш город?

5. Когда у тебя день рождения?

6. Как зовут твою маму?

7. Покажи Невский проспект (по карте).

8. Куда ты поедешь летом?

9. В каком классе ты будешь учиться?

10. Ты слушал и говорил хорошо.

 

П. Фразы и задания развивающего характера

1. Найди ошибку: Зимой ребята загорают.

2. Что лишнее? (ландыш, нарцисс, одуванчик, елка).

3. Дополни предложение:

"Ландыш, тюльпан, одуванчик — это..." "Летом ребята купаются, з..., играют в..."

 

III. Ритмико-интонационная структура речи

1. Поставь ударение: река, каникулы, стол, математика,наушники.

2. Составь схему предложения: "Наступили летние каникулы".

 

Контрольная работа по РСВ для 3-го класса (третий вариант)

I. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков

1. Добрый день.

2. Какой сегодня день недели?

3. Кто сегодня дежурный?

4. Как твоя фамилия?

5. В каком классе ты учишься?

6. Как зовут твою учительницу?

7. Какое сейчас время года?

8. В какой школе ты учишься?

9. Какая сегодня погода?

10. Сколько тебе лет?

11. Какое сегодня число?

12. Реши пример: 20 — 3 =...

И. Фразы и задания развивающего характера

1. Какого цвета прямоугольник? Найди предмет, похожий на прямоугольник (дом, окно).

2. Посмотри на фотокарточку (фото семьи). Кто на фотокарточке?

3. Закончи предложение: "На фото есть мама,... (папа, девочка, мальчик)".

 

В РСВ используются известные методы диагностики: наблюдение за учеником в процессе занятий, на общеобразовательном уроке, на перемене, во внеклассное время (выполнение домашнего задания, бытовых поручений, прогулки и т. д.).

Кроме наблюдений используются методы письменного контроля. Учащиеся зарисовывают, записывают материал в виде графических схем, рисунков, слуховых диктантов и т. д. Используются методы устного контроля в виде ответов на вопросы, выполнений заданий и т. д.; методы практических работ — в виде работы с макетом, конструктивной картинкой, в работе с деформированным (рассыпным) текстом и др.

Основной формой диагностики на РСВ является индивидуальная. Хотя имеет место на фронтальных занятиях — коллективная, а на групповых занятиях — групповая. Но фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности не исключают индивидуальной формы контроля.

Показателем сформированности умений по использованию слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи являются следующие:

— глухой ученик воспринимает речь слухо-зрительно, слабослышащий ученик — слухо-зрительно и на слух с ЗУА;

— глухой ученик воспринимает текст слухо-зрительно с ЗУА, выполняет задания по тексту; слабослышащий ученик воспринимает текст на слух и выполняет по нему задания;

— глухой ученик анализирует речевой материал слухо-зрительно, т. е. выделяет фразы, словосочетания, слова, слоги, звуки; слабослышащий выполняет эти действия на слух в I отделении школы и с помощью учителя во II отделении школы;

— глухой ученик активно использует слухо-зрительное восприятие в учебном процессе; слабослышащий ученик в учебном процессе использует как слухо-зрительное, так и слуховое восприятие;

— глухой ученик пользуется элементами самоконтроля в школе, интернате в процессе слухо-зрительного восприятия речи; слабослышащий ученик пользуется слуховым самоконтролем в процессе слухового и слухо-зрительного восприятия речи;

— глухой ученик использует слуховой аппарат в школе, интернате, дома; слабослышащий — в любых условиях;

— у глухого и слабослышащего ученика внятность речи и ее членораздельность должны быть достаточно надежным средством общения, как считает Э. И. Леонгард (1965).

Таким образом, планирование и диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия являются необходимыми условиями эффективности работы школы.

Вопросы и задания

1. Назовите основные разделы тематического или календарного планирования.

2. Выберите для себя понравившуюся форму плана индивидуального занятия.

3. Составьте контрольную работу для учащихся любого класса.

Литература

1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.— М., 1990.

2. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.— М., 1991.

 

Оглавление

Предисловие....................................................................

Глава 1. К истории становления методической системы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.....

1.1. Выделение слабослышащих из категории глухих.....

1.2. Из истории применения упражнений для развития слухового восприятия (РСВ).....................

1.3. Становление современной концепции развития слухового восприятия речи..........................

Глава 2. Роль развития слухового восприятия в едином образовательном пространстве...............................

2.1. Стандартизация образования и место развития слухового восприятия в нем.............................

2.2. Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи...

2.3. Развитие слухового восприятия в системе интеграции детей с нарушением слуха...................

2.4. Влияние целенаправленной работы на развитие слухового восприятия...............................

Глава 3. Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия речи.........................................

3.1. Методы исследования слуха у детей с нарушением слуха....................................................

3.2. Классификация детей с нарушением слуха........

3.3. Психологические основы формирования речевого слуха......................................................

Общие закономерности развития слуховых представлений............................................

Характер формирования слуховых представлений.......................................................

3.4. Дидактические и методические принципы развития слухового восприятия.............................

Глава 4. Содержание работы по развитию слухового восприятия речи и требования, предъявляемые к ней...

4.1. Цели и задачи развития слухового восприятия речи...

4.2. Содержание работы по развитию слухового восприятия речи.................................................

4.3. Система работы по развитию слухового восприятия речи......................................................

4.4. Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи...................................

Учет состояния слуховой функции................

Дозировка слуховой нагрузки.......................

Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)...................

Использование разных видов восприятия речи...

Подбор речевого материала для слухового восприятия.............................................

Глава 5. Формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия..........................

5.1. Развитие слухового восприятия на индивидуальном занятии...........................................

5.2. Развитие слухового восприятия на групповом занятию...................................................

5.3. Развитие слухового восприятия на фронтальном занятию..............................................

Структура фронтального занятия...............

5.4. Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмическом занятии..............................

5.5. Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке.......................................

5.6. Развитие слухового восприятия на внеклассном занятии................................................

Глава 6. Технология развития слухового восприятия у

детей с нарушением слуха...............................

6.1. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.................................................

6.2. Развитие слухового восприятия речью............

Развитие слухового восприятия словами.....

Различение звуко-слоговой структуры слова.

Различение ритмической структуры слова...

Различение целостных речевых структур

Развитие слухового восприятия текстами....

6.3. Работа над выразительностью речи................

Глава 7. Применение новых технологий в развитии слухового восприятия.............................................

7.1. Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия.....................

7.2. Применение компьютерных программ в развитии слухового восприятия.............................

Глава 8. Планирование и диагностика результатов работы по развитию слухового восприятия...................

8.1. Планирование работы по развитию слухового восприятия.................................................

8.2. Диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия............................275

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...