Как распаковывают источник 1 глава
Стр 1 из 16Следующая ⇒ От автора Раздел I. Неочевидность очевидного или как искажаются факты Соблазны репортерства Дайте факт! Выбор репортера Критерии качества Новости «без прикрас» Ничего лишнего! Как расставляют акценты Эффект внушения Говорящая деталь Живые новости Подсказки заглавий Раздел II. Профессиональное общение: азарт и расчет Лицом к лицу Как плетутся «тенета вопросов» Сложные ситуации Полемические качели Состязательный диалог Конструктивное и деструктивное Маски общения Текущие задачи и роли-экспромты Ролевое интервью Раздел III. «Вторжение» и «присвоение» в работе репортера Ролевой репортаж «Смена профессии» Этика «мимикрии» Журналистский детектив и его герои «Охотник» идет по следу Чтобы тайное стало явным Суд совести и просто суд Аргументы совести Аргументы в суде Заключение
Памяти московского репортера Эдуарда Церковера ОТ АВТОРА Этические проблемы репортерской профессии достаточно остры. Сплошь да рядом возникают неловкости при использовании традиционных рекомендаций, хотя и проверенных временем, но не всегда избавляющих от промахов и даже судебных разбирательств. Не претендуя на исследование всего комплекса вопросов профессиональной этики, остановим внимание на журналистике новостей, — именно с ней связаны и массовый интерес и наибольшие нарекания: упреки в фальсификации фактов, грубом вторжении в жизнь частную и политическую, в превращении «солидного» в сенсационное. Самые распространенные обвинения в адрес репортеров: искажение фактов; замалчивание фактов; публичное раскрытие моментов «не для печати»; вторжение в частную жизнь;
присвоение права говорить от имени других; присвоение прав на информацию. Видимо, стоит разобраться в сущности ошибок, неверных шагов журналистов, предполагая, что, чаще всего, дело — в недостатке профессионализма, а не в злом умысле или личной непорядочности авторов публикаций. В журналистской среде все шире распространяется убеждение, что этические предостережения должны идти «изнутри», возникать и крепнуть внутри творческих коллективов; не противодействуя творческим находкам, остерегать от неловких шагов: слишком часты неудачи, несмотря на кажущийся профессионализм, «крепко сделанную» заметку или репортаж. Очевидно, что есть ряд специфических проблем репортерства: уровень достоверности при некомментированном изложении фактов; отсечение «ненужных» деталей и соответствующие возможности «искусства умолчания»; косвенное комментирование, дающее простор предвзятым оценкам; опасности профессионального «дирижирования беседой»; работа «под маской» и работа «скрытой камерой». Эти и другие проблемы показывают, что есть чисто профессиональные сложности работы репортера, которые подталкивают к некоторым этическим нарушениям. Посмотрим, какие прилагаются усилия, дабы их избежать, либо свести к минимуму. Попробуем ограничить не допустимое в принципе от «издержек профессии», представить подготовку новостей с оглядкой на степень этичности того или иного приема. Интересно разобраться, к каким ошибкам предрасположена журналистика новостей, где именно следует опасаться «рифов» при самом добросовестном и добропорядочном отношении к делу, каковы стимулы к укоренению этических правил в журналистской среде, помимо боязни жалоб и судебных разбирательств. Надеемся, это несколько прояснит, что именно происходит на главных «направлениях обвинений» авторов заметок, интервью и репортажей, как тут можно избежать ошибок, как соотносятся в работе репортера профессионализм и этика.
