Формирование и развитие навыков в процессе усвоения
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой. Интерпретацию в отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой. Педагогическая оценка выполнит свое основное развивающее и воспитывающее назначение, если будет исходить из следующих принципов.
Часто школьники и студенты не в состоянии адекватно оценить свои реальные и возможные успехи учебной деятельности. Формирование адекватной самооценки учащимися своих реальных и потенциальных возможностей может быть достигнуто при такой организации обучения, при которой сами учащиеся вовлекаются в совместную учебно-оценочную деятельность (В. А. Якунин). Обычно такая форма организации обучения складывается из трех условно выделяемых этапов, которые отражают переход от внешних форм оценивания к самооценке.
В мотивационном плане особое значение имеет то, что оценка позволяет обучающемуся определить меру своего продвижения. Этим обеспечивается как бы самодвижение учащегося вперед. Самая общая и самая важная функция самооценки — регулятивная. Самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития учения.
Психология усвоения знаний ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСВОЕНИЯ Усвоение, как сложное, многозначное понятие, может трактоваться с точки зрения различных подходов. И. А. Зимняя выделяет три трактовки данного понятия. 1. Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение общественно-историчесйого опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение может протекать как стихийно, так и в специальных образовательных условиях. 2. Усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. 3. Усвоение есть результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения (С. Л. Рубинштейн). Усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности (В. В. Давыдов). Основные характеристики □ Прочность, определяющаяся независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени и ситуации. - □ Управляемость, т. е. процесс усвоения независимо от используемой теории обучения должен быть объектом специально организованного воздействия. □ Личностная обусловленность усвоения. □ Особенности характера усвоения для разных возрастных периодов обучающихся как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий. □ Обобщение, происходящее по трем линиям: обобщение принципа, программы и способа действия. □ Готовность (легкость) актуализации знаний и их полнота и системность. Структурная организация Структурность, компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя" сами выделяемые компоненты различными авторами называются по-разному.
С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов выделяют четыре психологических компонента усвоения: 1. Положительное отношение учащихся. 2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом. 3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала. 4. Процесс запоминания и сохранения полученного и обработанного материала. На основе системного анализа основных теорий обучения И. И. Ильясов (1986)выделяет только два компонента в структуре усвоения: 1. Получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним. 2.* Отработка, освоение знаний и действий. Аргументация автора состоит в том, что в качестве первого и второго из двух данных компонентов в разных концепциях выступают соответственно такие макрокомпоненты, как: ♦ понимание и заучивание (Коменский); ♦ углубление (ясность, ассоциации, восприятие, переработка, выражение, система) и метод (Герберт); ♦ нахождение знания и закрепление (Дистервейг); ♦ восприятие, переработка и выражение в действии (Лай); ♦ получение и закрепление (Ушинский); ♦ получение, переработка и применение (Каптерев); ♦ восприятие, отвлечение и проверка в деятельности (Лесгафт); ♦ установление связи и упрочение связи (Торндайк); ♦ успех и память (Коффка); ♦ селективное восприятие и кодирование, хранение, выполнение (Гагни); ♦ ориентировка и проработка (Лингарт); ♦ внимание, понимание, память, моторика (Бандура); ♦ оценка, выбор способа действия и реализация (Пэрис и Кросс); ♦ восприятие, понимание и выполнение, проверка (Леонтьев); ♦ уяснение, ориентировка и отработка (Гальперин); ♦ восприятие, осмысление и закрепление в действии (Кабанова-Миллер); ♦ восприятие, поиск и заучивание (Ительсон); ♦ сознание средств и упражнения (Щедровицкий); ♦ когнитивное усвоение деятельности и практическое действие (Шадриков). Этапы усвоения С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основных этапа (стадии) усвоения, которые характеризуются взаимообусловленностью, и каждый из них определяет конечный результат усвоения.
Первый (начальный) этап — ознакомление предполагает включение активного сознательного отношения личности к воспринимаемому материалу. Весь процесс восприятия опосредован мыслительной деятельностью. Второй этап — осмысление. Входя в первый, второй этап является основой третьего. Третий этап — запоминание учебного материала. По мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание есть не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Следовательно, при организации процесса усвоения должно быть обязательно предусмотрено собственное изложение, свободное воспроизведение учебного материала обучающимися. Четвертый этап — применение на практике — является не только результатом учения, но и способом овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. В рамках теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) также рассматриваются основные этапы усвоения, каждый из которых имеет свои качественные отличительные характеристики. Мотивационный этап. Познавательная мотивация — это эффективный путь побудить человека к учению. Этап составления схемы ориентировочной основы действия (ООД). Учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Здесь важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения. Следующий важный момент этого этапа — фиксация выделенного содержания деятельности. Ученики должны не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Процесс активного выполнения новых действий, в свою очередь, включает четыре этапа: • этап выполнения действия в материализованной (материальной) форме; • этап внешнеречевых действий; • этап выполнения действия во внешней речи про себя; • этап умственных действий. Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно, проходя через ряд указанных этапов. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ Навык — упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством (И. А. Зимняя).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|