Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие навыков в процессе усвоения




ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой. Интерпретацию в от­ношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.

Педагогическая оценка выполнит свое основное развивающее и воспитываю­щее назначение, если будет исходить из следующих принципов.

Принципы оценки
(Ш. А. Амонашвили)
  Принцип   Гуманистический   Принцип  
  перспективности   принцип   сотрудничества  
  Заключается в том,   Предполагает ува-   Предполагающего  
  чтобы посредством   жение учителем че-   такую форму обще-  
  педагогической   ловеческого досто-   ния учителя и уче-  
  оценки показывать   инства учащихся   ника в оценочной  
  обучающемуся пер-   любого возраста. От-   деятельности, при  
  спективы его разви-   сутствие такта, гру-   которой обучаемый  
  тия, возможности   бые формы обраще-   перестает быть толь-  
  его продвижения   ния и выражения   ко объектом воздей-  
  вперед   оценочных сужде-   ствия, становится  
  ний, несправедли-   соучастником про-  
  вость и субъекти-   цедуры оценивания  
    визм педагогиче-      
               
  ской оценки могут  
  превратить ее для  
  ученика в унизи-  
      тельную процедуру      
                 
                 

Часто школьники и студенты не в состоянии адекватно оценить свои реаль­ные и возможные успехи учебной деятельности. Формирование адекватной самооценки учащимися своих реальных и потенциальных возможностей мо­жет быть достигнуто при такой организации обучения, при которой сами уча­щиеся вовлекаются в совместную учебно-оценочную деятельность (В. А. Яку­нин). Обычно такая форма организации обучения складывается из трех ус­ловно выделяемых этапов, которые отражают переход от внешних форм оценивания к самооценке.


  Этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке  
  ПЕРВЫЙ ЭТАП Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом.  
       
  ВТОРОЙ ЭТАП Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы. В процессе этой работы каждый из учеников принимает на себя контрольно-оценочные функ­ции учителя, но по отношению к своим одноклассникам. Таким обра­зом, ученическая взаимооценка выступает как первоначальная форма оценочного сотрудничества, с одной стороны, и как форма первона­чального опыта самостоятельной оценки — с другой.  
       
  ТРЕТИЙ ЭТАП Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психоло­гии видам самооценки: ♦ ретроспективной (оценка результатов своей деятельности); ♦ прогностической (оценка субъектом собственных возможностей).  
     

В мотивационном плане особое значение имеет то, что оценка позволяет обучающемуся определить меру своего продвижения. Этим обеспечивает­ся как бы самодвижение учащегося вперед. Самая общая и самая важная функция самооценки — регулятивная. Самооценка может стать либо сти­мулом, либо тормозом развития учения.


Психология усвоения знаний

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСВОЕНИЯ

Усвоение, как сложное, многозначное понятие, может трактоваться с точки зрения различных подходов. И. А. Зимняя выделяет три трактовки данного понятия.

1. Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивиду­ального опыта через приобретение общественно-историчесйого опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение может протекать как стихийно, так и в специальных об­разовательных условиях.

2. Усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

3. Усвоение есть результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения (С. Л. Рубинштейн). Усвоение на­учных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности (В. В. Давыдов).

Основные характеристики

Прочность, определяющаяся независимостью использования усвоенных зна­ний и выработанных умений от времени и ситуации. -

Управляемость, т. е. процесс усвоения независимо от используемой теории обучения должен быть объектом специально организованного воздействия.

Личностная обусловленность усвоения.

Особенности характера усвоения для разных возрастных периодов обучаю­щихся как по использованию средств, так и по соотношению репродуктив­ных и продуктивных действий.

Обобщение, происходящее по трем линиям: обобщение принципа, програм­мы и способа действия.

Готовность (легкость) актуализации знаний и их полнота и системность.

Структурная организация

Структурность, компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя" сами выделяемые компоненты различными авторами на­зываются по-разному.

С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов выделяют четыре психологических компонента усвоения:

1. Положительное отношение учащихся.

2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом.

3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала.

4. Процесс запоминания и сохранения полученного и обработанного материала.

На основе системного анализа основных теорий обучения И. И. Ильясов (1986)выделяет только два компонента в структуре усвоения:

1. Получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним.

2.* Отработка, освоение знаний и действий.

Аргументация автора состоит в том, что в качестве первого и второго из двух

данных компонентов в разных концепциях выступают соответственно такие

макрокомпоненты, как:

♦ понимание и заучивание (Коменский);

♦ углубление (ясность, ассоциации, восприятие, переработка, выражение, сис­тема) и метод (Герберт);

♦ нахождение знания и закрепление (Дистервейг);

♦ восприятие, переработка и выражение в действии (Лай);

♦ получение и закрепление (Ушинский);

♦ получение, переработка и применение (Каптерев);

♦ восприятие, отвлечение и проверка в деятельности (Лесгафт);

♦ установление связи и упрочение связи (Торндайк);

♦ успех и память (Коффка);

♦ селективное восприятие и кодирование, хранение, выполнение (Гагни);

♦ ориентировка и проработка (Лингарт);

♦ внимание, понимание, память, моторика (Бандура);

♦ оценка, выбор способа действия и реализация (Пэрис и Кросс);

♦ восприятие, понимание и выполнение, проверка (Леонтьев);

♦ уяснение, ориентировка и отработка (Гальперин);

♦ восприятие, осмысление и закрепление в действии (Кабанова-Миллер);

♦ восприятие, поиск и заучивание (Ительсон);

♦ сознание средств и упражнения (Щедровицкий);

♦ когнитивное усвоение деятельности и практическое действие (Шадриков).

Этапы усвоения

С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основных этапа (стадии) усвоения, которые характеризуются взаимообусловленностью, и каждый из них определяет ко­нечный результат усвоения.

Первый (начальный) этап — ознакомление предполагает включение активно­го сознательного отношения личности к воспринимаемому материалу. Весь про­цесс восприятия опосредован мыслительной деятельностью.

Второй этап — осмысление. Входя в первый, второй этап является основой третьего.

Третий этап — запоминание учебного материала. По мнению С. Л. Рубинштей­на, запоминание есть не только постоянное осмысление, включение в новые смыс­ловые связи, но и переосмысление этого материала. Следовательно, при органи­зации процесса усвоения должно быть обязательно предусмотрено собственное изложение, свободное воспроизведение учебного материала обучающимися. Четвертый этап — применение на практике — является не только результа­том учения, но и способом овладения знаниями, их закрепления, формирова­ния прочных навыков.

В рамках теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина) также рассматриваются основные этапы усвоения, каж­дый из которых имеет свои качественные отличительные характеристики. Мотивационный этап. Познавательная мотивация — это эффективный путь побудить человека к учению.

Этап составления схемы ориентировочной основы действия (ООД). Учащие­ся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Здесь важ­но не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения. Следующий важный момент этого этапа — фиксация выделенного содержания деятельности. Ученики должны не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно вы­полнять.

Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Процесс активного выполнения новых действий, в свою очередь, включает четыре этапа:

• этап выполнения действия в материализованной (материальной) форме;

• этап внешнеречевых действий;

• этап выполнения действия во внешней речи про себя;

• этап умственных действий.

Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познаватель­ная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную фор­му, становятся обобщенными не сразу, а поочередно, проходя через ряд указанных этапов.


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ

Навык — упроченное, доведенное в результате многократных, целена­правленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно ха­рактеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптималь­ным временем выполнения, качеством (И. А. Зимняя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...