РАЗДЕЛ I НЕОЧЕВИДНОСТЬ ОЧЕВИДНОГО или КАК ИСКАЖАЮТСЯ ФАКТЫ
Что стоит за объективностью «чистого факта» Как преодолевать соблазн «незаметных поправок» Чего добиваются ссылками на источник Как понимать требование краткости Чему служит «эффект внушения»
1. СОБЛАЗНЫ РЕПОРТЕРСТВА ДАЙТЕ ФАКТ! История журналистики свидетельствует о постоянстве интереса к новостям, — как к любопытным сведениям и как к нужной информации, помогающей общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нем. Этот двоякий интерес провоцирует этические неточности в практике репортера, выделяющей из лавины фактов «небесполезное» для читателя, но с учетом привлекательности сенсационного. Разным историческим периодам соответствовали разные запросы аудитории, разные требования к качеству репортерской продукции, а, значит — те или иные направления репортерской работы. Неверно соотнесение этой сферы журналистского труда только с ориентацией на сенсационные свидетельства, только с «пронырливостью» репортера. Исторически формировался и иной стиль, иной подход к сбору и обработке фактов, по мере усложнения требований аудитории. (Например, поучительна история движения «разгребателей грязи» в Америке начала XX века). В обществе все более ощущалась необходимость получать оперативные сигналы о том, что творится вокруг; все определеннее проявлялось намерение аудитории быть всесторонне ориентированной, дабы правильно оценивать действия властей и оказывать давление на их политику. Поначалу печать — детище образованной элиты, рупор политических баталий. Позже появляются массовые варианты печати, она становится более гибким инструментом общественных коммуникаций. Оттачивание, использование этого инструмента в качестве «оружия» связано, прежде всего, с журналистикой новостей, которая в XX веке, развиваясь со всей прессой, прошла и дополнительный путь усовершенствования. (Имеется в виду такая практика, которая не афишировалась, даже скрывалась от общества). Уже в Первой мировой войне 1914-1919 гг. репортерские новости активно использовались для дезинформации противника, затем их возможности в этом плане стали развивать (используя радиоканалы, листовки-однодневки) и подкреплять теорией, — сначала в милитаристской Японии, затем в геббельсовском ведомстве. (Где, например, учили использовать и так называемую «белую», достоверную пропагандистскую информацию и, по степени искажения действительности, — «серую» и «черную», попросту ложь).
После Второй мировой войны 1939-1945 гг. с перепроверкой опыта предшественников и проведением масштабных исследований социальной психологии развернулось (прежде всего в США и Великобритании) целеустремленное идеологическое воздействие на аудиторию ряда стран в поддержку политики «наведения мостов» между Востоком и Западом. По другую сторону «фронта» идеологической войны тоже старались совершенствовать методы работы. В этих условиях репортерские новости показали себя действенным проводником тенденций. Продемонстрировали, сколь опасными они могут быть, — ведь оружие можно повернуть острием к себе, в ответственные моменты (скажем, во время выборов, в моменты формирования новой политики) почти незаметно подталкивать общественность к каким-то шагам, дезинформируя ее, подменяя убеждение внушением. Любые изменения в сфере журналистики — результат как внедрения новых технологий, так и отражение перемен в самом обществе. Не случайно, именно в XX веке выдвигались и укреплялись в разных странах необходимые «противовесы» вышеназванным опасным тенденциям — в виде законодательных актов, сдерживающих журналистику, уточняющих сферу ее влияния и возможностей. Очерчивались права журналистики, ответственной за свои действия, не мешающей, но помогающей обществу, если не в качестве мифической «четвертой власти», то в качестве силы, обладающей действенным средством огласки. (А огласка может сдержать власть реальную — политическую, экономическую — упредить их антиобщественные шаги). При таких запросах необходима пресса как инструмент «достаточно неидеологизированный» (как изящно выразился один из американских исследователей), для того, чтобы сохранять право на нелегкую роль, — быть самоназначенным наблюдателем жизни властных структур, хроникером важных событий в помощь демократическому обществу.
