IX. Механические передачи вращательного движения.
В биомеханике вращательное движение практически не встречается, в основном преобладают возвратно-поступательные механизмы с шарнирными сочленениями. В технике вращательное движение используется весьма широко, а именно – при передачи механической энергии (движения) от двигателя к исполнительному органу машины или прибора, а так же для преобразования видов движения, моментов и усилий в передаточных механизмах (устройствах). Примером передаточного механизма может послужить привод механического перемешивающего устройства (Рис. IX. 1), состоящий из двигателя 1, передаточного устройства 3 и исполнительного механизма 4 со своим рабочим органом, соединенных с помощью муфт 2. Рис. IX. 1 Приводом оборудования называется сочетание двигателя и передаточного устройства. Назначение двигателя сводится к превращению одного вида энергии в другой. Так, двигатель внутреннего сгорания превращает потенциальную энергию топлива в механическую энергию выходного вала, электродвигатель преобразует электрическую энергию – в механическую. Любое передаточное устройство характеризуется мощностью двигателя Nдв: , где Мк – передаваемый крутящий момент; ω – угловая скорость двигателя, рассчитываемая по формуле: , а так же эффективностью передачи энергии, оцениваемой коэффициентом полезного действия (КПД) η: . Следует иметь в виду, что при наличии в схеме устройства муфт, опор или редукторов КПД рассчитывается с учетом коэффициентов полезного действия в этих устройствах: , где η 1 – КПД муфты; η 2 – КПД опоры; k – число опор; η 3 – КПД редуктора; l – число ступеней редуктора. Основным кинематическим параметром передаточного механизма является передаточное отношение и – отношение угловых скоростей вала ω1 и редуктора ω 2:
. Редуктор – закрытая зубчатая передача, служащая для уменьшения числа оборотов вала. Очень часто в механике используются закрытые зубчатые передачи, служащие для увеличения числа оборотов – мультипликаторы. В зависимости от типа звена, передающего вращающий момент, механические передачи подразделяются на несколько видов, основными и наиболее употребляемыми из которых являются: - фрикционные передачи; - передачи с гибким тяговым органом; - зубчатые передачи.
Фрикционные передачи. Принцип работы фрикционных передач основан на трении. в связи с чем фрикционные передачи имеют отличительную особенность – необходимость поджатия одного диска передаточного устройства к другому, для чего один из дисков устанавливают на несмещаемой опоре (Рис. IX. 2).
Рис. IX. 2
Сила P, передающаяся от ведущего диска 1 к ведомому диску 2, связана с усилием поджатия F в соотношении: , где f – коэффициент трения дисков; β – коэффициент запаса передаваемого усилия. Передаточное отношение фрикционной передачи зависит от соотношения диаметров ведущего 1 и ведомого 2 колес: . Достоинствами фрикционных передач являются простота устройства, бесшумность работы и плавность движения. Однако они используются в механизмах, передающих небольшие усилия, что связано с эффектом проскальзывания одного диска по другому. Вызванное этим непостоянство передаточного отношения, а также необходимость использования больших усилий поджатия, является основным недостатком фрикционных передач с точки зрения кинематики.
Ременные передачи. Ременные передачи, а также цепные передачи и передачи с использованием тросов, широко используются в производстве. Основной тяговый орган ременной передачи – ремень, помещенный на шкиве (Рис. IX. 3). По виду ремня передачи подразделяются на:
- плоскоременные (ремень выполнен из резинотканевой ленты):
- ременно-зубчатые (ремень с зубьями):
Используются в роторно-таблетных аппаратах, а также устройствах, где требуется обеспечить достаточную прочность в передачи вращательного движения. - круглоременные передачи используются в малогабаритных установках:
- клиноременные передачи, наиболее часто используемые в технике:
Передача вращения происходит вследствие фрикционного взаимодействия ремня и поверхности канавки. Вставленные в резину тросики укрепляют ремень, тем самым способствуя передаче больших усилий. - поликлиновые:
Ремни фрикционных передач являются стандартными изделиями. Подбор ремня клиноременной передачи проводится с использованием справочных материалов, в которых даны марки ремней – А,О и т.д. (Рис. IX. 3).
Рис. IX. 3 Основным элементом расчета фрикционных передач на прочность является оценка сечения ремня. Так, для клиноременной передачи рассчитывается количество ремней z: , где N 0 – общая передаваемая мощность; N 1 – стандартная передаваемая мощность; С 1 – поправочный коэффициент, учитывающий удлинение ремня при работе; С 2 – поправочный коэффициент, определяемый различными растяжениями ремней при использовании нескольких ремней в передаче; С 3 – погрешность передачи, связанная с тем, что ремни с большим сечением приводят к большей погрешности. Немаловажным при подборе ремня является и то, что материал ремня в результате работы лохматится и пылится.
Зубчатые передачи. Данный вид механических передач лишены недостатков по-сравнению с фрикционными передачами. Главное достоинство зубчатых передач – отсутствие проскальзывания, т.е. постоянство передаточного отношения и возможность передачи больших мощностей. Особенность передачи заключается в большой металлоемкости, а значит, механизмы зубчатых передач имеют значительный вес и зачастую повышенную шумность при передачи крутящего момента. По степени подвижности осей вращения зубчатые передачи классифицируются на: - передачи с неподвижными осями (передачи обыкновенного ряда):
- передачи с подвижными осями или хотя бы одной подвижной осью:
Ось зубчатого колеса входного вала подвижна относительно оси выходного вала, т.е. колесо входного вала обкатывается по колесу выходного вала. Колесо, работающее на подвижной оси, называется сателлитом. Передачи, в которых хотя бы одна ось подвижна, называются планетарными редукторами. По взаиморасположению осей вращения зубчатые передачи бывают: - цилиндрические (оси параллельны):
- передачи с пересекающимися осями с коническими шестернями:
- передачи со скрещивающимися осями (червячные передачи):
Ось червяка (ведущего звена) скрещивается с осью червячного колеса (ведомого колеса). По направлению линии зубьев передачи подразделяют на: - прямозубые:
Прямозубые передачи просты по устройству, но более шумны при работе и используются при линейной скорости вращения менее 6 м/с, вследствие повышенной вибрации. - косозубые, где линия направления зубьев не параллельна оси вращения:
Косозубые передачи дают более плавный ход, что позволяет использовать их при повышенных скоростях, но при этом возникает осевое усилие Q. - шевронные передачи (средняя комбинация направлений зубьев, ослабляющая осевое усилие):
По взаимному расположению колес зубчатые передачи делят на: - передачи с внешним зацеплением:
- передачи с внутренним зацеплением:
По виду профиля зуба передачи могут быть: - с зубьями трапециидального профиля (профиль сечения зуба – трапеция):
- с эвольвентными зубьями:
- с зубьями, очерченными радиусной дугой (зацепление Новикова):
Используется для передачи больших усилий.
Эвольвентное зацепление. Наиболее часто в технике используются зубчатые передачи с эвольвентным профилем зуба. Эвольвентой называют плоскую кривую, являющуюся разверткой эволюты (окружности). Построение эвольвенты начинается с построения основной окружности (Рис. IX. 4), затем по окружности обкатывается без скольжения касательная (прямая О). Полученная в результате кривая 0123 является эвольвентой основной окружности. Аналогично получим эвольвенту обкатыванием основной окружности по касательной.
Рис. IX. 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|