Чтобы быть неофициальным арбитром поведения общества, надо стремиться к безупречности собственного поведения. «Ангажированность» (мягкий синоним «продажности»), «вторая древнейшая профессия» и т.п. формулы поведения, которые благодарная аудитория давно связывает с журналистикой, как ни странно, не отторгли иллюзий просветительства, с которых журналистика начиналась, не развеяли надежд на печать как одну из опор демократии. В XX веке с возрастанием критики прессы предлагались и пути выхода из кризиса доверия. Более всего надежд связывалось, и ныне связывается, с теорией социальной ответственности, с ситуацией «взаимного контроля». Предполагается, что пресса, преимущественно, контролирует властные структуры, проверяя, что в их деятельности во благо, а что — во вред, а саму прессу контролирует общество — так называемая «аудитория», в состав которой входят и просто читатели (слушатели, зрители), и «источники» полученной информации, и всевозможные «герои» публикаций (в том числе и обиженные журналистами люди). Проблемы зависимости-независимости прессы — сфера весьма сложная и запутанная. В нашей стране, как и во всем мире, и новые, и старые издания изо всех сил стараются приобрести или сохранить независимость от властей, партий, экономических групп не столько законодательно — декларативную (минувшие революции юридически утвердили «свободу прессы», кажется, повсюду), но реальную. Пути достижения этого — собственные корпорации, издательские дома, концерны и пр. — тема особая. Для целей нашего исследования важно отметить другие усилия современной журналистики, а именно: попытки как-то сбалансировать ситуацию, одновременно и выполняя гражданский долг (стараясь быть здоровой оппозицией властям, оперативным информатором важнейших событий), и «угождая» публике, ибо самая явная финансовая зависимость — это зависимость от благожелательности, по крайней мере — терпимости по отношению к работе конкретного издания. (Информационный «товар» должен «нравиться», чтобы находить сбыт!). На терпимость, тем более, на одобрение аудитории, можно рассчитывать, если печать достаточно чутка к моментам, которые могут спровоцировать недоверие и неудовольствие. Ее выступления как «поступки» постоянно дают основание для обсуждений, сопоставлений с нормами поведения, в том числе этическими.
И журналистам приходится об этом помнить, какими бы гордыми словами (о четвертой власти и т. п.) ни был украшен фронтон монолита «пресса». Все проблемы репортерства связаны с особенностями этой сферы журналистики, удовлетворяющей интерес к миру фактов. От репортеров ждут сведений о новейших происшествиях, поступках, высказываниях, переданных в кратчайшие сроки Причем только сведений («Дайте факт!»), и более ничего, никаких комментариев. Отвечая на этот запрос, репортеры выработали: особое отношение к исходному материалу; особые приемы его подготовки и литературного воплощения. Репортеры работают по заданиям отдела или добывают материал в свободном поиске: готовят оперативную «смесь» пестрой событийной тематики, поставляют новости одной темы (если за ними определен постоянный участок деятельности: местная хроника, новости «из коридоров власти», из зала суда...), либо специализированные новости из областей науки, культуры, экономики; проводят интервью, в том числе и «конфликтные», выполняют специальные задания — как одноразовые (внезапные происшествия), так и долговременные (например, «командировки на войну»). Подобранные факты отражаются в репортерских новостях как фрагменты истории текущих событий, показывая, что происходит вокруг, что именно сейчас на виду и на слуху. В общей гонке за сиюминутным различаются материалы более оперативные и менее оперативные; в зависимости от первотолчка — исходного материала — избираются разные формы выступлений. Это и краткие сообщения, и «картинки», воссоздающие лица и события; и так называемые «авторизованные новости»: репортажи о происшествиях, отчеты, представление людей («знакомства»), «ролевые репортажи» — расследования с углубленной детализацией событий. Главное в журналистике новостей — эффект самоочевидности факта С этим эффектом связан любопытный этический феномен. Репортер будто бы не несет ответственности за смысл сообщения. Предназначение журналистики новостей — представлять факт самоочевидным, как бы противопоставляется другой журналистике, интерпретирующей факт. В англоязычной прессе, к примеру, выделяется направление: «ответственная интерпретация» (то, что мы называем «аналитической журналистикой»). Название, вроде бы, предполагает, что другая журналистика — «журналистика новостей» — безответственна, или, по крайней мере, менее ответственна. В действительности же, это — два крыла одной профессии. И в том, и в другом случае творческий поиск корректируется нацеленностью на определенный результат восприятия, на вызов реакции читателя. Ответственность за подбор фактов, пригодных для обработки и за саму обработку, создание новостных материалов, делят редакторы отделов и их подчиненные, а вот ответственность за «ляпы», этические погрешности, искажение истины, клевету несут не только они, но и редакция в целом; может пострадать репутация издания. Чтобы этого избежать, на рабочих совещаниях специализированных отделов (их называют по-разному: отдел оперативной информации, отдел новостей и репортажа и пр.) уточняется стратегия репортерской работы «на опережение» с учетом возможностей конкурирующих изданий, радио и телевидения, с учетом разграничения зоны действия утренних и вечерних газет. Журналисту хорошего издания, помимо умения добыть новость, важно умение предложить ее редактору отдела как ценную и интересную, отстоять свой замысел, соотнести его с выступлениями по этой же теме в других средствах информации (например, на телевидении). Есть также необходимость продемонстрировать, что автор открыт к возможной коррекции замысла (в том числе и продиктованной этическими соображениями). «Переигрывание темы» — свидетельство профессионального чутья; это умение не раз спасало журналиста от ловушек, подстроенных собственной предвзятостью. Для репортерства, как особого рода журналистской деятельности, характерно: определение таланта репортера как «чутья на новость»; представление события (либо состоявшегося разговора, либо какого-то иного действия, вызванного инициативой журналиста) как факта, который не нуждается в дополнительных разъяснениях. В каждом из вариантов выступлений, в каждом отдельно взятом произведении предполагается строгий отбор («селекция») фактов и деталей; выделяется и подчеркивается новость. Автор заботится об адресности (атрибутивности) сведений и мнений и возможной наглядности их передачи. Цель, повторим,— добиться эффекта самоочевидности факта без открытых комментариев. Общее для всех литературных форм, которые использует репортер: выделение основных характеристик факта и затушевывание позиции автора, поскольку в центре внимания — происшествие. Характерно наставление репортерам одной их крупных газет: «Не пишите передовиц, не высказывайте суждений, вам должно показывать и рассказывать, а мнения можете вводить, цитируя других...». На репортерскую работу, ее общественное звучание и этическое наполнение эти обстоятельства накладывают заметный отпечаток. ВЫБОР РЕПОРТЕРА Что выделяет факты для прессы, т.е. факты, в основе своей интересные читателю, среди всех прочих, ежесекундно происходящих событий? Новость — это то, что произошло внезапно? Или то, что затрагивает большинство людей, невзирая на неоднородность аудитории, независимо от уровня ее запросов? Существенно и то, и другое, и еще ряд моментов. «Важное — неважное» Приоритеты необходимо определить, изначальный выбор должен быть как-то обоснован, хотя в журналистике новостей эти обоснования и не представляются читателю. Известна в истории прессы практика так называемого пассивного отбора, при котором критерии незначительны или просто привычны, как это было в советской журналистике: следование «газетным приличиям», — что годится для газеты, а что — нет; привычное почтение к фактам «солидным» и боязнь фактов «развлекательных». Пассивней отбор дает такие факты, которые большинство читателей не замечает на газетной полосе, никак на них не реагирует, либо реагирует одинаково безразлично. Один из распространенных вариантов пассивного отбора в местной прессе (более оправданный из-за локальности тем) — так называемая «вермишель»: поток мелких повседневных фактов, сплетен местного значения. Событий малозначимых, но «узнаваемых» и этим любопытных. Разделить факты на важные и неважные не так-то просто. Например, при декларировании «важности» как главного критерия в советской прессе, отбор на самом деле означал: «Лишь бы не сенсационность! Не легковесность!», «Нужны факты солидные!»... Материалы, которые доминировали в результате такого отбора, очень часто важными и значимыми читателю не казались. Нередко возникало ощущение, что факты возводятся в ранг «важных» искусственно, что преувеличиваются отечественные народнохозяйственные достижения, заслуги отдельных предприятий и отраслей и пр. — и не путем «приписок», прямого обмана, но только тем, что на них концентрируется внимание как на важнейших новостях. Так что же, все-таки, отнести к «важному»? Видимо, не то, что важно для журналиста лично или определено для него «вышестоящими» структурами. Важно то, что небезразлично читателю. И что соотносится с позицией издания, с его «лицом». В большинстве кодексов журналистской этики предполагается, что критерий важности при отборе фактов помогает уточнить собственную тему журналиста, отсекая все стоящее вне этой темы, внушенной коллективным редакционным творчеством, общим его направлением. Итак, при выборе факта важны соображения насчет того, входит или нет тема, встающая за фактом, в русло интересов издания, его специфической аудитории. Кроме того, немаловажна оглядка на вкусы читателя; существенным оказывается критерий: «интересно — неинтересно». Что интересно в новости Предпочтительный выбор факта связан с особой озабоченностью журналиста: есть ли в событии необходимые «новостные элементы» — крупицы сведений, которые могут сделать материал интересным. Как уже говорилось, репортерство как профессия исторически менялась, уточняя ориентиры. Один из этапных моментов в осмыслении критериев запроса аудитории в начале XX века ознаменовался разработкой списка примет интересного факта, ныне широко известных как классические элементы новости. Назовем эти приметы. Событие, пригодное для освещения в прессе, отличают следующие свойства (или, хотя бы, одно из них): «своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи; близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.); явная значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам («Тема преодолевает все границы»); эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии. (Иной вариант «темы, преодолевающей границы»). Желательны также: конфликтность происшествия или его особая яркость (причудливость события); связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком); «человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети», «исцеления» и пр.). Именно эти факторы — предпосылки создания репортерского произведения — придают событию окраску «новости». Для разных направлений журналистской работы и для разных отрядов прессы (пресса может побуждать к размышлению и к действию, информировать, обучать, развлекать) определение «новости» варьируется. Однако есть немало схожего в рассуждениях о том, что достойно быть новостью, а что нет. События интересны, когда важны, либо необычны Хотя работа репортеров очень дифференцирована (тут и происшествие, и факт состоявшейся беседы, и «картинка» — фрагмент жизни или конкретная ситуация журналистского поиска), однако, смысл усилий каждого репортера — выразительно и, по возможности, точно передавать факт, чем-то выделяющийся из череды других событий, факт, который выбран не случайно и не зря. Всех репортеров роднит талант выделять из потока событий: факты «перспективные» (т.е. такие, к которым можно вернуться еще не раз — уточняя, комментируя, исследуя); факты «оглушительные». Ориентация на «классические элементы новости» помогает не только при отборе фактов, но и в процессе обработки, литературной отделки материала. Но она же стимулирует некоторые этические погрешности. И вот почему. Внимание репортера предельно концентрируется на самом событии, вне его окружения, вне его связей, иногда даже вне его предыстории. Журналистика новостей отличается от других сфер деятельности журналиста, которые рассматривают «жизненные эпизоды» в цепочках-связях, в сопоставительной панораме, в качестве иллюстрации проблемы или общественной тенденции. Репортер нацелен лишь на «кусочек жизни» — чем-то показательный, характерный для сегодняшнего дня, однако, изолированный, замкнутый на себя, как бы получивший особую (часто — гипертрофированную) значимость из-за того, что именно его отобрали, именно о нем сочли нужным рассказать. Журналистика новостей выбирает, представляет читателю события и факты локальные. К тому же — выбранные под определенным углом зрения Известно, что классик советской литературы Максим Горький протестовал против ряда публикации в прессе 20-х годов. Не против вопиющих фактов советской действительности тех лет, а против их обнародования в прессе («Журналисты выбирают нехарактерное», «роются на заднем дворе революции!», — писал он). Ему же принадлежит изречение: «Журналист утверждает: «Я сказал правду». Следовало бы добавить «Какую правду и зачем». Оставив в стороне этическую сторону высказывания, может, вырвавшегося в запале полемики, обратим внимание на характерную примету «литературы факта»: фрагменты жизни, подбираемые произвольно, могут составляться в очень разные «мозаичные картины» дня. С учетом этого обстоятельства точнее обрисовывается «плацдарм», на котором действует обоюдоострое оружие прессы, или, по-иному, — почва, на которой слишком часто произрастают журналистские неправды. Определенный отбор (например, «факты против» или «факты за»), накапливание фактов одного свойства и их обработка дают не просто информирующий, познавательный, но и публицистический, и очень сильный, эффект. Взгляд на действительность у журналистов, репортеров в том числе, — весьма целеустремленный взгляд. В защиту сенсации Сенсация — неизменная, желанная спутница репортерства. В работе журналиста необходимы акценты на новое, свежее. С другой стороны постоянны нарекания: «Эта новость не объективна — она сенсационна... Новость выбрана не потому, что она важна, но из-за сенсации...». Подчеркивание неожиданного как бы вредит точной и завершенной картине текущих событий. Однако, лишенная всплесков неожиданности, непредсказуемости (капризов жизни) панорама новостей будет выглядеть расчетливо — тенденциозной и не правдивой. Решительный отказ от «несолидного» отношения к важной политизированной жизни, запрет любой сенсационности выглядят весьма внушительным вкладом в дело борьбы за этичность журналистики, но на деле культивируют журналистику, искажающую действительность, обедняющую представление о картине дня из-за преимущественного внимания лишь к одной из ее сторон. Целый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно — «эффект эмоционального толчка») неумолимо ориентируют репортера на материал, имеющий качества сенсации. Сенсация — это «новое ошеломляющее» Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она — «новость вдвойне». Упор на необычность долго был основой журналистики новостей XX века. Широко известна шутливая иллюстрация к работе массовой прессы 30-40-х годов: «Если собака укусила человека, то это не новость; новость — если человек укусил собаку, особенно — известный человек». Это высказывание часто и с удовольствием цитировали как образчик беспримерного цинизма и «продажности» капиталистической прессы. Однако, не стоит забывать, что блестящая пародия была сочинена самими журналистами, отразив их интерес к парадоксам профессии, и что самоирония близка к самоконтролю... Преобладающее содержание новостей не менялось на протяжении столетия: необычные и внезапные поступки официальных лиц и знаменитостей, решительные шаги «властных структур», которых не ожидали, открытия с элементом непредсказуемости, необычайные события (преступления, катастрофы), шокирующие признания и разоблачения в высказываниях важных персон, новые веяния в обществе, проявившиеся как-то «вдруг» и тому подобные сообщения, как и прежде, доминируют в прессе. Но сегодня журналистика новостей более дифференцирована, нежели прежде, круг новостей расширяется; репортеры понимают, что, с одной стороны, новости развлекают и раззадоривают публику, но, с другой стороны, той же публике неприятно, когда игнорируют «нормальную жизнь». Критерий необычности, поэтому, не единственный, он уравновешивается другими соображениями, другими мотивами обращения аудитории к новостям (например, таким: «это полезно знать», «надо принять к сведению», «это уточняет мои планы» и т.п.). И все же вовсе убирать «необычное», затушевывать эффект неожиданности нежелательно; в изданиях, начисто лишенных сенсационности, возникает питательная среда для другого рода газетных штампов, делающих журналистский текст бесцветным и унылым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|